Тема 6. Причины и условия преступности.
Причины и условия индивидуального преступного поведения. Криминальная виктимология
Вопросы
1. Причины и условия преступности. Классификация причин и условий преступности.
2. Понятие причин и условий совершения конкретных преступлений.
3. Экономические отношения и преступность. Социальные отношения и преступность. Политика и преступность. Нравственные принципы развития общества, правовая культура и преступность.
4. Роль потребностей, интересов, мотивов и целей, антиобщественных привычек и взглядов в механизме преступного поведения. Классификация мотивов криминального поведения.
5. Понятие криминогенной ситуации, ее разновидности и роль в совершении преступления.
6. Криминальная виктимология как учение о потерпевшем от преступления и его поведении. Понятие виктимности. Классификация потерпевших (социально-демографические, профессиональные, социально-правовые признаки).
6. Понятие и виды виктимного поведение потерпевшего лица.
7. Профилактика криминальной виктимности.
Задания
1.Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступника и причины преступного поведения. Проведите виктимологический анализ.
Суржиков служил в армии десантником. Там у него все получалось. А как он был счастлив, когда сбылась его мечта - дембель! Но радостным был только путь домой. Как-то не получалось у него вписаться в новую жизнь. Не умел он суетиться, шустрить, покупать, перепродавать, обманывать, навариваться. Перебивался кое-как. Когда мать умерла, стал сдавать квартиру азербайджанцу - тот торговал на рынке.
Суржиков спивался и как-то терял себя. Один раз он избил своего квартиранта, отобрал у него деньги, пропил. Потом извинялся. Плакал. Тот простил. Ну не идет жизнь, и все. Не попадает в колею. Шарахает Суржикова, словно по ухабам. Вечером он допил водку, остававшуюся в бутылке, решил пойти погулять. Настроение было хуже некуда. Зачем он взял с собой нож, он сейчас сказать не может. Честно говоря, было какое-то смутное желание кого-нибудь прирезать. Не кого-то конкретно, а так, вообще.
Возле школы (там было безлюдно) ему встретился мужчина: «Закурить нет?» Суржиков достал пачку сигарет, протянул. Мужчина был намного здоровее Суржикова. Он достал сигарету, закурил, нагло посмотрел на него и положил чужую пачку сигарет в свой карман. Он успел сделать всего полшага. Суржиков буквально изрешетил ему спину - 15 ножевых ранений.
2.Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность:
· общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакции на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть
Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?
3.Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:
· по уровню влияния: на преступность в целом; на совершение конкретных преступлений;
· по содержанию: социально-психологического, социально-экономического, идеологического, организационного, правового, морально-нравственного характера;
· по механизму действия: причины преступности (преступлений), условия преступности (преступлений):
- недостатки в системе учета и охраны материальных ценностей;
- миграционные процессы;
- дефекты в сфере управления;
- нравственные деформации;
- недостатки воспитания в семье, школе;
- усиление враждебной деятельности иностранных государств;
- стремление к самоутверждению;
- отсутствие идеалов;
- лживость, лицемерие;
- существенная дифференциация доходов, бедность, нищета;
- правовой нигилизм;
- падение нравственности;
- изменения уголовного законодательства;
- бытовые и семейные конфликты;
- нарушение принципа неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;
- алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция;
- стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм, цинизм.
4.Классифицируйте потерпевших по предложенным ниже основаниям:
Потерпевшие:
- лицо с малым жизненным опытом;
- «легкомысленная» жертва;
- «агрессивная» жертва;
- активный потерпевший;
- знакомый преступника;
- «случайный» потерпевший;
- родственник преступника;
- «закономерный» потерпевший;
- потерпевший «корыстного» типа;
- потерпевший от тяжкого преступления;
- «распущенная» жертва.
Основания классификации
| отношение к преступнику
| нравственно-психологическая характеристика
| роль в генезисе преступного поведения
| степень «вины»
| 5.Классифицируйте виктимогенные ситуации по предложенным ниже основаниям:
Виктимогенные ситуации:
- ситуация разового характера;
- закрытая ситуация;
- ситуация толчковая;
- провоцирующая ситуация;
- кратковременная ситуация;
- ситуация-система;
- ситуация потерпевший-преступник;
- ситуация сотрудничества;
- соблазняющая ситуация;
- смешанная ситуация;
- экстремальная ситуация;
Основания классификации
| Поведение потерпевшего
| Характер взаимодействия между потерпевшим и преступником
| Развитие ситуации во времени
| Степень и характер понимания потерпевшим динамики и перспективы развития ситуации
| 6.В чем заключается специфика механизма действия глобальных факторов преступности? Охарактеризуйте войны, локальные вооруженные конфликты, миграционные процессы как глобальные факторы преступности.
7.Опросите 20 человек по методу случайной выборки на предмет виктимности: оказывались ли вы потерпевшим (ей) в течение последних двух лет от таких преступлений как:
- квартирная кража;
- карманная кража;
- грабеж;
- разбой;
- мошенничество;
- хулиганство;
- причинение вреда здоровью легкой степени;
- причинение вреда здоровью средней степени тяжести;
- причинение тяжкого вреда здоровью;
- автотранспортное преступление;
- взяточничество;
- насилие со стороны сотрудника милиции;
- иное преступление (указать)
Опрос проводится анонимно.
Тема 7. Предупреждение преступности.
Криминологическое прогнозирование и планирование.
Зарубежная криминология
Вопросы
1. Понятие предупреждения преступности.
2. Система предупреждения преступлений и ее функции: регулятивная, охранительная, воспитательная. Общее, специальное и индивидуальное предупреждение преступности. Классификация мер предупреждения преступности.
3. Принципы предупреждения преступности. Классификация субъектов предупреждения преступности. Объекты предупреждения преступности.
4. Криминологическое планирование и прогнозирование в системе предупреждения преступности (понятие и значение, виды).
5. Возникновение, основные этапы и направления развития криминологии. Криминология как учебная дисциплина в университетах США, Италии, Германии, Франции.
6. Социологические теории: «множественности факторов», «дифференциальной ассоциации», «социальной дезорганизации», «конфликта и согласия», «контроля» и др. Достоинства и недостатки социологического направления криминологии.
7. Биосоциальное направление в криминологии: расовые теории, антропологические, фрейдистские, генетические и др. Консервативный характер данного направления, его влияние на уголовное законодательство и программы предупреждения преступлений.
8. Концепции предупреждения преступности. Научное обеспечение профилактических программ и нормативных актов. Комплексное криминолого-профилактическое законодательство в борьбе с организованной преступностью и коррупцией в США и Италии.
Задания
1.Какое из приведенных суждений представляется вам наиболее правильным и почему:
1. в основе причин преступности лежат определенные экономические факторы;
2. причинами преступности прежде всего являются дефекты общественного сознания;
3. причины преступности прежде всего коренятся в индивидуальном сознании части граждан;
4. в обществе нет социальных корней преступности, и причины преступных проявлений следует искать в явлениях иного порядка;
5. в обществе нет причин преступности, речь должна идти только об условиях, способствующих проявлению пережитков в сознании людей;
6. причинами преступности являются негативные воздействия микросреды: школы, семьи, производственного и ближайшего бытового окружения.
2.Рабочий ремонтного завода Сергеев, ранее привлекавшийся к административной ответственности за мелкое хищение, продолжал систематически совершать кражи запасных частей с завода. Всего им похищено имущества 256 тыс. рублей, за что он был привлечен к уголовной ответственности. С учетом актуальности дела и в целях профилактического воздействия руководство завода обратилось в суд с письмом, в котором просило о проведении судебного процесса непосредственно на заводе.
На какие обстоятельства должен обратить внимание суд при рассмотрении дела в выездной сессии?
3.Среди субъектов, осуществляющих предупреждение преступлений, принято выделять три группы:
1. органы, для которых борьба с преступлениями и правонарушениями является основной функцией их деятельности;
2. органы, решающие профилактические задачи в процессе осуществления более широкой в целом деятельности по борьбе с преступностью;
3. органы, выполняющие профилактическую деятельность наряду с основной профессиональной деятельностью.
Назовите органы, которые входят в каждую группу, обоснуйте свой выбор.
4.Дайте анализ основных недостатков профилактической деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях. Каковы содержание, цели, субъекты индивидуальной профилактики преступлений?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|