Сделай Сам Свою Работу на 5

Восточно-Сибирский институт экономики и права, г. Иркутск





Сегодня проблема ценностей и ценностных ориентаций личности все больше привлекает внимание отечественных ученых, что обусловлено как теоретическим интересом к феномену ценностей, так и тем, каким образом изменения общественно-политической системы оказывают влияние на ценности личности: личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды. Общество предъявляет опреде­ленную систему ценностей, которые человек улавливает в процессе постоянного обследования границ и содержания норм и формирования личност­ных эквивалентов.

Молодежь 18-20 лет вошла в жизнь в условиях масштабных со­циальных перемен, когда произошла утрата единого содержания ценностно-смыслового общественного ориентира, что не могло не отразиться на формировании ценностных ориентаций индивидов. Каковы же особенности психологического механизма становления ценностей?

Как продукт и субъект культуры в своей деятельности, переживаниях человек опирается на ценности общества; его сознание развивается внутри культурного пространства, в котором кристаллизован опыт деятельности и мировосприятия. Однако этот процесс носит не механистический характер: он складывается из трансформаций, в их основе лежат три формы существования ценностей, на которые обращает внимание Д.А.Леонтьев: 1)общественные идеалы – выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2)предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3)мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов. Причем общественные идеалы усваиваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуждать ее активность, происходит предметное воплощение этих моделей: предметно воплощенные ценности в свою очередь становятся основой для формирования общественных идеалов и т.д. [4]. Подобную мысль находим у М.М.Бахтина: «Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте» [1, с. 109].



Активное становление ценностных структур личности идет на этапе юношеской социализации. Здесь формируется собственное мировоззрение человека, ядро его ценностных ориентаций становится частью сознания.



В то же время возраст 18-20 лет – период, когда индивид еще податлив для всего нового. И это наиболее сложный этап в становлении личности, что связано с несколькими важными моментами.

Во-первых, это период активного вхождения в культуру. Общество в целом задает развивающейся личности некоторые принципы интерпретации мира, определяет значение явлений жизни, формирует направленность на определенные ценности. Однако молодой человек принадлежит к разнообразным социальным группам: к семейной, возрастной, учебной, к профессиональной либо к учебно-профессиональной и т.д. А с распространением компьютерных технологий молодые люди включаются и в виртуальные группы по интересам. При этом в одних социальных группах значимы одни общественные идеалы, являясь групповыми регуляторами деятельности, в других они таковыми не являются. Так, семейные ценности могут вступать в противоречие с ценностями группы сверстников либо с ценностями учебной (студенческой), армейской группы, либо принятыми в обществе и официально декларируемыми ценностями, которые вплетаются в ткань учебного процесса.

Разнообразие и многозначность ценностей требуют от молодого человека определенных усилий по переработке информации, запускается механизм ее сопоставления, осмысления и принятия, либо, если ценности вступают в конфликт с уже принятыми, замене старых или отвержении новых. Примет ли личность групповые ценности во многом обусловлено и, внутренними факторами, лежащими в основе индивидуальности.



Процесс трансформации общественных ценностей в ценностные ориентации личности во многом зависит и от того, является ли группа, в которую входит индивид, референтной для него.

Во-вторых, происходит оформление отношения к миру. Жизнь молодых людей в этом возрасте отличается эмоциональной насыщенностью: эмоции окрашивают и отношение к делу, к сверстникам, и к представителям другого пола. Субъективное переживание личности становится для нее событием. Социальные ценности конкретизируются становятся элементом внутренней организации личности.

В-третьих, в возрасте 18-20 лет личность оказывается перед необходимостью планирования будущего. Со всей очевидностью приходит осознание ответственности за все, что человек совершит. Фактор, лежащий в основе картины будущего - ценностные ориентации личности, отвечающие ее потребности.

Перечисленные сложности в той или иной степени испытывают все молодые люди 18–20 лет. Однако в российской действительности к ним прибавляются те, что вызваны социально-историческими изменениями в обществе. В недалеком прошлом была ясность общественных идеалов. Система ценностей советского человека утверждалась идеологией государства и включала в себя приоритет классовых ценностей перед общечеловеческими, ценности государства перед личностью, что выражено в строках известной песни: «Забота у нас такая, забота наша простая: жила бы страна родная, и нет других забот…», ценности коллективизма: «Сам погибай, а товарища выручай». Переход к рынку привел к изменению устоявшихся отношений, дифференциации общества в политике, экономике, национальных отношениях; возникла конкурентная борьба. Новые ценности привели к стрессогенному воздействию новой эпохи и культуры на человека.

Ломка общественных отношений и ценностей вызвали дезорганизацию, которая характеризуется распространением алкоголизма и наркомании, увеличением пропасти между доходами бедных и богатых. Произошла радикальная перестройка сознания: жизненная ориентация личности была связана не с масштабными преобразованиями общества, а с его устойчивостью, стабильностью, что обеспечивалось идеологией и всей организацией жизни. Ценностными ориентациями людей зрелого возраста стали те, что отражают стремление к физической и экономической безопасности: «пенсию побольше», «стабильную зарплату», «бесплатное лечение» и т.п. Значимость «хорошей работы», высшего образования, карьеры во многом определяются направленностью на материальное благополучие. [5].

Приоритет материальных ценностей психолог А. Журавлев объясняет тем, что ведущая материальная мотивация характерна для таких исторических периодов, когда экономическая ситуация меняется в худшую сторону. Если она выправляется, мы возвращаемся к предыдущим системам ценностей [2, c.68].

Приступая к исследованию, мы учитывали, что молодежь 18-20 лет – не однородная масса. Молодые люди принадлежат семейным, возрастным группам. Дифференциация групп проходит и по другим параметрам: по месту жительства (жизнь в большом городе и в маленьком городке с одним предприятием, или в сельской местности), уровню знаний и умений, интересам, материальному положению семьи, что накладывает отпечаток на ценностное сознание индивида. Мы сосредоточили исследовательский интерес на студентах, т.е. состав участников опроса был стандартизирован по социально-демографическим характеристикам. В исследовании участвовало 90 человек: 70 девушек и 20 молодых людей. Был предложен вопрос, сформулированный в свое время Дж. Гилеспи и Г.Олпортом: «Какими двумя вещами Вы бы могли больше всего гордиться, если бы Вам удалось их осуществить в течение Вашей жизни?». Открытый характер вопроса предоставляет возможность студентам ответить о своих предпочтениях в достаточно свободной форме, а не заданной извне, и позволяет обнаружить мотивационные аспекты поведения человека. Анализ содержания свободных ответов показал, что доминирующими ценностными ориентациями студентов оказались «семейная жизнь» и «карьера», при этом 78% испытуемых на первое место поставили семейную жизнь, затем карьеру; у 22% опрошенных на первом месте оказалась карьера, из них двое студентов пояснили, что хотели бы добиться карьерного роста, чтобы помогать другим. Данные, полученные нами, в согласуются с теми, которые зафиксированы в социологическом опросе молодежи г.Курска [3].

Доминирование в сознании молодых людей такой ценностной ориентации, как семья, связано с тем, что молодежь вступила в брачный возраст (семья имеет значение как основная общечеловеческая ценность), и с тем, что семья - некое убежище, в котором молодой человек имеет поддержку, в том числе эмоциональную, в котором он чувствует себя в безопасности в условиях трудно прогнозируемой социальной ситуации. Кроме того, признание себя значимым другим, повышает самоуважение и самооценку, что придает личности уверенность в себе и ощущение некой стабильности.

Испытуемые не назвали в качестве ценностных ориентаций абстрактные, этические, интеллектуальные ценности, ценности межличностного общения. Возможно, они присутствуют в иерархии личных ценностей молодых людей, но на ее периферии. И, следовательно, не эти ценности оказывают регулирующее воздействие на поведение личности. Таким образом, ценностное ядро молодых людей составляют ценности, которые свидетельствует о значительной ориентации молодежи на материалистические ценности, что обусловлено теми ценностями, которые характерны сегодня для значительной части российского общества.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники/Под ред. И.Т.Фролова. – М., 1986. С.109 – 128.

2. Журавлев А. Изменился ли человек // VIP-Premier. – № 3-4. – 2008. – С. 67–71.

3. Кравчук П.Ф., Шкарина Ю.Ю. Особенности социального взаимодействия между пожилыми людьми и молодежью в современном российском обществе // Вестник СамГУ: – Самара, 2007. – № 1(51). – С. 52–58.

4. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, 1998. – № 1. – С. 13-25.

5. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово, 2000.

М. Е. Сивишкина

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.