Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОСЛЕКЛАССИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ





 

Стоики. В отношении проблемы подражания стоики за­

няли небывалую позицию. Поскольку они впервые в античности

заговорили о правах индивидуального субъекта, мы поставили своей

задачей формулировать ту особенность человеческого мышления,

которая резко отличалась бы от предшествующего объективизма,

а) Стоики нашли эту особенность в так называемом лектон, то

есть в смысловой предметности человеческого слова. Эту смысло­

вую предметность слова уже нельзя было сводить на звуковое сло­

во, и потому стоическое лектон не мог иметь своим предикатом

|ытийность и существование. А с другой стороны, нельзя было

говорить и об его полном несуществовании. Поэтому лектон у

стоиков в одно и то же время и существует и не существует. Он

может быть и истиной и ложью, а потому в своем существе не есть

#и истина, ни ложь. Точно так же он у стоиков не есть ни утвер­

ждение, ни отрицание. Поэтому наряду с истиной и ложью или

§щием и небытием и, в частности, полезным и неполезным сто­

ики признавали особого рода нейтральную область, которую так

и называли нейтральной (adiaphora). Характеристику стоицизма в



этом смысле мы давали в своем месте (ИАЭ V 102—106, 115—142).

Отсюда стоики с небывалой смелостью (163—171) проповедовали

самодовлеющий характер этой нейтральной области, куда, между

прочим, они относили и красоту.

Отсюда явствует, что при таком нейтрализме или, как мы вы­

ражались в своем месте, при такой иррелевантности стоикам уже

трудно было говорить о подражании. Эта нейтральная область

потому и трактовалась как нейтральная, что она ничему не подра­

жала; и если уже обязательно говорить здесь о подражании, то эта

нейтральная область могла подражать только самой же себе. Вот

первая причина того, почему и термин и понятие подражания так

мало популярны в стоицизме и носят скорее бытовой и просто­

речный, но не философский и не эстетический характер.

б) Далее, будучи античными, а не новоевропейскими мыслите­

лями, стоики, конечно, не могли остаться только в пределах своих

иррелевантных рассуждений. Лектон тут же признавался у них и



как нечто объективно существующее. Однако, оставаясь ирреле-

вантным, он свою подлинную объективность находил в том физи­

ческом и вполне телесном бытии, для которого он стал теперь

осмысливающей идеей. Другими словами, его объективная значи­

мость стала теперь пониматься в качестве смысловой значимости

вещей, как аллегория всего существующего.

Можно сказать еще и так. Лектон стал принципом телесно­

го организма, с одной стороны, существующим во всех органах это­

го организма, а с другой стороны, ни в каком случае несводимым

на отдельные физические органы. Весь космос оказался у стоиков

в основе своей огненной пневмой, которую они понимали как не­

что смысловое, а все ступени мироздания — только разными ти­

пами и разной напряженностью (tonos) этого теплого дыхания

всеобщего космического организма.

Теперь и спрашивается: где же и каким образом можно было

бы применить принцип подражания в этой космической картине

всеобщего организма, понимаемого как огненная пневма с ее бес­

конечно разнообразной эманацией? Ясно, что говорить при таких

условиях о подражании было бы трудно и даже излишне. Конеч­

но, можно было бы говорить о том, что низшая ступень огненно-

пневматической эманации подражает ее высшей ступени. Но та­

кой термин мало бы прибавил к этой яркой стоической картине

«семенных логосов». Здесь и без термина «подражание» рисуется

весьма внушительная и, с точки зрения стоиков, вполне обосно­

ванная и самодовлеющая космическая картина.



в) Наконец, нужно не сбиваться с толку, когда мы слышим у

стоиков призывы к подражанию природе. Это подражание — отнюдь

не такое, чтобы подражаемое и подражающее были бы двумя раз­

ными субстанциями. Подражать природе значило у стоиков вос­

производить природу, то есть воспроизводить ее субстанциально.

Стоический мудрец подражал природе в том смысле, что уже и сам

становился природой, не ее отображением, но ее субстанцией,

одной из ее бесчисленных субстанций. Поэтому становится ясным,

что и здесь шла речь не столько о подражании, сколько о воспро­

изведении. И тут нельзя не находить отдаленной разновидности

того субстанциального подражания Дионису, когда воспевавший

и изображавший его хор считал, что он и по самой своей субстанции

становится Дионисом. Но раньше это была буквальная религиоз­

ная практика, теперь же у стоиков это превратилось в утонченно

разработанную и сознательно, систематически осуществляемую

мораль. Термин «подражание» оказывался здесь слабым, маловра­

зумительным и потому неупотребительным.

г) После всех этих наших разъяснений читатель пусть не удивля­

ется, что в трехтомном собрании стоических фрагментов у Арни-

ма, где мы находим сотни разнообразных текстов, термин «миме­

сис» попадается только единственный раз, да и то в несущественном

смысле: говорится (III, р. 233, 33—34), что музыка и поэзия анало­

гичны одна другой в отношении подражания.

Из последующей стоической литературы мы привели бы, на­

пример, рассуждение Марка Аврелия (III 2, 6) о том, что худо­

жественное подражание отрицательным явлениям жизни хотя и

обезвреживает изображаемые несовершенства, но философ и без

всякого художественного подражания восхищается вообще всем,

что имеется в природе, поскольку оно естественно. Для филосо­

фа, таким образом, по мнению Марка Аврелия, нет нужды ни в ка­

ком подражании.

Что же касается бытового подражательства в новой греческой

комедии (в отличие от комедии Аристофана), то подобного вида

«изощренное подражание» Марк Аврелий даже решительно отвер­

гает (XI 6, 5).

2. Плотин. «Подражание». У Плотина имеется несколь­

ко терминов, относящихся к области подражания, из которых мы

сначала остановимся на основном термине, именно на термине

«мимесис». Как и следует ожидать, термин этот имеет у Плотина

универсальное значение, но значение это — почти исключитель­

но субстанциальное, онтологическое, и притом в первую очередь

космологическое с выставлением на первый план не только кос­

моса в целом, но и отдельных его иерархически расположенных

ступеней. Подражание здесь везде является не чем иным, как суб­

станциальным (иной раз частично субстанциальным) воспроизве­

дением и осуществлением подражаемого.

а) Если начать снизу, то все чувственные вещи подражают у

Плотина жизни вообще (III 6, 6, 50—51) или все неодушевленные

вещи подражают общей душе (7, 13, 36—37).

б) Далее, у Плотина идет речь о подражании тому, что выше

самой души, а именно истинно сущему уму. Один текст говорит

об этом в более общей форме, когда мы читаем, что в телесной

области обладающее «бытием в соответствии с эйдосом» есть «под­

ражание сущему» (IV 3, 8, 26—27). Но далее говорится и более

специально. «Природа всего» с изумительным искусством творит

все предметы в подражание тем сущностям, логосами которых она

обладает (II, 8—9). Человек в чувственной области есть результат

подражания (mimêma) умопостигаемому человеку и обладает ло­

госами в подражание ему (VI 7, 6, 9—11). Небо своим круговраще­

нием вечно подражает уму (III 2, 3, 30).

в) Далее, по Плотину, все подражает также и изначальному

первоединству. Все происходящее из первоединого, «субстанция

и бытие» (hë oysia cai to einai), содержит в себе подражание ему

в силу проистекающих из него потенций (V 5, 5, 22—23).

г) Далее, у Плотина имеются тексты, говорящие о подражании

сразу нескольких сторон бытия нескольким основным ипостасям.

Все существующее, и разумное и неразумное, включая растения

и землю, стремится достигнуть и созерцать всеобщую цель; но в

одном это происходит истинно (субстанциально), а другие полу­

чают только «подражание и образ, eicona» (III 8, 1, 2—7). Душа

создает чувственный мир в подражание уму (7, 11, 27—28).

д) Наконец, онтологический характер подражания имеет у

Плотина значение также и в гносеологическом смысле. Поскольку

бытие и созерцание есть одно и то же, мы в процессе познания

приходим к таким формам бытия, которые являются подража­

нием самому бытию (8, 7, 1—8). Душа стремится к познанию

«умопостигаемой формы» (morphë), подражанием чему (то есть

наглядным воспроизведением чего) является взаимное отноше­

ние любящих, стремящихся слиться воедино (VI 7, 34,1—16). Чис­

тая наука и ум ради наглядного изображения (cata mimësin), или

символически, изображается некоторыми как Дика и Зевс (V 8,

4, 40-42).

Онтологический, или субстанциальный, смысл термина «под­

ражание» во всех приведенных выше текстах Плотина не требует

доказательства.

3. То же. Производные термины. Некоторое количе­

ство раз встречается у Плотина термин mimëma, то есть «результат

подражания», или «копия». С этим термином мы однажды уже

встретились выше (с. 83—84) при обсуждении термина «подража­

ние». Пересмотрим другие тексты с этим термином, разделяя их

тоже в порядке нарастания значимости подражаемого предмета.

а) Читаем: «видимые вещи есть копия «истинного всего», то есть

всех вещей, или космоса (VI 4, 2, 1—2).

б) Таким же онтологическим предметом подражания является

и вся ноуменальная сфера. Сначала эта последняя именуется про­

сто «сущим». Как и у Платона (Tim. 50 с), в становлении все при­

ходит и уходит, но является «копией сущего» (III 6, 7, 27—28). Та

же мысль и тоже с приведением Платона приводится еще раз (II,

2—3). Материя непрерывно становится и по своей природе никог­

да не является «копией сущего», даже если эти копии в ней при­

сутствуют (13, 26—27; та же фраза буквально повторена в 17, 2—3,

почему издатели и ставят ее под сомнение).

Далее, у Плотина говорится о копии не сущего, но первообра­

за. Добродетель — копия первообраза, но первообраз уже не доб­

родетель (I 2, 2, 2—4).

Далее, речь идет у Плотина о копии не сущего и не первообра­

за, но уже ума или умозрения. Чувственный мир — копия умопо­

стигаемого (VI 2, 22, 38) или хранит в себе эту копию (II 9, 8, 28—

29). Копия не есть результат размышления и технических

способностей человека, но — подражания умопостигаемой красо­

те, несмотря на все внутрикосмические несовершенства (8—21). По­

скольку то, что действует, должно быть копией чего-нибудь, по­

стольку оно создает «умозрения и эйдосы» (III 8, 7, 6—8). Демон

сеть копия бога, как и чувственный человек есть копия умопости­

гаемого человека (VI 7, 6, 28—29).

в) Далее, соотношение копии с первообразом Плотин находит

ив сфере самого ума, поскольку в уме тоже есть своя модель и

свое материальное воплощение этой модели. Материальный кос­

мос есть копия умопостигаемого космоса, в котором, следователь-

до, имеется своя собственная материя (II4, 4, 7—9). Следовательно,

поскольку умопостигаемое становится, постольку это становление

умопостигаемого есть его копия и образ (eidolon), то есть сам ум

дош, точнее, жизнь ума (V 4, 2, 23—26). Такая жизнь ума (как ко-

пия самого ума) трактуется и мифологически. Зевс во всем есть

подражание Кроносу, от которого он получает и жизнь, и «отно­

сящееся к сущности» в качестве копии, и бытие в качестве красо­

ты, и вечность как его образ (8, 12, 15—17).

г) Наконец, предметом копирования является у Плотина так­

же и сверхбытийное первоединство. Умопостигаемые копии трак­

туются таинственно тем умозрителем, который восходил в святи­

лище первоединства и потом опять спускался к уму (VI 9, 11,

26—28). Жизнь ума является копией сверхразумного блага; и сам

ум тоже есть копия блага (V 3, 16, 38—42).

д) У Плотина имеются также и такие тексты, в которых гово­

рится о копии в разных смыслах, то есть о копиях не одного, но

разных предметов. Истинные сущности, проходя через космичес­

кую душу, спускаются к природе, которая есть последнее прояв­

ление ума, а ниже — только копии (IV 4, 13, 17—22). Ум есть эй-

дос души, перешедшей в ее оформление (morphë), a это оформление

переходит на тело и действует как художник в отношении статуи.

Поэтому душа близка к истине; а то, что принимает на себя тело, —

это только образы (eidöla) и копии (V 9, 3, 33 — 37). Произнесен­

ное слово есть копия того, что в душе, а душа есть копия ума (I 2,

3, 27—28). Чувственно существующий Сократ есть копия логоса

Сократа, а этот логос есть копия человека вообще (VI 3, 15, 33—

37).

е) Стоит указать еще и такие тексты Плотина, в которых речь

идет специально о художественном понимании. Мнение Плотина

здесь двоится. С одной стороны, Плотин рассматривает художе­

ственное произведение как подлинную копию умопостигаемого

первообраза. Так, по Плотину, при рассмотрении картины мы

переходим к пониманию того, что картина есть копия умопости­

гаемой области (II 9, 18, 44—46). Копии в рисунках и в воде не

есть просто архетип, которому они подражают, но его преломле­

ние (VI 2, 22, 40—42). С другой стороны, искусство есть «поздней­

шее», чем природа, и «подражает, создавая неясные и слабые ко­

пии, никчемные игрушки, стоящие немного» (IV 3, 10, 17—19).

Положительной оценкой характеризуется также и еще один

производный термин, именно mimëticos — «подражательный».

Плотин утверждает, что в данном случае чувственное подражание

необходимым образом восходит к умопостигаемой сфере, причем

не только живопись, архитектура и музыка, но и агрономия, мет

дицина, риторика, стратегия, искусство управлять, не говоря уже

о насквозь умопостигаемой геометрии, которым тоже свойствен-

на своя собственная умопостигаемая симметрия (этому посвяща­

ется вся глава V 9, 11).

4. Про к л. Примечательно то, что у Прокла при всех наших

поисках мы не нашли термина «подражание». Но производное от

этого термина в глагольной форме «подражать», насколько нам

удалось установить, имеется в «Первоосновах теологии» и в ком­

ментарии Прокла на платоновское «Государство». Пересмотрим эти

тексты. Здесь тоже, как и у Плотина, можно находить подражае-

мое в связи с разными степенями бытия.

а) Что касается «Первооснов теологии», то здесь Прокл гово­

рит, что космическое становление, с одной стороны, убывает, а с

другой стороны, подражает «вечной природе» (55 = 52, 27—29

Dodds). Прирожденные носители душ подражают жизням своих

душ (209 = 182, 24—25), а частные души — общей божественной

душе (204= 178, 31-33).

Обобщение Прокла идет еще и дальше. Первичные сущности

подражают провиденциальной сущности богов, а первичным сущ­

ностям подражают вторичные (141 = 124, 22 — 25). Подвижная при­

чина производит результат, который является подражанием своей

причине (76 = 72, 18-19).

Наконец, когда восхождение возвышается до степени ума, то и

в проблеме самого ума Прокл продолжает пользоваться методом

подражания, поскольку в самом уме Прокл тоже находит подра-

жаемое и подражающее и поскольку весь ум подражает сверхра­

зумному первоединству. Ум подражает богу, а бог есть действую­

щее начало; следовательно, ум также создает свое умопостигаемое

(134 = 118, 24—25). Все совершенное производит, подражая пер-

воединому (25 = 28, 21—22). Все производящее тоже подражает

единому (26 = 30, 12. 18).

Субстанциально-онтологический смысл подражания во всех

этих текстах не требует доказательства.

Просмотрим тексты из комментария Прокла к «Государству»

Платона.

б) Прежде всего, здесь отдельные тела и души тоже подражают

цельному космосу. Частичные существа подражают тем, кто пра­

вит космосом (II 7, 13—15). Тело подражает способности пользу­

ющихся им душ (118, 22—23). Нельзя упрекать Платона за его язы^

ковые выражения, хотя многие и подражают Платону по-разному;

Йдемиурга нельзя упрекать за то, что в космосе имеются недостатки,

ga которые отвечает не он, но отдельные души (I 205, 15—21).

Изменения в области элементов есть подражание «небесному кру­

гу» (II 31, 12-14).

в) Имеются, далее, тексты о подражании божественному уму.

Если женщины не только мелют муку, но и пекут пироги, то это

они делана в подражание силам природы, которые тоже произво­

дят все, что приносится богам (I 245, 22—25). Если в вещах суще­

ствует разделение и борьба, то это потому, что здесь совершается

подражание «умопостигаемому источнику» различия во всем су­

щем (И 225, 1—3). Демоны подражают высшему звену своей цепи,

однако без достижения подобия (296, 2—4). Душа, подражая выс­

шим звеньям цепи, живет умной жизнью (18—20). О подражании

человеческих душ разным категориям богов Прокл говорит при

помощи ссылок на платоновского «Федра». Именно, одиннадцать

богов, которые у Гомера сражаются в бою, есть подражание свите

Зевса, состоящей из одиннадцати моментов, как и у Платона

(Phaedr. 246 е — 247 а) говорится об одиннадцати богах, сопро­

вождающих Зевса в его космическом путешествии.

В связи с этим последним текстом Прокла, где говорится о

разделении среди богов, уместно будет привести также и более

специальный текст на тему об этом разделении. Именно, по Про-

клу, одни боги заведуют становящейся природой (genesioyrgoy...

physeôs) и войной в области материи; другие же боги связаны с

Дикой, дочерью Фемиды, так что они подражают одному «деми-

ургическому уму», создающему все прекрасное (I 107, 25—30; ср.

Plat, Tim. 30 а, где тоже говорится, что бог создает не беспорядок,

но только упорядоченное и потому прекрасное). Такое же взаим­

ное разделение* трактуемое как подражание, Прокл находит и в

космосе. Космические круги подражают один другому вплоть до

самого большого (II 210, 16^-18).

г) Отчетливых текстов с глаголом «подражать» в смысле подра­

жания первоединству у Прокла нет. Но приблизительные выраже­

ния на эту тему имеются. Единораздельная природа есть то, бла­

годаря чему происходит подражание Отцу в космосе (1137, 12—14,

ср. 138, 15—20). Боги, осуществляющие суд над душами, подража­

ют всеобщей Дике (II 145, 9—11).

д) Имеется и гносеологический тип подражания. Душа стре­

мится украшать все человеческое и воспевать все божественное,

подражая Мусагету, который воспевает Отца (I 57, 11—14).

е) Немногие тексты у Прокла с термином «копия» имеют, Kai«:

и у Платона, субстанциально-онтологический смысл. Существует

космический творец, производящий видимые копии невидимых и

прекрасных вещей (I 68, 15—17). Нематериальные и умопости­

гаемые эйдосы наполняют космос своими копиями, представляя

неделимое в делимом (I 77, 13—16). Вспоминается Платон (R. Р.

X 597 b—é), по которому художественная копия — на третьем

месте после эйдоса и вещественного воплощения эйдоса (II 86,

20-21).

ж) Наконец, у Прокла имеется также и термин «подражатель­

ный», который, по примеру Платона и со ссылками на него, трак­

туется по преимуществу отрицательно, как указывающий на ис­

кусства, не способные воспроизводить умопостигаемый первообраз

по его существу. Как и у Платона (R. Р. III 392 d), комедия и тра­

гедия, по Проклу, суть подражательные искусства*(1 14, 19—21).

Й вообще, как и у Платона (Tim. 19 d), всякая поэзия подража­

тельна (I 44, 1-2, ср. 45, 7; 46, 22; 60, 11; 160, 20; 162, 4). Подра­

жательная музыка учит юношей петь, а божественная пробуждает

божественное безумие (I 84, 12—15).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Методологически общее заключение к миметической термино­

логии является тем же самым, что и картина всех других истори­

чески изучаемых нами терминов античной эстетики. Однако этим

термином «подражание» так часто и так уродливо оперировали

разного рода большие и малые новоевропейские мыслители, что в

данном случае нам хотелось бы это заключение формулировать

в более расчлененном виде.

1. Ко смол о г изм. Подводя итог всему нашему предыдущему

исследованию, необходимо сказать, что мимесис имеет в антич­

ной эстетике универсальное значение. Внутрикосмические вещи

подражают космосу в целом, космос в целом есть подражание над-

космическому уму, а этот ум, в свою очередь, есть подражание

сверхбытййному первоединству. Но это всеобщее подражание от­

личается двумя чертами.

а) Во-первых* это подражание почти всегда мыслится не фор­

мально, не в смысле рисунка или документального изображения,

но в смысле субстанциального воспроизведения, то есть в смысле

производственной осуществленноеTM. Это мы находим еще в ре­

лигии Диониса, где хор почитателей Диониса считал себя веще­

ственным и телесным воспроизведением самого Диониса. И этот

субстанциальный миметизм остался в античности навсегда, не­

смотря ни на какие свои философские и рассудочные формулы.

Платону, например, уже и совсем необязательно говорить здесь о

богах. Вместо богов он говорит об идеях. Но субстанциальное во-

площение и производственное овеществление этих идей все рав­

но остается у него непререкаемой истиной.

б) Во-вторых, у многих часто возникает вопрос о том, как же

это античность могла так низко ставить искусство, чтобы считать

его, по примеру Платона, только «подражанием подражанию», то

есть бесцельным и никому не нужным воспроизведением того, что

вовсе и не нуждается ни в каком воспроизведении и существует

вполне самостоятельно. Здесь необходимо иметь в виду, что в ан­

тичности вовсе не было принижения искусства как такового, а был

лишь отказ находить в искусстве какую-нибудь самодовлеющую

цельность. Не нужно забывать того, что вся античность, как мы в

этом выше много раз убеждались, основывается на вещественно-

телесной интуиции, отсюда и вытекает предпочтение вещей и,

значит, создавание вещей, сравнительно с их невещественным

изображением и только лишь условным, а не фактическим вопло­

щением. Жизнь, изображаемая на картине, конечно, меньше и

хуже, чем жизнь фактическая, так что, с точки зрения древних,

нужно бороться за устроение самой жизни, а не за ее только зри­

мое или только слышимое воспроизведение, по существу своему

всегда только праздное.

Таким образом, космологизм античного мимесиса является для

античности результатом не какого-нибудь человеческого, то есть

чисто поэтического и живописного или чисто философского, вос­

произведения, а результатом вполне вещественного, вполне теле­

сного, но зато и вполне предельного, то есть вполне совершенно­

го, подражания своей же собственной идее и производственным

результатом воплощения своей же собственной и вполне матери­

альной способности целесообразного порождения, то есть в дан­

ном случае самопорождения.

2. Иерархия. Эта иерархия была уже вообще затронута нами

в беглом виде. Но сейчас ее надо выставить как один из основных

принципов античного мимесиса. Дело в том, что та вещественность,

та телесность и та, вообще говоря, материальность, которая захва­

тывала умы и сердца в древности, — это нечто меньше всего гру­

бое и меньше всего мертвенное, далекое от жизни. Здесь мы встре­

чаемся с удивительным воззрением античности на материю, которая

представлялась в те времена самой разнообразной по своей тон­

кости, по своей плотности, по своей легкости и, мы сейчас сказа­

ли бы, по своей одухотворенности. Недаром античность верила

кроме людей и богов еще и в демонов. И это потому, что в демо­

нах античные люди находили более легкую телесность и более

 

прозрачную вещественность. Но о демонах и говорить нечего, если

даже сами боги тоже представлялись телесно, поскольку они не

только обладали телами, но для этого божественного тела был даже

специальный термин «эфир». Поэтому, если мы сначала загово­

рили о космологической природе мимесиса в античности, то сей­

час должны сказать и об иерархической природе этого космоло-

гизма.

Мимесис в античности был везде вещественным и всегда ука­

зывал на буквально телесное воплощение той модели, о подража­

нии которой шла речь. Но эта вещественность была везде разная,

начиная от грубой неорганической и кончая той идеально теле­

сной, которая уже неотличима от самой идеи. Впрочем, и эта те­

лесная идея, или идеальное тело, то есть эта модель для всех бес­

конечно разнообразных копий, сама тоже вполне подчинялась

принципу иерархии, потому что в этой области, одинаково теле­

сной и одинаково идеальной, тоже мыслились разные ступени

развития. В грубой форме это видно уже на античных богах, кото­

рые, будучи не чем другим, как предельным обобщением чисто

природных явлений, были так же разнообразны, как разнообразна

природа и как разнообразна человеческая жизнь в этой природе.

Может быть, только высшее предельное обобщение, а именно

сверхбытийное единое, которому решительно все на свете подра­

жало, само уже ничему другому не подражало.

Однако и здесь, если иметь в виду развитую неоплатоническую

теорию, это наивысшее единство не подражает только отдельным

предметам и явлениям, поскольку оно выше них; но оно, во вся­

ком случае, подражает всему существующему, взятому в целом.

Итак, миметизм решительно на всех ступенях внутрикосмичес-

кой, космической и надкосмической жизни везде одинаково яв­

ляется всемогущим и неопровержимым принципом.

3. Триадическая структура всякого мимесиса.

Иерархийный принцип восхождения и нисхождения миметичес­

ких типов — это одно. Вместе с тем, если брать каждый такой

иерархийный тип в отдельности, то он тоже имеет свою собствен­

ную структуру, которая в античности разрабатывалась неоднократ­

но, и притом весьма разнообразно. Античными мыслителями вла­

деет здесь тот же здравый смысл, который мы находим и вообще

во всей античной миметической теории. Здравый смысл сводится

здесь к следующему.

Античные мыслители рассуждали, что если имеется процесс

подражания, то для этого необходимо, во-первых, чтобы существо-

вало то, что именно подражает, а, во-вторых, также и то, о подра­

жании чему именно идет речь. Из этого простейшего наблюдения

у древних сам собой вытекает тройной принцип миметической

структуры.

Именно, о подражании можно было говорить только в том един­

ственном случае, когда имеется в виду как подражающее, так и

подражаемое. Другими словами, процесс подражания, подражаю­

щее и подражаемое — это и было триадической структурой всяко­

го типа подражания, где бы, когда бы и в каком бы виде мы ни

говорили о подражании. Эта диалектика имела в античности свою

длинную и разнообразную историю. Но в окончательном виде нам

она знакома по материалам Прокла (ИАЭ VII, кн. 2, с. 124—129).

4. Общая четверная система миметической ти­

пологии. Два производственных типа, а) Наконец,

кроме общей космологической, иерархийно-космологической и

структурной типологии античные мыслители уделяли огромное

внимание также и содержательной стороне мимесиса. Но что ка­

сается содержания, то тут у древних неминуемо вставал вопрос об

отношении всякого мыслительного построения к реальной действи­

тельности, к вещам и телам. Поэтому и в мимесисе, прежде всего,

различали его вещественную или, вообще говоря, прагматическую,

то есть вполне производственную и утилитарную, сторону и сто­

рону отобразительную, постройтельную, мысленную, образную или,

как мы бы сказали в самой общей форме, сторону иконическую

(eicön — «образ»). Вся сущность мимесиса, его польза или его бес­

полезность, вся его жизненная, а в том числе и художественная

или, опять-таки говоря вообще, эстетическая значимость опреде^

лялась в античности исключительно только в зависимости от сте­

пени его утилитарности и от степени его иконизма.

Нечего и говорить о том, что античность, воспитанная на веще­

ственно-телесных интуициях, конечно, и в мимесисе выдвигала на

первый план его вещественную и телесную, то есть его утилитар­

но-прагматическую, сторону. Настоящий подражатель тот, дума­

ли в античности, кто умеет субстанциально, то есть производствен­

но, воплотить ту или иную идею. Поэтому выше всего тот мимемис,

который создавался богами (в мифологии) или надмирными иде-;

ями (в философии) при оформлении всего космоса и всего, что

внутри космоса. Точно так же и в человеческой области — наи­

высший тип подражания только тот, в результате которого появ­

ляется реальная вещь, так что наилучшим подражателем оказыва­

ется ремесленник.

б) Правда, вещественная телесность понималась в античности

очень широко. Тем не менее без нее в античности не мыслилась

никакая форма подражания, и уж тем более если речь шла о наи­

высшей форме. Поэтому плотник, столяр, слесарь, каменотес и

вообще создатель любого практического, и не только просто прак­

тического, но именно утилитарного, предмета, только такой ра­

ботник и осуществлял собою в античности наивысшую форму

подражания. Строитель корабля имеет идею корабля. И если он,

согласно этой идее, создал максимально идентичный и максималь­

но отвечающий своему назначению корабль, такой» корабельный

мастер и является представителем максимально совершенного

подражания. Но речь идет здесь, конечно, не только о материаль­

ных вещах в буквальном смысле слова. Например, молитва (Legg.

VII 801 b с) или военная пляска (там же 814 е—815 Ь), по Платону,

тоже являются весьма полезными и нужными типами подражания

(подробней об этом — ИАЭ III 210—232). Чем предмет практич­

нее и чем утилитарнее, тем он для античности более красив и пре­

красен, тем он более отвечает задаче художественного подражания.

Однако, что бы то ни было, мы все-таки напомним читателю

то, что в таких случаях часто забывается или отодвигается на задний

план. Об этом мы говорили не раз, но об этом необходимо вспом­

нить ив настоящую минуту. А именно, утилитарность мыслилась

в античности вовсе не в таком изолированном виде, чтобы она

уже не имела никакого отношения к области красоты или искус­

ства. Конечно, можно пить воду из безобразно сделанной кружки.

Но это будет не в античном духе. В античном духе самая обык­

новенная, самая обыденная, максимально практическая и ути­

литарная чашка в то же самое время должна быть красивой, и

притом настолько, чтобы ее красота имела самодовлеющее значе­

ние и чтобы ею можно было любоваться независимо от ее утили­

тарного назначения и независимо от ее практической пользы.

Поэтому телесность и вещизм миметического процесса не только

не исключали в античности самодовлеющей эстетики, а, наобо­

рот, находились с ней в полном согласии. Необходимо иметь в виду,

чтоЛакие термины, как «идея», «образ», «форма», «тип», «назна­

чение», «причина» или «цель», вовсе не отличались тем прозаиз­

мом, который присущ не только нашей обывательской термино­

логии, но и многим философским системам нового и новейшего

времени. На протяжении всех предыдущих томов нашей «Исто

рий античной эстетики» читатель мог множество раз убеждаться в

том, что всякая такого рода практическая терминология всегда была

насыщена у античных мыслителей эстетическим содержанием

И поэтому неудивительно, что и всякая вещь, возникавшая в ре­

зультате миметического осуществления своей идеи, тоже оказыва­

лась одновременно и вполне утилитарной и вполне художествен­

ной. Поразительные примеры этого мы находили уже у Гомера, у

которого, например (Ил. XVIII474 — 608), изображается такой ути­

литарный предмет, как щит Ахилла, и в то же самое время на этом

щите Гефест изобразил решительно весь космос, включая людей,

в изящнейших и художественнейших картинах. Тут неизвестно чего

больше, практичнейшего утилитаризма или художественнейшей

и самодовлеющей созерцательности1.

в) Итак, первые два типа античного мимесиса по его содержа­

нию, космический и человеческий, являются типами и вполне

вещественными, вполне телесными, вполне утилитарными; и в то

же самое время они насыщены таким художественным содержа­

нием, которое делает их самодовлеюще-созерцательными и пре­

красными. Именно путем такого мимесиса боги устраивают весь

космос, вполне телесный и прекрасный; но и столяр делает свои

скамьи и гончар делает свою посуду тоже и вполне вещественно,

практически-утилитарно, и самодовлеюще-прекрасно, так что на

эти миметически созданные утилитарные вещи можно только лю­

боваться.

5. Два иконических типа, а) Теперь коснемся еще двух

типов мимесиса, на этот раз не вещественных и телесных, но только

образных и мысленных, только иконических. Ведь когда мы, напри­

мер, рассматриваем картину художника, то изображенная на ней

жизнь вовсе не есть сама реальная жизнь в ее субстанции, в ее

действительном существовании, но — только изображение жизни,

только ее рисунок на каком-нибудь мертвом материале, не имею­

щем никакого отношения к живой и действительной жизни. И вот

у древних возникал вопрос: как же относиться к такому, чисто

иконическому, подражанию? И это был в античности чрезвычай­

но важный и острый вопрос, который мог вызывать сомнение даже

в самой полезности и целесообразности искусства вообще. Такое

большое и сложное предприятие, как постановка пьесы в театре,

требовало от людей бесконечных усилий и бесконечного количе­

ства разных забот и треволнений. Нужны ли эти театральные по­

становки и не нужно ли запретить вообще всякое театральное зре­

лище? При таком утилитарном понимании мимесиса, которое мы

сейчас рассматривали, допустим ли вообще тот или иной икони-

ческий мимесис?

Об этом щите Ахилла у Гомера см.: ИАЭ I 206—208.

Тут тоже различались в античности два совершенно разных

подхода к иконическому мимесису.

б) Прежде всего, иконизм мог функционировать в условиях

вполне предметного и идейно заинтересованного творчества. Ан­

тигона или Эдип, изображенные у Софокла, конечно, не были

реальными героями практической и буквально функционирующей

действительности. Но ведь эти образы были воплощением огром­

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.