Сделай Сам Свою Работу на 5

Б26.1. Симметрия и асимметрия в организации костюма. Классификация групп симметрии.





 

Понятия симметрии и асимметрии традиционно рассматривались как эф­фективные средства композиционной организации формы в костюме и ее композиционных элементах. Под симметрией в этом смысле понима­лось равенство правой и левой частей формы относительно центральной вертикали, разделяющей фигуру человека на две равные части. Асим­метрия — понятие противоположное, снимающее условие равенства двух частей формы между собой.

Эти понятия предусматривают наличие простейших элементов, назы­ваемых осями и плоскостями симметрии, которые способствуют объединению композиции вокруг себя, обеспечивая цельность решения и восприятия форм костюма. Наряду с основной осью симметрии в костюме возможны дополнительные оси, которые характеризуют расположение отдельных элементов.

Преобладание симметрии или асимметрии в решении костюма свя­ано прежде всего с назначением костюма. Так, в повседневной одеж-де, особенно в верхней, наиболее приемлемо решение на основе симметричного расположения деталей и частей формы, тогда как в нарядной одежде, наоборот, асимметрия дает более динамичные, напряженные в художественном отношении формы. Сочетание симметричных и асимметричных форм в одном костюме повышает динамику асимметрии.



В современной научной и художе­ственной практике симметрию и асимметрию рассматривают не только как средства внешней организации формы, но и как метод или принцип морфологического строения отдель­ных явлений, форм и даже процессов [22] .

В искусстве понятия симметрии и асимметрии связываются прежде все­го с пространственным аспектом художественной формы, поэтому наибольшее распространение понятий и принципов известно в области архи­тектуры, дизайна, орнамента. Многие виды симметрии привлекались А. Цейзингом, Л. Месселем. М. Гиком, Ле Корбюзье для объяснения пропорциональности форм в архитектуре. В современной практике строительства закономерности групп сим­метрии используют для получения трансформирующихся конструкций в новых формах зданий, для планирования городских застроек и ком­муникаций. В теории орнамента наи­более полно описаны кристаллогра­фические группы симметрии [23]. Форма костюма в плане этой теории предстает не как застывшее явление правого и левого, а как процесс пространственного перемещения ее элементов в заданном направлении, как свойство определенных законов движения. В процессе такого движе­ния элементы формы располагаются как в отношениях равенства, тож­дества, так и в отношениях разли­чия. Движение, в результате кото­рого элементы располагаются в отно­шении тождества, порождают Симмет­ричные образования; движения, в ре­зультате которых элементы формы располагаются в отношениях разли­чия, порождают асимметричную орга­низацию. Центр тяжести переносится с плоскостной трактовки формы на ее объем, на выявление характера геометрических движений, переме­щений, в результате которых изме­няются сама форма и ее пласти­ческие характеристики.



Элементы симметрии. Если пред­ставить форму костюма как обо­лочку фигуры человека, то элементы симметрии необходимо рассматри­вать в системе фигура—форма. Про­стейшими элементами в этом слу­чае будет плоскость симмет­рии, проходящая по центру фрон­тального силуэта и разделяющая его на две морфологически равные часги. Посредством зеркального отражения в плоскости симметрии равные части системы фигура—форма поменяются местами, а сама система придет в са­мосовмещение. Эта операция — логический прием, помогающий воссоз­дать пластический образ проектной идеи формы.

Осью симметрии называет­ся вертикальная линия, расположен­ная в плоскости симметрии и пер­пендикулярная плоскости основания. Система совмещается сама с собой при условии поворота ее относитель­но оси на некоторый угол; порядком оси называется число, показывающее, сколько раз фигура совместится сама с собой в результате произведенных поворотов.



Это же число показывает, на сколько геометрически равных час­тей может быть разделена форма, имеющая ось симметрии.

Система фигура—форма, как пра­вило, имеет ось первого порядка, т.е. совмещается с собой при полном повороте на угол 360° . Так как этот поворот практически не изменяет положения системы, результат экви­валентен отражению в плоскости симметрии. Отсюда следует, что зер­кальная ось первого порядка и плоскость симметрии есть один и тот же элемент симметрии.

Ось двойного порядка, или двой­ная ось, присутствует в форме в том случае, если первое совмещение системы с собой происходит при повороте на угол 180°... Осям третье­го, четвертого, шестого и т.д. поряд­ков соответствуют углы поворота на 120, 90, 60° и т.д. Эти понятия при­менимы для характеристики систем фигура—форма в случае ее асиммет­ричных решений, а также для харак­теристики модного ракурса. За­даваясь симметрией с двойной осью, мы имеем в виду описание ориги­нального решения формы со стороны спины, а имея симметрию с осью четвертого порядка, — оригинальные объемы или части объемов или де-

талей, повторяющиеся в системе четыре раза.

Асимметричные системы не имеют никаких элементов, кроме осей пер­вого порядка. Эти системы не могут быть приведены в самосовмещение никакими другими симметрическими преобразованиями, кроме поворота на угол 360° вокруг любой прямой. Однако асимметричные формы, так же как и симметричные, подчи­няются своим законам, в соответ­ствии с которыми оси и плоскости симметрии деформируются, целиком преобразуя исходную форму. Эти де­формации эквивалентны ряду геомет­рических преобразований классичес­ких, афинных, криволинейных групп движений. Все эти движения или преобразования объединяются в груп­пу гомологии. Гомологически равны­ми в этом случае считаются формы криволинейно симметричные, преоб­разуемые друг в друга однородными деформациями. Оси гомологии в отличие от осей симметрии представ­ляют собой оси косых поворотов вокруг прямой, сложных простран­ственных изгибов и кручений. Все эти преобразования рассматриваются как отдельные группы симметрии, имеющие свои законы движений.

Характеристика групп симметрии. Классическая симметрия. Преобразо­вания классической симметрии ме­няют пространственное положение, оставляя неизменными ее метричес­кие свойства: длину и ширину. Эти преобразования характеризуют два типа геометрического равенства — зеркального и совместимого.

Зеркальное равенство подразуме­вает физическое равенство форм или отдельных частей формы, нерав­но ориентированных в пространстве. Совмещение форм друг с другом происходит при условии отраженияее от некоторой условно вообра­жаемой плоскости, которая назы­вается плоскостью отраже­ния. В этом случае формы остаются прежними, но они как бы меняются местами, правая форма становится левой, а левая правой.

Совместимое, или переносное, ра­венство будет наблюдаться в том случае, если формы при наложении совмещаются всеми своими точками. Необходимым условием этого равен­ства является движение в задан­ном направлении. При таком преобра­зовании форма остается неизменной на всем протяжении времени.

Поворотное равенство удовлетво­ряет условию поворота исходной фи­гуры как вокруг оси симметрии, так и в плоскости симметрии. Для задания этого движения необходимо указать направление и угол поворота.

Афинная симметрия. Преобразования афинной симметрии меняют про­странственное расположение исходной формы при условии ее одно­родных деформаций. Формы считают­ся неизменными относительно преоб­разований растяжения, сжатия, сдви­га. Растяжением называется такое изменение в геометрии формы, при котором сохраняет свое перво­начальное положение одна плоскость, называемая плоскостью растяжения. Все другие параллельные ей плос­кости перемещаются в направлении растяжения.

Сжатие есть операция, проти­воположная растяжению. Величина сжатия пропорциональна расстоянию от плоскости сжатия.

Сдвигом называется такое преобразование формы, при котором остается неподвижной так называе­мая плоскость сдвига. Остальные параллельные ей плоскости переме­щаются в самих себе по направлению сдвига. Особенностью этого преобра­зования являются условия сохране­ния объема при непременном измене­нии пластики. Величина сдвига про­порциональна расстоянию от плос­кости сдвига. Для задания оси сдвига необходимо указать направление и величину сдвига, т.е. угол между направлением оси и нормалью к плос­кости перемещения.

Симметрия подобия. Преобразова­ния симметрии подобия являются частным видом афинной группы. Подобно равными считаются все фи­гуры одной и той же формы. Прос­тейшим видом симметрии подобия является операция К. Она заклю­чается в переносе всех подобных частей формы в параллельное поло­жение с одновременным увеличением или уменьшением масштаба частей и расстояний между ними в п раз. Прямые, проходящие через соответствующие точки, сходятся в опре­деленной точке, которая называется особенной. Уменьшающиеся формы исчезают в особенной точке, увеличивающиеся уходят в бесконеч­ность.

Более сложной является операция подобия. Она слагается из после­довательно произведенных поворотов вокруг оси на некоторый угол и опе­рации К. Соответственные части раз­вивающихся таким образом форм должны лежать на логарифмической спирали. Эта операция именуется спиральным движением вокруг оси подобия, а ось обозна­чается символом Ь. При этом угол поворота может иметь любую долю полного оборота.

Криволинейная симметрия. Криво­линейная симметрия свойственна био­логическим формам. Сущность ее заключается в определенной дефор­мации, переводящей формы из прямолинейных в криволинейные. Ос­новными преобразующими опера­циями являются: изгиб, сдавливание, слом, кручение исходной симметрич­ной формы.

Изгибом называется такая деформация исходной симметричной формы, в результате которой она приобретает криволинейные ось и поверхность.

Сдавливанием называется деформация, изменяющая симмет­ричную форму в месте приложения деформирующего усилия, в результа­те форма сохраняет массу, но суще­ственно меняет пластику.

Сломом называется такая де­формация исходной симметричной фигуры, которая приводит к слому ее осей и поверхностей. Их может быть несколько в зависимости от заданного движения оси.

Кручением называется со­ответствующий процесс деформации обычной симметричной формы в пра­вую или левую сторону. В резуль­тате форма приобретает новую про­странственную ориентацию и соот­ветствующую ей пластику. Степень кручения зависит от величины при­ложенного усилия.

Эти понятия общенаучной теории симметрии являются наиболее прием­лемыми для проведения соответст­вующей классификации форм костю­ма.

Мода 1980-х гг. Характер десятилетия. Яппи как символ 80-х. Идеал. «Властный стиль» - новый взгляд на бизнес-костюм. Концепция классического костюма Д. Армани. Американская мода – бренды и прет-а-порте. К.Кляйн. А. Алайя.

 

В 1878-1879 начался очередной экономический подъем, определивший облик моды 80-х - десятилетия прагматизма и культа материальных ценностей. Благоприятная экономическая ситуация привела к росту благосостояния и усилению консервативных тенденций. В политике и экономике олицетворением неоконсерватизма стали «тэтчеризм» (в 1979 г. в Великобритании на выборах победила партия консерваторов и впервые премьер-министром стала женщина - «железная леди» М. Тэтчер) и «рейганомика». Заговорили о «дальневосточном чуде» - экономика Японии, Южной Кореи, Тайваня развивалась бурными темпами. Это была эпоха беспечной траты денег, лихорадочного наслаждения жизнью, оптимизма, вызванного горбачевской Перестройкой, концом «холодной войны» и крахом «империи зла». В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о начале эпидемии СПИДа. Это стало началом конца сексуальной революции, что требовало изменений стереотипов поведения, т. к. свободный секс уже стал нормой жизни. В 1986 г. произошла авария на атомной электростанции в Чернобыле, которая придала импульс развитию массового экологического движения, оказавшее в конце десятилетия большое влияние на моду.

Моду 80 – х определяло новое поколение, которое желало обеспечить прочную материальную основу своему существованию – «яппи» (молодой городской профессионал) и яппи в юбке - новое поколение агрессивных бизнесвумен. Их униформой были классические «бизнес – костюмы» престижной марки (как символ успешной карьеры) с агрессивными широкими плечами, которые носились у мужчин с кроссовками, мокасинами «Гуччи» и майками; у женщин с короткой юбкой, дорогой шелковой блузкой и золотыми украшениями. Женщины активно доказывали свое право быть наравне с мужчинами. Обязательны были дорогие аксессуары известных марок, технический прогресс добавил к ним престижные аксессуары, связанные с высокими технологиями: мобильный телефон, переносной компьютер .

И если начало 80-х – это романтическая коллекция Вествуд «Пираты» (1981) и «Буффало» (1982), то после заканчивается «террор неряшливости» - романтического стиля - и начинается длительное господство неоклассики «властного стиля» – огромных подплечиков, широких двубортных костюмов и контрастов. Костюмы, подплечники, жесткие прически, крупные искусственные драгоценности, как в сериале «Династия» – для работы, GAP – для отдыха. Каждый элемент был определен строгими правилами, как и способ ношения, а, благодаря сериалам, с азбукой моды могла ознакомиться каждая домохозяйка.

В целом, несмотря на брутальную форму, костюм периода нельзя назвать абсолютно мужественным. Использование мягких струящихся тканей, узких галстуков, яркой обуви придает ему женственность, а общность мужского и женского ассортимента завершает впечатление андрогинности. Женщина-яппи днем тоже носит бизнес-костюм с огромными плечами, узкой короткой юбкой или брюками и элегантной блузкой золотые украшения от Картье, сумку от Шанель, Гермес или Луи Вуиттон. Вечерние туалеты тоже стали широкоплечими - огромные рукава, формоустойчивые блестящие ткани ярких резких цветов (К. Лакруа).

Аззедин Алайя За супероблегающие модели платьев, комбинезонов, бюстье, его прозвали «королем облегания». Он сумел соединить комфортность трикотажа и идеальные формы каркасного костюма. Весь секрет был в швах, которые Алайя делал вопреки всем традициям моделирования трикотажной одежды. Эти швы создавали скульптурную, анатомическую форму, которая корректировала фигуру- приподнимала грудь, утягивала талию и бедра. Кроме трикотажа Алайя любит работать с кожей.

Джорджио Армани открыл новую элегантность, которая не сковывает движения, преобразовал классические формы, придав одежде немного поношенный вид. Такого впечатления позволяли добиться смещенная вниз застежка, опущенные лацканы, скругленные плечи и отсутствие прокладок в пиджаках, брюки с мягкими складками на поясе. Армани соединил классический твидовый пиджак с джинсами или кожаными брюками, вместо традиционной сорочки ввел в моду рубашки со стойкой или вообще без воротника. Для свободного времени Армани предлагал цветную свободную одежду мягкого покроя. С 1976 г. Дж. Армани создает коллекции женской одежды. Он трансформировал для женщин раскованный стиль итальянской мужской моды, но при этом никогда не был сторонником направления «унисекс». Для Дж. Армани его одежда лишь некая рама для обрамления индивидуальности человека. Узнаваемые приметы стиля Армани — безупречный крой, четкая линия плеча, спокойные пропорции, сдержанная цветовая гамма С 1981 г. Армани начал развивать новое направление — создание «параллельных коллекций. Выпуская параллельные коллекции, фирма существенно расширяет круг своих клиентов и ассортимент. Все это позволяет значительно увеличить объемы продаж и прибыль, но при этом фирма сохраняет контроль над дизайном и имиджем марки. Вслед за Армани параллельные коллекции в 1980— 1990-е гг. стали выпускать все известные дома моды.

Б27. 1. Характеристика контраста и нюанса как важных средств гармонизации формы костюма.

Нюанс - отношение однородных элементов формы, прибли­жающихся друг к другу по сходству. В нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие, и связь образуется на явно выраженном сходстве.

Нюансы в одежде могут проявляться в конструктивных линиях, деталях, цвете, фактурах и, наконец, в соотношении самих форм. Цветовые нюансы проявляются в сочетании разных оттенков и полутонов в общей колористической гамме костюма. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, обычно выглядит гораздо богаче, сложнее и изысканнее, чем костюм, решённый в одном цвете. Использование нюансов в сочетании вещей даёт большой простор для личного творчества.

Контрастом называют отношения с сильно выраженным не­равенством сравниваемых (сопоставляемых) однородных эле­ментов формы ( размеров, пластики, цветов, фактур, стилей и т. д.) Связь в этом случае образуется в силу ясно вы­раженного различия и противопоставления.Наличие контрастных элементов в костюме делает образ более ярким и запоминающимся, но вместе с тем неоднозначным. Т ак, контрастное сочетание различных рисунков ткани в костюме вносит ощущение динамики и движения. Однако, сочетая контрастные вещи в костюме, всегда следует помнить о цельности всего образа — контрастность всегда должна быть оправдана замыслом. Тождество, нюанс и контраст в композиции костюма исполь­зуются как художественные средства построения единства эле­ментов формы и их гармонической связи. Эти понятия распро­страняются на все свойства одежды.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.