|
Б26.1. Симметрия и асимметрия в организации костюма. Классификация групп симметрии.
Понятия симметрии и асимметрии традиционно рассматривались как эффективные средства композиционной организации формы в костюме и ее композиционных элементах. Под симметрией в этом смысле понималось равенство правой и левой частей формы относительно центральной вертикали, разделяющей фигуру человека на две равные части. Асимметрия — понятие противоположное, снимающее условие равенства двух частей формы между собой.
Эти понятия предусматривают наличие простейших элементов, называемых осями и плоскостями симметрии, которые способствуют объединению композиции вокруг себя, обеспечивая цельность решения и восприятия форм костюма. Наряду с основной осью симметрии в костюме возможны дополнительные оси, которые характеризуют расположение отдельных элементов.
Преобладание симметрии или асимметрии в решении костюма свяано прежде всего с назначением костюма. Так, в повседневной одеж-де, особенно в верхней, наиболее приемлемо решение на основе симметричного расположения деталей и частей формы, тогда как в нарядной одежде, наоборот, асимметрия дает более динамичные, напряженные в художественном отношении формы. Сочетание симметричных и асимметричных форм в одном костюме повышает динамику асимметрии.
В современной научной и художественной практике симметрию и асимметрию рассматривают не только как средства внешней организации формы, но и как метод или принцип морфологического строения отдельных явлений, форм и даже процессов [22] .
В искусстве понятия симметрии и асимметрии связываются прежде всего с пространственным аспектом художественной формы, поэтому наибольшее распространение понятий и принципов известно в области архитектуры, дизайна, орнамента. Многие виды симметрии привлекались А. Цейзингом, Л. Месселем. М. Гиком, Ле Корбюзье для объяснения пропорциональности форм в архитектуре. В современной практике строительства закономерности групп симметрии используют для получения трансформирующихся конструкций в новых формах зданий, для планирования городских застроек и коммуникаций. В теории орнамента наиболее полно описаны кристаллографические группы симметрии [23]. Форма костюма в плане этой теории предстает не как застывшее явление правого и левого, а как процесс пространственного перемещения ее элементов в заданном направлении, как свойство определенных законов движения. В процессе такого движения элементы формы располагаются как в отношениях равенства, тождества, так и в отношениях различия. Движение, в результате которого элементы располагаются в отношении тождества, порождают Симметричные образования; движения, в результате которых элементы формы располагаются в отношениях различия, порождают асимметричную организацию. Центр тяжести переносится с плоскостной трактовки формы на ее объем, на выявление характера геометрических движений, перемещений, в результате которых изменяются сама форма и ее пластические характеристики.
Элементы симметрии. Если представить форму костюма как оболочку фигуры человека, то элементы симметрии необходимо рассматривать в системе фигура—форма. Простейшими элементами в этом случае будет плоскость симметрии, проходящая по центру фронтального силуэта и разделяющая его на две морфологически равные часги. Посредством зеркального отражения в плоскости симметрии равные части системы фигура—форма поменяются местами, а сама система придет в самосовмещение. Эта операция — логический прием, помогающий воссоздать пластический образ проектной идеи формы.
Осью симметрии называется вертикальная линия, расположенная в плоскости симметрии и перпендикулярная плоскости основания. Система совмещается сама с собой при условии поворота ее относительно оси на некоторый угол; порядком оси называется число, показывающее, сколько раз фигура совместится сама с собой в результате произведенных поворотов.
Это же число показывает, на сколько геометрически равных частей может быть разделена форма, имеющая ось симметрии.
Система фигура—форма, как правило, имеет ось первого порядка, т.е. совмещается с собой при полном повороте на угол 360° . Так как этот поворот практически не изменяет положения системы, результат эквивалентен отражению в плоскости симметрии. Отсюда следует, что зеркальная ось первого порядка и плоскость симметрии есть один и тот же элемент симметрии.
Ось двойного порядка, или двойная ось, присутствует в форме в том случае, если первое совмещение системы с собой происходит при повороте на угол 180°... Осям третьего, четвертого, шестого и т.д. порядков соответствуют углы поворота на 120, 90, 60° и т.д. Эти понятия применимы для характеристики систем фигура—форма в случае ее асимметричных решений, а также для характеристики модного ракурса. Задаваясь симметрией с двойной осью, мы имеем в виду описание оригинального решения формы со стороны спины, а имея симметрию с осью четвертого порядка, — оригинальные объемы или части объемов или де-
талей, повторяющиеся в системе четыре раза.
Асимметричные системы не имеют никаких элементов, кроме осей первого порядка. Эти системы не могут быть приведены в самосовмещение никакими другими симметрическими преобразованиями, кроме поворота на угол 360° вокруг любой прямой. Однако асимметричные формы, так же как и симметричные, подчиняются своим законам, в соответствии с которыми оси и плоскости симметрии деформируются, целиком преобразуя исходную форму. Эти деформации эквивалентны ряду геометрических преобразований классических, афинных, криволинейных групп движений. Все эти движения или преобразования объединяются в группу гомологии. Гомологически равными в этом случае считаются формы криволинейно симметричные, преобразуемые друг в друга однородными деформациями. Оси гомологии в отличие от осей симметрии представляют собой оси косых поворотов вокруг прямой, сложных пространственных изгибов и кручений. Все эти преобразования рассматриваются как отдельные группы симметрии, имеющие свои законы движений.
Характеристика групп симметрии. Классическая симметрия. Преобразования классической симметрии меняют пространственное положение, оставляя неизменными ее метрические свойства: длину и ширину. Эти преобразования характеризуют два типа геометрического равенства — зеркального и совместимого.
Зеркальное равенство подразумевает физическое равенство форм или отдельных частей формы, неравно ориентированных в пространстве. Совмещение форм друг с другом происходит при условии отраженияее от некоторой условно воображаемой плоскости, которая называется плоскостью отражения. В этом случае формы остаются прежними, но они как бы меняются местами, правая форма становится левой, а левая правой.
Совместимое, или переносное, равенство будет наблюдаться в том случае, если формы при наложении совмещаются всеми своими точками. Необходимым условием этого равенства является движение в заданном направлении. При таком преобразовании форма остается неизменной на всем протяжении времени.
Поворотное равенство удовлетворяет условию поворота исходной фигуры как вокруг оси симметрии, так и в плоскости симметрии. Для задания этого движения необходимо указать направление и угол поворота.
Афинная симметрия. Преобразования афинной симметрии меняют пространственное расположение исходной формы при условии ее однородных деформаций. Формы считаются неизменными относительно преобразований растяжения, сжатия, сдвига. Растяжением называется такое изменение в геометрии формы, при котором сохраняет свое первоначальное положение одна плоскость, называемая плоскостью растяжения. Все другие параллельные ей плоскости перемещаются в направлении растяжения.
Сжатие есть операция, противоположная растяжению. Величина сжатия пропорциональна расстоянию от плоскости сжатия.
Сдвигом называется такое преобразование формы, при котором остается неподвижной так называемая плоскость сдвига. Остальные параллельные ей плоскости перемещаются в самих себе по направлению сдвига. Особенностью этого преобразования являются условия сохранения объема при непременном изменении пластики. Величина сдвига пропорциональна расстоянию от плоскости сдвига. Для задания оси сдвига необходимо указать направление и величину сдвига, т.е. угол между направлением оси и нормалью к плоскости перемещения.
Симметрия подобия. Преобразования симметрии подобия являются частным видом афинной группы. Подобно равными считаются все фигуры одной и той же формы. Простейшим видом симметрии подобия является операция К. Она заключается в переносе всех подобных частей формы в параллельное положение с одновременным увеличением или уменьшением масштаба частей и расстояний между ними в п раз. Прямые, проходящие через соответствующие точки, сходятся в определенной точке, которая называется особенной. Уменьшающиеся формы исчезают в особенной точке, увеличивающиеся уходят в бесконечность.
Более сложной является операция подобия. Она слагается из последовательно произведенных поворотов вокруг оси на некоторый угол и операции К. Соответственные части развивающихся таким образом форм должны лежать на логарифмической спирали. Эта операция именуется спиральным движением вокруг оси подобия, а ось обозначается символом Ь. При этом угол поворота может иметь любую долю полного оборота.
Криволинейная симметрия. Криволинейная симметрия свойственна биологическим формам. Сущность ее заключается в определенной деформации, переводящей формы из прямолинейных в криволинейные. Основными преобразующими операциями являются: изгиб, сдавливание, слом, кручение исходной симметричной формы.
Изгибом называется такая деформация исходной симметричной формы, в результате которой она приобретает криволинейные ось и поверхность.
Сдавливанием называется деформация, изменяющая симметричную форму в месте приложения деформирующего усилия, в результате форма сохраняет массу, но существенно меняет пластику.
Сломом называется такая деформация исходной симметричной фигуры, которая приводит к слому ее осей и поверхностей. Их может быть несколько в зависимости от заданного движения оси.
Кручением называется соответствующий процесс деформации обычной симметричной формы в правую или левую сторону. В результате форма приобретает новую пространственную ориентацию и соответствующую ей пластику. Степень кручения зависит от величины приложенного усилия.
Эти понятия общенаучной теории симметрии являются наиболее приемлемыми для проведения соответствующей классификации форм костюма.
Мода 1980-х гг. Характер десятилетия. Яппи как символ 80-х. Идеал. «Властный стиль» - новый взгляд на бизнес-костюм. Концепция классического костюма Д. Армани. Американская мода – бренды и прет-а-порте. К.Кляйн. А. Алайя.
В 1878-1879 начался очередной экономический подъем, определивший облик моды 80-х - десятилетия прагматизма и культа материальных ценностей. Благоприятная экономическая ситуация привела к росту благосостояния и усилению консервативных тенденций. В политике и экономике олицетворением неоконсерватизма стали «тэтчеризм» (в 1979 г. в Великобритании на выборах победила партия консерваторов и впервые премьер-министром стала женщина - «железная леди» М. Тэтчер) и «рейганомика». Заговорили о «дальневосточном чуде» - экономика Японии, Южной Кореи, Тайваня развивалась бурными темпами. Это была эпоха беспечной траты денег, лихорадочного наслаждения жизнью, оптимизма, вызванного горбачевской Перестройкой, концом «холодной войны» и крахом «империи зла». В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о начале эпидемии СПИДа. Это стало началом конца сексуальной революции, что требовало изменений стереотипов поведения, т. к. свободный секс уже стал нормой жизни. В 1986 г. произошла авария на атомной электростанции в Чернобыле, которая придала импульс развитию массового экологического движения, оказавшее в конце десятилетия большое влияние на моду.
Моду 80 – х определяло новое поколение, которое желало обеспечить прочную материальную основу своему существованию – «яппи» (молодой городской профессионал) и яппи в юбке - новое поколение агрессивных бизнесвумен. Их униформой были классические «бизнес – костюмы» престижной марки (как символ успешной карьеры) с агрессивными широкими плечами, которые носились у мужчин с кроссовками, мокасинами «Гуччи» и майками; у женщин с короткой юбкой, дорогой шелковой блузкой и золотыми украшениями. Женщины активно доказывали свое право быть наравне с мужчинами. Обязательны были дорогие аксессуары известных марок, технический прогресс добавил к ним престижные аксессуары, связанные с высокими технологиями: мобильный телефон, переносной компьютер .
И если начало 80-х – это романтическая коллекция Вествуд «Пираты» (1981) и «Буффало» (1982), то после заканчивается «террор неряшливости» - романтического стиля - и начинается длительное господство неоклассики «властного стиля» – огромных подплечиков, широких двубортных костюмов и контрастов. Костюмы, подплечники, жесткие прически, крупные искусственные драгоценности, как в сериале «Династия» – для работы, GAP – для отдыха. Каждый элемент был определен строгими правилами, как и способ ношения, а, благодаря сериалам, с азбукой моды могла ознакомиться каждая домохозяйка.
В целом, несмотря на брутальную форму, костюм периода нельзя назвать абсолютно мужественным. Использование мягких струящихся тканей, узких галстуков, яркой обуви придает ему женственность, а общность мужского и женского ассортимента завершает впечатление андрогинности. Женщина-яппи днем тоже носит бизнес-костюм с огромными плечами, узкой короткой юбкой или брюками и элегантной блузкой золотые украшения от Картье, сумку от Шанель, Гермес или Луи Вуиттон. Вечерние туалеты тоже стали широкоплечими - огромные рукава, формоустойчивые блестящие ткани ярких резких цветов (К. Лакруа).
Аззедин Алайя За супероблегающие модели платьев, комбинезонов, бюстье, его прозвали «королем облегания». Он сумел соединить комфортность трикотажа и идеальные формы каркасного костюма. Весь секрет был в швах, которые Алайя делал вопреки всем традициям моделирования трикотажной одежды. Эти швы создавали скульптурную, анатомическую форму, которая корректировала фигуру- приподнимала грудь, утягивала талию и бедра. Кроме трикотажа Алайя любит работать с кожей.
Джорджио Армани открыл новую элегантность, которая не сковывает движения, преобразовал классические формы, придав одежде немного поношенный вид. Такого впечатления позволяли добиться смещенная вниз застежка, опущенные лацканы, скругленные плечи и отсутствие прокладок в пиджаках, брюки с мягкими складками на поясе. Армани соединил классический твидовый пиджак с джинсами или кожаными брюками, вместо традиционной сорочки ввел в моду рубашки со стойкой или вообще без воротника. Для свободного времени Армани предлагал цветную свободную одежду мягкого покроя. С 1976 г. Дж. Армани создает коллекции женской одежды. Он трансформировал для женщин раскованный стиль итальянской мужской моды, но при этом никогда не был сторонником направления «унисекс». Для Дж. Армани его одежда лишь некая рама для обрамления индивидуальности человека. Узнаваемые приметы стиля Армани — безупречный крой, четкая линия плеча, спокойные пропорции, сдержанная цветовая гамма С 1981 г. Армани начал развивать новое направление — создание «параллельных коллекций. Выпуская параллельные коллекции, фирма существенно расширяет круг своих клиентов и ассортимент. Все это позволяет значительно увеличить объемы продаж и прибыль, но при этом фирма сохраняет контроль над дизайном и имиджем марки. Вслед за Армани параллельные коллекции в 1980— 1990-е гг. стали выпускать все известные дома моды.
Б27. 1. Характеристика контраста и нюанса как важных средств гармонизации формы костюма.
Нюанс - отношение однородных элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству. В нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие, и связь образуется на явно выраженном сходстве.
Нюансы в одежде могут проявляться в конструктивных линиях, деталях, цвете, фактурах и, наконец, в соотношении самих форм. Цветовые нюансы проявляются в сочетании разных оттенков и полутонов в общей колористической гамме костюма. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, обычно выглядит гораздо богаче, сложнее и изысканнее, чем костюм, решённый в одном цвете. Использование нюансов в сочетании вещей даёт большой простор для личного творчества.
Контрастом называют отношения с сильно выраженным неравенством сравниваемых (сопоставляемых) однородных элементов формы ( размеров, пластики, цветов, фактур, стилей и т. д.) Связь в этом случае образуется в силу ясно выраженного различия и противопоставления.Наличие контрастных элементов в костюме делает образ более ярким и запоминающимся, но вместе с тем неоднозначным. Т ак, контрастное сочетание различных рисунков ткани в костюме вносит ощущение динамики и движения. Однако, сочетая контрастные вещи в костюме, всегда следует помнить о цельности всего образа — контрастность всегда должна быть оправдана замыслом. Тождество, нюанс и контраст в композиции костюма используются как художественные средства построения единства элементов формы и их гармонической связи. Эти понятия распространяются на все свойства одежды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|