Сделай Сам Свою Работу на 5

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»





 

Уделяя значительное внимание развитию молодежной инициативы, общественной и экономической активности и предпринимательства в молодежной среде общество вовлекает будущих хозяйственников, которые через некоторое время сами будут определять направления стимулирования следующих поколений. При этом упускается такой важный для государства аспект, как просвещение в вопросах налогообложения и повышение налоговой культуры молодежи.

Под налоговой культурой мы понимаем систему ценностей, норм поведения в сфере установленных налоговых отношений. Как и иные формы поведения индивидуума в обществе, налоговое поведение должно прививаться человеку с раннего возраста и культивироваться в течение всей его жизни. Именно установки, заданные человеку в детстве и юности, определяют его поведение в зрелом возрасте.

Упущение такой грани воспитания, как поведение законопослушного налогоплательщика, грозит тем, что налоговое поведение будет определено бытовым подходом к восприятию налогов и распространенным в современном обществе отрицанием эффективности и, следовательно, обязательности налогообложения.



Налоговое поведение определяется в процессе взаимодействия экономического субъекта с окружающим миром по поводу уплаты налогов. Особенность отношения студенческой молодежи к налоговому поведению заключается в том, что эта категория граждан не имеет еще опыта уплаты налогов и пока формулирует свое отношение, основываясь на опыте окружающих взрослых (родственников, знакомых) или на публикациях в средствах массовой информации.

Опыт преподавания авторов статьи в вузах позволил выявить особенности отношения студентов к налоговому поведению. Существенные различия в представлениях о налогообложении отмечены у студентов экономических и неэкономических специальностей.

Для обучающихся на неэкономических специальностях свойственна крайне скудная информированность о налогах, зачастую некорректное понимание налоговой системы и почти полное отсутствие знаний о процессе исчисления и уплаты налогов, о деятельности налоговых органов. Эти студенты не знают, какие существуют налоги, сколько налогов уплачивают физические лица, как они рассчитываются, могут под налогом понимать плату за коммунальные услуги, комиссионное вознаграждение банков и различные виды платы за получаемые государственные услуги. В результате такой подмены на налоги распространяют свое негативное отношение к повышению размеров данных платежей.



Представители данной категории лиц не способны корректно сформулировать свое мнение по поводу уплаты налогов, готовы уплачивать налоги в небольшом размере, не считают налоговые расходы значимыми (важными) для хозяйственной деятельности, а в случае если налоги будут существенными затратами, готовы не уплачивать налоги (уклоняться от уплаты). Налоговую систему они считают сложной и запутанной, предпочитают переложить работу по расчету налогов на специалистов в этой области.

Студенты экономических специальностей в большей степени осведомлены о налоговой системе России, порядке исчисления существующих налогов. Налоги воспринимаются в негативном ключе, ассоциируются с главными барьерами экономического развития хозяйствующих субъектов, инструментом государственного давления на предпринимателей. Студентами одобряется деятельность по уклонению от уплаты налогов, характеризуется ими как необходимое условие выживания на конкурентном рынке. Доля налогов в экономике фирмы считается слишком высокой, законодательство сложным и часто меняющимся, налоговая нагрузка в России – чрезмерной. Незаконное поведение налогоплательщиков также оправдывается политическими факторами – политическое не восприятие действующей власти, взимающей налоги, – и организационными – неспособность государства эффективно распоряжаться налоговыми доходами, коррумпированность власти, несправедливое распределение налогового бремени между налогоплательщиками и массовое использование незаконных налоговых схем в стране.



Для большинства студентов экономические факторы – самая важная группа факторов с точки зрения предпринимательства – не является приоритетной.

Среди экономических специальностей наибольшей компетенцией в области налогов имеют специальности (специализации) «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет и аудит». Студенты в большей степени информированы о налогообложении, осознают роль налогов в государстве, знают порядок исчисления налогов, сферу налогового контроля. Они чаще склоняются к необходимости законного поведения при уплате налогов, способны грамотно рассуждать о справедливости и эффективности налогообложения.

У студентов перед прохождением налоговых дисциплин с углубленным изучением налогообложения превалирует бытовое мнение о налоговой системе России и распространены обывательские заблуждения о налоговом поведении налогоплательщиков.

К таким заблуждениям можно отнести:

- налоги в России чрезмерно тяжелы для налогоплательщиков;

- в других странах не уклоняются от уплаты налогов;

- развитые страны проводят более взвешенную налоговую политику;

- можно установить такие налоги, от уплаты которых никто не будет уклоняться;

- профессиональный бухгалтер знает, как можно законно не платить налоги.

Повышение налоговой культуры молодежи невозможно достичь исключительно с помощью информирования населения. Работа по воспитанию законопослушного налогоплательщика должна быть направлена на устранение барьеров в восприятии положительной роли налогов, снижение негативных оценок налоговой системы, деятельности государственных органов.

Таким образом, можно сформулировать обуславливающие отношение студенческой молодежи к налогам установки, изменение которых будет способствовать повышению налоговой культуры молодежи и росту числа законопослушных налогоплательщиков.

1. Слабое знание налогов. Создание основ налоговой грамотности населения необходимо, чтобы граждане точно понимали свои налоговые обязательства и свою роль в формировании бюджета государства. Устранение пробелов в знаниях налогового законодательства предотвращает появление гражданских страхов по поводу неизвестных налогов и, как следствие, снижаются негативные оценки налоговой системы. Для этого необходимо всеобщее изучение налогов в школе.

2. Низкая информированность о проводимой налоговой политике в стране, о деятельности налоговых органов. Необходимо ознакомление населения с проводимой налоговой политикой в государстве, направлять ее на формирование очевидной для граждан связи между уплачиваемыми налогами и достижениями государства в экономике, социальной сфере, общественных и международных отношениях и пр.

Представляется важным доводить до сведения граждан преимущества налоговой системы России перед налоговыми системами иных развитых стран. Особое значение должно иметь позиционирование налоговых органов как сервисной службы. Переход Федеральной налоговой службы РФ на новый формат общения с налогоплательщиками должен преломить негативное отношение к ее работе. Кроме того, необходимо знакомить молодежь с формами работы налоговых органов. Социологические исследования подтверждают, что опыт взаимодействия с налоговыми органами позитивно влияет на информированность налогоплательщиков.

3. Неэффективное распоряжение налоговыми доходами бюджетов. Преломление таких тенденций не связано с налогообложением, тем не менее, без устранения неэффективных расходов бюджета, пресечения воровства бюджетных средств невозможно убедить налогоплательщика в существенной роли его вклада в достижение важных для общества целей.

4. Распространение практики уклонения от уплаты налогов. Очевидно, что в каждой налоговой системе должна быть исключена любая возможность уклонения от уплаты налогов. Каждый налогоплательщик должен осознавать неотвратимость наказания за налоговое правонарушение. Для этого необходимо повышать эффективность налогового контроля, расширять его виды, ужесточать ответственность за налоговые правонарушения, в том числе преступления.

Библиографический список

1. Налоговая культура россиян: ключевые проблемы // Доминанты №29. 23.07.2009 // Сайт Фонда общественного мнения [Электронный ресурс] – URL: http://bd.fom.ru/pdf/d29nalogk.pdf (дата обращения 01.09.2012)

 

 

М. А. Барыкина

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.