Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль и значение коммерческой тайны в предпринимательской деятельности. Каналы утечки конфиденциальной информации





Каждый частнопрактикующий врач или владелец медицинской компании, бизнес которого развивается успешно, хотел бы, чтобы такое положение сохранялось максимально долго, и поток прибыли не иссякал. Однако конкуренция есть конкуренция, и интересы прочих участников рынка начинают работать против владельца оригинального бизнеса. Успешность приводит к появлению последователей и подражателей. Многие другие лица, в числе которых собственные сотрудники, конкуренты, начинающие предприниматели, также хотели бы организовать аналогичный бизнес (по образу и подобию существующего) и извлекать с его помощью большие доходы.

Но зачастую существенным препятствием для прямого копирования чужого медицинского бизнеса являются конфиденциальные (секретные) сведения, лежащие в основе данной коммерческой деятельности. Без этих сведений не складывается законченная мозаика бизнеса, в ней образуются обширные незаполненные фрагменты и прорехи, через которые утекает прибыль и клиентура. Подобно тому, как математические уравнения нельзя решить без знания определенного числа неизвестных величин, так и в предпринимательском деле нельзя скопировать чей-либо бизнес без всей полноты коммерческих данных.



Таким образом, сердцевиной многих видов и форм медицинского предпринимательства является коммерческая тайна, то есть те сведения, которые открывают дорогу к копированию бизнеса, его воспроизводству в различных интерпретациях легальными и нелегальными способами. В более точной формулировке коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.*

Принято считать, что коммерческая тайна и защита служебной информации важна только в наукоемких производствах и в высоких технологиях (в фармацевтике, био- и нанотехнологиях, в разработке диагностического оборудования и т.п.). Такое представление слишком узко и не отражает всех реалий предпринимательской деятельности. На самом деле коммерческая тайна лежит в основе огромного числа медицинских компаний и частнопрактикующих врачей.



В одних сферах здравоохранения конфиденциальная информация устаревает уже через несколько дней (как, например, на специализированных веб-сайтах или в медицинских СМИ, когда конфиденциальные сведения циклически раскрываются в виде авторских публикаций), в других коммерческая тайна «живет» от нескольких недель до нескольких месяцев (см. рис.11.1). И, наконец, достаточно длительные периоды сохранения коммерческой тайны (свыше 5 лет) характерны для отраслей фармацевтической промышленности, в медицинском машиностроении и некоторых других отраслях.

Рис.11.1. Условные сроки существования коммерческой тайны в различных отраслях медицинского бизнеса.

Следует также отметить, что практически вся сфера сервиса и медицинской промышленности, изготавливающей продукцию с высокой добавленной стоимостью, полностью или частично основывается на коммерческой тайне. В разряд закрытой информации попадают базы данных, сведения о клиентах, пациентах и технологиях, организационные и управленческие схемы, обучающие методики, составы и рецептуры лекарственных препаратов, способы контроля качества и многое другое. Всякая небрежность, халатность или умысел приводят к разглашению коммерческой тайны, в результате чего организаторы медицинского бизнеса получают дополнительных конкурентов, падение спроса и цен. Да и само существование оригинального бизнеса ставится под вопрос.

Все вышесказанное относится к уже существующему медицинскому бизнесу и налаженному производству. Однако только лишь этой стороной дела проблема защиты коммерческой информации не исчерпывается. Не менее важным является и другой аспект, связанный с бизнес-идеями и перспективами, со стратегией и тактикой развития бизнеса. Сейчас, как никогда прежде, высоко ценятся удачные бизнес-идеи и стратегические решения, которые могут быть легко похищены и присвоены другими участниками рыночных отношений. Доказать впоследствии свой приоритет разработчикам оригинальной бизнес-идеи будет практически невозможно. Похищенную идею могут видоизменить, придать ей новую направленность в практической реализации. И тогда вместо планируемой прибыли она будет приносить своему законному владельцу одни убытки и проблемы.



Носителем коммерческой тайны о лечебном учреждении или частнопрактикующем враче является государство в лице его финансовых и налоговых органов. Как и любые другие субъекты рынка – как медицинские компании, так и их работники, уплачивают в бюджеты всех уровней налоги. По величине уплаченных налогов можно судить о суммах доходов компании и ее персонала. Чем выше величина выплаченных налогов, тем успешнее деятельность медицинской компании или отдельно взятого частнопрактикующего врача. Эта очевидная взаимосвязь служит сигнальной информацией для криминальных элементов всех видов – вымогателей, мошенников, шантажистов, грабителей. Таким образом, разглашение налоговой тайны может быть чревато для предпринимателей и членов их семей криминальным давлением и даже физической расправой.

В этой связи следует отметить и значимость сохранения банковской тайны. Практически все современные медицинские учреждения и отдельные частнопрактикующие врачи пользуются услугами коммерческих банков – имеют в них расчетные и депозитные счета, осуществляют безналичные платежи, расчеты с партнерами и клиентами, проводят валютные операции. Иными словами, сотрудники банка знают все или почти все о текущем финансовом состоянии того или иного физического или юридического лица, являющегося клиентом банка. Утечка конфиденциальной информации об ухудшении или улучшении финансового состояния медицинского учреждения может стать источником неприятностей для бизнеса. В случае ухудшения занервничают кредиторы и партнеры клиники или частнопрактикующего врача, которые своими поспешными действиями могут окончательно подорвать бизнес. А улучшение финансовой базы бизнеса вызывает повышенный интерес к нему со стороны конкурентов, криминала и проверяющих инстанций.

Существенным каналом утечки конфиденциальной информации является собственный персонал медицинской компании. Ознакомившись с «внутренней кухней» лечебно-профилактического учреждения, механизмами взаимодействия с пациентами и клиентами, технологиями работы и принятия решений, сотрудники компании (чаще всего это лечащий состав, кредиторы и соучредители фирмы) увольняются и организуют по аналогии с существующим свой собственный бизнес, который, по сути дела, является копией существующего.

Имеется и еще один аспект, связанный с поддержанием режима коммерческой тайны в медицинском бизнесе. Этот аспект касается как недобросовестной конкуренции в целом, так и промышленного шпионажа в частности. Чужие технологические секреты всегда вызывают повышенный интерес со стороны прочих участников рынка и даже иностранных государств. И это вполне понятно. Раскрыв коммерческую тайну конкурирующих фирм, можно сэкономить значительные финансовые ресурсы и время, принять превентивные меры и сыграть на опережение. Высокая ценность такого рода информации заставляет предпринимателей обращаться к услугам частных детективных агентств и собственных служб безопасности. Незримая борьба на этом фронте продолжается безостановочно. О том, как она осуществляется, мы поговорим ниже, при анализе методов недобросовестной конкуренции и теневого бизнеса.

Рассмотрение общих вопросов, связанных с коммерческой тайной, позволяет сделать вывод о значительной, часто решающей роли конфиденциальной информации для деятельности частнопрактикующего врача или частной клиники. Более того, от надежности сохранения коммерческой тайны часто зависит не только судьба лечебного учреждения, но и безопасность, и благополучие организаторов медицинского бизнеса, а также членов их семей. Высокая значимость коммерческой тайны для успешной работы на рынках здравоохранения заставляет предпринимателей уделять вопросам информационной безопасности бизнеса самое пристальное внимание.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.