Дифференциация звуков 3 — Ж в одном слове
Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова вместе.
В случаях затруднений можно произносить слова, помогая движением руки (на звук Ш рука поднимается вверх, на звук С — опускается вниз).
Железо, желтизна, залежи, заслужить, закружить, забежать, задрожать, задер-жать, зажать, заржать, заряжать, возможно, безудержный, безмятежный, засне-женный, измажу, замораживать, завизжать, железобетон, желтоглазый.
ЭТАП ВТОРОЙ
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ 3-Ж В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дифференциация звуков 3 — Ж в предложениях, составленных по опорным словам
Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Зи Ж (Захар, Анжела, Женя, Зоя, Зара и др.). Послушай пары слов и составь с ними предложения.
Например: Жора вошел в зал и пожал руку своему знакомому Захару.
Зал — пожал. Везу — скажу. Коза — стожок. Жевал — зевал. Дружок — глазок. Жа-ра-заря. Сижу — грызу. Сажал — сказал. Можно — поздно. Подождать — опоз-дать. Дождик — козлик. Ежик — язык.
Дифференциация звуков 3 — Ж в предложениях, самостоятельно составленных по картинкам
Возьми картинку девочки из Приложения 2. Дай ей имя Зоя. Разложи картинки из Приложения 11 со звуком Ж в названиях. Представь, что все объекты принадлежат де-вочке Зое. Расскажи об этом.
Например: У Зои есть новые лыжи. У Зои на ладошке сидит маленький жук. У Зои в шкафу желтая пижама.
Дифференциация звуков 3 — Ж в предложениях. Формирование грамматических представлений
Представь, что все объекты, изображенные на картинках, стали желтого цвета. Пе-речисли сначала те из них, о которых можно сказать желтый, а затем — желтая. С па-рами слов (желтая роза, желтый грузовик и т. п.) составь предложения.
Дифференциация звуков 3 — Ж в рифмовках
Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.
Друг знаком с одним моржом, я с моржихою знаком.
Дружок кричит на весь базар, как будто начался пожар.
Жук сказал мне: «Жу-жу-жу, я с бизонами дружу!»
Завизжала пила, зажужжала, как пчела.
Когда будильник завожу, то даже соню разбужу.
Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок.
Не жалело солнце жара для хорошего загара.
Пес на заваленке лежал и лапу заднюю лизал.
Раз зеленый мотылек сел на желтый стебелек.
Я Жучку к будке привязала, чтобы она не убежала.
Над березой жук кружит и жужжит, жужжит, жужжит.
Листья, как кораблики, в воздухе кружат, зяблики на яблоне замерзли
и дрожат.
Дифференциация звуков С — Ш — 3 — Ж в стихах
Не торопясь, четко, с выражением проговори каждое стихотворение. Понравившиеся стихи заучи и расскажи родным.
ЗАЙЧИШКИ-ДЕТИШКИ МЕДВЕЖОНОК
Детишек надежно укрыла зайчиха, Спать улегся медвежонок,
В опавшей листве безопасно и тихо, Я ему решила спеть.
Но только оставит зайчиха зайчат, Зарычал медведь спросонок:
Как длинные ушки из листьев торчат... — Я не кукла, я — медведь!
Зайцу пой, тряси лису,
ЖАБЫ И ЛЯГУШКАЯ же лапу пососу! Зеленое брюшко,
Зеленые лапки, ЕЖИК ПОРТНОЙ
Две жабы с лягушкой С гордостью ежик иголки носил,
Привыкли к зарядке. Ими зверюшкам пижамы пошил,
Немножко сноровки — Сколько иголок на спинке растет,
Лягушка в полете, Столько пижамок наш ежик сошьет! У жабы пониже Прыжки на болоте!
Дифференциация звуков 3 — Ж в скороговорках
Четко проговори скороговорки сначала медленно, а затем быстро, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков 3 — Ж.
У Зои два ужа, у Лизы два жука.
Возле магазина Жора и Зина.
Лезу, лезу по железу, не залезу — съеду вниз.
Жаба и жук дружно живут, завтра ужа к ужину ждут.
На зеленой лужайке забавные зайки.
Зебры с желтыми зубами зелень желтую жевали.
Женя Зою не узнала, потому и убежала.
В зеленом, зеленом, зеленом лесу зеленый листок, как флажок, я несу.
Где же зайка? Где же зайка? Ты поди-ка, разузнай-ка!
Зажглась зеленая звезда, запустим звездолет туда.
В зеленой листве зеленеют жуки, зажмурившись, к небу летят мотыльки.
Ветер змея, не жалея, над березою кружил, ветер змея, не жалея, на березу положил.
Все клены стали рыжие, и ни один не дразнится. Раз все равно все рыжие — кому какая разница!
17. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКА Щ
Согласный звук Щ является производным от базового звука Ш. Формирование производно-го звука в речи ребенка требует меньше време-ни и усилий, чем сходного по артикуляции базо-вого звука.
Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.
ЭТАП ПЕРВЫЙ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|