Эстетика Древней Греции и Рима
оказала огромное влияние на развитие всей евро-пейской эстетической мысли. Не будет преувели-чением утверждать, что это влияние сказывается и в наши дни. Мы до сих пор пользуемся термино-логией, выработанной античной эстетикой, и при решении современных проблем искусства и эсте-тики постоянно обращаемся к эстетическим теориям античного мира, в которых в классической форме были поставлены основные проблемы эсте-тики: вопрос о природе и сущности искусства, о его происхождении и развитии, об основных эсте-тических категориях, о характере эстетического восприятия, о социальном значении искусства и т. д. Причины этого непреходящего значения ан-тичной эстетики и философии объяснил Ф. Эн-гельс, который указал на то, что «в многообразных формах греческой философии уже имеются в за-родыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений» (1, 20, 369).
Прежде чем перейти к рассмотрению отдель-
ных направлений и школ античной эстетики, сле-
дует выяснить некоторые характерные черты, при-
сущие всей античной эстетической мысли. Б. Р. Вип-
пер в своей книге «Искусство Древней Греции»
указывает на следующие три черты, свойственные
античному искусству. Это, во-первых, логика, при-
сущая произведениям греческого искусства, чув-
ство меры, стремление к экономии средств. Во-
вторых, агональные тенденции, постоянная потреб-
ность в соревновании, в борьбе противоположных
направлений, в индивидуальном подходе. И в-тре-
тьих, это тенденция к наглядному, образному,
пластическому выражению (см. 42, 9—10).
Эти черты присущи не только греческому ис-
кусству, но и античной мысли об искусстве. Дей-
ствительно, для античной эстетики характерна
стройная логика, рациональный подход к пробле-
мам искусства и прекрасного. Даже когда античная
эстетика обращалась к иррациональным формам
мысли, таким, как миф, она всегда строго ра-
ционализировала их, превращала в средство по-
знания. Эта особенность отличает в принципе по-
чти все направления и школы античной эстетики,
начиная с моментов ее зарождения и кончая позд-
ними эллинистическими школами. Античной эсте-
тике присуще также стремление выявить индиви-
дуальное своеобразие в решении проблем эстетики.
Этим античная эстетика, как известно, отличается
от эстетических учений стран Востока, где
развитие эстетического знания происходило в фор-
ме комментирования древних, ставших канониче-
скими памятников мысли. Наконец, не случайно,
многие памятники эстетической мысли Древней
Греции, например эстетические диалоги Платона,
представляют собой в буквальном смысле слова
художественные произведения, с образной систе-
мой выражения четкой фабулой, драматически-
ми коллизиями и т. д.
Эти особенности характерны для всех направ-
лений античной эстетики, отличают ее от других
исторических типов эстетической мысли древнего
мира, например от древнеиндийской или древне-
китайской эстетики.
В истории античной эстетики, так же как и в
истории античного искусства, можно выделить
три наиболее значительных периода: раннюю
классику, зрелую классику и эллинизм.
Ранняя классика
К этому периоду (VI — начало V в.
до н. э.) относятся философско-эстетические школы
ранней греческой философии до Сократа: Пифагор
и его школа, Гераклит, Демокрит, софисты. Каж-
дая из этих школ ставила специфические проблемы
и давала им своеобразное решение и истолкование.
Для пифагорейцев такими были проблемы гар-
монии, числовой пропорции, проблемы теории му-
зыки, вопрос о катартическом, очистительном воз-
действии искусства на психику человека, с кото-
рым было связано их учение о музыкальном этосе.
Пифагорейцам было свойственно космологическое
истолкование всех проблем эстетики: не случайно
в центре их философского учения была так назы-
ваемая гармония сфер, т. е. музыка, издаваемая
движением небесных светил. Это учение глубоко
вошло в традиции европейской эстетики и продол-
жало в ней существовать вплоть до XVII в.
Пифагорейская школа оказала влияние не толь-
ко на теорию музыки (см. об этом 156), но и на
теорию изобразительных искусств, и прежде все-
го на теорию и практику скульптуры. Об этом
свидетельствует творчество известного греческого
скульптора Поликлета. Сохранились доказательст-
ва, что Поликлет, прежде чем создать скульптуру
«Канон», написал специальное сочинение, в кото-
ром, следуя пифагорейской традиции, связывал
красоту с точным соблюдением числовых пропор-
ций. Так, Гален ( D е temp ег. I 9) сообщает: «Хва-
лят некую статую Поликлета, называемую «Ка-
нон», которая получила название вследствие точ-
ной симметрии всех частей ее относительно друг
друга... Дело в том, что, показав нам в этом со-
чинении все симметрии тела, Поликлет оказал на
деле [свое] учение, сделав статую по правилам
своего учения и назвав и самую статую, как и со-
чинение, Каноном» (13, 26—27). О том же самом
говорил и Плиний Старший в своей «Естествен-
ной истории» (XXXIV 55): «Сделал Поликлет
также копьеносца... возмужалого юношу. Ее (ста-
тую.— В. Ш.) художники зовут Каноном, и получают
из нее, словно из какого-нибудь закона, основание
своего искусства, и Поликлета считают единствен-
ным человеком, который из произведения искусст-
ва сделал его теорию» (132, 25). Из этих свиде-
тельств явствует, что каноны пифагорейской эсте-
тики служили принципами, на основе которых соз-
давались произведения греческой пластики.
Значительный вклад в историю античной эсте-
тики внес греческий философ-материалист, «один
из основоположников диалектики» (по определе-
нию В. И. Ленина), Гераклит Эфесский. До нас
дошли только лаконичные, хотя и выразительные,
фрагменты из сочинений Гераклита, тем не менее
по ним можно судить о богатом диалектическом
содержании его учения.
В центре воззрения Гераклита — идея гармо-
нии, основанной на борьбе и совпадении противо-
положностей, диалектике множества и единства.
«Расходящееся сходится, и из различных [тонов]
образуется прекраснейшая гармония, и все возни-
кает через борьбу» (В 8) (цит. по: 104, 390).
Убежденный в глубокой диалектической при-
роде гармонии, Гераклит выступает против мне-
ния Гомера, который хотел изгнать вражду «от
богов и от смертных» («Илиада» XVIII 107). Но
без борьбы, считает Гераклит, исчезла бы и сама
гармония, а в таком случае и все исчез-
ло бы.
В целом эстетические взгляды Гераклита но-
сят космологический характер. Гармония и кра-
сота принадлежат прежде всего космосу, они вы-
ражают объективную закономерную устроенность
мира. Но законы, действующие в космосе, дейст-
вуют и в искусстве. По свидетельству Аристотеля
De mundo V 396 b 7), Гераклит говорил: «И при-
рода стремится к противоположностям и из них,
а не из подобных (вещей) * образует созвучие...
Живописец делает изображения, соответствующие
оригиналам, смешивая белые, черные, желтые и
красные краски. Музыка создает единую гармо-
нию, смешав в (совместном пении) различных го-
лосов звуки высокие и низкие, протяжные и ко-
роткие» (13, 34).
Вместе с тем Гераклит говорит и о ценностном
аспекте красоты, о том, что в восприятии красоты
и гармонии присутствует момент оценки. В его
учении о двух видах гармонии («скрытой» и «яв-
ной») наиболее содержательной, а следовательно,
и эстетически ценной является скрытая гармония,
которая «сильнее явной». Гераклит признавал от-
носительный характер прекрасного. Об этом сви-
детельствуют три известных его фрагмента: «у бо-
га все прекрасно, хорошо, справедливо; люди же
считают одно справедливым, другое несправедли-
вым» (В 102); «Мудрейший из людей по сравне-
нию с богом кажется обезьяной и по мудрости, и
по красоте, и во всем прочем» (В 83); и, наконец,
«Самая прекрасная обезьяна безобразна по срав-
нению с родом людей» (В 82) (цит. по: 104,350).
Таким образом, с именем Гераклита связано про-
никновение в эстетику идей диалектики, призна-
ние относительного характера прекрасного.
В истории античной эстетики большую роль
сыграл величайший материалист древности Демо-
крит, который был основоположником атомистиче-
ского учения о строении материи. Основой бытия
он считал атомы — неделимые материальные ча-
стицы, которых, по его мнению, существует беско-
нечное множество. Из них состоят все вещи и да-
же душа человека. Материалистический характер
философии Демокрита определил и характер его
эстетических воззрений.
Прежде всего Демокриту принадлежит одна
из первых формулировок теории мимесиса (68 В
154) —представления о том, что искусство по сво-
ему происхождению и характеру представляет со-
бой подражание: «От животных мы путем подра-
жания научились важнейшим делам: [а именно,
мы — ученики] паука в ткацком и портняжном ре-
меслах, [ученики] ласточек в построении жилищ и
[ученики] певчих птиц, лебедей и соловья в пении»
(80, 1, 86). Принцип подражания получил широ-
кое развитие не только в эстетике, но и в античной
теории искусства.
Демокрит высказал мысль относительно обще-
ственной обусловленности искусства. Так, музыка,
по его мнению, возникает не из нужды, а из раз-
вившейся роскоши. Демокрит обосновал материа-
листическую теорию эстетического восприятия.
Как и все атомисты, он считал, что познание воз-
никает благодаря воздействию образов вещей на
органы чувств человека. Это учение Демокрит при-
меняет к музыкальному восприятию, полагая, что
слух представляет собой нечто вроде «сосуда»,
вбирающего в себя звук. Звук же представляет
собой физическое тело, как бы «втекает» в органы
чувств человека, воспринимающего музыку. Де-
мокриту принадлежит также учение о поэтиче-
ском вдохновении. По свидетельству Цицерона,
( De divin . I 38 80), «Демокрит говорит, что без
безумия не может быть ни один великий поэт: то
же самое говорит Платон» (13, 36). К сожалению,
из многочисленных сочинений Демокрита до нас
дошло всего лишь несколько фрагментов, что зна-
чительно затрудняет оценку его эстетического уче-
ния.
В развитии классической античной эстетики
большую роль сыграли софисты. Софисты пред-
ставляли собой философскую школу, в которую
входили Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.
Для философского учения софистов был характе-
рен релятивизм, признание относительности чело-
веческого познания и чувства. Этот релятивизм
отражается в знаменитом выражении Протагора:
«Мера всех вещей — человек, существующих, что
они существуют, а не существующих, что они не
существуют» (Платон. Теэтет 152 а).
Для софистов характерна ориентация на чув-
ственное познание и ощущение. Они сводили бы-
тие к чувственной кажимости. По словам Прота-
гора (В 26), то, что кажется одному, то и суще-
ствует, а то, что кажется для другого, то тоже су-
ществует. «Быть,— говорил Горгий,— есть нечто
невидимое, если оно не достигает того, чтобы
казаться, казаться же есть нечто бессильное, если
не достигнет того, чтобы быть» (цит. по: 106, 20).
Такой релятивизм и субъективизм софисты развива-
ли в области не только философии, но и эстетики.
Из числа дошедших до нас сочинений софистов
многие посвящены эстетическим вопросам, напри-
мер небольшой трактат, названный « Dialexeis ».
Из шести глав этого сочинения вторая специально
посвящена вопросу о «прекрасном и безобраз-
ном»: «Двойные речи говорятся и относительно
прекрасного и безобразного. Одни утверждают,
что прекрасное одно, а безобразное другое, внося
различие, как [того требует] и название; другие
же считают, что прекрасное и безобразное — одно
и то же. Я же попытаюсь рассуждать следующим
образом... Украшаться, намазываться благовония-
ми и обвешиваться золотыми вещами мужчине
безобразно, женщине же прекрасно. Благодетель-
ствовать друзьям — прекрасно, врагам — безобра-
зно. Убегать от неприятелей безобразно, а на ста-
дионе от соперников прекрасно. Друзей и граж-
дан убивать безобразно, неприятелей же —
прекрасно. И это во всем... Думаю, что если бы кто-
нибудь приказал всем людям снести в одно безо-
бразное, что каждый считает [таковым] и опять
из этой кучи взять прекрасное, что каждый при-
знает, то ничего не осталось бы, но все люди всё
и разобрали бы, так как все думают по-разному»
(там же, 16—17).
Этот текст свидетельствует о том, что софисты
признавали относительный характер прекрасного.
Прекрасное существует только в связи с услови-
ями места, времени и цели. То, что прекрасно в
одном отношении, безобразно в другом. Тем са-
мым софисты разрабатывали диалектику прекрас-
ного, его связь со своей противоположностью —
безобразным. Но вместе с тем софисты очень ча-
сто превращали диалектику в софистику, в бес-
содержательную игру противоположностями.
В самом искусстве софисты видели иллюзию,
обман. Софист Горгий (В 23) определял трагедию
как искусство, сознательно производящее обман:
«[Поэт], создавший этот обман, лучше выполнил
свою задачу, чем тот, кому это не удается; и об-
манутый [этой иллюзией зритель] мудрее того, ко-
торый не поддается ей. А именно, обманувший
[поэт] дельнее, потому что он выполнил то, что
обещал; обманутый же [зритель] мудрее, потому
что быть восприимчивым к наслаждению речами
это значит не быть бесчувственным» (там же, 40).
Что же касается живописи и скульптуры, то в них
софисты подчеркивали чувственное, гедонистиче-
ское содержание, способность доставлять глазам
«приятное зрелище». Горгий (В 11) говорил:
«Живописцы услаждают наше зрение, мастерски
составляя из многих цветов и тел одно тело и од-
ну форму. Работа скульпторов, состоящая в изго-
товлении статуи, доставляет глазам приятное зре-
лище. Таким образом, одни вещи по природе сво-
ей печалят [наше] зрение, другие же вызывают
[к себе] любовь. Многое же у многих вызывает
любовь к многим вещам и телам и желание обла-
дать ими» (там же, 41—42). Такое чувственно-ге-
донистическое отношение к искусству весьма ха-
рактерно для эстетики софистов.
Зрелая классика
Сократ
Как известно, Сократ (470/469 —
399 до н. э.) развивал свое учение в устной фор-
ме, и поэтому можно судить о его взглядах не по
оригинальным сочинениям, а лишь по свидетель-
ствам его ученика Платона и по работе историка
Ксенофонта «Воспоминания о Сократе». В своих
беседах Сократ пользовался методом иронии.
В начале беседы он притворялся незнающим и
просил просветить его. Однако затем, при помощи
последовательно задаваемых вопросов, он приво-
дил собеседника к сомнению в истинности знаний
последнего, а затем уже развивал собственный
взгляд на существо проблемы.
Как философ Сократ выступил с опровержени-
ем софистики. В противоположность релятивизму
софистов, доказывавших относительность всякого
знания, Сократ утверждал, что критерий для на-
ших представлений об истине, добре и красоте су-
ществует. Таким критерием является знание. Этому положению Сократ придал широкий просвети-
тельский и рационалистический смысл. По его
мнению, в основе добра лежит знание. Если чело-
век знает, что есть добро, он не может добровольно
совершать дурные поступки. Все злое и несовер-
шенное является результатом незнания. Поэтому
знание является критерием всех духовных ценно-
стей, в том числе и красоты.
Пользуясь приемами иронической диалектики,
Сократ доказывал относительность наших пред-
ставлений о прекрасном. Одна и та же вещь мо-
жет быть прекрасна и безобразна, все зависит
от того, насколько хорошо она отвечает своему на-
значению. В этом смысле навозная корзина —
прекрасный предмет, если он хорошо соответству-
ет своему назначению, а золотой щит окажется
безобразным, если он плохо сделан по отношению
к своему назначению.
Сократ выдвинул мотив соответствия и целесо-
образности, который оказался новым в античной
эстетике. Та или иная вещь является прекрасной не
сама по себе, а лишь в отношении к чему-либо.
Красота уже не сводится к физическим пропорци-
ям, как у пифагорейцев. Напротив, оказывается,
что красота может существовать и без точного со-
блюдения пропорций, если только непропорцио-
нально сделанная вещь будет соответствовать сво-
ей функции. Для непропорционально сложенного
человека прекрасным будет непропорциональное,
т. е. соответствующее меркам данного человека.
Понятие пропорциональности является не безот-
носительным. Критерием красоты должна быть
идея полезности, утилитарности. Этот мотив соот-
ветствия, целесообразности впервые в античную
эстетику вводит именно Сократ.
Признавая, что критерий прекрасного лежит в
субъекте, в познании человека, Сократ обосновы-
вал новый, антропологический тип эстетики в про-
тивоположность космологической эстетике досок-
ратиков. Тем самым он расширял представления
о красоте, связывал их с нравственностью, идеей
пользы и знания.
Сократ внес существенный вклад не только в
философию и эстетику. Его образ органично во-
шел в античное искусство. Аристофан изображает
Сократа в своей комедии «Облака», его образ посто-
янно привлекал греческих и римских скульпторов,
которые, изображая Сократа, подчеркивали кон-
траст внутреннего и внешнего в облике философа.
В качестве главного принципа художественно-
го творчества Сократ выдвигал принцип подра-
жания. Следует оговориться, что принцип подра-
жания, который выдвигала классическая античная
эстетика, не имеет ничего общего с подражанием
природе. Демокрит, Сократ, а в последующем
Платон и Аристотель видят в искусстве подража-
ние не природе, а живому вообще, жизни челове-
ка, животных. Природа же в классической антич-
ной эстетике не выступает в качестве живого,
творческого начала. Такое представление зарож-
дается только в эпоху эллинизма, в частности
у стоиков.
Говоря об искусстве как подражании жизни,
Сократ делает акцент на том, что это подражание
способно передать глубинные, психологические
стороны человеческой жизни. Об этом свидетель-
ствует следующий отрывок из «Воспоминаний о
Сократе»:
«Однажды Сократ пришел к скульптору Кли-
тону и в разговоре с ним сказал: Прекрасны твои
произведения, Клитон,— бегуны, борцы, кулачные
борцы, панкратиасты: это я вижу и понимаю; но
как ты придаешь статуям то свойство, которое осо-
бенно чарует людей при взгляде на них,— что они
кажутся живыми?
Клитон был в недоумении и не сразу собрался
ответить. Тогда Сократ продолжал: Не оттого ли
в твоих статуях видно больше жизни, что ты
придаешь им сходство с образами живых людей?
Конечно, отвечал Клитон.
Так вот, воспроизводя то опущение или подня-
тие при разных телодвижениях, то сжатие или
растяжение, то напряжение или ослабление, ты и
придаешь статуям больше сходства с действи-
тельностью и больше привлекательности.
Совершенно верно, отвечал Клитон.
А изображение также душевных аффектов у
людей при разных действиях разве не дает на-
слаждение зрителю?
Надо думать, что так, отвечал Клитон.
В таком случае у сражающихся в глазах надо
изображать угрозу, у победителей в выражении
лица должно быть торжество?
Именно так, отвечал Клитон.
Стало быть, сказал Сократ, скульптор должен
в своих произведениях выражать состояние души»
(III 10) *.
Здесь помимо общей идеи об искусстве как
подражании Сократ высказывает очень важную
мысль, что мимесис доставляет наслаждение даже
в том случае, когда искусство подражает непри-
ятным аффектам или предметам. В этом отношении
* Здесь и далее сочинения Ксенофонта,
стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, Августина, а также
фрагменты из Ареопагитик цитируются по изданию: История
эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 1 (80).
Сократ предвосхищает в известной мере Аристо-
теля, который в своей «Поэтике» развивает эту
мысль до самостоятельного эстетического прин-
ципа.
Платон
Одним из наиболее значительных
античных философов, представителем объективно-
го идеализма является Платон (428/7—348/7
до н. э.). До нас дошло большое количество произ-
ведений Платона — около 34 диалогов. Из них
прямое отношение к эстетике имеют «Пир»,
«Федр», «Ион», «Гиппий Больший», «Федон», «Го-
сударство» и др. Все это позволяет судить о том,
что у Платона существовало развернутое эстети-
ческое учение, которое как по содержанию, так и
по форме отличалось от эстетических учений его
предшественников.
Если эстетика до Платона известна нам по
фрагментам и свидетельствам других авторов, то
у Платона мы имеем дело с целостным, литера-
турно законченным произведением. Он мастер
философского диалога. Сама форма диалога, ко-
торую использует Платон, имеет эстетический ха-
рактер. По языку, выразительности диалоги мож-
но отнести не только к философской, но и к худо-
жественной литературе. В определенном смысле
слова можно сказать, что диалоги Платона — это
философские драмы, драмы идей. Здесь не просто
излагаются определенные идеи, а развиваются в
столкновении с противоположными концепциями,
мнениями, характерами. Здесь нет ничего пассив-
ного, статичного, мысль Платона находится в по-
стоянном развитии, движении, борьбе.
Именно поэтому эстетическое учение Платона
трудно изложить чисто формально. Оно всегда бо-
гаче и значительнее, чем самые добросовестные и
ученые его переложения. Тем не менее история эс-
тетики должна дать ключ к пониманию Платона,
сущности его философско-эстетического учения,
его принципов и противоречий.
Центральное содержание эстетики Платона со-
ставляет учение о прекрасном. Мы находим изло-
жение этого учения в диалоге «Гиппий Больший».
Диалог этот строится в форме живой, проникну-
той знаменитой «сократической иронией» беседы
Сократа с софистом Гиппием, у которого Сократ
просит ответа на вопрос «что такое прекрасное?».
В процессе этого разговора выдвигается и разби-
рается целый ряд определений красоты, отноше-
ние к которым Платона позволяет проследить его
собственную позицию.
Сначала Гиппий говорит, что прекрасное — это
прекрасная девушка, прекрасный горшок или пре-
красная кобылица. Но такое определение не удов-
летворяет Сократа, так как красота каждого раз-
бираемого явления относительна: красота девуш-
ки значительнее, чем красота горшка, и т. д. Здесь
- Платон приводит высказывание Гераклита о том,
что даже самая прекрасная обезьяна безобразна
по сравнению с родом людей, а мудрейший из лю-
дей по сравнению с богом кажется обезьяной. Сле-
довательно, приходит к выводу Сократ, пре-
красное— это не какая-то отдельная вещь, а не-
что общее, относящееся к целому роду вещей или
явлений.
Второй тип определения, который выдвигается
в «Гиппий Большем»: прекрасное — это то, присо-
единение чего делает вещь прекрасной. В качестве
такой акциденции красоты Гиппий называет зо-
лото. Но Сократ опровергает и это определение.
Он ссылается на то, что Фидий делал глаза Афи-
ны не из золота, а из слоновой кости. Следова-
тельно, остается предположить, что либо Фидий
не знал, в чем заключается красота, либо при-
знать, что золото не составляет сущности кра-
соты.
Далее, Гиппий говорит, что прекрасное — это
нечто пригодное, подходящее. Но Платон устами
Сократа опровергает и это суждение. Ведь на-
иболее подходящей разливной ложкой будет та,
которая сделана из смоковичного дерева, а не из
золота. И к тому же то, что подходит одному, не
подходит другому. Опровергает Платон и иду-
щее от софистов представление о том, что пре-
красное заключается в чувственном удовольствии.
На этот счет он говорит, что законы, например, то-
же прекрасны, но на вкус они не воспринимаются.
Таким образом, в диалоге «Гиппий Больший»
опровергаются все известные до Платона концеп-
ции прекрасного. Платон отрицает прежде всего,
что прекрасное есть конкретная физическая вещь,
что прекрасное — это нечто пригодное, целесооб-
разное (Сократ), что прекрасное —это чувствен-
ное удовольствие (софисты). Правда, опровергая
существующие мнения о природе прекрасного,
Платон не дает своего позитивного определения
красоты. Однако исходя из негативного определе-
ния красоты, можно заключить, что если прекрас-
ное не физическая вещь, не пригодное, не нечто,
доставляющее удовольствие, то это нечто более
широкое по своему содержанию, определенная
«сущность», «идея».
Каково же позитивное определение Платоном
прекрасного? В этой области в эстетике Платона
сталкиваются две тенденции. Одна идет от пифа-
гореизма и связана с попытками реставрации пи-
фагорейского понимания прекрасного как опреде-
ленной математической пропорции. Это понима-
ние содержится в диалогах «Тимей» и «Филеб».
В «Тимее» (31 с) говорится о пропорциональ-
ности как закономерной и прекрасной связи фи-
зических тел. В соответствии с пифагорейской эс-
тетикой Платон устанавливает зависимость кра-
соты от величины, порядка и меры. В диалоге
«Филеб» устанавливается зависимость красоты от
пропорционального смешения элементов. «Всякая
смесь, если она ни в какой степени не причастна
мере и соразмерности, неизбежно губит и свои сос-
тавные части, и прежде всего самое себя... Вот те-
перь сила блага перенеслась у нас в природу пре-
красного, ибо умеренность и соразмерность всюду
становится красотой и добродетелью» («Филеб»
64 е). От пифагореизма у Платона и представление
о красоте геометрических тел, о которой он говорит
и в «Тимее», и в «Филебе».
Наряду с этой концепцией в диалогах Платона
присутствует другая, более оригинальная концеп-
ция, выходящая за пределы пифагорейской эстети»
ки. Она наиболее полно развита в диалоге «Пир».
«Кто, наставляемый на пути любви, будет в пра-
вильном порядке созерцать прекрасное, тот, достиг-
нув конца этого пути, вдруг увидит нечто удиви-
тельно прекрасное по природе... нечто, во-первых,
вечное, т. е. не знающее ни рождения, ни гибели, ни
роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то пре-
красное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то,
для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а
в другое время, в другом месте, для другого и срав-
нительно с другим безобразное. Прекрасное это
предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или
иной части тела, не в виде какой-то речи или знания,
не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо
или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом
себе единообразное; все же другие разновидности
прекрасного причастны к нему таким образом, что
они возникают и гибнут, а его не становится ни бо-
льше, ни меньше, и никаких воздействий оно не ис-
пытывает» («Пир» 210 е—211 б).
Такое специфически платоновское понимание
прекрасного имеет несомненно идеалистический ха-
рактер. Прекрасное понимается им как нечто абсо-
лютное и неизменное, т. е. как «вечная идея», и в
то же время как предмет любви, как то, что возмо-
жно познать только с помощью эроса.
В «Пире» Платон рисует своеобразную лестницу
красоты. С помощью эроса человек восходит от кра-
соты отдельных тел к красоте тела вообще, а от
него от физической, телесной красоты к красоте
идеальной, духовной. Постигнув более высокую, ду-
ховную красоту, человек, вдохновленный эросом,
поднимается еще выше — к красоте нравов и законов , а затем — к красоте чистого знания. Таким об-
разом Платон раскрывает движение человеческого
знания от низшей телесной красоты к красоте выс-
шей, абсолютной.
С этой метафизикой прекрасного связано уче-
ние о вдохновении. В диалоге «Ион» Платон разви-
вает мистическую концепцию творчества, говоря о
поэтическом вдохновении. Художник творит в со-
стоянии одержимости, наития. «Поэт — это сущест-
во легкое, крылатое и священное; и он может тво-
рить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и
исступленным и не будет в нем более рассудка;
а пока у человека есть этот дар, он не способен тво-
рить и пророчествовать» («Ион» 534 в).
Говоря о поэтическом вдохновении, Платон при-
водит сравнение с магнитом и железными кольца-
ми, приставленными к нему. Ближайшее к магниту
кольцо — это поэт, следующее кольцо — рапсод,
исполняющий произведение, последующие кольца —
слушатели. Магнит же обозначает собой божество
или музу.
Таким образом, Платон иррационалистически
истолковывает процесс поэтического творчества,
при этом он подчеркивает его заражающее воздей-
ствие. Следует отметить, что это учение о вдохнове-
нии Платон применял только к поэзии, тогда как
в других искусствах, в особенности в живописи и
скульптуре, он настоятельно требовал выучки, зна-
ния, технического мастерства.
Наряду с детально разработанным учением о
красоте в эстетике Платона содержится своеобраз-
ная, вытекающая из общих принципов его филосо-
фии концепция художественного творчества. Харак-
терно, что, следуя традиции античной классики,
Платон признает искусство подражанием, мимеси-
сом. В «Законах» он прямо говорит, что мимесис
лежит в основе музыки, поэзии и драмы. «Что ка-
сается мусического искусства, ведь всякий согла-
сится, что все относящиеся к нему создания — это
подражания и воспроизведения. Неужели с этим не
согласятся все поэты, слушатели и актеры?» («За-
коны» 668 с). И тем более подражательным искус-
ством являются живопись и скульптура. Из этого
можно заключить, что Платон видел в подражании
сущность искусства.
Однако, развивая общеантичную теорию миме-
сиса, Платон разработал чисто идеалистический ва-
риант этого учения. По его мнению, искусство
подражает лишь миру чувственных вещей. Причем
это подражание не является абсолютно адекватным
и истинным, а лишь слабым и неполноценным от-
блеском абсолютной красоты вечных идей.
Эту концепцию Платон развивает в X книге
«Государства». Здесь Платон анализирует отноше-
ние художника к истине. По его мнению, существу-
ют: 1) вечные идеи; 2) их воплощения; 3) воспроиз-
ведения этих воплощений — подражания, являющи-
еся уже третьим отражением истины. Эту мысль
Платон объясняет на примере со скамьей. По его
словам, существует три вида скамьи (как и всякой
вещи вообще): истинным творцом ее идеи является
бог; подражая этой идее, ремесленник строит
скамью, а живописец, который рисует скамью, яв-
ляется уже вторым по порядку подражателем, по-
скольку он подражает «подражанию», изображает
уже не сущность вещи, а ее видимый образ. Поэто-
му по отношению к скамье живописец, по мнению
Платона, заслуживает имя не «художника и твор-
ца», а «подражателя тому, что производят». «Зна-
чит, подражательное искусство далеко от действи-
тельности. Поэтому-то, сдается мне, оно и может
воспроизводить все, что угодно: ведь оно только
чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит
лишь призрачное ее отображение. Например, ху-
дожник нарисует нам сапожника, плотника, дру-
гих мастеров, но сам-то он ничего не понимает в
этих ремеслах. Однако если он хороший художник,
то, нарисовав плотника и издали показав его де-
тям или людям не очень умным, он может ввести их
в заблуждение, и они примут это за настоящего
плотника» («Государство» 598 с).
Как видно из этого текста, теория мимесиса
Платона служила не только объяснением сущности
искусства, но и доказательством его слабости,
несовершенства, познавательной и эстетической
неполноценности. Ведь искусство является подража-
нием не вечным и неизменным идеям, а преходя-
щим, изменчивым и неистинным чувственным вещам . Поскольку реальные вещи сами являются ко-
пиями идей, то искусство, подражая чувственному
миру, представляет собой копию копий, тень теней.
На этом основании Платон предъявлял к искусству
строгие требования и даже отвергал некоторые ви-
ды и жанры искусства, считая их вредными, раз-
вращающими юношество и обманывающими лю-
дей видимостью, иллюзией. В этом смысле Платон
критикует живопись, когда она превращается в фо-
кусничество, в простое развлечение.
Очевидно, выступая с критикой живописи как
фокусничества, Платон имеет в виду не все живо-
писное искусство вообще, а то направление в гре-
ческом искусстве, которое ориентировалось на
иллюзорность, на создание пышных эффектов, маги-
ческого воздействия. Об этом свидетельствует рас-
суждение в другом диалоге —«Софист», где гово-
рится о двух видах подражания. Первый вид под-
ражания состоит в точном воспроизведении про-
порций, объемов и форм предмета. Такое подража-
ние Платон называет «искусством творить образы»,
и оно не вызывает у него никакого сомнения и кри-
тики. Другой вид подражания, напротив, вызывает
у Платона ожесточенную критику. В данном случае
Платон имеет в виду тех художников, которые во-
площают в своих произведениях не истинные, дей-
ствительные соотношения, «но лишь те, которые им
кажутся прекрасными». В таком уклонении от
действительных пропорций Платон видит огромную
опасность для искусства и называет этот тип под-
ражания «искусством творить призрачные подобия»
(«Софист» 236 с).
Это место из «Софиста» многое объясняет. Пла-
тон вовсе не был противником изобразительного ис-
кусства, как его часто изображают. Действительно,
в его диалогах мы находим тонкие и глубокие ана-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|