Сделай Сам Свою Работу на 5

Потребности и предпринимательские замыслы





Любая предпринимательская деятельность обслуживает определенные потребности людей или предприятий. Только в обмен на удовлетворение какой-либо потребности участники рынка готовы расстаться с известной суммой денег, которую они рассматривают как справедливую плату за приобретенный товар или услугу. Таким образом, выявление и удовлетворение потребностей – основа всякого бизнеса, фундамент обоюдовыгодных взаимоотношений между производителем и потребителем.

Не составляет исключения в этом смысле и медицинский бизнес, который удовлетворяет потребности людей в здоровье, красоте и долголетии. Планируя свою текущую или будущую деятельность, выстраивая коммерческие замыслы, организаторы медицинского бизнеса должны опираться на реально существующие потребности клиентов и пациентов. Только такой вариант обеспечит прочную экономическую базу коммерческой операции. Ошибка в выборе потребности или неверная оценка ожидаемого спроса гарантированно ведут к банкротству данного вида бизнеса.

Отличие одного вида медицинского бизнеса от другого состоит в способе удовлетворения потребностей – то есть в замысле и инструментах его воплощения. Иными словами, наличие продуктивного замысла, который обеспечит будущую конкурентоспособность медицинского бизнеса – важнейший фактор успешной предпринимательской деятельности. И это совершенно естественно, так как можно обладать достаточными финансовыми и материальными ресурсами, иметь в своем распоряжении квалифицированных работников, широкие коммерческие связи, но не иметь предпринимательского замысла, что делает бесполезным или малоэффективным весь имеющийся у организатора медицинского бизнеса капитал.



Как же формируется предпринимательский замысел? Подчас – это результат долгого размышления над когда-либо возникшей идеей, подсказанной одной или несколькими жизненными ситуациями. Довольно распространенным вариантом реализации бизнес-замысла является его заимствование и копирование у тех лиц, предпринимательская деятельность которых складывается успешно (на этом принципе функционируют многие частнопрактикующие врачи, аптеки, производители лекарственных препаратов, медицинских журналов и Интернет-ресурсов).



Немаловажным для организаторов медицинского бизнеса является вопрос о выборе сферы деятельности: избрать ли традиционную деятельность в здравоохранении или торговле, вступив в конкуренцию с множеством уже существующих предпринимательских структур или же попытаться найти совершенно новый вид продукта, который бы удовлетворял скрытую от поверхностного взгляда потребность. У каждого из этих вариантов есть свои достоинства и недостатки.

Предпринимательство на традиционных рынках здравоохранения с развитыми конкурентными отношениями снижает риск финансовых потерь от неудачного выбора сферы деятельности, цены и качества услуги, которая имеет гарантированный спрос. В то же время рентабельность такого медицинского бизнеса будет невелика из-за упомянутой высокой конкуренции. Кроме того, те частнопрактикующие врачи, клиники и фирмы, которые раньше вышли на рынок, имеют определенные преимущества в лице сложившейся клиентуры и потребительских предпочтений. Борьба за свою долю рынка в подобных условиях становится делом кропотливым, дорогостоящим и не слишком перспективным.

Альтернативой традиционной предпринимательской деятельности на сложившихся рынках здравоохранения выступает инновационный бизнес. Здесь все по-иному: почти нет конкуренции и высоки потенциальные прибыли. Здесь очень высоки риски самого разного характера. Предприниматель-новатор рискует потерей инвестиций из-за неправильно предсказанного потребительского спроса, ошибочного замысла или невозможности технической реализации бизнес-идеи. Помешать ему могут альтернативные проекты, политические и законодательные риски.



Однако получить действительно значительную прибыль и создать новые сферы медицинского бизнеса можно лишь на поле инноваций. Удовлетворять существующие потребности новыми способами, находить не существовавшие ранее потребности – квинтэссенция новаторской предпринимательской деятельности. На каком из вариантов остановиться, какой замысел реализовать – дилемма первостепенной важности для любого организатора медицинского бизнеса.

В то же время предпринимательский замысел – это лишь общая идея осуществления бизнес-операции, ее абстрактная конструкция. Наполнить ее конкретным содержанием, продумать все детали будущей предприни-мательской деятельности, согласовать все составные части необходимых коммерческих сделок, привести их в соответствие с реальными финансовыми возможностями, – задача большой практической значимости. Именно этот процесс имеют в виду, когда говорят о бизнес-планировании (см. рис.10.1).

Так, например, за последние годы медицинские исследования, проведенные в разных странах мира, показали большую перспективность использования стволовых клеток для лечения острого инсульта, болезней Паркинсона, Альцгеймера, сердечно-сосудистых и многих других видов заболеваний. На базе общих клинических исследований были разработаны специальные методики, позволяющие успешно лечить многие болезни, считавшиеся ранее неизлечимыми.

 

 

Рис.10.1. Этапы создания и воплощения предпринимательского замысла.

 

Организаторы медицинского бизнеса, желающие обойти своих конкурентов, работающих на устоявшихся рынках и использующих традиционные методики, прибегают к инновационным технологиям с применением стволовых клеток. Получаемые ими недостижимые ранее результаты привлекают новых пациентов, способствуют формированию клиентской базы и получению повышенных доходов.

Приступая к реализации бизнес-проектов на новых рынках, организаторам медицинского бизнеса следует убедиться в существовании достаточного спроса на предлагаемый продукт. Этот момент имеет подчас решающее значение, так как малый спрос не может обеспечить достаточного потока прибыли, чтобы сделать бизнес рентабельным и перспективным. Цена ошибки в этом вопросе может быть чрезвычайно большой и исчисляться значительными суммами. Так, например, покупка диагностическим центром дорогостоящего компьютерного томографа стоимостью в 1,5-2 млн. долл. может не только не принести прибыли, но и не окупиться вовсе. В результате неверных экономических расчетов вместо запланированной прибыли могут образоваться большие убытки.

Для любого начинания в сфере медицинского бизнеса, вне зависимости от того, большое оно или малое, важно предусмотреть все нюансы будущей коммерческой операции, просчитать различные сценарии развития событий. Опытные бизнесмены знают, что события часто развиваются незаплани-рованным образом – нередко дополнительные трудности организуют недовольные конкуренты, государственные чиновники или представители криминального мира. Довольно распространенным явлением является мошенничество, безответственность и халатность. Все эти риски и трудности должны учитываться при составлении проекта будущей предпринимательской деятельности во избежание разочарований и непредвиденных финансовых потерь.

 

 

10.2. Бизнес-план и его функции

 

Когда Наполеона спросили, в чем секрет его военных побед, он ответил: «На войне не получается ничего, кроме того, что было заранее продумано и тщательно проработано». Эту мысль можно в полной мере распространить и на бизнес, где детальная проработка всех нюансов коммерческой операции имеет важнейшее значение. Реализация всякого предпринимательского замысла нуждается в построении плана, который включал бы в себя детальную программу проведения задуманной бизнес-операции с выделением отдельных этапов ее осуществления и приведением необходимых финансовых и иных расчетов. Если предпринимательский замысел осуществляется наряду с другими проектами, то необходима также увязка проводимой бизнес-операции с другими производственными, торговыми и организационными мероприятиями. В этом смысле следует рассматривать реализацию предпринимательского замысла как часть единого комплексного плана развития лечебного учреждения.

Документ, в котором обосновывается предпринимательский замысел и излагается программа воплощения в жизнь задуманного, получил название бизнес-плана. Бизнес-план, таким образом, представляет собой целостную программу, в которой приводятся экономические, технические, организационные мероприятия, а также приводятся прогнозные оценки и необходимые обоснования по осуществлению бизнес-проекта на практике.

Составляется бизнес-план для различных целей – при создании новых направлений медицинской деятельности и реорганизации уже существующих лечебных учреждений, диверсификации бизнеса, для обоснования любых коммерческих проектов и операций. Как правило, бизнес-план выполняет три основные функции:

· Определяет основные направления для стратегического и внутрифирменного планирования, а также является базой по претворению в жизнь производственной стратегии лечебного учреждения на период до пяти лет;

· Служит основой для конструктивных переговоров с внешними организациями – инвесторами, коммерческими банками, иностранными партнерами, правительственными структурами с целью получения кредитных ресурсов;

· Определяет критерии для последующего контроля и оценки исполнения данной бизнес-операции.

Таким образом, бизнес-план необходим как инструмент прогнози-рования и перспективного планирования, где излагается комплекс мероприятий по реализации поставленных экономических целей.

Качественный бизнес-план содержит историю развития компании, оценку ее текущего финансового положения, а также маркетинговые исследования рынка и то положение, которое компания может занять на медицинском рынке в результате проведения данной бизнес-операции. Кроме того, бизнес-план поясняет инвестором цель и назначение бизнес-проекта, аргументирует потребность в капитальных вложениях, обозначает возможные коммерческие, законодательные и политические риски.

Если использовать аналогию из сферы медицинских решений, то бизнес-идея сродни новому способу лечения или изобретению, которое позволяет быстро и безболезненно излечивать те болезни, которые ранее требовали огромных усилий и значительных затрат. С помощью предлагаемой идеи организатор медицинского бизнеса надеется решить одну или несколько врачебных и хозяйственных задач, которые позволят увеличить предложение или удовлетворить спрос на тех или иных рынках.

Подобно тому, как для проверки нового диагностического оборудования проводится расчет его конструктивных и технических характеристик, строится программа испытаний, в предпринимательском деле разрабатывается бизнес-план, где отражаются все этапы «строительства» бизнеса, указываются стоимость работ, сроки их проведения, необходимые ресурсы.

Опытные инвесторы и представители государственных структур по одной лишь содержательной части бизнес-плана, его структуре и качеству проработки разделов могут оперативно дать заключение:

1. о ценности предпринимательского замысла, его оригинальности, практичности, соответствии привычкам, обычаям и традициям потребителей из данного региона;

2. о квалификации и профессиональной подготовленности предпринимателей – составителей бизнес-плана. Если коммерческий проект составлен небрежно, с большими погрешностями, ошибками или нерассмотренными разделами, то это обстоятельство вызывает законные сомнения у инвесторов в целесообразности поддержки данного начинания. И, напротив, качественно составленный бизнес-план с детальным анализом конъюнктуры имеющихся и будущих рынков, сроков окупаемости и т.п. дают основание инвесторам для поддержки предлагаемого начинания;*

3. о персоналиях и кадровом потенциале предлагаемого коммерческого проекта. Вполне естественно, что организаторам медицинского бизнеса с достаточным опытом, известностью, связями в хозяйственных и иных кругах легче найти требуемую финансовую и политическую поддержку, чем лицам малоизвестным, не имеющим достаточного опыта и знаний;

4. о положительных эффектах, которые несет с собой реализация предлагаемого бизнес-плана. Инвесторам, государственным и общественным организациям важно знать, какие практические выгоды получит регион в период реализации проекта:

· в экономическом плане (как возрастет благосостояние населения, сколько рабочих мест будет создано, какие суммы будут уплачиваться в бюджеты всех уровней и проч.);

· в социальном плане (будет ли внедряться новое диагностическое оборудование и передовые технологии, будет ли улучшаться медицинское обслуживание населения, планируется ли развитие социальной инфраструктуры);

· в экологическом аспекте (не ведет ли реализация бизнес-плана, например, фармацевтического предприятия, к загрязнению окружающей среды, вырубкам леса, нарушению сложившегося экологического равновесия);

5. о спонсорских проектах (планируется ли оказание финансовой, информационной, материальной поддержки каких-либо сфер общественной деятельности или групп населения – дошкольных детских учреждений, инвалидов, пенсионеров);

6. о целесообразности вхождения в бизнес на правах партнера. Рассматривая предоставленный бизнес-план, инвестор может счесть возможным включиться в реализацию предлагаемого проекта с оговоренным долевым участием. То есть схема кредитования с последующим возвратом требуемой суммы заменяется на схему участия в прибылях, что может быть выгодно всем сторонам сделки.

Как видим, функции бизнес-плана многочисленны и разнообразны: каждая из них может оказаться решающей при принятии решения о реализации или отклонении предлагаемого коммерческого проекта. В связи с этим обстоятельством тщательная проработка всех разделов бизнес-плана является задачей первостепенной важности как с точки зрения получения надлежащего финансирования, так и поддержки общественностью.

 

 

9.3. Содержание и порядок разработки бизнес-плана

 

Главной задачей бизнес-плана является по возможности точное прогнозирование будущих действий, направленных на реализацию проекта, контроль операций и регламентирование затраченных финансовых, трудовых и прочих ресурсов. Организаторам медицинского бизнеса и внешним инвесторам важно знать, сколько и на какие нужды требуется денежных средств, в какие сроки планируется завершить подготовительную фазу, с какого времени проект начнет приносить прибыль.

Чтобы с приемлемой точностью ответить на эти вопросы, организаторам медицинского бизнеса необходимо проработать целый ряд вопросов маркетингового, управленческого, правового и финансового характера, которые составляют базу для принятия решений в тех или иных аспектах бизнеса. Множество бизнес-планов, подготовленных различными участниками индустрии здравоохранения показали, что проработки требуют одни и те же вопросы, которые являются типичными для бизнес-планирования.

Следует ли из этого, что имеется некая унифицированная форма бизнес-плана, которой следует придерживаться при оформлении любого бизнес-проекта? И да, и нет. Чаще всего нет необходимости соблюдать какую-либо единообразную, унифицированную форму этого документа, так как проводимые различными клиниками и частнопрактикующими врачами коммерческие операции могут значительно дифференцироваться по самым разным параметрам, целям и срокам. В самом деле, объемы и сроки проведения операций для крупного и малого бизнеса часто несопоставимы; в значительной мере различаются бизнес-операции в аптечной торговле, лечебном деле, фармацевтике или сфере оказания диагностических услуг. Но в то же время логика построения любого бизнес-плана имеет единую направленность, что предопределяет некую общую структуру и схожую концепцию содержания подавляющего большинства бизнес-планов.

Как правило, бизнес-план состоит из 3 основных частей, которые содержат следующие подразделы:

Рассмотрим кратко содержание отдельных статей бизнес-плана в целом и на конкретном примере. В качестве примера возьмем бизнес-план стоматологической клиники «Смайл-Эстейт», оказывающей услуги населению города Белгорода в сфере консультаций, лечения, зубопротезирования, хирургической и эстетической стоматологии.

 

Введение

Во вступительной части бизнес-плана приводятся общие сведения об организаторах проекта, их текущем финансовом положении и перспективах развития бизнеса. Далее показывается существующая на рынке ситуация, раскрывается замысел предпринимательской идеи, ставятся сроки и цели коммерческого проекта. Здесь же приводится резюме.1

Краткое вступление дает заинтересованным лицам представление об организаторах бизнеса и их предыдущей деятельности. Такая информация предназначается для внешних инвесторов. Если фирма только создается, то указываются предпосылки для занятия данным видом предпринимательской деятельности, обосновывается и аргументируется такой шаг.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.