Сделай Сам Свою Работу на 5

Закономерности управления в социальной работе 20 глава





Социальная ответственность организации не отменяет юридическую ее ответственность как добросовестное выполнение социального заказа, участие в открытой конкурентной борьбе, не нарушая законов, не прибегая к мошенничеству и обману, а для коммерческой организации также получения прибыли и уплата налогов и платежей.

Следовательно, социально ответственной может считаться организация, которая помимо и сверх обеспечения эффективности деятельности направляет часть своих ресурсов по социальным каналам.

Общественные ожидания сводятся к направлению ресурсов и усилий организации, прежде всего, на дополнительное улучшение социальной сферы для своих работников, для жителей территории, где функционирует основное производство, для всего общества. Распределение ресурсов зависит от возможностей организации, но социальная ответственность характерна как для крупных, так и малых организаций.

Так организация может и должна создавать не только безопасные, но и благоприятные условия труда и быта на производстве как условие роста производительности труда. Многие организации направляют ресурсы и усилия на улучшение бытовых условий работников, предоставляя им ведомственное жилье, оборудуя детские сады и лагеря для отдыха детей, строя санатории и профилактории, организуя рабочие столовые, обеспечивая рабочей одеждой.



Работники организации смогут ощутить ее социальную ответственность путем гарантии занятости даже при снижении спроса на продукцию, когда администрация для сохранения основного состава временно соглашается на уменьшение прибыли или сокращение рабочего дня.

Японские фирмы практикуют долгосрочный (пожизненный) наем основного состава, повышение квалификации работников путем обучения в рабочее и нерабочее время. Нередко фирмы направляют своих работников на учебу в вузы или на стажировку в зарубежные страны с оплатой расходов. Часть наиболее квалифицированных и перспективных социальных работников направляются в высшие учебные заведения с оплатой за обучение по ученическим договорам с обязанностью отработать определенное время в организации или возвратить сумму оплаты.



Добровольная социальная ответственность организации проявляется также в организации социальных магазинов, где для определенных слабо защищенных категорий населения реализуются продукты по сниженным (оптовым) ценам. Социальные организации могут частично оказывать услуги своим работникам, а не только населению в зоне обслуживания.

Активная производственная деятельность организации на определенной территории побуждает направлять часть ее ресурсов и усилий в интересах местного населения. Организация может принимать участие в создании социальной инфраструктуры территории в виде ведомственных поликлиник, дворцов культуры и клубов, стадионов и спортивных площадок.

Нередко организации оказывают помощь местной администрации ресурсами в частности, для реставрации исторических памятников, пополнения музеев и библиотек, озеленения территории, выделением транспортных средств при массовых общественных мероприятиях, а также мобилизацией людских и материально-технических ресурсов при ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Российская традиция благотворительной помощи в современных условиях превращается в расширение трех видов добровольных социальных услуг: спонсорства, благотворительности и меценатства. Каждая из них связана с сиюминутными расходами в надежде на будущее получение определенных преимуществ.

Спонсорство представляет собой выделение существенных финансовых и материально-технических средств организациям или отдельным массовым мероприятиям, которые пользуются широким социальным спросом. Фактически спонсорство является рекламой не определенного товара на рынке, а всей организации, которая вкладывает свои средства, показывает широкой общественности свою социальную значимость и создает имидж на рынке.



Примерами спонсорской деятельности служат участие в организации массовых спортивных мероприятий, поддержка футбольных клубов, помощь театральным и другим творческим коллективам, связи коммерческих организаций с детскими домами, школами для одаренных детей.

Благотворительность - это оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается, характеризуется сравнительно меньшими средствами для помощи отдельным людям или группам людей. Источником благотворительности является сострадание. Примерами благотворительных акций является гуманитарная помощь, частности жителям Донбасса, помощь детям для проведения сложных операций, как правило, в зарубежных клиниках.

Меценатство - это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству, науке и культуре, строительство библиотек, музеев, театров. Своим происхождением слово обязано реальному историческому лицу. Гай Цильний Меценат – знатный римский вельможа, который оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью.

Среди русских меценатов наиболее известны:

граф Александр Сергеевич Строганов, который составил коллекции картин, камней и монет;

знаменитая династия Демидовых, которые опекали Московский университет и основали стипендию для студентов из малообеспеченных семей, собрали художественную коллекции - самую крупную в мире из частных собраний;

граф Николай Петрович Шереметев, настоящий ценитель театрального искусства, вкладывал деньги в строительство театров и храмов;

самые яркие представители - Павел Михайлович Третьяков и его менее известный брат Сергей Михайлович, которые не обладали значительным богатством, но бережно собирали картины знаменитых мастеров, после смерти коллекция вошла в собрание в художественную Третьяковскую галерею;

Савва Иванович Мамонтов, единственной его страстью была любовь к искусству, свое имение Абрамцево он превратил в гостеприимный дом для русских художников;

Савва Тимофеевич Морозов – удивительный по скромности меценат, который помогал Художественному театру с условием, что его имя не будет упоминаться по этому поводу в газетах, увлекался русским декоративно-прикладным искусством, собранная им коллекция составила центр Кустарного музея в Москве.

Среди современных предпринимателей России в первую очередь стоит отметить:

президента холдинга «Интеррос» Владимира Потанина, основал фонд, носящий его имя, который занимается большими проектами в области образования и культуры;

Олег Владимирович Дерипаска - основатель благотворительного фонда «Вольное дело», занимается благотворительной деятельностью в сфере образования, науки и культуры, спорта, оказывает помощь Эрмитажу, многим театрам, монастырям и образовательным центрам по всей территории нашей страны.

Одним из главных социальных требований к любой организации в современных условиях становится рациональное использование природных ресурсов и создание условий для их восстановления. По данным аналитиков разведанных запасов природных минерально-сырьевых ресурсов на земле осталось на 30-50 лет.

Общественная значимость деятельности проявляется при внедрении организацией ресурсосберегающих технологий, новых материалов и видов энергии, позволяющих сохранить равновесие в окружающей природной среде. Ценность представляет инновационная деятельность в области экологии и охраны окружающей среды.

Определенный вклад организации вносят в оздоровление среды обитания местного населения и материальной поддержки нуждающихся в социальной помощи. Примерами социального вклада организации могут быть промышленная переработка отходов производства и использование вторичных ресурсов, заготовка местной сельскохозяйственной продукции и ее реализация по доступным ценам, открытие центров фирменной торговли, ярмарок и выставок-продаж по льготным ценам.

Наличие мощных людских, материально-технических и финансовых ресурсов позволяет организации функционировать социально-ответственно, несмотря на некоторое сокращение прибыли и повышение цены за счет включения дополнительных затрат в себестоимость продукции. При этом необходимы контроль за целевым использованием выделяемых ресурсов и умение качественно решать социальные проблемы силами и средствами самой организации.

В конце XX века заметное влияние на ответственность бизнеса перед обществом оказывают нарастающие экологические проблемы, разрешение которых требует объединения усилий всех слоев населения и финансовых ресурсов всех стран.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Методы государственного регулирования рыночных отношений.

2. Объекты, направления и органы охраны социальных интересов.

3. Сущность двух подходов к ответственности организации.

4. Аргументы за социальную ответственность.

5. Аргументы против социальной ответственности.

6. Юридическая ответственность организации перед работниками.

7. Ответственность организации перед потребителями и обществом в целом.

8. Добровольная социальная ответственность перед работниками.

9. Социальная ответственность перед потребителями.

10. Добровольная социальная ответственность организации перед обществом в целом.


Глава 23. Социальное партнерство в сфере труда

23.1. Социальные предпосылки партнерских отношений

Одно их предназначений социальной работы состоит в достижении рационального баланса между экономической эффективностью рыночных отношений и неизбежным социальным расслоением общества из-за различий предпринимательских способностей людей, интенсивности их труда.

Исторический анализ опыта социально-экономического развития различных стран мира в течение столетий свидетельствует о реализации двух противоположных подходов к построению социальных отношений, которые обусловили соответствующие экономические, социальные и научно-технические результаты.

Первый подход базируется на частном предпринимательстве в условиях рыночных отношений, что предполагает широкое использование частной собственности и предпринимательской инициативы. Таким образом, наемные работники преимущественно не являются собственниками и продают свою рабочую силу по рыночной стоимости.

Как показал исторический опыт, рыночные отношения пока оказались непревзойденными по экономической эффективности, однако их становление проходило непросто. В период первичного накопления капитала (дикого капитализма) тяжелые условия труда и низкий жизненный уровень большинства населения приводили к многочисленным социальным конфликтам, что явилось причиной активного поиска альтернативного подхода к социальным отношениям.

Второй поход основан на вполне гуманной коммунистической идее достижения всеобщего равенства. Средствами достижения таких общественных отношений использованы огосударствление собственности на основе сплошной национализации и коллективизации, внедрение плановой экономики и административно-командной системы управления. Вместе с тем следует признать выравнивание уровня жизни населения, достаточно высокие социальные гарантии с предоставлением населению многочисленных социальных льгот в жилищной сфере, здравоохранении, образовании.

Работодателем выступало только государство, которое объективно считается недостаточно эффективным собственником. Поэтому основными результатами такого почти векового социального эксперимента стали снижение производительности труда из-за низкой личной заинтересованности работников, технологическое отставание от основных развитых стран мира с рыночной экономикой, огромные неоправданные человеческие жертвы от классового противостояния.

Под влиянием революционных потрясений на протяжении ХХ века сложился новый тип социально-трудовых отношений, наметилось сближение подходов к социально-трудовым отношениям, основанный на отказе от конфронтации и переходе к социальному партнерству. В настоящее время только две страны (Северная Корея и Куба) упорно продолжают следовать плановым началам в экономике, остальные страны мира перешли к рыночным отношениям, которые не являются идеальными, так как нуждаются в государственном регулировании.

Краеугольным камнем общественных отношений является отношение людей к собственности. В основе рыночных отношений находится частная собственность, что предопределяет существенное социальное расслоение населения, объективно отражающее различия в природных способностях и общественной активности отдельных личностей. В силу социального расслоения населения неизбежно происходит разделение общества на собственников (работодателей) и наемных работников.

Эти социальные группы общества не могут обойтись друг без друга, но обладают неодинаковыми функциями и несут различную степень ответственности за получаемые результаты труда. От их рациональных взаимоотношений зависят не только темпы социально-экономического развития, но и социальные отношения на производстве и в обществе в целом, а также объем социальной работы. Одновременно возникают различия интересов основных социальных групп общества, которые могут привести как к конфронтации, так и к поиску компромисса.

Интересы наемных работниковкак создателей материальных и духовных ценностей заключаются в удовлетворении потребностей в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Основные интересы наемных работников включают следующие требования к собственникам (работодателям) как условия достижения требуемого уровня производительности труда и стабильности качества продукции, работ и услуг:

высокая оплата результатов труда в соответствии с вложенными трудовыми усилиями для достижения достаточного качества жизни самих работников и их семей;

безопасные условия труда, исключающие профессиональные заболевания, травмы и увечья, а также нормальные бытовые условия на производстве для сохранения длительной работоспособности;

социальные гарантии: стабильность рабочего места, защита от административного произвола, соблюдение действующего трудового законодательства, уверенность в завтрашнем дне, удовлетворенность трудом;

повышение профессионального уровня путем обучения и повышения квалификации, реализация личностного потенциала, профессиональный или служебный рост;

достаточный социальный статус: право на договорные отношения, участие в управлении, уважение к личности как к партнеру по трудовому процессу.

Требования наемных работников к собственникам (работодателям) чаще всего могут быть удовлетворены не в полной мере из-за объективного дефицита ресурсов, нежелания власти считаться с законными интересами трудящихся или завышения самих требований, Эти факторы становятся причинами конфликтных ситуаций в сфере труда или даже поводом к социальному взрыву.

Социальный взрыв как крайняя форма выражения противоречий между основными социальными группами общества приносит неисчислимые бедствия всему населению, независимо от социального положения. Поэтому с учетом результатов революционных потрясений общество постепенно выработало механизмы сглаживания противоречий основных социальных групп общества с учетом, прежде всего, интересов собственников (работодателей).

Интересы собственников (работодателей) как создателей рабочих мест направлены на получение конкурентного преимущества в жесткой рыночной конкурентной борьбе. Основные интересы собственников (работодателей) сводятся к наращиванию своего благосостояния и получению устойчивого положения на рынке за счет использования современных достижений научно-технического прогресса, чему способствуют:

высокая производительность труда, минимальная численность работников, устойчивое качество продукции, услуг и товаров как условие достижения конкурентоспособности на рынке;

прибыльная рыночная деятельность в выгодных сегментах рынка целях наращивания личного благополучия, в том числе за счет экономии всех видов ресурсов;

развитие и расширение производства, обновление и наращивание основных фондов, развитие и обновление производственной и социальной инфраструктуры, сокращение сроков внедрения инновационных технологий;

квалифицированный и инициативный наемный персонал, компетентное руководство подразделений, непрерывное обучение и повышение квалификации кадров как условие сокращения издержек;

минимальные потери от противостояния с наемными работниками, личная безопасность и поддержка трудового коллектива при проявлении экономических проблем.

Противоречивость интересов основных социальных групп общества так же очевидна, как и необходимость их сближения в целях снижения уровня социальной напряженности в обществе. Наиболее радикальным шагом в выработке методов взаимовыгодного сотрудничества и устранения антагонизма основных социальных групп общества, обобщения и распределения передового опыта стран стало создание в 1919 году Международной организации труда (МОТ).

К этому времени сложилась объективная необходимость выработки нового метода формирования социально-трудовых отношений. Основными причинами поиска новых методов взаимодействия в сфере труда стали нерешенные политические, социальные и экономические проблемы.

Политические проблемы обусловлены революциями в России и ряде других европейских стран. В целях предотвращения разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемерно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем.

Социальные проблемы вызваны необходимостью изменений тяжелых и неприемлемых с общечеловеческих позиций условий труда и жизни трудящихся в результате жестокой эксплуатации. Их социальная защита практически отсутствовала, социальное развитие резко отставало от экономического, что тормозило общее развитие общества.

Экономические проблемы связаны состремлением отдельных стран к улучшению положения трудящихся. Это приводило к увеличению затрат и росту себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве, по крайней мере, развитых стран.

Международная организация труда предложила новый метод формирования социальных отношений - трипартизмкак трехстороннюю структуру, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях.

Принятие решений предполагает взаимный учет интересов и достижение общих соглашений, согласование различных противоположных интересов. Международная организация труда призвана оказывать постоянную помощь странам в развитии трипартизма, в работе организаций трудящихся и предпринимателей, в повышении их роли в решении трудовых проблем, в укреплении институтов и механизмов, необходимых для развития социального партнерства в сфере труда.

Внедрению социального партнерства (трипартизма) способствовали сформировавшиеся в начале ХХ века экономические, общественные, политические, правовые и поведенческие предпосылки снижения уровня антагонизма между социальными группами общества.

Экономические предпосылки – использование достижений научно-технического прогресса в развитых странах мира, позволивших повысить производительность общественного труда, достаточную для удовлетворения потребностей собственников, развития производства и достойной оплаты труда наемных работников.

Общественные предпосылки - формирование зрелого гражданского общества, способного нанять компетентную и честную администрацию, осуществлять действенный контроль над деятельностью законодательной и исполнительной ветвей власти.

Политические предпосылки – влияние мирового сообщества на унификацию трудового законодательства и локализацию социальных конфликтов, в том числе с использованием экономических санкций и международных миротворческих сил («голубых касок»).

Правовые предпосылки – активизация организованных движений по защите коренных интересов и законных прав основных социальных групп общества на основе компромиссных решений и долгосрочных обязательств.

Поведенческие предпосылки – угроза существенного взаимного материального и морального ущерба от противостояния и протестных действий со стороны фактических партнеров по трудовому процессу.

Необходимые предпосылки для внедрения социального партнерства (трипартизма) сложились в современной России только к началу ХХI века, поэтому Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой в 2001 году, впервые предусматривает раздел 2 «Социальное партнерство в сфере труда».

23.2. Сущность и субъекты социального партнерства

В основе социального партнерства лежит стремление к сближению интересов основных социальных групп общества с участием консолидирующих сил. Сущность социального партнерства – это рациональный баланс основных интересов важнейших социальных групп общества на основе компромисса (согласия) при посреднической роли государства.

Субъекты социального партнерства:

а) профессиональные союзы - представители интересов наемных работников;

б) ассоциации собственников и предпринимателей - представители интересов собственников основных фондов;

в) государство, одновременно выступающее в трех основных ролях:

работодателя (в организациях бюджетной сферы);

законодателя на всех уровнях, устанавливающего “правила рыночной игры”;

арбитра, разрешающего социально-трудовые споры.

Основными принципами социального партнерства (трипартизма) являются:

1. Признание и обоюдный учет различия интересов двух важнейших социальных групп общества, приведение свободной рыночной хозяйственной деятельности.

2. Свобода создания профессиональных союзов и участие в ассоциациях независимо от организационно-правовой формы коллективной трудовой деятельности.

3. Взаимовыгодное сотрудничество относительно равноправных и самостоятельных партнеров трудового процесса на основе переговоров и долгосрочных обязательств.

4. Выполнение посреднической роли государством при возникновении разногласия и реализация правоохранительных функций при нарушении партнерами взаимных обязательств.

5. Определяющая роль гражданского общества и мирового сообщества в оценке поведения государства и основных социальных групп.

Задачи субъектов социального партнерства:

а) Профессиональных союзов:

воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов на основе гарантированной заработной платы, обеспечивающей прожиточный минимум;

объединение наемных работников по профессиональным признакам и формирование коллективных требований с учетом специфики отраслей и особенностей конкретной организации;

законотворческая инициатива и лоббирование интересов определенных слоев населения в законодательной и исполнительной власти;

обеспечение гарантированной занятости трудоспособного населения и сохранение рабочих мест;

недопущение административного произвола особенно при найме и увольнении работников по инициативе работодателя;

участие в правовом разрешении социально-трудовых конфликтов и споров, защита законных интересов наемных работников;

ведение переговоров с администрацией от имени работников отрасли или трудового коллектива;

воспитательные меры к нарушителям трудовой дисциплины или дача согласия на их увольнение по инициативе работодателя при исчерпании мер воздействия;

охрана труда, контроль техники безопасности на производстве, участие в коллективных органах по обеспечению безопасных условий трудовой деятельности;

обеспечение оплаты труда на установленном законом уровне прожиточного минимума;

предупреждение органов власти и администрации о возможности применения силовых акций и формирование ультимативных требований;

организация разрешенных протестных акций в пределах законных методов защиты прав наемных работников.

б) Ассоциаций предпринимателей (в России Союза промышленников и предпринимателей):

представление социальных интересов собственников основных фондов и защита законных прав на ведение свободной хозяйственной рыночной деятельности.

создание условий для реализации безопасной и успешной предпринимательской инициативы и обеспечения конкурентоспособности деятельности на рынке:

координация действий руководителей крупных производственных структур и представителей бизнеса в целях определения и уточнения общих задач, создание ассоциаций на региональных и территориальных уровнях;

участие в выборе направлений развития государственной экономической, технической и социальной политики, конкретных программ обновления (наращивания) производственной и социальной инфраструктуры;

организованное влияние на органы власти по совершенствованию экономической, налоговой и таможенной систем в интересах роста производительности труда, привлечению инвестиционного капитала в реальное производство;

взаимодействие с силовыми структурами и общественными организациями по защите производства от административного произвола и воздействия криминальных сообществ, обеспечению личной безопасности предпринимателей и неприкосновенности частной собственности;

ведение переговоров с представителями профсоюзов при выработке отраслевых (тарифных) соглашений и коллективных договоров администрации с трудовым коллективом;

выделение полномочных представителей в трехстороннюю комиссию по разрешению социально-трудовых споров и конфликтов на федеральном, региональных и муниципальных уровнях, подготовка предложений по предупреждению и локализации силовых акций;

международное сотрудничество с ассоциациями предпринимателей развитых стран мира в интересах изучения и освоения накопленного мирового опыта решения социальных проблем между собственниками и трудовыми коллективами.

в) Государства:

формирование привлекательного для рыночных отношений законодательства, создающего предпосылки к проявлению предпринимательской инициативы и ограничивающего узковедомственные интересы в ущерб другим слоям населения;

хозяйственная деятельность по выполнению социального заказа в бюджетных организациях в качестве работодателя, предоставление социальных услуг для всех категорий населения без получения прибыли, но с правом на льготы в налогообложении (государственные, коммерческие и негосударственные образовательные учреждения);

контроль соблюдения норм установленного законодательства гражданами и организациями всех форм собственности, применение законных санкций против нарушителей порядка, создание условий для производственной хозяйственной деятельности субъектов рынка;

эффективное использование налоговых поступлений для выполнения делегированных гражданами функций органов управления, включая защиту законных прав и свобод личности, организации и общества в целом;

создание, обновление и наращивание производственной и социальной инфраструктуры в интересах обеспечения деятельности всех субъектов рынка и социальной защиты населения;

подготовка квалифицированных трудовых ресурсов в соответствии с социальным заказом общества, создание условий для обучения и повышения квалификации специалистов на бюджетной или коммерческой основе;

посредничество при ведении переговоров между представителями основных социальных групп населения, предупреждение конфликтных ситуаций, сглаживание социальных противоречий;

выполнение арбитражных функций при отсутствии согласия между субъектами рынка, принуждение к соблюдению установленного законодательства.

В качестве консолидирующих сил в системе социального партнерства выступают общественные организации, основными задачами которых являются:

гарантии прав и свобод личности, организации и общества в целом, сопоставимые с уровнем мировых стандартов;

эффективный контроль над деятельностью органов законодательной и исполнительной власти;

расширение масштабов среднего класса как основы стабильного общественного развития;

формирование зрелого гражданского общества путем консолидации деятельности всех прогрессивных сил;

экологическая безопасность, экономия всех видов ресурсов.

23.3. Состояние социально-трудовой сферы в современной России

Рыночные отношения по своей внутренней сущности достаточно противоречивы, о чем наглядно свидетельствует опыт перехода России от плановой экономики к рыночной. Бесспорным является преимущество рыночных отношений, посредством которых в ведущих странах мира достигнут высокое качество жизни большинства населения. Однако эйфория от ожидания быстрых экономических и социальных достижений сразу же после объявления о переходе страны к рынку оказалась преждевременной.

Предоставление экономической свободы хозяйственной деятельности способствует высвобождению инициативы и творчества людей как гарантия быстрого достижения успехов. Однако одновременно рыночные отношения гарантируют быстрое процветание только части, преимущественно молодых работоспособных людей, обладающих необычными природными способностями или предпринимательской жилкой. Большинство граждан страны, особенно более пожилого возраста, оказались практически не готовы к предоставленной свободе хозяйственной деятельности, что послужило одной из основных причин неоправданно высокого социального расслоения населения.

Спад производства, высокий уровень безработицы и обесценивание имеющихся накоплений привели к тому, что более половины населения страны по своему имущественному положению оказались ниже уровня бедности. Объявленные многочисленные социальные льготы из-за трудного финансового состояния России оказались невыполнимыми. Замена социальных льгот денежными компенсациями не в полной мере обеспечивает достаточный уровень жизни социально незащищенных категорий людей. Таким образом, переход страны к рыночным отношениям объективно обусловил резкий рост объема работ по социальному обеспечению населения в России.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.