Тема 3. Основные криминологические теории.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Общая часть криминологии
Тема 1. Понятие, предмет, задачи криминологии.
Место криминологии в системе наук
Вопросы
1. Дать понятие криминологии как науки и учебной дисциплины.
2. Определить, что входить в предмет криминологии.
3. Цели и задачи, функции криминологии.
4. Что представляет собой система дисциплины криминология?
5. Какое место занимает криминологии в системе наук и ее взаимосвязь с другими науками? Взаимосвязь криминологии и философии.
6. Как соотносится предмет криминологии с предметом уголовного права?
Задания
1.В литературе можно встретить различные определения криминологии: Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ, руководствуясь современными криминологическими теориями.
- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;
- относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);
- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.
2. Что такое преступность? Определите свое отношение к следующим дискуссионным вопросам:
- присутствует ли уголовно-правовой признак в понятии и вялении «преступность»?;
- преступность - явление исторически проходящее или вечное?;
- преступность – это совокупность преступлений или нет?;
- преступность изменчива или постоянна?
3.Прокомментируйте схему, иллюстрирующую место криминологии в системе наук.
Уголовное
право
|
| Правовая
статистика
|
Уголовно-
исполнительное
право
|
|
Криминология
|
|
Социология
|
Уголовно- процессуальное
право
|
|
Психиатрия
|
Криминалистика
|
| Педагогика
| | Психология
| | | | | | |
Тема 2. Метод криминологии.
Методика криминологических исследований
Вопросы
1. Методика криминологических исследований как совокупность приемов, средств сбора, обработки и анализа информации.
2. Система методов криминологических исследований и их виды:
- Диалектический метод, исторический метод, комплексный метод;
- Правовые методы;
- Социологические методы;
- Психологические методы;
- Статистические методы;
3. Организация и проведение криминологического исследования (его задачи, направления, объекты).
4. Понятие криминологической информации и направления криминологического исследования.
Задания
1.Что такое криминологическое исследование?
В программе конкретного криминологического исследования принято выделять две основные части: методическую и процедурную.
В чем сущность каждой части программы?
Какие из перечисленных ниже понятий включает методическая часть, а какие процедурная:
а) определение проблемы;
б) выделение объекта и предмета исследования;
в) формулирование гипотез;
г) составление принципиального плана исследования;
д) характеристика задач исследования;
е) описание методов и техники сбора данных;
ж) уточнение понятий;
з) описание способов обработки и анализа данных;
и) предварительное описание объекта.
2.В криминологическом исследовании используются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование. Укажите, какие из перечисленных признаков характерны для анкетирования, а какие - для интервьюирования:
а) анонимность;
б) возможность внешних подсказок;
в) возможность разъяснения вопроса;
г) меньшая затрата времени и средств;
д) вероятность отказа от ответа.
Как происходит отбор и подготовка корреспондента к опросу? Какие задачи решает установление процедуры анкетного опроса?
3.Сравните понятия: «судебная статистика», «юридическая статистика», «уголовная статистика», «правовая статистика», «криминологическая статистика».
4. Попросите 20 человек (соседей, родственников и проч.) по методу случайной выборки ответить на вопросы следующей анкеты:
Что удерживает вас от совершения уголовно-наказуемых деяний:
1) страх перед наказанием;
2) стыд перед родными, близкими, друзьями;
3) совесть;
4) вера в справедливость закона;
5) иное
Укажите ваш пол, возраст, образование
Обобщите материалы анкетирования, результаты внесите в таблицу и дайте анализ результатов.
Содержание анкеты
| Результаты в %
| 1) страх перед наказанием;
|
| 2) стыд перед родными, близкими, друзьями;
|
| 3) совесть;
|
| 4) вера в справедливость закона;
|
| 5) иное
|
| возраст
| | 14-25 лет
|
| 25-35 лет
|
| 35-45 лет
|
| 45и более лет
|
| пол
| | женский
|
| мужской
|
| образование
| | Среднее
|
| Средне-специальное
|
| высшее
|
|
Тема 3. Основные криминологические теории.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|