Сделай Сам Свою Работу на 5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС





учебной дисциплины

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Часть II. Методические рекомендации

и план освоения учебной дисциплины

 

 

Направление подготовки – 050100.62 педагогическое образование

Профиль - английский язык

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная

Курс 1, семестр 2

 

 

Москва – 2011

 

1. Календарно-тематический план освоения дисциплины

1.1.Календарно-тематический план лекционных занятий

Тема, вид лекции Неделя семестра
Общая характеристика психологии как науки.
Методология и методы психологического исследования.
Основные направления психологии.
Познавательные процессы: ощущения, восприятие, память.
Познавательные процессы: воображение, мышление, речь.
Эмоциональные процессы.
Волевые процессы.
Проблема личности в психологии.
Направленность и мотивы деятельности личности.
Психические свойства личности: темперамент, характер, способности.

1.2.Календарно-тематический план семинарских и практических занятий

Тема, вид занятия Неделя семестра
Предмет, задачи, методы современной психологии.
Становление предмета психологической науки.
Происхождение и развитие психики в филогенезе и онтогенезе.
Развитие психики человека в онтогенезе.
Психологическая теория деятельности.
Ощущения и восприятие.
Внимание.
Память.
Воображение.
Мышление и речь.
Эмоции и чувства.
Воля.
Личность и ее психологическая структура. Теории личности.
Направленность личности.
Темперамент.
Характер.
Способности.
Общение

Система текущего контроля и промежуточная аттестация



Формой промежуточной аттестации по дисциплине ”Общая психология” является экзамен. При этом система текущего и рубежного контроля строится по балльно-рейтинговой модели.

В технологической карте дисциплины выделены все формы текущего и рубежного контроля, каждая из которых оценивается определенным количеством баллов (в диапазоне «минимум – максимум»).



Возможно начисление бонусных и штрафных баллов (например, к неудовлетворительной оценке в сочетании с рейтинговым штрафом приравниваются сдача текста учебного задания, позаимствованного из Интернета или из коллекции учебных заданий прошлых лет, сдача двумя и более студентами идентичного текста учебного задания; рейтинговые бонусы предусматриваются при демонстрации студентами в ходе семестра углубленного знания учебного и дополнительного материала, творческого, инициативного и дисциплинированного отношения к учебному процессу).

Технологическая карта включает базовую и дополнительную части. В базовой части приводится расчет рейтинговой оценки тех учебных заданий и контрольных процедур, которые выполняются студентами в течение семестра.

Дополнительная часть технологической карты включает компенсирующие учебные задания. Выбор дополнительных учебных заданий из предложенного перечня студенты осуществляют самостоятельно. Срок их выполнения определяется преподавателем.

 

 

 

Рекомендации по подготовке.

 

Тематика семинарских занятий

Семинар 1. Предмет, задачи, методы современной психологии.

1. Определение психологии как науки, ее место в системе наук.

2. Предмет, задачи и принципы психологии.

3. Методы психологического познания.

4. Основные отрасли психологии.

 

Вопросы для обсуждения и размышления:

1. Чем обусловлен рост актуальности психологии?

2. Ушинский К.Д. сказал, что для того чтобы воспитывать детей, их нужно “знать во всех отношениях”. Как Вы это понимаете? Возможно ли узнать человека во всех отношениях?



3. Перечислите и определите специфику различных форм познания человека. Какая из них, по Вашему мнению, ближе к истине?

4. В каких областях практики, по вашему мнению, качество принимаемых решений существенно снижается без учета психологических закономерностей?

5. Почему Б.М. Кедров считал, что психология представляет собой “связующее” звено между социальными, естественными и философскими науками?

6. В чем заключается взаимосвязь психологии и философии?

7. Как соотносятся между собой различные формы психологического знания: житейская, художественная, научная?

8. Чем объяснить трудность определения предмета психологии?

9. Поскольку психика непосредственно ненаблюдаема, то как можно утверждать, что она познаваема?

10. В чем заключается субъективность психического образа?

11. Раскройте суть методологических принципов отечественной психологии.

12. Вычлените основные отрасли современной психологической науки и структурируйте их по признакам развития, деятельности и другим, какие вы найдёте целесообразными.

13. Задачей физики является построение физической картины мира, биологии – биологической и т.д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на Ваш взгляд, включает в себя понятие “психологическая картина мира”? Как может быть вписан в эту картину человек?

14. Как соотносятся между собой: метод, методология, методика исследования?

15. Естественные науки изучают явления природы с помощью объективных методов. Возможно ли объективное познание психических явлений?

16. Почему метод интроспекции был подвергнут жесткой критике?

17. Сравните достоинства и недостатки наблюдения и эксперимента как основных исследовательских методов психологии.

18. В чем преимущество формирующего эксперимента по сравнению с констатирующим?

19. На какие характеристики следует обращать внимание при выборе диагностических методик?

20. В чем заключается принципиальное отличие проективных тестов?

21. Какие психические явления возможно познать путем анализа продуктов деятельности человека?

22. Сформулируйте основные требования к проведению метода беседы и анкетирования, которых необходимо придерживаться, чтобы обеспечить объективность и надежность результатов исследования?

23. Интерпретация результатов психологического исследования во многом зависит от личности исследователя. Определите, с помощью каких факторов можно добиться предельно объективных результатов.

 

 

Задание 1: заполните таблицу «Отрасли психологии».

 

Название отрасли Предмет исследований Задачи отрасли Методы исследования Представители Основная литература
           

 

 

Задание 2:сделайте прогноз развития психологии как науки в России в 21 веке.

 

Задание 3: придумайте образ, который в символической форме отражал бы отношение основных отраслей психологии.

 

Задание 4: студенты должны разделиться на группы. Результатом работы группы должно стать схематическое представление их видения того, как соотносятся между собой принцип готовности, сформулированный в ассоциативной психологии, принцип интериоризации (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.), принцип детерминизма (школа С.Л.Рубинштейна) и принцип адаптации (женевская школа генетической эпистемологии Ж.Пиаже).

Задание 5:проведите наблюдение и составьте протокол наблюдения по следующей схеме:

цель наблюдения, вид наблюдения, дата и время наблюдения, ФИО, возраст испытуемого.

Время Действие (движение) Высказывание Экспрессивная реакция Анализ
         

Сформулируйте вывод в соответствии с результатами наблюдения.

По итогам наблюдения сформулируйте задачу экспериментального исследования, включающую:

q цель,

q гипотезу,

q независимую переменную,

q зависимую переменную,

q контролируемые переменные,

q промежуточные переменные,

q процедуру эксперимента.

Творческое задание: сформулируйте определение психики и ее функций с учетом того, чтобы оно было понятно:

а) ребенку пятилетнего возраста;

б) подростку;

в) взрослому человеку, не обладающему психологической подготовкой.

 

Творческое задание: напишите сочинение на тему: “Я и мир”. Попробуйте раскрыть свое понимание себя. Каким Вам открывается мир, в котором Вы живете? Каково Ваше место в окружающем мире?

 

Литература

Основная:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М., 1996.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания . - Л., 1966.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. — М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М, 1997.

6. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001. .

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007.

10.Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975.

11.Методы исследования в психологии: квазиэксперимент /Под ред. Корниловой Т.В. - М., 1998.

12.Романова Е.С., Графические методы в практической психологии. СПб: Речь, 2000.

13.Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2005.

14.Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов по психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». — 4-е перераб. изд. — М.: Смысл, 2003.

15.Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.

16.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, СПб: Питер, 2002.

17.Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Под ред. Соколовой Е.Е. - М.,1999.

Дополнительная:

1. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. - СПб, 1993.

2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.:Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1992.

6. Краткий психологический словарь. - М., 1985.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность -. М., 1975, 1982.

8. Петровский А.В.(ред.). Введение в психологию. - М., 1995.

9. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. - М., 1996.

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М., 1998.

11. Петухов В.В., Столин В.В. Психология: Методические указания. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989.

12. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М., 1995.

14. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.

15. Хрестоматия по курсу «Метод беседы в психологии» / Под ред. Айламазьян А.И. и др. - М., 2000.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.