Сделай Сам Свою Работу на 5

История развития криминологии в России

Вопросы

1.Становление криминологии как науки в конце XIX века. Позитивизм в криминологии. Антропологическое направление в криминологии (Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Р. Гарофало). Достоинства и недостатки данного направления.

2. Зарубежные криминологические теории социологического направления в первой половине XX столетия. Теория социальной дезорганизации (Э. Дюркгейм, Р. Мертон). Теория дифференциальной связи (Г. Тард, Э. Сатерленд, Д. Кресси).

3. Современные зарубежные криминологические концепции социологического направления. Теория стратификации и «конфликта культур» (Т. Селлин). Теория «преступной субкультуры» (А. Коен). «Интеракционистская» концепция (Г. Беккер, К. К. Эриксон, Э. Лемерт, Е. Гофман, Д. Чемпен). Концепция «стигматизации» (Ф. Танненбаум).

4. Современные зарубежные биосоциальные теории в криминологии. Клиническое направление (Ж. Пинатель. Б. ди Туллио). Психоаналитические теории (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.).

5. Развитие криминологии в дореволюционной России. Социологическое направление (М.В. Духовской, И.Я. Фойницкий, М.П. Чубинский. С.К. Гогель, В.Д. Набоков, А.А. Жижиленко. А.А. Пионтков-

ский-старший. С.В. Познышев, П.И. Люблинский). «Левое крыло» российских криминалистов-социологов (М.Н. Гернет, М.М. Исаев, Н.Н. Полянский, X.М. Чарыхов). Биосоциальное направление (Д.А. Дриль, П.И. Тарновский, В.Ф. Чиж и др.).

6. Этапы развития российской криминологии. Организация и деятельность первых советских криминологических учреждений в 20-х годах. Причины существенного сокращения научных криминологических исследований в конце 30-х годов. Научно-практические исследования преступности в рамках правоохранительной деятельно­сти в 30—40 годах. Разработки в 60—70-х годах теоретических основ советской криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины.

Основные научные проблемы, разрабатываемые современной криминологией. Координация криминологических исследований.

 

Задания

1.В чем выразилось влияние идей З. Фрейда на развитие криминологии в первой половине 20 века? Охарактеризуйте психоаналитическую концепцию причин преступности.



2.Дайте характеристику основным подходам к понятию личности преступника в криминологии (с точки зрения антропологического, классического, социологического и теологического направлений).

3.Дайте характеристику биологического направления в криминологии. Расскажите о теории Ч. Ломброзо и его взглядах на преступность. Охарактеризуйте современное состояние антропологической школы.

 

Тема 4. Преступность и ее признаки.

Качественно-количественные характеристики преступности

Вопросы

1. Дать понятие преступности и выделить ее признаки.

2. Раскрыть содержание признаков, характеризующих преступность как явление. Как соотносятся понятие «преступность и «преступление»?

3. Уровень, состояние преступности.

4. Динамика, преступности. Структура преступности.

5. Что представляет собой «география» преступности?

4. Что такое латентная преступность, ее понятие, виды, уровни? Методы определения латентной преступности.

6. Что такое социальные последствия преступности?

 

Задания

1.В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 преступлений. Его население - 410 тыс. человек. В городе «Б» за этот же период зарегистрировано 900 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек.

Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.

2.В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совершивших преступления. Ее население - 850 тыс. человек, из них 200 тыс. не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в течение того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этойобласти составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс. не достигшие 14-летнего возраста.

Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

3.В городе «С» зарегистрировано 2 тыс., ранее судимых лиц. Его население - 1050 тыс. человек. В городе «Д» зарегистрировано 800 лиц, ранее судимых лиц. Население этогогорода составляет 790 тыс. человек.

Вычислите коэффициент судимости для каждого города и определите, в каком из них он выше.

4.На основании отчетных данных о результатах расследования уголовных дел следственным подразделением за 2004-2008 гг. было направлено в суд уголовных дел о преступлениях:

 

преступления Количество дел направленных в суд
Против личности
против собственности
Против общественной безопасности          
Иные преступления

Дайте развернутое понятие количественных и качественных показателей преступности и охарактеризуйте их значимость. Какова динамика указанных видов преступлений за исследуемый период (рассчитать в абсолютных единицах).

5.Вычислите темпы роста преступности за каждый год. Опираясь на указанные сведения, определите тенденцию динамики преступности в районе «Н» и постройте график динамики преступности.

Количество преступлений в районе «Н»

годы
Кол-во преступлений                  

6.Выделите из перечня те преступления, у которых уровень латентности мог бы соотноситься с предлагаемой шкалой классификационных групп латентных преступлений:

· дача взятки;

· незаконное предпринимательство;

· разбой;

· изнасилование;

· убийство;

· кража квартирная;

· хулиганство;

· кража карманная;

· вымогательство;

· причинение различной степени тяжести вреда здоровью;

· грабеж;

· незаконное предпринимательство;

· криминальный аборт;

· нарушение правил дорожного движения;

· получение взятки;

· мошенничество;

Группы преступлений
Преступления, латентность которых невелика (от 0% до 20%) Преступления, латентность которых значительна (от 20% до 50%) Преступления, латентность которых высока и которые остаются латентными (от 50% до 100%)

7.Составьте программу исследования и анкету по проблемам:

1. Преступность и политика.

2. Преступность и материальное положение.

3. Преступность и бизнес.

4. Преступность и мода.

5. Преступность маргинальность (поведение, которое отличается от рамок поведения в социальной группе, изгой)

6. Преступность и девиантность (поведение, которое не соответствует нормам поведения в обществе)

7. Преступность и наследственность.

8. Преступность и сексуальные отклонения.

9. Преступность и семья.

10. Преступность и наркотики.

11. Преступность и виктимность (способность лица становиться жертвой преступления).

12. Латентная преступность (скрытая преступность, не учтенная преступность).

13. Организованная преступность и криминализация общества.

14. Преступность и культура.

На основе изучения анкеты определите:

- цель и задачи исследования;

- актуальность изучаемой проблемы;

- убедительность обращения к респондентам;

- ясность порядка заполнения анкеты;

- виды вопросов.

Каждый студент по составленной анкете должен опросить не менее 20 человек. Обобщите материалы анкетирования и дайте анализ его результатов.


Тема 5. Личность преступника (криминологическая характеристика лица, совершившего преступление)

Вопросы

1. Понятие личности преступника и ее основные черты, ее структура. Криминологическая характеристика личности преступника.

2. Соотношения понятия личность преступника со смежными понятиями (субъект преступления, подсудимый, осужденный).

3. Классификация и типология лиц, совершивших преступления.

4. Соотношение социального и биологического в преступном поведении. Роль психофизиологических и генетических свойств личности преступника в этиологии преступного поведения.

 

Задания

1.Что такое структура личности преступника и в чем заключается её криминологическая значимость. Определите, какие из перечисленных ниже признаков соответствуют указанным в таблице характеристикам? Внесите в нее цифровые обозначения признаков:

1. посещение притонов

2. возможность совершения нового преступления

3. проживание в сельской местности

4. незнание норм уголовного закона

5. совершение корыстного преступления

6. стяжательство

7. предыдущая судимость

8. презрение к окружающим

9. участие в азартных играх

10. циничное отношение к женщине

11. неумение сдержать свою импульсивность

12. хорошие отношения в семье

13. высокая производственная квалификация

14 потребление спиртных напитков, наркотиков

15. алчность, жадность

16. совершение преступления в группе

Уголовно-правовая характеристика Социально-демографическая характеристика Нравственно-психологическая характеристика
 

2.Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Смирнова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений?

Смирнов давно занимается карманными кражами. Вором он стал случайно. Однажды в автобусе он увидел, что у мужчины выглядывает бумажник из заднего кармана - вот-вот выпадет. Он аккуратно достал этот бумажник и хотел отдать гражданину, дескать, кто же так небрежно носит деньги. Но мужчина не заметил, а Смирнов все медлил. В бумажнике было много денег. На них Смирнов купил много разных нужных вещей.

Во время следующей кражи он немного боялся, но воспоминание о первом успехе окрылило его. Постепенно пришла уверенность - уже совершил столько краж и никаких проблем. Да и привычка к легким деньгам давала себя знать. На заводе, где он работал, зарплату часто задерживали, денег практически не было. Теперь у него появился автомобиль. Ремонт и обслуживание стоят недешево - надо добывать деньги. Мало зарабатывать сегодня стыдно. Каждый крутится, как может - делает свой «бизнес». Ему это даже нравится. Риск приятно щекочет нервы. На другую жизнь он не согласен.

3.При изучении контингента лиц, совершивших преступления, было решено провести их классификацию (типологий). Какие из приведенных ниже возможных классификационных групп могут быть отнесены к криминологическим типологиям личности, а какие к иным (уголовно-правовым, исправительно-правовым):

1. Воры, грабители, мошенники, расхитители, вымогатели, клеветники, хулиганы, насильники, убийцы и т. д.;

2. Лица, совершившие преступление впервые, повторно, опасные рецидивисты, особо опасные и т. д.;

3. Случайные преступники, ситуационные, неустойчивые, злостные, особо опасные и т. д.;

4. Глобальный преступный тип, предкриминальный;

5. Совершивший преступление с политической мотивацией, с корыстной, агрессивно-насильственной и т. д.

4.Определите в каждом перечисленном случае тип преступника в соответствии с классификацией преступников, принятой в криминологии.

Дайте анализ и оцените: все ли признаки, характеризующие личность преступника, нашли отражение в нижеперечисленных примерах.

Пример 1. Петров, 45 лет, холост, образование 8 классов, трудоспособен, специальности не имеет, трудовой стаж отсутствует. Ранее четырежды судим – дважды за совершение кражи, за действия, дезорганизующие работу ИУ, и за побег из мест лишения свободы. Всего Петров провел 18 лет в местах лишения свободы и лишь 2 года на свободе. Ранее приговаривался к 15 годам лишения свободы, затем еще к 5 годам лишения свободы. Последнее время отбывал наказание в колонии-поселении, откуда совершил побег, и в течение 4-х месяцев совершил 17 краж, ущерб от которых составил 1.125 тыс. рублей. Приговорен к 15 годам лишения свободы.

Пример 2.Воскобойников, 57 лет, образование 4 класса, в прошлом недолго работал шофером, но за нарушения был лишен воительского удостоверения. Разведен, где находятся его бывшая жена и сын не знает. Родственников не имеет. Был судим 5 раз, из них -4 раза за кражи. Первую кражу совершил в 26 лет: вместе с приятелем продал украденную в колхозе корову. Далее осужден за 2 кражи чужого имущества, затем за мелкую кражу и хулиганство. После освобождения из ИУ на работу не устроился. Жил попрошайничеством, за счет случайных заработков, собирал и сдавал стеклотару. Жилья не имел – «бомжевал». Заразился сифилисом. Алкоголик. Последнее преступление – кража ящика бананов из кузова автомобиля. Назначенные наказания ни разу не превышали 3-х лет.

Пример 3.Николаев, 29 лет, руководитель спортивного клуба по рукопашному бою. Не судим. По месту работы характеризуется положительно. Женат. Имеет 2-х детей. Однажды стал свидетелем насилия, применяемого по отношению к девушке группой пьяной молодежи. Николаев попробовал словесно прекратить действия молодежи, но в ответ группа молодежи разразилась нецензурной бранью и предприняла попытку развязать драку, которая мгновенно была пресечена Николаевым. Но Николаев не рассчитал свои силы и в результате удара один из нападавших оказался смертельно ранен.

Пример 4.Леонова, мать 3-х детей, воспитывает их без мужа. Долго не имела постоянного заработка. Умеет хорошо шить, в связи с этим знакомая пригласила ее работать в салон по пошиву одежды. Леонова в коллективе пользовалась уважением коллег и характеризовалась положительно. Во время одной из примерок клиентка забыла кошелек в примерочной, чем и воспользовалась Леонова. Денег в кошельке оказалось много и Леонова потратила их на одежду для детей. Свои действия она не считает общественно опасными.

5.Определите, какие из перечисленных психофизических особенностей преступников служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологически нейтральными:

· физические травмы, полученные в результате несчастного случая;

· врожденные или приобретенные нарушения психики (слабоумие, психопатия);

· умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);

· социальные отклонения, связанные с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, сексуальной извращенностью;

· низкое интеллектуальное развитие, ограниченность мировоззрения, невежество, наивно-легкомысленное отношение к окружающей действительности;

· гормональные отклонения, связанные с повышенной сексуальностью, импотенцией.


 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.