Сделай Сам Свою Работу на 5

Закономерности управления в социальной работе 15 глава





прочие выплаты: доходы по акциям и другим ценным бумагам; страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости; взносы в негосударственные пенсионные фонды;

выплаты из внебюджетных фондов — пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и др.; авторские вознаграждения; стоимость выданной бесплатно форменной одежды или сумма льгот при ее продаже по пониженным ценам; стоимость спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания;

командировочные расходы; надбавки к зарплате в связи с подвижным характером работы; надбавки за вахтовый метод работы; расходы на платное обучение работников в учебных заведениях; стоимость жилья, переданного в собственность работника;

расходы на содержание жилья, учебных и дошкольных учреждений, медпунктов, профилакториев, столовых, домов отдыха, библиотек, спортивных учреждений и др., принадлежащих предприятию или содержащихся на условиях долевого участия; арендная плата за помещения при проведении учебных, культурно-массовых и спортивных мероприятий; расходы на проведение вечеров отдыха, дискотек, спектаклей, концертов, лекций, диспутов, спортивных мероприятий; расходы на приобретение медикаментов, театральных костюмов, спортивной формы и инвентаря или оплата за их прокат; расходы по организации кружков, курсов, студий, клубов, народных университетов, выставок-продаж, ярмарок и др.; расходы по обустройству садоводческих товариществ.



Надбавки и доплаты (Серг, с. 460) связаны с особыми условиями работы, носят стабильный характер и установлены для конкретного человека, ряд из них являются обязательными, их выплата гарантирована государством, другие применяются в отдельных сферах приложения труда, по характеру выплат делятся на компенсационные и стимулирующие.

В настоящее время применяется около 50 видов наиболее распространенных доплат и надбавок компенсационного характера: за работу в вечернее и ночное время; за сверхурочную работу; за работу в выходные и праздничные дни; за разъездной характер работы; несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня; рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда; при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника; до среднего заработка в условиях, предусмотренных законодательством; рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий исполнения работы; за работу по графику с разделением дня на части перерывами не менее 2 ч; за многосменный режим работы; за работу сверх нормативной продолжительности рабочего времени в период массовой приемки и закладки на хранение сельскохозяйственной продукции; за вредные, тяжелые и опасные условия труда.



К стимулирующим доплатам и надбавкам относят оплату: за высокую квалификацию (специалистам); за профессиональное мастерство (рабочим); за работу с меньшей численностью работников; за совмещение профессий (должностей); за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; за выполнение обязанностей отсутствующего работника; бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы; за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета; за обслуживание вычислительной техники.

Моральное стимулирование можно условно разделить на отдельные группы: индивидуальные (персональные), коллективные, комплексные, особые стимулы.

Индивидуальные стимулы: благодарность устно или в приказе; почетная грамота; звание, вымпел, знак "Лучший по профессии"; фотография на доске почета; поздравление с днем рождения; чествование по случаю юбилейной даты; благодарственное письмо родителям; дополнительный выходной; гибкий график работы; лучшее рабочее место; персональная стоянка автомобиля; почетное звание; направление на семинары; курсы повышения квалификации; профессиональное или административное продвижение; представление к государственной награде (медаль, орден).



Коллективные стимулы: вручение переходящего знамени; почетная грамота победителю конкурса среди коллективов; организация развозки к месту работы и обратно; участие в тренингах.

Комбинированные стимулы: ценный подарок; обед с руководством; фуршет по случаю юбилея; туристическая поездка; медицинская страховка; форменная одежда; бесплатное питание; предоставление служебного автомобиля; персональный водитель; билет в спортзал, бассейн, фитнес-центр; путевка на базу отдыха, в профилакторий, в санаторий; бестарифный телефон; компенсация транспортных расходов; служебное жилье; обучение по ученическому договору; стажировка в зарубежной компании.

Особые стимулы: социальный пакет; стандартная и мотивирующая часть вознаграждения; пособия по коллективному трудовому договору (рождение ребенка, свадьба, похороны, знаменательные даты стажа работы).

В целях повышения эффективности организации в современных условиях разработана и широко применятся положения теории обогащения труда персонала, которая включает:

ощущение работниками важности, нужности и общественной полезности выполняемой работы;

доверие к работнику и его ответственность за конечный результат труда и производительность;

возможность влияния работника на условия труда и способы достижения поставленных руководителем задач («мягкое управление»);

самостоятельность распределения работником выделенных ресурсов и контроля за ресурсами;

наличие обратной связи с руководителем и знание работником оценки результатов своего труда;

возможность профессионального роста, приобретения нового опыта и повышения квалификации.

Вопросы для проверки уровня знаний:

1. Трансформация ценностной ориентации и трудовых предпочтений работников.

2. Практика подготовки социальных работников.

3. Природа мотивации персонала, потребности, ценности, мотивы.

4. Мотивы выбора профессии социального работника.

5. Сущность процесса стимулирования труда персонала.

6. Премиальная система стимулирования.

7. Материальные стимулирующие надбавки и доплаты.

8. Индивидуальные, коллективные и комбинированные стимулы.

9. Взаимосвязь мотивации и стимулирования труда.

10. Содержание теории обогащения труда персонала.


Раздел 7. Социальные управленческие технологии

Глава 19. Социальные коммуникации

19.1. Виды общения и их характеристика

В истории земной цивилизации наиболее совершенным природным явлением признается человек разумный (гомо сапиенс), обладающий высокими умственными способностями и возможностью общения с помощью различных средств коммуникаций и, прежде всего, речевой деятельности. Возможность общения и сопереживания становится фундаментом формирования социума, изучения и накопления опыта поколений как основы современного научно-технического прогресса.

Контакты между людьми основаны на пони­мании друг друга, сочувствии, сопереживании, а процесс целенаправленного взаимного обмена информа­цией между заинтересованными сторонами по общению относят к коммуникациям. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только пе­редается информация, но и осуществляется воздействие собеседников друг на друга. В данном случае использование термина «коммуни­кация» соответствует исходному латинскому слову «соmmunicatio» (от comunico - делаю общим, связываю, общаюсь).

Понятия общение, коммуникация, речевая деятельность нередко понимаются как равнозначные, но между ними существуют и определенные различия. Общение — это любая форма контак­тов между людьми и проявляется на биологическом уровне. Взрослый человек в условиях изоляции от общества испытывает душевный дискомфорт и постепенно может деградировать как личность.

Процесс общения предполагает взаимное желание понимать собеседника. Чтобы добиться успеха в общении с человеком, нужно понять, в чем состоят его интересы, и это можно сделать даже тогда, когда он пытается их скрыть. В условиях неполного понимания между людьми применяется диалог. При нежелательном характере общения его можно и нужно в любой момент прекратить.

В условиях рыночных отношений, когда государство не вмешивается в хозяйственную деятельность независимых субъектов рынка, требуется умение самостоятельно находить партнеров и активно сотрудничать с ними, общаться потребителями, контактировать с представителями органов власти, то есть активно общаться. Социальная работа как особая профессиональная деятельность также начинается с общения с людьми, имеющими проблемы, которые они не могут разрешить самостоятельно.

Дружеское общение основано на взаимной симпатии людей друг к другу. Особенность социальных коммуникаций со­стоит в том, что нужно уметь строить отно­шения с разными людьми, независимо от того, нравятся нам отдельные личности или не нравятся, необходимо добиваться максималь­ной эффективности социальных деловых контактов. Еще одна особенность социальной коммуникации: вступая в деловой контакт, необходимо прежде всего отчетливо понять, что клиента интересует и насколько мы ему можем быть полезны. При всех прочих равных условиях клиент предпочтет того, с кем приятно общаться, кому хочется пойти навстречу.

Речевая деятельностьявляется профессиональным долгом работников справочных служб, социальной сферы и сферы услуг, секрета­рей, преподавателей, руководителей. Профессиональная речевая деятельность требует специальной подготовки и должна быть строго регламентирована.

В качестве общих научных принципов эффективных контактов между людьми рекомендуется (Амин, с. 11) использовать следующие рекомендации:

1. Каждый контакт людей должен иметь цель. Инициатору встречи надо понять и четко для себя сформулировать, чего он хочет добиться. В процессе двухстороннего общения необходимо разобраться, какие цели ставит перед собой собеседник, какие мотивы им движут. Бесцельные контакты ведут к взаимной потере времени и нередко вызывают раздражение.

2. Самые первые и сильные впечатления о человеке создаются от его внешнего вида. Поэтому всегда следует иметь опрятный вид и располагающее выражение лица. Неряшливость и надменное выражение лица могут стать психологическим барьером в продолжении контактов между людьми.

3. Решающими для формирования впечатления о человеке являются первые четыре минуты, в течение которых с помощью всех органов чувств создается целостное впечатление и создается ясность, симпатичны ли собеседники и расположены они или нет к продолжению контактов. Не исключено, что первое впечатление о человеке окажется обманчивым, однако оно устойчиво, меняется медленно и с трудом.

4. Начинать контакт следует с дружеского тона и создания благожелательной атмосферы, быть вежливым, тактичным, доброжелательным и предупредительным. Важно помнить, что хорошим знаком расположения людей друг к другу является улыбка, которая нужна себе и другим, так как она повышает настроение и работоспособность.

5. Не начинайте разговор с обсуждения тех вопросов, по которым имеются разногласия с собеседником. Следует применять тактику накопления утвердительных положений и получения согласия. Человек не любит менять свои мнения. Если он согласился с вами в девяти случаях, то скорее всего согласится с вами и в десятый раз.

6. Умейте слушать собеседника и воздерживаться от выражения своих эмоций даже при неблагоприятной информации. Желательно поощрять собеседника к продолжению разговора, подхватывать и развивать его мысли, держаться "на один шаг впереди".

7. Избегайте критиковать собеседника, научитесь принимать критику в свой адрес: как минимум - понять, чем она вызвана, как максимум - постарайтесь исправить положение. Подлинные взаимоотношения предполагают умение человека выявлять даже скрытую критику своей позиции собеседником.

8. Прежде чем убеждать человека, постарайтесь понять его мнение, которое может быть поверхностным, и его жизненную настоящую позицию.

9. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. Обезличенное обращение воспринимается как отсутствие интереса к человеку. Направив на собеседника взгляд и назвав его по имени, вы должны быть уверены, что вас внимательно выслушают.

10. Помогайте людям чувствовать свое значение. Избегайте споров, раздражительности и бестактности. Старайтесь как можно искренне ценить и хвалить достоинства человека - они, как правило, есть у каждого человека.

Общение реализуется двумя видами средств: вербальными (от лат. verbalis - словесный) и невербальными знаками: позы, жесты, мимика. интонация. взгляды. Живая речь способна точно и беспристрастно выражать душевные переживания и желание к взаимодействию людей. В то же время психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% информации (Бор, с. 133), передается невербальными средствами.

Достаточно родителю погрозить пальчиком ребенку, начальнику своему подчиненному, педагогу нерадивому студенту, чтобы добиться большей реакции, чем от словесного осуждения или применения наказания. Поднятый вверх большой палец руки красноречиво свидетельствует о прекрасно исполненной работе.

Визуальный контакт как направление взгляда и частота встречи глаз представляет собой один из компонентов невербального общения. Как утверждал Эмерсон "Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым". Когда человек стремится к установлению взаимопонимания, он ищет взгляд собеседника, но нежелательно долго смотреть в упор друг на друга.

В процессе контактов взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% всего времени общения. Скованный или зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее одной трети времени общения, редко пользуется доверием. Более всего раздражают люди, которые во время разговора опускают веки, так как это подсознательный жест попытки убрать собеседника из своего поля зрения, потому что вы ему неинтересны или надоели.

Считается, что общение с людьми - это наука и искусство. В основе успеха находятся природные способности человека, его знания и освоение научных закономерностей поведения людей. В то же время владение искусством налаживать контакты с людьми во многом зависит от настойчивости человека в приобретении и накоплении своего индивидуального опыта общения, тренировки в познании и понимании других людей, учета и устранения допущенных просчетов и ошибок.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (ПС, с. 213), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В такой трактовке общение представляется как совокупность трех основных взаимосвязанных сторон:

коммуникативной - процесса обмена информацией между людьми;

интерактивной - процесса не только обмена знаниями и идеями, но и организации взаимодействия между индивидами;

понятийной (перцептивной) - процесса восприятия друг друга в ходе контактов и установления на этой почве взаимопонимания.

В процессе практической работы в трудовом коллективе общение приобретает преимущественно деловую направленность в виде освоения специальных знаний, умений и навыков, формирования уважение к старшему поколению и накопленному им опыту, становления профессионального мастерства, выработки самостоятельности во взглядах и суждениях.

Одновременно усваиваются профессиональные обычаи и традиции, коллективные методы взаимного влияния на устранение конфликтных ситуаций и совершенствование методов взаимодействия. На поведение собеседников существенное влияние могут оказывать социальные ритуалы как сложившаяся форма предсказуемого и упорядоченного символического поведения в процессе общения. В нем способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению.

Социальные ритуалы обеспечивают: четко обозначенную последовательность действий; прогнозируемость социальных событий; создание условий для выживания и безопасности; психотерапевтическую компенсацию, которая заключается в осуществлении общения, объединения людей, преодоление одиночества, тревожности, разлада с собой, обособленности.

Социальные коммуникации выполняют ряд взаимосвязанных функций: информационную, интеграционную, эмоциональную, воспитательную и функцию влияния. Информационная функция состоит в передаче и восприятии сведений на основе разового контакта как ответа на вопросы или длительных взаимоотношений между людьми, например, в процессе социального обслуживания.

Интегративная функция социальных коммуникаций может быть направлена на установление деловых взаимоотношений на основе обмена сообщениями, проблемами, замыслами, решениями. Интеграция также может состоять в объединении ресурсов для достижения тех целей, которые трудно или невозможно достичь самостоятельно, например, совместная работа с правоохранительными, медицинскими, жилищно-коммунальными органами или с исполнительными органами государственной и муниципальной власти.

Эмоциональная функция общения направлена на выражение сопереживания и оказания психологической поддержки в трудной обстановке человеку, члену семьи при возникновении конфликта, а также постороннему человеку, находящемуся временно или постоянно в трудной жизненной ситуации.

Работники социальных служб по своему профессиональному долгу при оказании услуг одиноким пожилым людям наряду с материальными и медицинскими заботами стремятся проявить роль психолога в процессе общения и выразить им эмоциональную поддержку, сгладить одиночество и придать уверенность в преодолении трудностей.

Воспитательная роль межличностного общения особенно важна для формирующихся личностей в детском, подростковом и юношеском возрасте, когда личный пример родителей и воспитателей, а также их педагогический такт способствуют усвоению моральных норм и нравственных качеств будущего достойного члена общества.

Цивилизованные межличностные отношения становятся могут стать мощным препятствием распространения вредных привычек среди еще не испорченных молодых людей, особенно в период культа массовой западной культуры.

Функция оказания межличностного влияния проявляется, прежде всего, в изменении эмоционального состояния человека в непривычной для него ситуации за счет моральной поддержки настоящего друга или надежного делового партнера и его желания оказать посильную помощь. Далеко не все люди обладают лидерскими качествами, поэтому в соответствии с законом диалектики о единстве и борьбе противоположностей целесообразно формировать семейные отношения и деловые партнерские связи на основе дополнения качеств ведущего и ведомого. В таких условиях влияние лидеров придает тандемам уверенность в поведении и психологический настрой на успех в жизни.

19.2. Эффективность и этика социальных коммуникаций

Человек живет и осуществляет свою производственную деятельность в определенной социальной среде и вынужден постоянно общаться с другими людьми по самых различным вопросам: производственным, личным, профессиональным, семейным, бытовым, мировоззренческим и морально-нравственным. Для каждого человека общение является достаточно привычным занятием, однако контакты различных людей между собой нередко связаны с определенными трудностями, особенно при повышении социального уровня собеседников.

Наиболее сложные проблемы с коммуникациями возникают в процессе управленческой деятельности. Известно, что в кибернетическом смысле управление заключается в непрерывном сборе, переработке и передаче информации между субъектами и объектами управления. Руководители различных уровней управления затрачивают на коммуникации от 50 до 90% всего своего рабочего времени (Меск, с. 166). Результаты большинства отечественных и зарубежных опросов показывают, что 65-85% руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организаций.

В организации формальные коммуникации осуществляются на различных уровнях: между организацией и внешней средой (внешние коммуникации); между руководством и подчиненными (вертикальные коммуникации); между руководителями или между работниками (горизонтальные коммуникации). Кроме того, существуют неформальные коммуникации в виде слухов, к примеру о предстоящих сокращениях, наказаниях за опоздания, изменениях в структуре организации, грядущих перемещениях и повышениях, спорах руководителей, кто кому назначает свидание после работы (Меск, с. 170).

Эффективность коммуникаций во многом зависит от организации коммуникационного процесса, который включает следующие элементы: отправитель, сообщение, канал передачи информации, получатель, восприятие, обратная связь. Инициатором коммуникационного процесса является отправитель, который обязан четко и ясно сформулировать идею и содержание устного или письменного сообщения. Сообщениеразрабатывается с учетом готовности получателя правильно воспринять его сущность. Искусством устной речи и грамотного оформления письменных сообщений необходимо овладевать всем сотрудникам организации.

В зависимости от срочности и важности сведений выбирается канал (средство) передачи информации. Выбор устного или письменного канала передачи сообщенияможет быть обоснован ответами на следующие вопросы:

1.Нужна ли немедленная обратная связь? Устная коммуника­ция обеспечивает самую быструю обратную связь. Обратная связь может быть гарантированнодостигнута и при письменной коммуникации, но обычно она осуществляется медленнее.

2.Актуален ли вопрос о позитивном восприятии послания? Если вероятно неприятие данного сообщения, устная коммуника­ция лучше письменной.

3.Есть ли необходимость в документировании коммуникации? Если важны ответственность и подотчетность, то письменная коммуникация предпочтительнее устной.

4. Нужна ли детальная точность? Если передаваемое сообще­ние содержит детали и уточняющую информацию или объяс­няет сложную процедуру, письменный метод является основ­ным средством коммуникации.

На практике в целях сочетания оперативности и качества управления руководителю рекомендуется вначале отдавать подчиненным краткое устное предварительное распоряжение, а затем по необходимости подкреплять его подробными инструкциями или письменным документом.

Отправитель должен знать возможности правильного восприятия получателем сообщений с учетом его умственных способностей, интел­лекта и умения слушать, а руководитель может проверять правильность понимания подчиненными полученных распоряжений. В зависимости от восприятия передаваемой информации получателем можно ожидать от него ответную реакцию в виде обратной связи, когда участники коммуникаций практически меняются местами.

Обратная связь может быть пассивной, когда получатель воспринял информацию, но не дал об этом знать отправителю. Коммуникация может считаться пол­ноценной только в случае активного отражения, когда получа­тель сообщает каким-либо образом, что он получил сообщение, правильно ее понял, а иногда и выразил свое мнение и отношение.

Эффективность социальных коммуникаций во многом зависит от этики и культуры общения, к которым относятся тактичность, терпимость, спра­ведливость, требовательность к себе, принципиаль­ность и уважение к мнению других. Считается, что женщины более общительны, активны, эмпатичны (сочувствующие) и заботливы. Мужчины более автономны, независимы, настойчи­вы, авторитарны и интеллектуальны, бессознательно стремятся к до­минированию, более способны к пространственной ориентации.

В общении женщины проявляют больше интуиции, они лег­че угадывают состояние партнера, настроены на партнерс­кий стиль общения, показывают лучшие способности к языковым на­выкам, более ситуативны, привносят больше личного в свою ин­терпретацию этики, границы которой более открыты и подвиж­ны в зависимости от ситуации. Поэтому в системе социального обслуживания населения трудятся только женщины.

На эффективность социальных коммуникаций оказывает влияние формальный статус человека: ранг организации, уровень должности, значимость решае­мых задач, наличие секретаря (ре­ферента), транспорта, доступ к источникам информации, контакт с вышестоящими руководителями.

Неформальный статус обусловлен авторитетом субъекта в глазах окружающих. Он основан на личных свойствах: возраст, знания, культурный уровень, связи, нравственные качества.

Способы укрепления авторитета на любой должности: не бросать слов на ветер; быть справедливым и беспристрастным; не уклоняться от реше­ния проблем; беречь время подчиненных; не отдавать невыпол­нимых распоряжений; не проявлять излишних эмоций.

Наря­ду с системой официального взаимодействия значительно вли­яние неофициальной организационной культуры. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый социально-психологический климат, недоброжелатель­ные отношения, порождают конфликты и стрессы.

В трудовом коллективе нередко формируется феномен группового конформизма как давление большинства, безоговорочный порядок, отказ от самостоятельных взглядов и действий, в частности:

индивиды с высоким статусом подвержены меньшему давле­нию, но чем привлекательнее группа для человека, чем бли­же ему общие цели, тем он больше подчиняется ей;

наиболее силен конформизм в малых группах, особенно три­адах, где все находятся на виду;

отмечается в целом, что женщины более конформны, чем мужчины.

Оказавшись в одиночестве, человек часто уступает, если даже он и прав. В противном случае давление окружающих мо­жет перерасти в открытое принуждение. Обычно человек принимает взгляды большинства не столько под прямым внешним групповым давлением, сколько из-за бо­язни испортить отношения с окружающими.

Но конформизм имеет и преимущества: обеспечивает выживаемость человека в критические момен­ты, облегчает организацию совместной деятельности людей, поддерживает сис­тему ценностей и норм, закрепляет роли и стандарты поведения, что помогает взаимодействию. Групповые нормы особенно важны для новичка, который может: сознательно или вынужденно принять нормы под угрозой санкций группы, проявить антагонизм или сознательное отвержение норм вплоть до ухода из группы.

Групповая социальная коммуникация имеет место при совместной деятельности более чем двух специалистов, а также в творческом процессе, когда требуется следить за работой участников и направлять на достижение общих целей. Организатор дискуссии должен обладать официальным статусом, авторитетом, иметь коммуникативные и редакторские навыки, детально разбираться в сущности проблемы, быть выдержанным, не мешать успешному и результативному развертыванию дискуссии, но браковать или пресекать сообщения, заводящие творческий поиск в тупик или в ненужную перепалку, используя управленческое и профессиональное чутье.

В условиях демократизации и открытости общества стали выявляться асоциальные проблемы нравственности в виде проявлений национализма, экстремизма, пропаганды межнациональной и религиозной розни. Бедность человека чаще всего осуждается и оценивается как зло, а оправдывается только в экстремальных случаях, когда перед ним стоит сверхсложная задача выживания, например, во время войны или катастрофы. Поэтому одной из нравственных ценностей общества считается обеспечение достойного качества жизни населения, прежде всего, за счет добросовестного труда работоспособных людей, а также оказания социальной помощи и поддержки людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В процессе общения нередко возникает невольная симпатия между собеседниками и появляется желание продолжать дружеское или деловое сотрудничество. В отдельных случаях наоборот проявляется односторонняя или взаимная неприязнь, желание поскорее закончить общение и никогда не видеть друг друга из-за невоспитанности и несоблюдения элементарных правил вежливости.

Этические нормы или правила служебной этики принимаются на общем собрании трудового коллектива для того, чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Принятые правила не имеют статуса нормативного акта, за их нарушение нельзя применять юридические санкции или меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты норм от нарушения является общественное осуждение, вплоть до суда чести.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные и этические требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости и ценности личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Вежливость выражается в уважительном отношении к другим людям, их достоинству, проявляется во внимании, приветствиях и поздравлениях, добрых пожеланиях, в благожелательной интонации голоса, умеренной мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость, которая препятствует коммуникациям с партнерами.

Корректность заключается в умении держать себя в рамках приличия в любых ситуациях. Особенно важно корректное поведение при различии мнений и убеждений, при спорах и конфликтах.

Тактичность определяется наличием чувства меры и разумных границ в общении, превышение которых может обидеть человека или поставить его в неловкое положение. Бестактными являются замечания по внешнему виду или поступков собеседника, вмешательство в его интимную жизнь.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов и привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность включает обязательность выполнения обещаний и взятых обязательств. Неточность граничит с аморальным поведением - ложью или обманом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.