|
Тема: Средства и формы воспитания.
Задание №1прочитайте текст, маркируя его на полях, следующим образом. Если содержание вам знакомо ставите «+», если нет «-», если думали иначе « !», если возник вопрос «?».
| Средство воспитания – это педагогически независимый источник социального опыта.
Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие. (Природа, книги, звук, вещь, события, явления, искусство и др.)
Средства воспитания воздействуют на воспитуемых как сами по себе, так и возможно использование их для решения поставленных задач.
Выбор средств воспитания обусловлен методом воспитания.
Средства должны отвечать определенным требованиям:
- Гигиеническим
- Эстетическим
- Экономическим
- Правовым
- Этическим
Совокупность методов и средств воспитания определяют форму воспитательной деятельности.
Понятие форма имеет множество значений:
1. внешнее выражение процесса воспитания
2. совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.
3. система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников.
таким образом форма воспитания это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.
Формы воспитательной работы выполняю ряд функций:
- организационную (способ организации)
- регулирующую (способ взаимодействия)
- информативную (способы познания)
Существует большое количество классификаций форм воспитательной деятельности.
одну форму от другой отличают:
- продолжительность по времени (кратковременные и длительные)
- вид деятельности ( трудовая, игровая, учебная и т.д.)
- способ влияния педагога (непосредственно и опосредованно)
- субъект организации (педагоги, родители, дети…)
- результат (информационный обмет, принятие решения, совместное творчество, путешествие и т.д.)
- количество участников (индивидуальная, групповая, массовая, коллективная)
Наиболее часто используемые формы воспитательной деятельности:
- индивидуальные формы (беседа, консультация, задушевный разговор, поиск решения, обмен мнениями…). Данные формы работы способствуют раскрытию талантов ученика, помогают найти решения, раскрыть индивидуальность.
- Групповые формы ( советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки.) основная задача воспитателя создать условия для раскрытия способности каждым учеником.
- Коллективные формы ( конкурсы, походы, агитбригады, тур слеты, спортивные соревнования, спектакли, концерты) воспитателю важно расположить к себе воспитанников, быть авторитетом, консультантом, помощником…
Для успеха дела воспитатель должен знать своих воспитанников и на основе этого строить воспитательную деятельность.
Особой формой воспитания является коллективное творческое дело.
Основой методики КТД является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование работы, проведение и оценка работы, поиск способов решения поставленных задач.
формы КТД:чередование традиционных поручений, коллективный анализ, коллективное планирование, сюжетно-ролевые игры, соревнования.
этапы подготовки и проведения КТД( по И.П. Иванову)
Первый этап
Создается временная инициативная группа ( ВИГ), которой поручается разработка плана предстоящего коллективного дела. Возможными вариантами выборов членов группы может быть: добровольцы, попеременное участие воспитанников, считалка, назначение. Основная задача воспитателя: создать условия для мотивации к делу.
Мотивация происходит вслух, для формирования опыта создания органов самоуправления, и приучения к оценке деятельности.
Второй этап
ВИГ разрабатывает концепцию предстоящего мероприятия:
- внесение предложений
-обсуждение
- запись программы дела
Основная задача воспитателя: создать условия для формирования опыта группового планирования.
Третий этап
ВИГ составляет список подготовленных дел, средств, материалов, которые потребуются для задуманного дела.
Основная задача воспитателя: создать условия для формирования деловитости, практичности, развития умения самопродвижения.
Четвертый этап
ВИГ распределяет задания, так чтобы были охвачены все воспитанники.
Основная задача воспитателя: создание условий для формирования социального опыта, развитие организаторских способностей.
Пятый этап
Группа, получившая задание включается в деятельность по его выполнению
Шестой этап
Проведение дела.
Седьмой этап
Заключительная встреча ВИН, для обсуждения и анализа проведенного дела.
Основная задача воспитателя: создать условия для развития самоанализа.
После обсуждения ВИГ распадается, происходит смена ролей.
Наиболее эффективными приемами на всех стация КТД являются:
- « мозговой штурм»
- Создание « банка идей»
- Круглый стол
- Открытый микрофон
- Интеллектуальный аукцион
- « сократовская беседа»
Организатору КТД необходимо помнить:
-число участников ВИГ 7-9 чел
- творческие задачи определяются самими участниками
- каждому участнику необходимо предоставить возможность выбрать то, что его интересует.
КТД может использоваться при проведении классных часов, праздников, конкурсов, слетов, турпоходов и т.п.
Новые формы организации воспитательной работы:
- Публичная лекция ( 20 мин. Для большой аудитории яркая, в соответствующей обстановке, выступление по теме.
- Философский стол ( беседы о смысле…)
- Разговор при свечах ( откровенная беседа этического содержания)
- День гения ( проводится в течении всего дня, состоит из отдельных актов, носящих ценностно- ориентировочный характер)
- Круглый стол с острыми углами ( дискуссия)
- Качели ( беседа 2 групп поочередно, высказывая суждения по теме)
- « Сократовская беседа» ( рассмотрение множества вариантов решения проблемы)
- Открытый микрофон ( обсуждение общественной жизни в форме вопросов и ответов)
- Интеллектуальный аукцион ( игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы купить предлагаемый « товар» - книгу. Отметку, репродукцию и т.п. необходимо предъявить « плату» - порция знаний и умений.
важно: при выборе формы воспитательного воздействия учитывать цели поставленные воспитателем.
|
| Воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке.
А.С.Макаренко
|
Тема: Методы воспитания.
Педагогический словарь.
.Методы воспитания –это способы взаимодействия воспитателя с воспитанниками с целью формирования у них определенных качеств личности.
Метод воспитания –это способ достижения цели воспитания.
Прием воспитания –это частное выражение метода. ( пример: метод поощрение, прием – вручение грамоты)
Классификация методов –это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфичного, теоретического и практического.
Убеждение –это способ влияния на личность, чувства, волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности.
Этическая беседа –вопросно – ответный метод активного взаимодействия воспитателя и воспитанника в ходе обсуждения нравственной проблемы.
Упражнение (приучение) –многократное повторение действия для формирования устойчивого механизма поведения.
Поощрение –способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения.
Наказание –способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения ( а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.
Метод примера –это способ предъявления образца как готовой программы поведения.
Разъяснение – метод эмоционально - словесного воздействия на воспитанников.
Соревнование –это метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств.
Требование –это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношения, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявления у него определенных качеств.
К методу требования относятся:
· Совет
· Просьба
· Доверие
· Одобрение
· Намек и т.п.
& Задания для самостоятельной работы.
Задание №1 составьте примерные темы (не менее 5) этической беседы с детьми.
·
·
·
·
·
Задание №2 определите педагогические условия эффективности применения метода поощрения.
·
·
·
·
·
·
·
·
Задание №3 Решите следующие педагогические ситуации:
Ситуация 1
Воспитателя смущает грубое поведение девочек в группе. Он хотел бы, что бы девочки имели красивые манеры.
Что Вы могли бы посоветовать воспитателю в достижении задуманной цели?
Ситуация 2
Воспитатель намеривается повесить картину на стену, обращается к детям: « нам так нужна эта картина, а я боюсь, что у меня не получится ее ровно повесить»
Оцените обращение воспитателя с точки зрения метода воздействия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|