Сделай Сам Свою Работу на 5

ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» в г. Михайловке Волгоградской области





 

Роман Олега Ермакова «Знак зверя» - одно из наиболее ярких произведений, посвящённых войне в Афганистане, разразившейся на почве междоусобных конфликтов. Но, если в «Афганских рассказах» целью повествования является бытописание солдат и местных жителей, то в романе «Знак Зверя» Ермаков раскрывает проблему духовного и нравственного оскудения человека, принявшего войну, отметив себя знаком зверя.

Эпиграф к произведению "И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие очертания имени его" взят из «Апокалипсиса» пророка Иоанна, одной из книг Библии.

Библейские мотивы и образы являются неотъемлемой частью произведения. На них строится практически весь сюжет романа, начиная с эпиграфа и заканчивая принесением жертвы Зверю. Автор неоднократно обращается к Священному Писанию, черпая из него основные идеи произведения.

Наибольшее развитие в романе получает мотив братоубийства, заимствованный из книги «Бытие» Ветхого Завета. Ермаков проводит параллель между первым братоубийцей Каином и Глебом, главным героем произведения, застрелившего своего «брата» по службе, дезертира Бориса, во время самого лёгкого наряда. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей»[1].



Не случайны и имена героев. Сразу вспоминается «Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» о братьях, павших от рук Святополка в междоусобной войне. «Когда увидел дьявол, исконный враг всего доброго в людях, что святой Борис всю надежду свою возложил на Бога, то стал строить козни и, как в древние времена Каина, замышлявшего братоубийство, уловил Святополка. Угадал он помыслы Святополка, поистине второго Каина: ведь хотел перебить он всех наследников отца своего, чтобы одному захватить всю власть»[2]. Таким образом, Ермаков демонстрирует метаморфозы, происходящие с человеком в условии боевых действий. Глеб превратился в Святополка Окаянного. В озверелом, измученном мире Афганистана никакой братской любви и быть не может.



Прозвище главного героя-Череп. В голгофской символике образ черепа связывается с образом Адама, так как Адам, по легенде, был погребен недалеко от Иерусалима на Голгофе. В свою очередь, в образе библиотекарши Евгении, возлюбленной Глеба, воплощается библейский образ Евы. Ева-ения (женщина, созданная Богом для Адама). Таким образом, в произведение органично вводится автором мотив первых людей, созданных по образу и подобию Божию, Адама и Евы. "И сказал бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их бог, и сказал бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле"[3].

Отдельное развитие в контексте сюжета получил мотив ада как состояния, в котором пребывают все герои произведения. У Ермакова он воспринимается практически буквально. Муки солдат схожи с муками грешников. Это муки людей, принявших войну, отметивших себя знаком Зверя. Солдаты вынуждены совершать титаническую работу в абсолютно невыносимых климатических условиях под сжигающим солнцем Афганистана. Мукам их нет конца «И все переступают невидимый порог и уходят в новый день, который так же желт, как и предыдущий, – такой же желтый, такой же сухой, такой же мутный, но скорее всего бесконечный, тогда как пространство вчерашнего дня оказалось конечным. И уходящие в новый день, погружающиеся в этот желтый космос, никогда не достигнут границ, будут вечно брести с кувалдами, лопатами и кусками белого мрамора»[4]. «Неподвижные тела подсыхают, соленая пленка стягивает кожу – сейчас станет рваться и покрываться красными трещинами, – и нижние медленно встают, разгибая тяжелые ноги и спины, подбирают свои кувалды, лопаты и ведра, – и из пор вылупляются росинки»[5]. Подобное описание мук грешников мы находим в библейской легенде о богаче и нищем Лазаре «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем»[6]. Кроме того, обстановка, царящая в части, напоминает наказание, посланное богом на землю, дабы наказать грешников. «Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу»[7]. Раскрытию образа ада так же служат символы, используемые Ермаковым. В часть, где служил Глеб, были доставлены свиньи. «В разгар подготовки к операции пришла колонна из Кабула. Она доставила в город у Мраморной горы муку, табак, почту, строительные материалы и партию поросят, которых тут же препроводили в первую батарею. Поросят было десять. Они были худые, грязные, с огромными розовыми ушами и голубоватыми глазками»[8]Упоминание об этих животных мы находим и в Библии при описании ада. «И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней»[9]. На этой земле нет бога. Все, не зависимо от звания, имён, биографии навечно погрязли в мерзкой плоти Афганистана. Бог покинул их.



Мотив адских мук людей, отмеченных знаком Зверя, дополняет образ Библейского города Вавилон. В романе ссылка на него даётся буквально «Не задуют потому, что полдень наступил и солнце остановилось, и так будет всегда, вечный полдень без ветров и теней. И в этом полдне верхние всегда будут верхними, а нижние будут месить в земляной чаше тесто, таскать камни на скрипучие помосты, и мраморные стены будут расти, вознося верхних, и никто не глянет с укоризною на них и не смешает язык их, чтобы остановить их, потому что небеса давно пусты»[10]. Милость Божия покинула этот город и людей живущих в нём, как и военную часть рядового Глеба. Принявшие войну, обречённые на убийство себе подобных, алчущие женщину, сами обрекают себя на вечные муки ада, отметив себя знаком Зверя. «И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его»[11]. Кажется, это единственное состояние, в котором пребывают герои произведения, преумножая свои муки очередной пулей, выпущенной из боевого оружия в очередного дезертира, отказавшегося принять постулат «Убей или будешь убит».

Мотив «не убий» красной нитью проходит через всё произведение. «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу Божию»[12]. Эту мысль хочет донести до читателя Ермаков. Символично то, что по сюжету, солдаты, служащие в части вместе с Глебом, строят стены в части из кусков белого мрамора с горы, которою называли Мраморной. В Библейских легендах тоже встречается сюжет о горе. Это гора Синай на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей. «Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей»[13]. Одна из заповедей «Не убий!». Её и нарушают герои романа Ермакова.

Война это братоубийство, а гражданская война как в Афганистане- братоубийство вдвойне. Братоубийцы все: и солдаты Союза, и душманы, и руководство, идащее всё новых и новых ребят прямо в пасть огненному дракону. Отсюда - внутренняя тождественность героев романа, их убежденность в том, что, кроме смерти, ничего нет.

Братоубийцам нет прощения. Нет прощения тем, кто творит войну. Война-это зло, это Апокалипсис не только снаружи, но и внутри каждой человеческой души, измученной смрадным дыханием адского дракона. Эту мысль заключает в себе роман «Знак Зверя».

Список литературы

1. Ветхий Завет. Бытие. - М.: Российское библейское общество, 2000. - 4:9-10

2. Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу

3. Ветхий Завет. Бытие. - М.: Российское библейское общество, 2000.-1:26-28.

4. Ермаков О. «Знак Зверя».- 6 с.

5. Ермаков О.«Знак Зверя».- 86 с.

6. Евангелие от Луки. - М.:Российское библейское общество, 2000. 1-6:19-317.

7. Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис).- М.:Российское библейское общество, 2000. - 16:8-9

8. Ермаков О. «Знак Зверя».- 53 с.

9. Евангелие от Матфея. - М.:Российское библейское общество, 2000. - 8:2929

10. Ермаков О. «Знак Зверя».- 8 с.

11. Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис). - М.:Российское библейское общество, 2000. - 14:8-11

12. Ветхий Завет. Бытие. - М.:Российское библейское общество, 2000. - 9:6

13.Ветхий Завет. Исход. - М.:Российское библейское общество, 2000. - 24:18

О. Ю. Сечейко

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.