|
Тема: Социальная среда как средство воспитания.
Задание №1прочитайте текст, выделяя на полях, знаю «+», новое «-», думал иначе «!», возник вопрос «?».
| Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности.
Семья является хранителем традиций, установок, мировоззрения, образов поведения.
семья выполняет ряд функций:
- Репродуктивную ( продолжение рода)
- Хозяйственно-экономическую ( материальное обеспечение)
- Воспитательную (формирование гражданской позиции)
- Коммуникативную ( взаимодействие с другими социальными институтами)
- Рекреативную ( сохранение здоровья, организация досуга)
Семьи классифицируются по разным признакам:
· По количеству членов семьи ( однодетные, многодетные, двухдетные, бездетные, полные, не полные, искаженные)
· По условиям жизни (благополучные и неблагополучные)
· По стилю воспитания ( гиперопекой, гиполпекой, авторитарные, либеральные, демократические)
Существуют правила эффективного воспитания в семье:
· Люби ребенка таким, какой он есть
· Знай, особенности возрастных периодов и подбирай соответствующие методы воспитания
· Умей выслушать
· Быть примером во всем
· Наказывать нужно не личность, а поступок ( не ребенок плохой, а то что он сделал плохо), объясняй как исправить ситуацию.
· Не используй тотальный контроль
· Будь заботлив в меру
· Не унижай
· Помни, от ошибок не застрахован никто
· Больше разговаривай о жизни
· Помогай решать трудности
· Верь, что все получиться
· На нарушай территориальных свобод
· Оставляй право самому принимать решения.
По мнению ученых, развитие и формирование личности может быть реализовано только в системе коллективного воспитания.
В современной литературе под коллективом понимают:
1. любая организованная группа людей
2. только высокоорганизованная группа.
В педагогике под коллективом понимают, объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки:
· общая социально значимая цель
· общая совместная деятельность
· отношения ответственной зависимости
· общий выборный руководящий орган.
т.о. школьный коллектив это – группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, при выполнении социально значимой деятельности и управляющая выбранным органом, при безусловном равенстве всех членов коллектива.
Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, спортивного, художественно-творческого, клубного и др. объединений.
Проблеме воспитания личности в коллективе посвящены исследования И.П.Иванова, В.М. Короткова, Л.И. Новиковой и др.
Одним из разработчиков развития коллектива является А.С. Макаренко. Учение А.С.Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива.
Он сформулировал закон жизни коллектива: движение это форма жизни коллектива, остановка – смерть.
А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива:
- гласность
- перспектива
- ответственность
- параллельность действия
Стадии развития коллектива ( А.С. Макаренко)
- формирование актива
- влияние актива
- высокий уровень организованности всех членов коллектива
Между стадиями развития коллектива нет четких границ. На всех стадиях развития коллектива большую роль играют традиции коллектива,которые направлены на развитие общих норм и правил поведения, развивают общие переживания, развивают эмоционально- нравственные стороны, формирует мотивацию.
А.С.Макаренко выделял, необходимость четко выбора практической цели, он назвал ее перспективой( близка, средняя и далекая перспектива):
· близкая перспектива ( « завтрашняя радость» - выдвигается перед коллективом на любой стадии, и должна быть интересной для всех членов)
· средняя перспектива ( перспектива события)
· далекая перспектива ( дальняя цель развития)
по мере достижения цели надо выдвигать новые перспективы.
Признаки сформированности коллектива (А.С.Макаренко)
- мажор
- дружеское единение
- защищенность
- ощущение собственного достоинства
- такт
- социально- психологическая зрелость членов коллектива.
На основе теории А.С.Макаренко, в современной педагогике, сложился другой подход к стадиям развития коллектива, его основателями считают Л.И. Новикову, А.Т.Куракина и др.
- низкий уровень развития – группа – конгломерат ( например дети едущие в лагерь) это номинальная группа, объединенная условиями среды. Необходимо принять меры для сплочения например игры на знакомство. Как только произошло объединение, группа переходит на новую ступень.
- Группа – ассоциация. Закладываются основы формирования актива. Для этого необходимы игры на выявление лидера. Организация совместной деятельность например составления коллажа. Следующая ступень
- Группа – кооперация ( высокий уровень сотрудничества) межличностные отношения носят деловой характер направленный на достижения высокого результата. Возможна организация КТД.
- Группа – автономия ( внутренне единство) на этом уровне происходит сплоченность группы, которые становятся основой для появления коллектива. Однако следует отметить, что часто на этой стадии происходит расслоение группы на группировки, микрогруппы, по интересам. И появляется группа – корпорация. Это приводит к изолированности. Замкнутости, борьбе внутри группы. Необходима сложная работа по сплочению коллектива.
- Коллектив
пути сплочения коллектива:
- Совместная деятельность
- Традиции
- Соревнования
- Самоуправление ( совет класса, староста, учком, советы дела, штаб, трудовые советы и т.п.)
- Осведомленность
- Выработка общего стиля
- Тон и такт
- Игра
- Викторины
- КВН
- Туризм
Детские и юношеские объединения.
данные организации направлены на социализацию ребенка.
значимость данных организаций в формировании новых устремлений, удовлетворении потребностей, формирование нового мировоззрения, осуществление воспитательной и коррекционной работы.
принято различать объединения:
- По содержанию ( трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и др.)
- По времени существования ( постоянные и временные ( лагеря, инструктивные сборы))
- По форме управления ( неформальные, клубные)
Выбор объединения дело добровольное и носит вариативный характер.
Существуют различные детские объединения « Союз друзей» ( г.Обнинск), « Юные патриоты», « Юная Россия», « Родники» , « Алые паруса» и др.
Современными исследователями разработана модель детского объединения:
· Мотивация
· Адаптация
· Освоение новых видов деятельности
· Самореализация
· Готовность к применению знаний и умений в жизненных ситуациях
Принципы деятельности:
· Гармонизация общечеловеческих ценностей
· Включение воспитанников в социально- значимые отношения
· Взаимосвязь детского самоуправления и педагогического руководства.
образцы социального поведения, которые раскрываются перед воспитанниками в деятельности детского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и реализовать усвоенные нормы, раскрыв самобытность личности.
|
| Задание № 2составь вопросы по теме
Вопрос уточнение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос обобщение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос рассуждение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос размышление_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери.
|
Тема: Индивидуально-дифференцированный подход в образовании.
Педагогический словарь.
Гуманизация в образовании – воспитание и обучение гуманной личности гуманными методами, формами и средствами, направленное на удовлетворение её индивидуальных запросов и интересов.
Педагогическая инноватика – область знания, изучающая процессы развития образования, связанные с сознанием новой практики.
Педагогическая инновация – нововведение, вносящее в среду образования новые стабильные элементы
Индивидуально-дифференцированный подход – организация учебного процесса, при котором выбор методов, форм, средств и приемов обучения осуществляется с учетом индивидуальных и групповых особенностей учащихся.
Педагогическая диагностика – изучение учебно-воспитательного процесса и личности учащегося в целях создания условий для оптимизации процессов обучения и воспитания.
Парадигма – это концептуальная модель воспитания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|