Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическая Готовность Учеников Младшего Среднего Возраста При Переходе В Среднее Звено Обучения





 

Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС

 

Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

Для успешного обучения в средней школе необходимы следующие интеллектуальные операции:

· Понятийное мышление

· Структурно-динамическое мышление

· Абстрактное мышление

· Пространственное мышление

· Логическая оперативная память (память, связанная с понятийным мышлением)

Также необходимы и более общие интеллектуальные навыки и системы, а именно:

· Произвольность мышления (умение произвольно пользоваться имеющимися интеллектуальными операциями.)

· Полноценный навык чтения.

· Определенный уровень общей осведомленности, превышающий сложившиеся до школы представления об окружающем мире.

· Способности к саморефлексии, формированию адекватной самооценки.

Психодиагностические методики определения способностей учащихся 4-х классов, использованные в данной работе:

1.Тест Ясюковой для оценки сформированности навыков чтения.



2.Тест Ясюковой для оценки гуманитарных способностей

3.Тест Амтхауэра для диагностики структуры интеллекта:

· интуитивное понятийное мышление;

· понятийное логическое мышление;

· понятийная категоризация;

· абстрактное мышление;

· математические навыки.

4. Методика сочинения (авторы Е.И. Афанасьева и Н.Л. Васильева);

В структуре понятийного мышления можно выделить три основные операции, степень сформированности которых оценивается с помощью трех субтестов Р. Амтхауэра:

· Выделение сущностного признака (субтест 2)

· Установление категориальной принадлежности (субтест 4)

· Осознание закономерных связей между явлениями (субтест 3).

Усваивая научные знания, ребенок овладевает механизмом для преобразования и объединения своего личного внутреннего опыта. Таким образом, в процессе обучения формируется понятийное логическое мышление. Основным в становлении полноценного понятийного мышления оказывается развитие способности к категоризации, выделение этой специфичной связи предметов из всех других возможных связей, осознание качественного различия между категоризацией и любыми другими группировками. Освоение операции категоризации позволяет перевести действия сравнения предметов и явлений на более высокий уровень. Если ребенок не владеет операцией категоризации, то его понятийное мышление остается на уровне интуитивного, а связи и отношения между явлениями могут формироваться и не по понятийному принципу. Именно такой вариант понятийного мышления чаще всего и встречается, когда его развитие происходит стихийно. Негативные последствия неполноценности понятийного мышления проявляются в следующем:



Сохраняется неосознанность собственных интеллектуальных операций, не формируется произвольность мышления.

Усваиваемые знания несистематичны, не связаны с практической деятельностью, пониманием текущих событий, решением жизненных или учебных задач.

Общая успеваемость нестабильна.

Следует ожидать нарастания трудностей в усвоении естественных наук (особенно биологии и физики) и второго иностранного языка.

Невозможно формирование полноценного абстрактного мышления и, следовательно, продвижение в физико-математических науках оказывается весьма ограниченным.

Абстрактное мышление представляет собой качественно новый, более высокий, в сравнении с понятийным, уровень развития мышления (начальный уровень развития абстрактного мышления можно замерить с помощью 6 субтеста Амтхауэра). Операторными единицами абстрактного мышления являются уже не объекты и их свойства, а отношения, связи между ними. Становление полноценного абстрактного мышления возможно только при условии хорошо развитого понятийного, всех его компонентов. Неразвитость абстрактного мышления не позволяет освоить физико-математические науки и развить структурно-лингвистические способности, но больше никаких ограничений на интеллектуальные занятия не накладывает.



Для оценки сформированности навыка чтения используется тест Ясюковой.

Неумение читать приводит к множеству негативных последствий, и первое из них – неграмотность. Ребенок может не испытывать трудностей при выполнении тех упражнений, где текст, находящийся перед глазами, надо только скопировать, попутно выполняя те или иные задания, и при этом совершенно безграмотно писать диктанты, изложения, сочинения. Причина такого явления заключается в том, что ученик не научился переводить звучащие слова и визуальные образы в графические символы. Целостный же визуально-аудиальный образ слова, связанные с его смысловым образом, формируется только при беглом чтении. Поэтому ребенок может зазубривать и знать все правила правописания, но не сможет ими пользоваться и все равно будет писать безграмотно, особенно тогда, когда будет отсутствовать визуально наглядная представленность информации.

Следствием неумения читать является не только неграмотность, но и культурная ограниченность. Когда чтение для ребенка является трудной и ненавистной работой, то он ее, естественно, всячески избегает. Сегодня многие дети не читают именно потому, что им это трудно. Внутренний мир ребенка в этом случае остается убогим, кругозор ограниченным, культурный уровень низким, письменная речь пребывает в зачаточном состоянии, может приостанавливаться и развитие мышления. Если ребенок живет в достаточно культурной среде, родители читают ему книги, много рассказывают об окружающем мире, знакомят с искусством, то его учебные проблемы могут быть ограничены только русским языком. При этом ребенок может владеть иностранными языками, не умея читать и писать по-русски. Однако чем старше становится не умеющий читать ребенок, тем больше затруднений в учебе он испытывает, и более явно страдает его культурное развитие.

В исследовании принимало участие 133 ученика младшей школы.

По результатам исследования: 29 человек, 21% обучающихся показывают низкий уровень готовности к переходу в среднее звено, что необходимо учитывать и при формировании классов, и при подходах к обучению и развитию познавательной сфере ребенка. 31 человек, 23% обучающихся показывают высокий уровень готовности к переходу в среднее звено, в рамках прогноза обучения – успешность и необходимость дополнительного психологического сопровождения, участие в НОУ и т.д., в том, что повысит уровень обучения обучающихся и позволит развить полноценно способности.

Особое внимание необходимо обратить на результаты теста структуры интеллекта Амтхауэра: сформированность понятийного логического мышления (причинно-следственные связи между явлениями, восприятие словесного построения, общие аналитические способности ребенка) – слабый уровень у каждого второго обучающегося 62 человека, 48%; сформированность абстрактного мышления (умение выделять интервальные зависимости закономерности убывающих, возрастающих, цикличных последовательностей и оперировать в уме выделенными отношениями (а не цифрами!), отвлекаясь от конкретных численных значений) слабый уровень – 81 человек, 63 % обучающихся.

Каждый третий ребенок – 44 человек, 33% показали слабый уровень навыка чтения (ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем).

 

О. О. Фомина

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЕЖИ

И ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.