Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар 13. Личность е ее психологическая структура





 

1. Общее представление о личности.

2. Психологические теории личности.

3. Структура личности.

4. Формирование и развитие личности.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1.Подумайте, каково соотношение понятий “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”?

2. Согласны ли Вы с мнением, что каждого человека можно назвать личностью?

3. Назовите признаки, характеризующие человека как личность.

4. Как Вы понимаете утверждение “личность рождается в деятельности”?

5. Почему недопустимо механически противопоставлять социальное и биологическое в человеке?

6. В какой мере можно согласиться с утверждением, что врожденные свойства организма представляют собой одно из внутренних условий формирования его личности?

7. Достаточно ли, характеризуя личность, указать на такие приметы: “сознательный индивид”, “включенный в общественно-полезную деятельность”?

8. По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития?

9. Верно ли утверждение, что источником и движущей силой развития личности являются разнообразные противоречия, порождаемые ее деятельностью и условиями жизни?



10. Раскройте, в чем проявляется существенное отличие во взглядах на источники активности личности в различных теориях.

11. Какие компоненты в структуре личности выделял С.Л. Рубинштейн?

12. Согласны ли вы с Фрейдом, что половое влечение и агрессия – два основных мотива, лежащие в основе человеческого поведения? Попытайтесь доказать свою точку зрения.

13. Как вы думаете, какие из защитных механизмов чаще действуют у вас? Как они помогают вам чувствовать себя лучше?

14. Как вы думаете, почему о психоанализе Фрейда можно найти самые противоречивые отзывы?

15. Как происходит развитие потребностей по Маслоу? Как бы вы оценили данную теорию? Приведите примеры вашего собственного поведения и поведения других.

16. Кратко опишите тип общества, наилучшим образом способствующий достижению самоактуализации для большинства людей. Считаете ли вы, что эту идею можно осуществить на практике или это просто кабинетное философствование? Поясните вашу точку зрения.

17. А. Маслоу выделяет потребность самоуважения и потребность уважения другими людьми. Подумайте, какую из этих двух потребностей вы считаете наиболее важной для сохранения своего психического здоровья? Объясните.



18. Бихевиористы и гуманисты резко расходятся практически по всем важным вопросам (укажите отличия). Какую из двух позиций вы предпочитаете?

19. Чем отличается точка зрения представителей гуманистической психологии на природу человека от точки зрения Фрейда?

20. Какое из трёх основных направлений психологии 20 века – психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология – наиболее адекватно отвечает вашей точке зрения на личность и поведение человека? Почему?

 

Задание 1:

Составьте перечень определений личности в разных психологических школах и направлениях.

 

Задание 2:

Произведите научный анализ понятий: «развитие личности», «формирование личности», «основы личности», «психологические свойства личности», «воспитание качеств личности», «психические новообразования личности».

 

Задание 3:

заполните таблицу «Теории личности».

 

Автор, страна, время Определение личности Структура личности Развитие личности Мотивация Методы исследования Примечание
             

Задание 4:

Подготовьте сообщение по темам:

- «Я-концепция» и образ Я в теории К. Роджерса.

- Понимание самооценки в исследованиях А.М. Прихожан.

- Связь самооценки и уровня притязаний.

- Этапы формирования личности в разных психологических школах и направлениях.

Литература:

Основная:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - М., МПСИ , 1999.



2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1966.

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М., 1996.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

5. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001.

6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

7. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М., 1982.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975, 1982, 2005.

9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000.

10.Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1972.

11.Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. Реана А.А. - СПб, 2000.

12.Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Под ред. Куликова Л.В. - СПб, 2000.

13.Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982.

14.Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах, 1998.

15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989, СПб: Питер, 2002.

16.Хрестоматия по общей психологии. Разд. 2. Мотивы, потребности, эмоции. Личность. / Под ред. Петухова В.В. - М., 1997.

17.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, 1999.

Дополнительная:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

3. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1997.

4. Первин Д. Психология личности. Теория и исследования. - М., 2000.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1982.

6. Юнг К.Г. Психологические типы личности. – М., 1995.

Семинар 14. Направленность личности.

 

1. Понятие мотивации в психологии. Основные подходы к изучению мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

2. Потребности как основа мотивации деятельности. Виды мотивов.

3. Направленность личности и ее основные проявления.

Вопросы для обсуждения и размышления:

 

1. Раскройте, в чем проявляется существенное отличие во взглядах на источники активности личности в различных психологических теориях.

2. Можно ли считать потребности и мотивы человека вескими основаниями для характеристики его как личности?

3. Чем отличаются биологическое и психологическое понимание термина “потребность”?

4. В чем заключается суть процесса опредмечивания потребности? Что является результатом этого процесса?

5. Чем инстинктивный способ удовлетворения потребностей отличается от деятельностного?

6. В каком отношении находятся мотив – мотивация – мотивировка?

7. Почему, по Вашему мнению, несмотря на очевидный вред наркотиков, наркомания широко распространена в современном обществе?

8. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности?

9. Можно ли понимать направленность человека как проявление всех свойственных ему стремлений?

10. Достаточно ли, характеризуя интерес, указать, что это “стойкое”, выборочное отношение человека к явлениям и объектам действительности?

11. Как можно психологически обосновать утверждение, что интерес возникает одновременно и как важный мотив обучения, и как способ повышения его эффективности?

12. Можно ли считать достаточным утверждение, что “убеждение – это знание, истинность которого для человека является неопровержимой и оно – руководство к действию”?

13. Можно ли утверждать, что большая и отдаленная жизненная цель полнее всего характеризует суть человека?

14. Может ли у человека с адекватной самооценкой возникнуть состояние фрустрации?

 

Задание 1:

подготовьте сообщения на тему:

- Понимание потребностей и мотивов в исследованиях А.Н. Леонтьева.

- Исследование потребностей в бихевиоризме.

- Исследование потребностей в гуманистическом направлении.

- Исследование потребностей в глубинной психологии.

- Социальные аспекты потребностей человека.

Задание 2:

Проанализируйте ситуации из своего опыта, когда вы действовали под влиянием мотивов избегания неудачи и достижения успеха.

 

Задание 3:

Подготовьте сообщения по темам:

- Соподчиненность потребностей и мотивов в теории А. Маслоу.

- Влияние социальной среды на формирование мотивации.

- Роль уровня притязаний в формировании самооценки.

- Ценностные ориентации и мотивационная сфера.

 

Задание 4:

подготовьте сообщения по темам:

- Факторы формирования направленности личности.

- Содержание структуры направленности личности.

- Мотивация личности как детерминанта её деятельности.

Литература

Основная:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб, 2000.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975, 1982, 2005.

6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 1999.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М., 1989; СПб: Питер, 2002.

10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М.: Педагогика, 1986.

11. Хрестоматия по общей психологии. Разд. 2. Мотивы, потребности, эмоции. Личность. / Под ред. Петухова В.В. - М., 1997.

12. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М., МПСИ, 1998.

 

Дополнительная:

1. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. – М.: МГУ, 1991.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992.

3. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович. – М.: Педагогика, 1972.

4. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. – Л.: Наука, 1983.

5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М., Воронеж, 1996.

6. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Под ред. Реана А.А. - СПб, 2000.

7. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Под ред. Куликова Л.В. - СПб, 2000.

8. Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982.

9. Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. - Самара: Бахрах, 1998.

10. Психология мотивации и эмоций / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002.

11. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.

12. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - Вып. 5. - М.,1975.

Семинар 15. Темперамент.

1. Понятие темперамента, различные представления о природе темперамента в истории психологии.

2. Связь темперамента со свойствами нервной системы и типом высшей нервной деятельности.

3. Выделение компонентов темперамента в различных подходах (В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин, Г.Айзенк, Д.Кейрси и др.).

 

Вопросы для обсуждения и размышления:

 

1. Какими свойствами психической деятельности характеризуется темперамент?

2. Тождественны ли понятия “тип высшей нервной деятельности” и “темперамент”? Аргументируйте свой ответ.

3. Можно ли утверждать, что свойства темперамента имеют врожденную природу?

4. Всегда ли динамика поведения человека адекватно характеризует его темперамент?

5. Может ли темперамент человека испытывать существенные изменения в процессе жизни?

6. В чем проявляются особенности поведения экстраверта?

7. В чем проявляются особенности поведения интроверта?

8. Как может отражаться темперамент на формировании черт личности?

9. Какую роль в деятельности специалиста в системе субъект-субъектных отношений играет знание темперамента человека?

10. Как учитель может учитывать особенности темперамента человека в своей деятельности?

11. Можно ли сделать вывод о темпераменте личности по ярким, но эпизодическим проявлениям его поведения? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

12. В зависимости от состояния человека у него могут изменяться темп речи, эмоциональная возбудимость. Всегда ли эти особенности зависят от темперамента? Определите те особенности, которые зависят от темперамента, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить?

Задание 1:

Подготовьте сообщения по темам:

- Теория гуморальной типологии Гиппократа.

- История создания типологии Э. Кречмера.

- Теория конституциональных типов У. Шелдона.

- Типология К.Г. Юнга.

- Типология Э. Фромма.

 

Задание 2:

Подготовьте сообщения по темам:

- Учение И.П. Павлова о типах ВНД.

- Критика теории И.П. Павлова его последователями.

 

Задание 3:

Соотнесите типы ВНД, выделенные И.П. Павловым с типами темперамента в гуморальной теории Гиппократа.

 

Задание 4:

Заполните таблицу.

 

Основание типологии Автор Тип Описание типов Примечание
         

 

 

Задание 5:

подготовьте сообщения по темам:

- Темперамент как динамическая характеристика.

- Роль темперамента в формировании личности.

- Влияние темперамента на формирование качеств характера.

Задание 6:

Составьте перечень компонентов темперамента выделенных в теориях различных авторов.

 

Задание 7:

Определите свой доминирующий тип темперамента.

 

Работа в группах по следующим вопросам:

1). Система взаимодействия и взаимоотношений учителя с учащимися с доминированием разных типов темперамента.

2). Темперамент и деятельность. Формирование индивидуального стиля деятельности. Разработка реестров профессий, наиболее оптимальных для представителей каждого типа темперамента.

Организация– студенты равномерно делятся на 4 группы и в течение 15 минут обсуждают поставленные вопросы в своей группе, отражая информацию о представляемом типе темперамента. Представление и обсуждение результатов групповой работы.

Литература:

Основная:

1. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М., 1970.

2. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М., Воронеж, 1996.

3. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М: МГУ, 1982.

4. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. - 1989. - Т.10. - N 1.

5. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.

6. Хрестоматия по психологии индивидуальных различий /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и др. - М., 1999.

 

Дополнительная:

1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1969.

3. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. – 1987, № 5.

4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М., 1964.

5. Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. – М.:Смысл, 1992.

6. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. – 1993, № 6.

7. Стили человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. – М.: Смысл, 1998.

Семинар 16. Характер.

 

1. Представления о характере в отечественной и зарубежной психологии. Соотношение понятий «характер» и «личность», «характер» и «темперамент».

2. Структура характера.

3. Закономерности становления черт характера в онтогенезе человека.

4. Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Почему именно характер составляет остов, стержень человека как субъекта? Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером?

2. Все ли стойкие черты поведения личности входят в структуру характера?

3. Какие компоненты можно выделить в структуре характера?

4. Чем объяснить, что в трудные, критические моменты характер человека проявляется наиболее полно? Приведите примеры, подтверждающие, что характер формируется в течение жизни, путём воспитания.

5. Как работает механизм формирования свойств характера?

6. Каковы условия формирования характера?

7. Можно ли считать, что социальный фактор оказывает решающее влияние на формирование характера?

8. В чем может проявляться влияние характера на темперамент? В каком направлении и при каких условиях это влияние может иметь место?

9. Справедливо ли с точки зрения психологии утверждение: “Характер закаляется в борьбе”? Аргументируйте свою мысль.

10. В чем проявляются акцентуации характера?

11. Можно ли утверждать, что акцентуация определенных черт характера обусловливается только обстоятельствами жизни?

12. Объясните проявление трансформации характера в течение жизни.

Задание 1:

подготовьте сообщения по темам:

- Отечественные психологические теории, изучающие характер.

- Теории зарубежной психологической литературы, изучающие характер.

Задание 2:

Составьте типологию качеств характера (волевые, интеллектуальные и т.д.) и подберите к ним примеры.

Задание 3:

Составление сравнительной таблицы, отражающей два теоретических подхода к определению и содержанию акцентуаций характера А.Е. Личко и К. Леонгарда.

 

Задание 4.

Проанализируйте, приходилось ли вам пользоваться какими-либо приёмами самовоспитания характера, насколько эффективен этот процесс?

 

Работа в группах по следующим вопросам:

1). Система взаимодействия и взаимоотношений учителя с учащимися с доминированием разных типов акцентуаций характера.

Организация– студенты равномерно делятся на группы и в течение 15 минут обсуждают поставленные вопросы в своей группе, отражая информацию о представляемом типе акцентуации характера. Представление и обсуждение результатов групповой работы.

Литература:

Основная:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М., 1996.

2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды / Под ред. Кербикова О.В. - Ростов-на-Дону, 1998.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. -М., 1996.

4. Лазурский Н.Д. Очерк науки о характерах. – М., 1995.

5. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981, - М.: Феникс, 1998.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. - М.: Медицина, 1983, Эксмо-Пресс, 1999.

8. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. – Самара: Бахрах, 2000.

9. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М: МГУ, 1982.

10.Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982.

11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989, СПб: Питер, 2002.

12.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

13.Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.

14.Хрестоматия по психологии индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и др . - М., 1999.

15.Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. - Минск, 1992.

Дополнительная:

1. Вейнингер О. Пол и характер. – М., 1994.

2. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.

3. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.

4. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его использования / Под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я. - Л.,1976.

Семинар 17. Способности.

 

1. Понятие и роль способностей в жизни человека. История развития представлений о природе способностей.

2. Структура способностей.

3. Классификации способностей.

4. Понятия одаренности, таланта, гениальности.

5. Специфика работы с одаренными детьми.

 

Вопросы для обсуждения и размышления:

 

1. Определите свое отношение к спору двух мыслителей эпохи Просвещения.

К. Гельвеций: “Все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями”.

Д. Дидро: “Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе. Скажите мне, сколько из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?”

2. Докажите, что способности как свойство человека являются продуктом общественного развития.

3. Почему нельзя рассматривать высокий уровень знаний, умений и навыков человека как важнейший показатель его хороших способностей?

4. Какие психические качества человека являются обязательным условием успешного развития способностей? Раскройте и обоснуйте их.

5. Можно ли фактический успех в определенной деятельности рассматривать как проявление хороших способностей к этой деятельности? Почему?

6. Докажите неправомерность утверждения о врожденной природе способностей?

7. Чем можно объяснить ошибки в оценке способностей к отдельным видам деятельности на ранних этапах развития личности, как, например, у Эйнштейна – в математике, у Сурикова – в живописи?

8. В жизни часто бывает, что люди, имевшие хорошие задатки к развитию способностей, не реализовали их. Какие причины наиболее часто возникают как препятствия на пути их развития?

9. Что позволяет человеку с худшими способностями к деятельности выполнять ее лучше, чем способному человеку? Какие психические качества человека делают это возможным?

10. Возможен ли высокий уровень развития специальных способностей в интеллектуальной сфере на фоне низкого уровня развития общих способностей? Какова связь между специальными и общими способностями?

 

Задание 1:

подготовьте сообщения по темам:

- Предпосылки развития способностей.

- Способности и склонности.

- Факторы, способствующие развитию способностей.

Задание 2:

подготовьте сообщения по темам:

- Психологические аспекты одаренности.

- Психологические особенности системы работы с одаренными детьми в специализированной и в массовой школе.

- Психологические аспекты таланта.

- Психологические аспекты гениальности.

- История жизни гениальных людей (на любом примере биографии).

Задание 3:

Подготовьте сообщение об особенностях тестов измерения интеллекта. Приведите пример их применения.

Литература к семинарам:

Основная:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: «Академия», 2002.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.

4. Гройсман А.А. Хрестоматия по психологии художественного творчества. - М.: Магистр, 1996.

5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб., 1998.

7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М., 1997.

8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М.: «Академия», 2000.

9. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.

10.Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство . - М.: Феникс, 1998.

11.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.,1993.

12. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.

13.Одаренные дети / Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.Н. - М., 1991.

14.Психология индивидуальных различий. Тексты - М.: МГУ, 1982.

15.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса Н.С. - М., 1996.

16.Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. -М., Воронеж, 1998.

17.Хрестоматия по психологии индивидуальных различий / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и др . - М., 1999.

18.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.

 

Дополнительная:

1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.

2. Гальтон Ф. Наследственность таланта. – М.: Мысль, 1996.

3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети - М., 1991.

4. Кречмер Э. Гениальные люди. - М: Академ. проект, 1999.

5. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.

6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1971.

7. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000.

8. Рабочая концепция одаренности. – М.: Магистр, 1998.

9. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001.

10. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А.Голубевой. – М.: Педагогика, 1989.

11. Холодная М.А. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2001.

12. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.

13. Шадриков В.Д. Духовные способности. - М.: Магистр, 1996.

14. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности (Биосоциальные факторы повышенной умственной активности) // Человек. – 1997, № 2-6; 1998, № 1.

Семинар 18. Общение.

 

1.Понятие общения. Виды общения и критерии их классификации.

2.Перцептивная сторона общения.

3.Коммуникативная сторона общения.

4.Интерактивная сторона общения.

 

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Почему сейчас наблюдается пристальный интерес к общению в науке и практике, жизни обычного человека?

2. Как вы понимаете, что такое “дефицит общения”?

3. Перечислите возможные мотивы общения. Выделите среди них те, которые специфичны именно для общения.

4. Общение – деятельность, продукт деятельности или ее средство?

5. В одном из экспериментов изучали, как наличие очков влияет на восприятие их обладателя. Оказалось, что люди в очках воспринимались испытуемыми как более серьезные, умные и прилежные, чем когда они были без очков.

Какой механизм лежит в основе такого восприятия? Какое значение вообще он имеет в жизни человека?

6. В эксперименте, проведенном американским психологом К.Ашем, человек, объективно охарактеризованный как “толковый, умный, трудолюбивый, решительный, практичный и благоразумный” был представлен одним испытуемым как слишком холодный, а другим – как слишком пылкий. Испытуемым предлагалось изложить свои впечатления об этом человеке, и они рисовали два совершенно разных портрета, один из которых включал все особенности холодного человека, а второй, наоборот – пылкого.

Как называется феномен, который проявился в описанном эксперименте? Когда он имеет положительное значение в общении людей?

7. При восприятии и понимании учащегося в условиях недостаточной информации о нем у учителя иногда формируются ошибочные представления, которые часто ведут к нарушению взаимодействия. Описаны примеры таких представлений.

· Нередко встречаются случаи, когда педагог переоценивает достоинства хорошо успевающих учащихся (“у них все хорошо”) и, наоборот – недооценивает достоинства тех учеников, которые слабо успевают, плохо приспособлены к школьной жизни (“у них все плохо”).

· Во время анкетирования на вопрос “Что мешает вам в учебном процессе реализовать свои возможности?” учащийся ответил следующим образом: “У многих учителей, чаще всего на основании первого ответа, складывается мнение об ученике. Потом уже, хоть расшибись в лепешку, выше той оценки, которую поставили в первый раз, не поставят”.

Проанализируйте данные представления. Как называются в психологии подобные представления?

8. Раскройте роль обратной связи в осуществлении коммуникации. Препятствует или способствует обратная связь коммуникации? Назовите важнейшие характеристики обратной связи и объясните их.

9. Существует ли связь между вербальными и невербальными коммуникациями? Какова роль невербальных сигналов в осуществлении вербальной коммуникации? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

10. Приведите примеры эффективного и неэффективного влияния и объясните, почему невозможно применение одного и того же метода в различных ситуациях.

11. Приведите примеры внутренних препятствий, возникающих в общении педагога и учащихся.

· У учащегося высокий уровень притязаний, но оценки его успехов невысокие. Ученик считает эти оценки несправедливыми. Под влиянием этого расхождения у учащегося возникла отрицательная эмоциональная реакция на учителей, и он перестал выполнять их требования.

· Учащийся неплохо подготовился к уроку, но сама мысль ошибиться, когда спросят, пугает его. В результате он отвечал на уроке не лучшим образом.

· Молодой педагог первые свои занятия начал с программных требований. Но в силу ряда причин уровень знаний и умений учащихся был невысок, они стали жаловаться на то, что новый учитель слишком требователен. Вследствие этого между учителем и учащимися возникло взаимное непонимание.

Как называются в психологии подобные препятствия в понимании участниками взаимодействия одной и той же ситуации? Укажите возможные пути и способы предупреждения подобных рассуждений.

 

Задание 1:

Вспомните два каких-нибудь недавно имевших место разговора, в которых вы принимали участие, - удачный и неудачный. Сравните их. В тетради опишите контекст, участников, правила, которые определяли ваше поведение и поведение других участников, использованные для передачи значений сообщения, каналы, интерферирующие шумы, обратную связь и результаты.

 

Задание 2:

Проанализируйте свои навыки невербального общения. Есть ли среди ваших невербальных сигналов такие, которые могут быть неправильно истолкованы получателями? Как человек может развивать искусство понимания невербальных сигналов общения?

 

Задание 3:

Подумайте о том, когда вы в последний раз кого-то критиковали. Каким руководящим указаниям по конструктивной обратной связи вы следовали или какие нарушали? Если бы вам пришлось делать это снова, что бы вы сказали по-другому?

 

Задание 4:

Один или два дня понаблюдайте за людьми и их поведением. Отметьте ситуации, в которых, по вашему мнению, люди вели себя пассивно, агрессивно или ассертивно. Какие способы коммуникации, по вашему мнению, помогают людям достичь того, чего они хотят? Какие способы коммуникации поддержат или даже усилят межличностные отношения с другим человеком или с другими людьми?

 

Задание 5:

Какие роли, обсуждаемые на лекции, вы исполняете в группе наиболее часто? Какую роль вам легче всего исполнять? Какая роль наиболее трудна для вас? Почему?

 

Задание 6:

Напишите краткую психологическую характеристику хорошо знакомого человека. Подготовьте психологические рекомендации, предписывающие наиболее разумные способы общения с ним.

 

Литература

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: МГУ, 1988.

2. Бодалев А.А. Психология общения. – Москва-Воронеж, 1999.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4. Горянина В.А. Психология общения – М.: ACADEMIA, 2002.

5. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. – М.: Просвещение, 1978.

6. Как-Калик В.А. Грамматика общения. – М.: Роспедагенство, 1995.

7. Коломинский Я.Л. Психология общения. – М.: Знание, 1974.

8. Крижановская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – ЛГУ, 1990.

9. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.

10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – МГУ, 1989.

11. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород, 1993.

12. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2001.

13. Томсон П. Самоучитель общения. – СПб.: Питер, 2000.

14. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – М., 1992.

Дополнительная:

1. Гарнер А., Пиз А. Язык разговора. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – СПб: Издательский Дом “Нева”, 2003.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Гроссмейстер общения. – М.: Раритет, 1998.

4. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993.

5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб: Питер, 2001.

6. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М.: изд-во "Академия", 2001.

7. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1999.

8. Лупьян А.Я. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Ростов-на-Дону, 1991.

9. Мелибруда Е. Я-ТЫ-МЫ. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.

10. Михалевская Г.И. Профессионализм общения. – СПб, 1993.

11. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Лыбидь, 1990.

12. Родос В.Б. Правила дискуссии и уловки спора. – М.: Идея-Пресс, 2008.

13. Розенберг М. Эффективное слушание без принуждения. – М., 1996.

14. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1996.

15. Сергеечева В. Азы общения. – СПб.: Питер, 2002.

16. Снелл Ф. Искусство делового общения. – М., 1990.

17. Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. – М.: Академия, 1996.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.