Сделай Сам Свою Работу на 5

Закрепление произношения звука Ц в коротких рифмовках, свободных от шипящих звуков





Не торопясь, выделяя звук Ц, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понра-вившиеся рифмовки заучи.

Во дворец прибыл гонец.

Возле кадки блюдце, курицы напьются.

Закаленный боец в бою молодец.

Ярко светит солнце на мое оконце.

С пальца сняли кольцо, отнесли на крыльцо.

Цып-цып, цыплятки, вот водица в кадке!

Кто меня боится, тому не дам водицы.

Нам ли всем зимы бояться, мы умеем закаляться.

Цапля стройная, носатая, целый день стоит как статуя.

У колодца есть хотят десять маленьких цыплят.


Пусть метет метелица, белым снегом стелется. Не идется и не едется, коль сегодня гололедица. Две синицы сидят на сосне, две синицы поют о весне. Бедным курицам не спится, если им лисица снится.

Закрепление произношения звука Ц в длинных рифмовках, свободных от шипящих звуков

Не торопясь, выделяя звук Ц, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори рифмовки в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Никто не увидит лисицы, которая зайца боится, зато все увидят зайца, который лисицы пугается.



Пусть метет метелица, белым снегом стелется, а мы валенки надели, не боимся мы метели.

Зиме конец, летит скворец и звонко напевает: «Идет весна, красна, ясна, смотрите, как все тает!»

Цветут настурции в саду веселым ярким цветом, сегодня в садик я иду, пора проститься с летом.

Этот заяц не простак, он сидит не просто так, он себе на уме, он готовится к зиме!

Закрепление произношения звука Ц в загадках

Отгадай загадки. Затем не торопясь, выделяя звук Ц, повтори каждую из них, а те, что понравились, загадай родным и знакомым.

Два близнеца, два братца, На нос легко садятся.

(Очки.)

На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются.

(Глаза.)

Сели птицы на страницы,

Знают быль и небылицы.

(Буквы.)



Кто всех пугается — Под кустом спасается. (Заяц.)

Два конца, два кольца, Посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется. (Топор.)

В большой темнице Есть девица круглолица. (Луна.)

На шесте дворец, Во дворце — певец.



(Скворец.)

От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает.


 


Закрепление правильного произношения звука Ц в пословицах и поговорках

Четко, выделяя звук Ц, произнеси пословицы и поговорки 2-3 раза. Попроси взрос-лого объяснить смысл каждого высказывания. Как ты думаешь, в каких случаях так говорят?

Биться да драться — не ума набираться.

Доброе братство ценнее богатства.

За плохого бойца ругают отца.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Как аукнется, так и откликнется.

Конец — делу венец.

Краса приглядится, а ум пригодится.

Молодец против овец, а против молодца и сама овца.

Надо наклониться, чтоб из ручья напиться.

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

Носится как курица с яйцом.

Птица видна по полету.

Целил в ворону, попал в корову.


Закрепление произношения звука Ц в скороговорках

Четко, выделяя звук Ц, произнеси скороговорки 3-4 раза. Говори сначала медленно, потом все быстрее, сохраняя громкость произношения.

У кольца нет конца.

В доме без оконца не видно солнца.

Во дворец наконец прибыл гонец.

Зацепила из криницы девица водицы.

Невелика птица синица, а умница.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Над кузницей, над мельницей вьется метелица.

Овца не помнит отца, овца желает сенца.

От цветов наконец прогоните овец.

Пес тоскует на цепи, а попробуй отцепи!

Птица синица в воду глядится.

Молодице круглолицей на крыльцо не воротиться.

Съел молодец двадцать два пирога, да все с творогом.

Свили две цапли гнездо из пакли.

Съел наконец кузнец варенец.

То стелется, то колется метелица-разбойница.



Цыплята просят проса с цветного подноса.

Цокнул сзади конь копытцем, под копытцем пыль клубится.

Я нарвал овце овса, ешь скорей овес овца.

Хоть подсолнух и не птица, прямо к солнцу он стремится.

Закрепление произношения звука Ц в сказках

Четко, выделяя звук Ц, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Ц.

ЦЫПЛЯТА И ГУСЕНИЦА

Цыплята гуляли у забора. Вдруг они заметили гусеницу. Гусеница была серая длинная, волосатая. Стали цыплята гусеницу тянуть. Тянут за один конец, а друго-го конца гусеницы никак не видать. Стали цыплята волноваться, стали оглядываться


по сторонам... Тут заметили цыплята, что тянут не гусеницу, а хвост огромной крысы! Испугались цыплята да как кинутся наутек, бегом к своей маме-курице.

ОВЦА И ЦВЕТЫ

Овца гуляла на лугу. Там было много цветов: синих, белых, розовых, голубых. Овца ходила по цветам и топтала их своими копытцами. Над цветами летал моты-лек. «Милая овца, — сказал он, — поглядите на эти цветы. Они необыкновенные! Они бесценные! Они как разноцветный ковер! Глядя на них, надо удивляться, ве-селиться, танцевать!»

Посмотрела овца на мотылька, потом на цветы и стала их есть... все подряд: и красные, и белые, и голубые...

ЦЫБИК И ЦАРАПКА

Пес Цыбик и кот Царапка обитали в одном дворе. Как-то кот лакал молоко на крыльце, а пес пробегал мимо. Задел пес Цыбик блюдце. Все молоко разлилось по крыл ьцу.

Рассердился кот и царапнул пса. Залаял пес Цыбик и кинулся на Царапку. А кот забрался на акацию и мяукает оттуда: «Не удастся тебе достать меня! Не умеют собаки по акациям лазать!»

Так и ссорятся целый день Цыбик и Царапка. Трудно коту с собакой соседями быть!

УТЯТА И ЦЫПЛЯТА

Повела утка своих утят на озеро купаться. Идут утята, гордятся собой: «Вот ка-кие мы молодцы! Водицы не боимся!» У воды курица гуляет с цыплятами. Цыпля-та бегают по берегу, волнуются. Напиться-то они могут, а купаться не умеют! Ска-зала утка своей соседке курице: «Если твои детки не боятся, пусть садятся на мо-их малюток да по озеру покатаются!» Обрадовались цыплята. Один цыпленок встал на спину утенка. За ним остальные цыплята залезли на спины утят и поплы-ли по воде. С тех пор мама курица стала называть своих цыплят «мои смелые пловцы».


Закрепление произношения звука Ц в самостоятельно составленном рассказе


Придумай сказку со знакомыми героями. Расскажи ее, выделяя звук Ц.




11. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ С-Ц НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ

Звуки С — Ц ребенок смешивает не только на слух, но и в произношении. Вместо слов сахар-ница, цесарка можно услышать сахарниса, цецарка.

Характер и количество упражнений в данном разделе соответствуют указанным особенностям.

Работа по дифференциации звуков С — Ц по-могает более четкому, осознанному произно-шению в целом, а также является основой гра-мотности письма.


ЭТАП ПЕРВЫЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ С-Ц ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков С — Ц

Возьми картинки-символы звуков С и Ц из Приложения 1. Внимательно послушай и запомни, как свистит насос (С) и стучат каблучки (Ц, Ц, Ц).

Обрати внимание на то, что звук С можно тянуть, а звук Ц нельзя. По очереди пока-зывая на обе картинки, протяжно или резко произнеси соответствующие звуки по 5 раз.

Дифференциация звуков С — Ц в обратных слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Обрати внимание на то, что звук С можно тянуть, а звук Ц нельзя. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

При затруднениях следует использовать в качестве зрительной опоры картинки-сим-волы из Приложения 1.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.