Сделай Сам Свою Работу на 5

Б21. 1. Краткая характеристика принципов композиционных связей элементов и частей формы.





Свойства одежды как объемно-пространственной формы не существуют изолированно друг от друга и могут ее характеризовать лишь во всей совокупности. Разбор элементарных свойств одежды только раскрывает возможности образования на основе закономерностей зрительного восприятия формы других, более сложных свойств и качеств одежды, являющейся объектом дизайна - художественного конструирования.

Одно из основных условий возникновения художественно-эстетических качеств одежды - единство (связь) всех ее элементов, т. е. их соразмерность, согласованность и соподчиненность, создающая целостное восприятие формы. Такими средствами построения единства первичных элементов формы служат различного вида отношения и пропорции, равенство, сходство и контраст, отношения и динамика формы, весовые отношения и масштабность, симметрия и асимметрия, ритмические и метрические порядки.

Отношения и пропорции. Отношением называется результат сравнения двух величин одного свойства, например линейных измерений, площадей поверхности или объемов частей одежды. Кроме соразмерности частей одежды, отношения возникают и по другим ее основным составным элементам: цвету, фактуре, массе, величине, линии и др. Известные в практике моделирования одежды закономерные отношения можно разделить на две группы: простые и иррациональные.



Простые отношения - это такие отношения, в которых числовая зависимость двух величин выражена дробным числом, где числитель и знаменатель есть целые числа от 1 до 10. На отношении 1:1, например, строятся простейшие геометрические формы: квадрат, куб.

Отношения 1:2, 1:3, 1:4, 1:5 и т. д. дают в прямоугольной форме повторение квадрата целое число раз. Меньшая величина в этом случае является модулем, т. е. единицей измерения большей величины. Например, отношение 1:4 означает, что в прямоугольнике укладываются четыре квадрата.

Простые отношения 2:3, 3:4, 3:5 и т. д. содержат в себе модуль, укладывающийся целое, причем небольшое число раз в каждой геометрической величине, входящей в отношение. Таким образом, в простых отношениях видна ясная соразмерность линейных и объемных величин, что и является основой их гармоничности. Наиболее четко зрительная соразмерность выражается в отношении 1:1, но эта соразмерность инертна, статична, маловыразительна, так как сравниваемые величины равноценны. Более выразительны отношения 1:2, 1:3 и т. п.



Пределом простых отношений являются числа до 8. Их практически можно определить как предел ясного восприятия соразмерности величин, воспринимаемых человеком. Часто говорят: рукав длиной пальто длиной - или пиджак . Этим указывают отношение длины данного рукава к длине классического длинного рукава, длины укороченного пальто к длине обычного длинного пальто.

Простые соразмерности частей одежды можно применять по отношению как к фигуре человека, так и к другим частям самой одежды. В том и другом случае получают гармонические связи соизмеримых величин.

Иррациональные отношения есть отношения частей одежды, получаемые с помощью геометрического построения и составляющие пропорции.

Пропорцией называется равенство двух отношений. К пропорциям относится, например, отношение диагонали квадрата к его стороне. Если обозначить сторону квадрата через а, диагональ через Ь, то получим пропорцию -Л:а=1:У2 . Де большая величина - диагональ квадрата сравнивается с меньшей - его стороной.

В качестве иллюстрации можно привести также отношение высоты равностороннего треугольника к к половине его основания а. Эта пропорция имеет вид /г:а=1:Уз.

Последнее отношение очень мало отличается от известного отношения, называемого золотым сечением. Золотое сечение, или гармоническое деление, или деление в крайнем среднем отношении - это деление отрезка АВ (рис. 18) на две части таким образом, что большая его часть АС является средней пропорциональной между всем отрезком АВ и меньшей его частью СВ.



18. Золотое сечение

Алгебраическое нахождение золотого сечения отрезка АВ сводится к решению уравнения АВ:СВ = СВ:АС, где АВ - целое;

СВ - большая часть;

АС-меньшая часть.

Геометрическое построение золотого сечения отрезка АВ осуществляется так: из точки В восставляют перпендикуляр к АВ, откладывают на нем отрезок ВЕ= АВ, соединяют точки А и Е, откладывают отрезок ЕВ = ЕВ и, наконец, АС = АО. АВ/АС = АС1СВ. Отношение золотого сечения может быть выражено приближенно Дробями [ И Т. Д.

Приведенные закономерности отношений необходимо рассматривать как метод уточнения соразмерности частей одежды и их членения при моделировании.

Равенство, сходство и контраст. Отношения между другими основными элементами формы строятся не на числовой связи. При сравнении каких-либо однородных первичных элементов формы одежды (линий, массы, величин, цветов, фактур и т. д.) возможны три вида их отношений: равенство (тождество), сходство (нюанс) и контраст.

Тождество (равенство) - полное сходство однородных элементов формы.

Сходство - отношения, при которых однородные элементы формы приближаются друг к другу.

Контрастом называют отношения, при которых сопоставляемые однородные элементы формы сильно отличаются друг от друга, противопоставлены друг другу.

Тождество, сходство и контраст используются как художественные средства построения единства элементов формы костюма и их гармонической связи. Эти понятия распространяются на все свойства и элементы одежды, представляющей собой объемно-пространственную форму.

Примеры контраста появляются при сопоставлении легкого и тяжелого (масса), гладкого и ломаного (поверхности), черного и белого (цвет), прозрачного и непрозрачного.

Особо следует остановиться на сопоставлении цветовых отношений как гармонических связей. В моделировании, в художественном конструировании костюма в сочетании практически используется немного цветов - два-три, реже четыре и больше.

Основное, что присуще цветовым сочетаниям в костюме, - это различие между цветами по цветовому тону, по светлоте и насыщенности. Различие между цветами есть отношение их друг к другу. Здесь в отношениях могут встретиться тождество, сходство и контраст. Принципы составления гармонических отношений цветов строятся на использовании их сходства-тождества, или меньшего и большего различия, т. е. нюанса или контраста. Цвета, как известно, подразделяются на ахроматические, хроматические и переходные от ахроматических к хроматическим.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по тону. Здесь возможны сочетания двух и трех тонов. Отношения тонов цвета основаны или на сходстве двух лежащих близко друг к другу цветов из ряда, или на контрасте двух далеко отстоящих друг от друга цветов.

Гармоническое отношение трех цветов может быть выражено четырьмя основными сочетаниями количества светлоты:

светлого, среднего и темного цвета поровну;

много светлого и приближающегося к светлому среднего тона, мало темного;

много темного и приближающегося к нему среднего тона, мало светлого;

много среднего тона и мало светлого и темного тонов.

Эти закономерности составления гармонических сочетаний распространяются полностью и на цветовые ряды (от красного к черному или ряд от желтого к белому). Такие цветовые сочетания называют монохромными. Большего количества цветов, чем три, в ахроматических и монохромных рядах брать не нужно, так как резко снизится связь и выразительность их сочетаний. Закономерности отношений хроматических цветов в составлении гармонии более сложны. Разберем только основные возможные гармонические сочетания двух, трех и четырех цветов хроматического ряда.

Если рассмотреть цветовой круг, построенный на двух парах дополнительных цветов, желто-синем и зелено-красном с их промежуточными цветами, составляющими шестнадцатиступенный цветовой круг, то можно отметить следующее:

все промежуточные лежащие друг против друга цвета в круге являются дополнительными по отношению друг к другу и контрастными друг другу;

все цвета верхней части круга - чистый желтый и промежуточные, содержащие примеси желтого, - резко отличаются от цветов нижней части круга. Цвета верхней части называют теплыми, нижней части - холодными. Таким образом, цвета, лежащие в верхней и нижней частях круга, контрастны как холодные и теплые. Чистый красный и чистый зеленый цвета, отделяющие теплые цвета от холодных, нейтральны в отношении теплоты и холодности;

все цвета правой части круга - чистый красный и промежуточные красноватые в ощущении резко отличны от цветов левой части - чистого зеленого и промежуточных зеленоватых.

Границей между ними является чисто-желтый и чисто-синий цвета, нейтральные по красно-зеленой контрастности. Следовательно, цвета правой и левой частей круга контрастны между собой;

4) между хроматическими цветами существуют только две контрастности: тепло-холодная (желто-синяя) и дополнительная (красно-зеленая).

Промежуточные цвета в каждой четверти круга вызывают ощущение различия, но не контрастности. В четырех точках круга - на главных цветах - качество цвета резко меняется, переходя к своей противоположности, т. е. к дополнительному цвету. Таким образом, все гармонические сочетания хроматических цветов можно разделить на определенные группы, эмоционально и объективно различные. Практически в моделировании используют три группы цветовых сочетаний, резко ограниченных и различных по психологическим и физическим признакам:

сочетания родственных, сходных цветов;

сочетания родственно-контрастных цветов;

3) сочетания контрастных цветов. Сочетания цветов в каждой группе, таким образом, основаны на естественных гармонических связях - сходстве или контрасте.

Родственные цвета располагаются вблизи друг от друга в пределах четверти цветового круга, их связывает один из главных цветов и они не содержат оттенков дополнительных цветов. Соседние главные цвета нельзя считать родственными, так как они удовлетворяют лишь одному требованию - не содержат оттенков дополнительных цветов.

Сочетания двух родственных цветов гармоничны в силу их близости, сходства. Такие сочетания мягки, нежны, но малоактивны (статичны).

Родственно-контрастные цвета располагаются в соседних четвертях цветового круга. Всего сочетаний родственно-контрастных цветов четыре: 1) сине-красные и сине-зеленые;

2)желто-красные и желто-зеленые; 3) желто-красные и сине-красные; 4) желто-зеленые и сине-зеленые.

Связь и гармоничность родственно-контрастных цветов основаны на признаке родства по одному какому-либо цвету и противополож­ности расположения в цветовом круге. Родственно-контрастные сочетания цветов активные, броские, нарядные (и динамичные).

Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Эти цветовые сочетания могут быть разделены на четыре группы: 1) чистый желтый и чистый синий; 2) чистый красный и чистый зеленый;

3) желто-красный и сине-зеленый; 4) желто-зеленый и сине-красный.

Сочетания контрастных цветов наиболее яркие, активные, эмоциональные.

Более сложны сочетания трех цветов. Гармонические сочетания трех цветов строятся на принципе треугольников. Здесь может быть несколько видов сочетаний на основе равнобедренного и прямоугольного треугольников.

Сочетание трех цветов по принципу равнобедренного треугольника первого варианта заключается в том, что берут два родственных цвета, лежащих в основании равнобедренного треугольника, и цвет, лежащий на вершине треугольника, который является почти контрастно-дополнительным цветом.

Сочетание трех цветов по принципу равнобедренного треугольника второго варианта состоит в том, что логическая связь образуется при сочетании двух родственно-контрастных цветов, лежащих на двух вершинах треугольника, и третьего цвета, лежащего на противоположной вершине треугольника, связанного с первыми двумя как контрастно-дополнительный цвет.

Сочетание трех цветов на основе равнобедренного треугольника третьего варианта выражено тем, что к двум гармонирующим родственно-контрастным цветам прибавляют их главный цвет. При сочетании трех цветов на основе прямоугольного треугольника связь основана на соединении родственно-контрастных цветов.

Все сочетания, основанные на принципе треугольника, гармоничны, активны, нарядны.

Гармоничные сочетания из четырех цветов можно составлять по принципу прямоугольного четырехугольника. В этом случае цветовые сочетания соединяются парами цветов как родственно-контрастные.

Отношения и динамика формы. Ранее было отмечено свойство линий вести наш взгляд по конструктивной поверхности объемной формы одежды, создавать динамику - зрительное движение. Этим же свойством обладают и сами объемные формы при определенных соотношениях их основных элементов. Равенство или сходство отношений измерений по трем координатам пространства характеризует статичность формы. Равенство или сходство отношений измерений по двум координатам плоскости также говорит о статичности. Куб и квадрат не имеют динамики, круг и шар тоже статичны. Контраст в измерениях формы создает динамику; формы - параллелепипеды и вытянутые прямоугольники явно динамичны. Движение здесь возникает в направлении длины этих форм в обе стороны, так как эти стороны равнозначны.

В таких формах, как усеченная пирамида и ее силуэт трапеция, создается целенаправленное движение формы от большей величины- основания - вверх, к меньшей.

В формах груши и луковицы наблюдается направленное движение от большей, массивной части к меньшей, более легкой. Динамике форм способствует также и свойство линий формы.

Динамика формы возникает также при контрастном (неравном) членении формы на части. Например, в прямоугольнике, расчлененном на неравные части, динамика возникает также в сторону от большей части к меньшей.

Движение возникает не только в результате контрастных отношений в измерениях формы, свойствах линий ее контуров, неравных членений формы по площадям, объемам массы, но и при сочетании двух хроматических цветов одного тона, но разных по насыщенности, двух ахроматических цветов, разных по тону. Более активные цвета создают движение в сторону менее активных (активные цвета всегда выступают).

Массовые отношения и масштабность. Под масштабностью понимается отношение величины формы одежды к фигуре человека и отношение величины частей формы между собой и ко всей форме одежды. Выбор отношения величины частей одежды к общей величине ее формы - один из способов создания выразительности, используемых в композиции.

Свойства частей формы связаны также с ее массой. В усилении выразительности формы большую роль играет контраст малой или большой величины относительно общей формы, ее величины, объема. С масштабностью связаны равновесие и устойчивость масс частей одежды, влияющие на различие верха и низа формы, устойчивость и неустойчивость формы.

Масштабность в этом случае связана с возникающими отношениями масс.

Масса одежды обладает «тяжестью», весомостью, которая в зависимости от тех или иных условий выражается в большей или меньшей степени. В расположении масс частей одежды при ее членении на верхнюю и нижнюю части возникает необходимость их зрительного уравновешивания. Это нужно для того, чтобы вся форма в целом выглядела устойчивой. Единство и масштабность как средства выражения гармонии не могут существовать без уравновешенности и устойчивости. В моделировании одежды часто можно увидеть примеры решения формы, соответствующей требованиям равновесия и устойчивости. Но иногда, когда нужна форма динамичная, неустойчивая, требованиями равновесия формы пренебрегают.

Симметрия и асимметрия. В результате творческой деятельности и научных исследований были выработаны закономерности, характеризующие строение объектов природы, предметного мира, произведений искусства и архитектуры с точки зрения его симметричности или асимметричности. Симметрия и асимметрия служат средствами связи первичных элементов формы, помогают достичь художественного равновесия статичных и динамичных композиций формы.

Закономерности симметрии и асимметрии одежды формировались в неразрывном единстве с целесообразностью организации процессов жизни человека. Если единство формы и назначения предмета нарушается, симметрия и (особенно) асимметрия нередко превращаются в формалистическое средство связи в композиции.

Закономерности симметрии и асимметрии устанавливают определенный порядок размещения форм, связанный с функциональными и конструктивными особенностями костюма, а также с его ролью среди других предметов окружающей среды. Этот порядок должен быть не только целесообразным, но и эстетически, художественно осмысленным.

Симметрия с давних пор считалась одним из важных условий красоты формы.

Симметричным называют предмет, состоящий из геометрически или физически относительно равных частей, расположенных в определенном порядке. В изделиях, созданных руками человека, и природных объектах (сам человек, животные, растения, кристаллы) симметрия никогда не отличается абсолютной точностью.

Классификацию основных типов симметрии определяет геометрическое равенство форм - либо зеркальное, либо совместимое (конгруэнтное).

Зеркальная симметрия - наиболее простой вид симметрии, основанный на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой так же, как какой-нибудь предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии. Плоскостью симметрии фигуры человека, а, следовательно, и одежды является середина переда и спины по вертикали. Плоскость симметрии одновременно является и плоскостью равновесия. В основном почти все виды одежды решаются на основе зеркальной симметрии. Зеркальная симметрия характеризует спокойное равновесие частей целого.

Другой тип симметрии - осевая симметрия обусловлена совместимостью (конгруэнтностью), получаемой при вращении фигуры относительно оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура совмещается сама с собой. На принципе осевой симметрии (она в моделировании встречается довольно редко) строятся такие изделия, как юбки солнце-клеш, плиссированные и гофрированные, головные уборы (берет, ток и др.), накидки типа пончо.

Закономерности построения асимметрии в предметах костюма связаны, прежде всего с физическим равновесием частей, обеспечивающим их правильное функционирование и художественную целостность.

Асимметричная композиция характеризует различную степень динамичности предметов костюма. Связь асимметричных частей композиции в одежде образуется за счет зрительного равновесия этих частей.

РИТМ

Ритм - это закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов формы. Ритм в композиции костюма является одним из средств связи всех частей формы, составляющих костюм. Сила связи ритма более значительна, чем всех других связей, и может распространяться не только на одежду, но и на ее дополнения, взятые в комплекте или в ансамбле с ней.

Характерным признаком ритма является повторность элементов формы и интервалов между ними, объединенных по признакам тождества или сходства в определенную, ясно выраженную закономерность. Признаки ритма можно наблюдать во всякой организованной форме, встречающейся в природе (в растительном мире, среди минералов и т. д.).

Простейшей закономерностью, на основе которой строится повторность форм и интервалов, является равенство форм и интервалов, т. е. повторение одинаковых форм через равные интервалы.

Такой порядок расположения форм или элементов форм называется метрическим порядком.

Последовательное закономерное изменение, возрастание или убывание форм или интервалов называется ритмическим порядком расположения форм. В том и другом случае мы имеем повторность форм и интервалов.

Метрические порядки могут быть представлены тремя схемами. Основные схемы метрических порядков - это повторение равных форм через равные интервалы и повторение равных форм через интервалы, которыми являются границы членения форм. Еще есть схема так называемого радиального ритма.

Ритмические порядки могут быть представлены четырьмя схемами. Первая схема представляет собой чередование равных элементов при изменении интервалов между ними; вторая схема - элементы формы возрастают или убывают, а интервал не меняется; третья схема - возрастают или убывают и элементы формы, и интервалы между ними; четвертая схема - элементы формы и интервалы возрастают или убывают при их радиальном расположении.

В моделировании на этих двух основах ритма может быть решено бесчисленное множество различных порядков. Следует отметить, что метрический порядок следует использовать умеренно, так как частое повторение одинаковых элементов приводит к монотонности, однообразию.

Ритм, кроме своего свойства объединять части формы, обладает еще и свойством создавать зрительную динамику (движение), так как он создает формы различной значимости и активности.

Ритмического построения элементов формы можно достичь, используя различные решения симметрии фигуры человека. Ритмического повторения элементов формы на основе симметрии можно добиться, используя линии силуэта, деталей одежды, декоративных отделок, их фактуру, цвет и др.

Ритмическое построение может быть осуществлено с учетом всех свойств первичных элементов формы одежды и ее дополнений. Например, в платье с пелериной связь пелерины с юбкой основана на ритмической повторности объемных форм с изменением их величины от большей к меньшей. Характер построения ритма в костюме может вызывать различную степень зрительного движения (динамики) формы, которое может быть замедленным, плавным, быстрым, скачкообразным, может оставаться замкнутым в пределах одной организованной формы и выходить за ее пределы в другие организованные формы, в целом составляющие костюм.

СОПОДЧИНЕНИЕ И ЧИТАЕМОСТЬ ФОРМ

Художественные качества костюма возникают, когда создается единство всех первичных элементов его формы, т. е. соразмерность, согласованность и соподчиненность всех частей, создающих форму в целом.

Всякая форма состоит из частей. Эти части могут быть равнозначны и неравнозначны. Принципы неравных отношений (сходство, контраст) дают нам возможность делить форму на части по степени их значимости в системе художественного целого.

Композиционно организованная объемная форма костюма понимается как система соподчиненных частей, как их взаимодействие, в котором главные и подчиненные части взаимно усиливают друг друга, образуя единое целое. В платье прямоугольного силуэта, расчлененного на две равные части, соподчинения не возникает, есть только различие верха и низа, так как эти части равнозначны.

При неравном членении на две части такого же прямоугольного силуэта уже возникает соподчинение. Большая часть прямоугольной формы выделяется по величине и подчиняет себе меньшую часть формы (при прочих равных условиях). В случае членения формы на две неравные части имеются только два варианта выделения главной части формы: верхней или нижней.

При членении той же прямоугольной формы на три части будут уже три возможности выделения главной части (при прочих равных условиях). Разберем эти три возможных варианта.

Форма разделена на три равные части. В этом случае главенствует часть, расположенная посередине, как занимающая центральное положение.

Центральная часть формы будет главенствовать, даже если она по величине будет меньше двух крайних, но равных или равнозначных между собой форм. И, конечно, центральная часть будет главенствовать, если она будет больше, чем крайние равные части.

Форма разделена на три неравные части - средняя часть не равна двум крайним. В этом случае будет главенствовать верхняя или нижняя часть - та из них, которая будет больше по величине.

Исходя из этих примеров, можно вывести общую закономерность соподчинения частей формы и выделения ее главной части.

Соподчинение частей и выделение главной части у объемно-пространственной формы по отношению к подчиненной достигается неравенством их каких-либо признаков или свойств.

Композиционно организованная форма, в том числе какая-либо одежда и дополнения к ней, составляющие вместе костюм, обязательно имеет главную часть или композиционный центр, которому подчиняются другие зависимые части. Главная часть, или композиционный центр, является доминирующей в целостной композиции.

В одежде, которая обычно состоит из нескольких основных частей (платье, например,- из лифа, юбки, рукавов, воротника), композиционный центр может находиться в любом месте, т. е. в той части одежды, которую хотят подчеркнуть, выделить в зависимости от художественных задач, решаемых модельером в каждом конкретном случае.

Выделение главной части, или композиционного центра, достигается на основе закономерностей свойств элементов формы, определяющих неравенство, подчеркивающих главенство центра композиции над остальными частями. Рассмотрим эти закономерности.

Закон количества. Большее количество будет главенствовать при прочих равных условиях. Часть целого, большая по величине, объему, массе или по количеству однородной отделки, будет (при прочих равных условиях) выделяться, доминировать над остальными частями. Например, при обычном масштабном соотношении частей платья: лифа, юбки, рукавов, воротника - юбка будет главенствовать над остальными частями платья. Если увеличить по величине, объемности лиф, то главенствовать будет лиф. Если «количество» будет использовано по отношению к воротнику, то над всем остальным будет доминировать воротник.

Закон центрального расположения. Расположение какой-то части на относительно центральном месте при прочих равных условиях выделяет эту часть и делает ее главным композиционным центром. Понятно, что в отношении одежды центральное положение определяется ее средней частью, приходящейся на область талии.

Закон качества. Использование количества или центрального расположения для выделения главной части целого иногда оказывается недостаточным или по каким-либо причинам нежелательным. Тогда используется закон качества. В этом случае главенствует та часть целого, свойства или группа свойств которой преобладают. Например, в платье лиф является главной частью, так как, кроме его подчеркнутой величины, на нем заложены складочки, по своему качеству более активные, чем на юбке. В пальто, например, воротник становится главной частью, если его величина, а особенно качественная активность цвета и фактуры меха выделяют его над остальными частями.

Использование различной активности, качества всякого рода отделки, деталей, носящих формальный характер, является одним из приемов выделения главной части целого.

Закон смыслового фактора. Часть целого, имеющая отделку смыслового значения, главенствует над частями, имеющими отделку формального (от формы) характера. Например, если в каком-либо месте платья поместить хорошо видимую отделку, имеющую смысловое значение, например эмблему, девиз, украшение - цветы, отделку изобразительного характера - предметное изображение и т. п., то эта часть целого будет главенствовать над всеми остальными частями, привлекая к себе все внимание.

Следует сказать, что расположение отделки, имеющей смысловое значение, или украшения на каком-то конкретном месте должно, быть оправдано общей формой платья, деталями, формальными особенностями композиционного построения. Использование указанных закономерностей выделения композиционного центра может быть как раздельным (в простых композиционных связях), так и комбинированным (в сложных построениях).

В сложных видах композиции - в одежде или в комплексе одежд, составляющих костюм, возможно наличие нескольких композиционных центров, соподчиненных друг с другом. Каждый из этих центров, являясь доминирующим на своем участке композиции, должен быть связан с Другими или подчиняться одному главному композиционному центру.

Возможность построения нескольких соподчиненных композиционных центров позволяет организовать целый комплекс одежды в единое целое -ансамбль. Объединение композиционного центра (главной части целого) и остальных частей одежды достигается средствами построения единства и связи. Единство и связь, всех частей, одежды строятся на основе выполнения следующих условий:

1) хорошо найденных пропорций, т. е. гармоничной соразмерности всех частей одежды между собой и с фигурой человека, для которого предназначена одежда. В этом случае следует использовать закономерности простых или иррациональных отношений соизмеримости частей одежды, создающих связь, а также масштабные и массовые соотношения этих частей;

2)хорошо денных отношений, например контрастного противопоставления одних частей другим или сходства всех частей между собой по каким-либо свойствам элементов формы. В первом случае связь возникает на основе ярко выраженного различия и противопоставления частей, во втором случае - на основе подчеркнутого сходства частей целого;

3)симметричного расположения частей целого по отношению к главным осям симметрии фигуры человека или, если создают асимметричную композицию, на основе уравновешенности асимметричных частей по отношению к оси равновесия.

4) ритмических связей частей целого, т. е. на основе повторяемости элементов и интервалов составных частей одежды в единстве целого.

Выразительность композиции, ее читаемость находятся в зависимости от того, в какой мере создается зрительное движение (динамика) формы в границах силуэта костюма от подчиненных частей к главной части или к композиционному центру. Для выделения подчеркивания главного в композиции движение должно быть организовано так, что на какую бы часть костюма ни был обращен взгляд, динамика неизбежно указала бы ту часть, которая выделена художником. Такое движение создается благодаря свойствам различного ряда линий, ритма и принципа неравных отношений в членении - сходства и контраста. Чем лучше организовано это движение, тем яснее читаемость композиции костюма.

Динамика формы, возникающая при использовании свойства линий направлять наш взгляд по конструктивной поверхности формы, может быть использована не во всех частях, составляющих костюм, а только в тех из них, которые органически связаны между собой, так как невозможно иметь непрерывную линию на всех частях костюма. Организация динамики с помощью линий требует особенно вдумчивого решения, так как динамика общей формы силуэта одежды часто не совпадает с той, которую нам нужно разработать.

В той же степени для создания зрительного движения в моделировании одежды используют принцип неравных отношений членений частей одежды и других свойств элементов формы, где их различные состояния свойств при совместном воздействии вызывают динамику в сторону частей, имеющих более активные свойства. Например, при неравных членениях объемных величин общей формы какого-либо платья при их сопоставлении возникает динамика формы в различных направлениях.

Если композиционный центр совпадает с направлением движения, возникающего от определенного характера членения, то можно ограничиться лишь выделением композиционного центра. Если же композиционный центр не поддержан динамикой общей формы костюма, то следует создать зрительное движение внутри формы в направлении выделяемой части костюма, к композиционному центру.

Свойство ритма создавать зрительное движение, которое может быть распространено на все части костюма, в этом отношении имеет большое значение. Зрительное движение, создаваемое с помощью различных ритмических сочетаний элементов формы и отделки, можно использовать в пределах не только одной одежды, но и целого комплекта одежд с их самостоятельными композиционными центрами. Динамика ритмических повторений: линий, цвета, фактуры, формы и отделки частей одежды и ее дополнений - широко используется в моделировании костюма.

Образность костюма, его художественные качества обязательно связаны с принципом коммуникабельности (читаемости) художественной формы. Без этого свойства художественная форма костюма перестает быть продуктом дизайна и произведением прикладного искусства.

Образ человека в костюме, его читаемость особенно проявляются в формах костюма для театра, эстрады, цирка. Процесс организации коммуникативности такого костюма труден и сложен.

Как принцип художественной формы костюма коммуникабельность строится на широком использовании законов единства, связи и соподчинения всех составных частей костюма и образа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.