Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинары 6. Ощущения и восприятие.





1. Сенсорные процессы в психологической структуре личности. Общее понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений.

2. Основные свойства ощущений. Значение сенсорной организации для развития человека.

3. Классификация ощущений. Адаптация. Сенсибилизация. Синестезия.

4. Роль, место и значение восприятия в познании. Сходство и различия ощущений и восприятия. Основные свойства восприятия.

5. Виды восприятия и их характеристика. Иллюзии при восприятии.

 

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Возможно ли существование ощущений вне мозга человека?

2. Доступны ли ощущения одного человека непосредственно другому человеку?

3. Почему люди, прозревшие после операции, не способны сразу воспринимать мир таким, каким его воспринимают зрячие?

4. О каком свойстве ощущения идет речь в поговорке ”на вкус и на цвет товарищей нет”?

5. В романе Э.Л. Войнич “Овод” есть эпизод: Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: “От её тонкого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту.” Является ли это замечание психологически верным?

6. Можно ли рассматривать восприятие как сумму ощущений?



7. По какой причине восприятие человека нельзя рассматривать как зеркальную копию того, что существует вне нас?

8. Если восприятие субъективно, т.е. зависит от опыта, знаний, убеждений и т.д., то как можно утверждать, что содержание образа вещи в восприятии объективно?

9. Можно ли сказать, что пословица “Счастливые часов не наблюдают” является правильной с точки зрения современных данных о восприятии времени?

10. Почему мы мгновенно распознаем лица представителей своей расы и затрудняемся в различении лиц представителей чужой расы?

11. Могут ли иллюзии восприятия служить доказательством непознаваемости мира? Обоснуйте ответ.

12. В каком смысле восприятие независимо от тех предметов, которые в нем отражаются?

13. Необходимо ли учиться восприятию, или это врожденная способность человека?

14. Что понимается под наблюдением и какие требования нужно учитывать при формировании наблюдательности у учащихся?

15. Какие требования с точки зрения психологии необходимо предъявлять к наглядным пособиям и почему?



 

Задание 1:просмотр по теме семинарского занятия фрагментов документального фильма «Свет», «Незримые силы природы», «Животные — взгляд изнутри».

 

Задание 2:решите психологические задачи по теме 6 из Приложения 1 и заполните таблицу №4 «Виды ощущений».

 

ТАБЛИЦА №4

 

Вид ощущений Орган чувств Рецептор Центр в коре головного мозга Свойства
         

 

Задание 3:с помощью стимульного материала, использовавшегося гештальтпсихологами с целью изучения закономерностей восприятия, воспроизведите основные результаты, полученные ими (прегнатность, факторы близости, сходства, хорошего продолжения и др.).

Задание 4: просмотр по теме семинарского занятия фото- и видеоматериалов из следующих интернет-источников:

 

http://flogiston.ru/blog

http://www.psy.msu.ru/illusion/

http://webrelax.com/optical/

http://planeta.rambler.ru/community/begemotik52/

http://flogiston.ru/stat/click.php?xopoiiio.ru/

 

Задание 5:подготовьте подборку примеров рекламы, использующей закономерности восприятия.

 

Задание 6:определите, с расчетом на какие свойства восприятия зрителей создавал свои картины Сальвадор Дали.

 

Литература

Основная:

1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л., 1965.

2. Величковский Б.М., Зинченко В., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М., 1973.

3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М., 2000.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986.

5. Зинченко В.П. Образ и деятельность. - М. - Воронеж, 1997.

6. Когнитивная психология. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. — М.: Издательство «ПЕР СЭ», 2002.

7. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. - М., 1987.



8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007.

9. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. - М., 1975.

10. Психология ощущений и восприятия /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Михалевской М.Б. - М.: ЧеРо, 1999.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002.

12. Солсо Р. Когнитивная психология. - СПб., 1996.

13. Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Михалевской М.Б. - М., 1975, 1999.

14. Хрестоматия по общей психологии. Разд. 3. Познавательные процессы. Субъект познания. / Под ред. Петухова В.В. - М., 1998.

Дополнительная:

1. Брунер Д. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977.

2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982.

3. Восприятие и деятельность./Под ред. А.Н.Леонтьева. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.

4. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л., 1974.

5. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988.

6. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. - М., 1974.

7. Дополнительные материалы для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Ощущение и восприятие» / Под ред. С.А.Капустина, А.Н.Гусева. – М., Факультет психологии Моск. Ун-та, 1999.

8. Фресс П. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2003.

9. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - Вып.5. - М., 1975.

 

Семинар 7. Внимание.

 

1. Роль внимания в жизни и деятельности человека.

2. Вклад различных психологических теорий в современное понимание внимания.

3. Свойства внимания.

4. Основные виды внимания и закономерности их развития в онтогенезе.

5. Способы совершенствования внимания. Формирование и развитие внимания (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и др.).

 

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность учащихся на занятиях?

2. Раскройте содержание каждого свойства внимания, его роль в жизни и деятельности человека, назовите факторы, влияющие на проявление и развитие этих свойств.

3. Чем отличаются такие виды рассеянности, как “ученическая”, “поэтическая”, “профессорская” и старческая?

4. Согласны ли Вы с утверждением, что внешнее внимание возникает позднее, чем внутреннее?

5. Всегда ли возникновение интереса к деятельности обусловливает переход произвольного внимания в послепроизвольное?

6. Согласны ли Вы с мнением, что высокая концентрация внимания на предмете деятельности всегда связанна с благоприятными условиями и отсутствием посторонних отвлекающих раздражителей?

7. Почему в световой рекламе свет периодически выключается? С какой целью это делают?

8. Хищник может длительное время стеречь свою жертву. Можно ли его внимание охарактеризовать как произвольное?

9. Каковы пути привлечения внимания на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового материала, закреплении пройденного)?

 

Литература

Основная:

1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - М., 1997.

2. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.

3. Когнитивная психология. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. — М.: Издательство «ПЕР СЭ», 2002.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

5. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975.

6. Павлов И.П. Избранные произведения. — Гос. изд-во полит. лит-ры, 1949.

7. Ухтомский А.А. Доминанта. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с.

8. Хрестоматия по вниманию. / Под ред. Леонтьева А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я. - М.: МГУ, 1976.

9. Хрестоматия по общей психологии. Разд.3. Познавательные процессы. Субъект познания. / Под ред. Петухов В.В. - М., 1998.

Дополнительная:

1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника. Внимание школьника. - М., Воронеж, 1995.

2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1974.

3. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.

4. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания // Психологическая наука в СССР. - М., 1959, т.2.

5. Павлов И.П. Рефлекс свободы. — СПб.: Питер, 2001. — 432 с.

 

Семинары 8. Память.

 

1. Общая характеристика памяти. Основные психологические теории и методы исследования памяти.

2. Типы и виды памяти.

3. Процессы памяти. Сравнительные характеристики произвольного и непроизвольного запоминания.

4. Индивидуальные особенности памяти человека.

5. Возможности развития памяти. Приемы совершенствования памяти.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Можно ли утверждать, что функция памяти исчерпывается процессами фиксации и воспроизведения полученных впечатлений?

2. Что такое искусство памяти? Какие принципы лежат в основе развития искусной памяти?

3. Как связана память с другими познавательными и регулятивными процессами психики?

4. Почему каждый человек запоминает и сохраняет в основном то, что связано с целью и содержанием его деятельности и с его интересами?

5. Чем отличается оперативная память от кратковременной?

6. От чего зависит продуктивность произвольного запоминания?

7. Какие основные условия повышения продуктивности непроизвольного запоминания Вы знаете?

8. В чем состоит избирательность процессов сохранения и забывания?

9. Почему краткие записи способствуют лучшему запоминанию материала?

10. Из опыта известно, что, волнуясь, человек может забыть то, что ранее запомнил. Какое физиологическое объяснение можно дать этому явлению?

11. Как психологически и физиологически обосновать положение К.Д. Ушинского о том, что “плохая память” – это результат лени припоминать?

12. Что нужно делать для того, чтобы предупредить забывание важного материала?

13. Можно ли говорить, что у ученика плохая память, если он испытывает трудности при запоминании учебного материала?

14. Какие рекомендации для успешного запоминания текста выступления Вы можете предложить?

 

Литература

Основная:

1. http://flogiston.ru/articles/general/concept_memory

2. Ассоциативная психология. Г.Эббингауз, А.Бэн. — М.: «АСТ», 1998.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982, 1983, 1984.

4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - М., 1997.

5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.

6. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. – М., Воронеж, 2000.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000.

8. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975.

9. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1968.

10.Норман Д.А. Память и научение. - М., 1985.

11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002.

12.Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.

13.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти./Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. - М., 1979, 1998.

14. Хрестоматия по общей психологии. Разд.3. Познавательные процессы. Субъект познания./ Под ред. Петухова В.В. - М., 1998.

Дополнительная:

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память. - М., 1994.

2. Аткинсон Д. Человеческая память и процессы обучения. - М., 1985.

3. Двенадцать эффективных упражнений по развитию памяти. - М.: Эйдос, 1993.

4. Истомина З.М. Развитие памяти. М., 1978.

5. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. - М., 1978.

6. Лезер Ф. Развитие памяти. - М., 1995.

7. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. - М.: Мир, 1995.

8. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001.

 

 

Семинар 9. Воображение.

1.Основные функции воображения, значение воображения в жизни человека.

2. Виды воображения.

3. Развитие воображения у детей.

4. Воображение и творчество.

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Согласны ли Вы с утверждением, что без воображения невозможна практическая деятельность?

2. Есть ли воображение у животных?

3. Всегда ли воображение включается в процесс мыслительной деятельности?

4. Может ли яркость воображения негативно отразиться на психической жизни человека?

5. Может ли быть воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека?

6. Что является источником и материалом наших фантазий?

7. Всегда ли воображение есть определенный отход от действительности?

8. Почему с помощью воображения бесконечно расширяются границы познания человеком действительности?

9. Раскройте специфику и взаимосвязь воссоздающего и творческого воображения.

10. Раскройте связь воображения с интуицией.

11. Определите характер связи воображения с трудовой деятельностью человека.

12. Как связан

13. Назовите качества личности, в которых проявляется развитое, ярко выраженное воображение.

14. Определите, какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, аэросаней, троллейбуса; писателем – при создании литературного персонажа; художником-карикатуристом – при создании дружеского шаржа?

15. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя?

16. Охарактеризуйте методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения.

Задание:просмотр по теме семинарского занятия фрагментов документального фильма «Леонардо да Винчи».

 

Литература

Интернет-ресурсы:

1. http://www.tovievich.ru/book/3/

2. http://flogiston.ru/library/folkelt

3. http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul33.htm

 

Основная:

4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М., Воронеж, 1996.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997.

6. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - М., 1997.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989, СПб: Питер, 2002.

8. Хрестоматия по общей психологии. Разд. 3. Познавательные процессы. Субъект познания. / Под ред. Петухова В.В. - М., 1998.

 

Дополнительная:

1. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. – М.: Прогресс, 1981.

2. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси, 1972.

3. Рибо Т. Творческое воображение. – СПб, 1901.

4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.