Сделай Сам Свою Работу на 5

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ш





Послушай продолжение сказки «Приключения Ветерка», где в игровой форме объ-яснена артикуляция звука Ш. Проделай указанные движения.


Во время чтения сказки взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и, глядя в него, со-вместно проделывают определенные артикуляционные движения (они обозначен в правой части таблички). Если ребенок не может правильно произнести звук Ш, его произносит только взрослый.

Приключения Ветерка1

 

Текст читает взрослый Действия, выполняемые ребенком по просьбе взрослого
Вокруг Ветерка темная и мрачная пе- Широко открой рот. щера.
Задача Языка, грозного стражника пе-щеры, — устроить преграду Ветерку, не пропустить его к выходу. Язык своими боками прижимается к верхним Зубам, а передней частью поднимается вверх, к «потолочку». Язык пытается преградить Ветерку дорогу. Широкий язык подними к нёбу, но не ка-сайся его. Боковые края языка прижми к верхним коренным зубам.
Еще чуть-чуть, и путь к свободе будет со-всем закрыт! Ветерок с силой прорывается в щель между поднятым Языком и «потолочком». Подуй на кончик широкого языка, подня-того к нёбу.
Делает он это так быстро, что Зубы не успевают сомкнуться и закрыть ему вы-ход. Между Зубами остается довольно широкая щель. В нее-то и выскакивает радостный Ветерок. Вытяни губы вперед, разомкни зубы, ocтавив между ними «дорожку» (расстояние в 4-5 мм). Отчетливо, длительно, многократно произнеси звук Ш.
Герой преодолел все преграды, перехит-рил стражников и шипит от радости, да так сильно, что удивленные Губы вытяги-ваются вперед. Приблизь ладонь ко рту, почувствуй ши-рокую струю теплого воздуха. Обрати внимание на вытянутые вперед губы.

Часто во время выполнения упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук Ш. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту-логопеду.



1 Начало и продолжение сказки смотри на с. 10, 34.


Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ш

Заучи, как правильно нужно произносить звук Ш.

Губы круглые, вытянуты вперед.

Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая до-рожка» .

Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка».



Горлышко не гудит.

Дуем на поднятый вверх кончик языка. Ш____

ЭТАП ТРЕТИЙ СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Закрепление произношения звука Ш в одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

Говорит взрослый Говорит ребенок

Уложили малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша.

Шапку новую ношу, шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Поздравленье напиши, ши-ши-ши, ши-ши-ши.

Дождь покапал и прошел, шол-шол-шол, шол-шол-шол.

Как прекрасно на душе, ше-ше-ше, ше-ше-ше.


За окном — шуршание шин, шин-шин-шин, шин-шин-шин.
Уронили мы горшок, шок-шок-шок, шок-шок-шок.

Закрепление произношения звука Ш в различных прямых

Слогах

Четко, не торопясь повтори разные слоговые «шипелки».

ша-шу-ши шо-шу-ши шо-шу-ша ши-шу-шэ

ши-ша-шо ша-ши-шо шэ-ши-шо шэ-шо-ши

Закрепление произношения звука Ш в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

Говорит взрослый Говорит ребенок

Я достану карандаш, аш-аш-аш, аш-аш-аш.

Есть на кухне острый нож, ош-ош-ош, ош-ош-ош.

Починил сантехник душ, уш-уш-уш, уш-уш-уш.

У меня на блузке брошь, ошь-ошь-ошь, ошь-ошь-ошь.

За окном такая тишь, ишь-ишь-ишь, ишь-ишь-ишь.

На реке шумит камыш, ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш.

Мы построили шалаш, аш-аш-аш, аш-аш-аш.

Закрепление произношения звука Ш в различных

Обратных слогах

Четко, не торопясь повтори разные слоговые «шипелки».

аш-уш-иш иш-ош-аш эш-уш-иш иш-ош-уш



ош-иш-уш уш-иш-ош ош-эш-аш уш-ош-эш

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ

Закрепление произношения звука Ш в начале слов. Развитие слуховых внимания и памяти, фонематического

Слуха

Четко, выделяя голосом звук Ш, повтори слова. Затем назови 4-5 слов по памяти, Уточни значение незнакомых слов.


Шаг — шар — шарф.

Шум — шуба — шутка.

Шел — шелк — шепот.

Шина — шило — ширма.

Шкаф — шланг — шлак.

Шлюпка — шляпка — штопка.

Школа — штора — шкура.
Школьник — штампик — шиповник.

Шланг — шмель — шлем.

Шпалы — шпион — шпагат.

Закрепление произношения звука Ш в слогах и словах. Формирование навыков звукового анализа и синтеза

Послушай повторяющиеся начала слов. К каждому из них подбери название кар-тинки. Четко проговори слоги и слова.

ша-ша-ша шу-шу-шу шпа-шпа-шпа шко-шко-шко

Шампунь, шорты, шкатулка, шинель, школа, штора, шпалы, шуруп.


шо-шо-шо ши-ши-ши што-што-што шка-шка-шка

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.