Сделай Сам Свою Работу на 5

Знания - основной ресурс инновационного развития российской экономики





В современных условиях знания нужны не только как неотъемлемый и определяющий компонент человеческого капитала, они необходимы субъекту для его выживания в сложных условиях, для адаптации кпроисходящим социально-экономическим трансформациям. Даже домохозяйке в XXI в. нужны элементарные технические знания для управления бытовой электротехникой, а в зарубежных странах дети обучаются компьютерной грамотности уже с детского сада в возрасте 5-6 лет. Каждая профессия в настоящее время предполагает усвоение субъектом огромного объема знаний, наработанных предыдущими поколениями. В последующем обновление и углубление знаний является обязательным условием профессиональной пригодности на рынке труда для большинства специалистов.
Таким образом, наблюдаются две тенденции, которые считаем не противоположными, а взаимодополняющими друг друга: с одной стороны, усиливается потребность в междисциплинарных знаниях, в знаниях из самых разных областей человеческой деятельности; с другой стороны, настоятельной становится потребность в глубоких узкопрофессиональных знаниях, адекватных современному уровню развития постоянно усложняющейся системы общественного разделения труда.
. Труд приносит доход в виде заработной платы, земля - в виде природной ренты, капитал - в виде процента, предпринимательские способности - в виде прибыли. Правомерно доход, получаемый от использования знаний как ресурса и как квинтэссенции человеческого капитала, именовать интеллектуальной рентой. Это соответствует природе знаний как проявлений интеллектуальных способностей человека, а также пониманию данного вида дохода как дополнительного вознаграждения, связанного с его природными, умственными способностями к генерации знаний и их использованию в экономической и иной деятельности.



Знания могут выступать не только созидающим элементом человеческого капитала, но и разрушающим его. Например, производство генетически модифицированных продуктов (трансгенных), как установлено сейчас наукой, влияют не только на иммунную систему человека, но и на его генетический механизм. Знания могут доставлять неудовлетворенность, если они редко или совсем не востребованы в профессиональной деятельности субъекта и не оправдывают ожидаемых от них выгод, или быть даже бесполезными, если они не приносят никакого эффекта, пользы.



Знания могут блокировать развитие или даже разрушать человеческий капитал, если они не соответствуют другим его составным элементам (например, напряженный умственный труд имеет свой «букет болезней»), с трудом осваиваются индивидом (если они лежат не в русле его способностей), а применяемые на практике приводят к негативным действиям и результатам. И это могут быть не только стереотипные, связанные с наркотиками и другими видами теневой деятельности («бегство» от налогов), но и вполне современные, связанные с замораживанием ядерных отходов, производством средств химической защиты и даже эвтаназия (добровольный уход из жизни с помощью медицины).

 

Итак, в условиях инновационной экономики, как ни парадоксально, знания являются определяющим, но не единственным и абсолютным фактором развития человеческого капитала. Знание является конституирующим для занятых преимущественно интеллектуальным трудом и комплементирующим (дополняющим) для занятых другими видами деятельности элементом, способствующим развитию человеческого капитала.

Важнейшим ресурсом современных фирм, способным значительно повлиять на повышение их конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации, являются корпоративные знания.

Корпоративные знания как самостоятельная форма существования (выражения) знаний на уровне корпорации имеют все характерные черты, присущие знаниям как ресурсу:



- они имеют отношения к данным и информации, производны от них, но не всегда жестко детерминированы, связаны с ними;

- генерируются только субъектами, в данном контексте - сотрудниками корпорации;

- динамичны; любые знания обладают своей скоростью передачи и восприятия;

- дефицитны, их генерация требует определенных затрат интеллектуального труда, времени;

- неоднозначны в восприятии, так как относятся к разным областям человеческой деятельности и понимаются индивидуально в силу особенностей сознания каждого индивида;

- обладают сроком и целью использования;

- могут быть очень дороги, цена при этом не фиксирована.

Корпоративные знания каждого предприятия в отличие от традиционных фундаментальных «научных» знаний весьма разрознены и противоречивы, динамичны и разнообразны. Однако, в своей основе они довольно «поверхностны» и, в первую очередь, представляют собой описание различных ситуаций и сценариев действий, концентрирующие опыт предприятия по решению возникающих задач.

У таких крупных ТНК, как IBM, Intel, научный бюджет больше научного бюджета всей России, что позволяет им серьезно заниматься формированием и пополнением корпоративных знаний, их управлением.

Корпоративные знания обеспечивают реальные конкурентные преимущества корпорации на различных рынках, включая национальный и мировой рынки

 

Рынок знаний не имеет четких границ. Его можно определить как Цыпок, где происходит продажа и передача знаний.

Особенности рынка знании

Рынок знаний своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем распространяется безвозмездно или за символическую плату, на­пример школьное и в большей части среднее и высшее профессиональное образование. Бесплатность или низкая плата за эти знания

Пни их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих Маний финансируется из государственного бюджета или неком­мерческими организациями.

Структурно рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектором, как наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы библиотеки, информационные сети) и др.

 

Интеллектуальный продукт, интеллектуальная собственность и ее охрана

В ходе НИОКР рождаются новые знания. Их часто называют и н т е л л е к т у а л ь н ы м п р о д у к т о м (продукцией). Этот продукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатом фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений, полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие произведения науки, а также произведения литературы и искусства.

Собственники интеллектуального продукта, чтобы оформить свои права на него, используют правовую охрану этого продукта. В результате собственник интеллектуального продукта получает исключительное право на использование своей так называемой интеллектуальной собственности и в силу этого имеет возможность определить условия ее использования, в том числе цену реализации.

Арсенал правовых средств защиты интеллектуальной собственности велик. В России он базируется на Законах "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин", "О правовой охране топологий интегральных схем", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также на Патентном законе Российской Федерации.

 

На этой основе права на интеллектуальный продукт:

• автоматически возникают в виде авторских прав на произве­дения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных. Авторское право (англ. copyright) — это право на их копи­рование. Примером использования авторского права может слу­жить авторский договор на издание этого учебника;

 

• оформляются в виде патентов на изобретения, промышлен­ные образцы и полезные модели, селекционные достижения. Па­тент — это документ на право исключительного использования новых продуктов и новых технологий их изобретателями. При пре­доставлении другим этого права владелец патента оформляет это в виде патентного соглашения, т.е. контракта на продажу своего па­тента, но чаще в виде лицензионного соглашения (лицензии), т.е. кон­тракта на временное использование этого права за плату, или в ви­де франшизы (франчайзинга), т.е. контракта на временное использо­вание этого права и других знаний одной фирмы другими фирмами за плату, обычно под фирменным названием и с товарным знаком продавца франшизы;

 

• регистрируются в виде фирменных наименований, товар­ных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхож­дения товаров, топологий интегральных микросхем. Эти права и не оформленные в виде прав знания продаются в виде франшизы (см. выше), ноу-хау (имеющих коммерческую ценность незапатенто­ванных знаний), инжиниринга (технологических знаний, необхо­димых для приобретения монтажа и использования купленных ма­шин и оборудования, сооружения и эксплуатации предприятий).

 

Выводы

1. Знания - это совокупность сведений в различных отраслях. Для ведения хозяйственной деятельности они поступают к их потребителям разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологии.

2. Новыми знаниями мир обязан прежде всего науке. Под научными исследованиями и разработками (НИР) или научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) имеется в виду организованный процесс открытия новых знаний.

3. Рынок знаний специфичен. Значительная часть знаний распространяется на нем безвозмездно. На рынке знаний множество секторов, из которых своими размерами выделяются сектора науки, образования, средств массовой информации, хранения информации. На нем также много посредников между производителями новых знаний и их потребителями.

4. Новые знания называются интеллектуальным продуктом, интеллектуальной собственностью. Этот продукт приобретает самые разные формы, а его собственники получают право на использование, в силу чего они либо сами используют свой интеллектуальный продукт, либо продают его, либо сдают в аренду и т.д.

5. Если фирма использует чужую интеллектуальную собственность, она выплачивает ее собственнику вознаграждение (доход). Этот доход может принимать формы авторского гонорара за книгу, паушального платежа или роялти за лицензию на право использовать изобретение и т.д.

 

 

58. Экономика здравоохранения - комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области здравоохранения.

Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие в процессе оказания медицинской помощи, то есть профессиональной медицинской деятельности.

 

В зависимости от того, на каком уровне, внутри системы здравоохранения или вне ее, рассматриваются экономические отношения, они могут быть разделены на макроэкономические, мидиэкономические и микроэкономические.

На макроэкономическом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением (таких отраслей насчитывается около тридцати). Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с другими отраслями хозяйства.

Макроэкономический уровень предполагает универсальные законы политического и социально-экономического устройства общества, генеральные принципы осуществления уставной деятельности медицинских организаций в существующей экономической системе.

На мидиэкономическом уровне исследуются хозяйственные связи внутри системы здравоохранения, как отрасли экономики, состоящей из целого ряда подотраслей, производств и специализаций, связанных решением одной функциональной задачи - охраны и укрепления здоровья населения.

Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.

На микроэкономическим (практическом) уровне реализуются конкретные закономерности, связанные с существованием медицинской деятельности: финансирование, ценовой механизм, основы заработной платы, инвестиционной и инновационной политики, особенности медицинского труда. Управление трудом, оценка реального трудового вклада и эффективности труда медицинских работников, оплата и стимулирование труда персонала в соответствии с его качеством и результативностью являются одними из самых важных проблем микроэкономического анализа в здравоохранении.

 

Общая цель экономики здравоохранения- это изучение экономических отношений и хозяйственных контактов, объективно возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

 

В рамках данной общей цели можно выделить конкретные задачи, стоящие перед экономикой здравоохранения, которые можно объединить в несколько проблемных групп.

Первая группа задач определяет, какие услуги здравоохранения, кому и с использованием каких организационно-правовых форм надо оказывать. В плане решения этих проблем экономика здравоохранения рассматривает условия и методы хозяйствования на всех стадиях лечебно - профилактического процесса. Прежде всего, необходимо выявить: состав потенциальных пациентов, структуру их потребностей в медицинских услугах, финансовые возможности и в зависимости от этого определить хозяйственный тип своей профессиональной деятельности. В конечном итоге, важно определить, какое медицинское учреждение в каждом конкретном случае организовывать целесообразнее всего. Например, учреждение, решая вопрос о предоставлении новой услуги населению (массаж, проведение ультразвуковых исследований, косметологические услуги и др.), должна определить потребность в этих видах услуг, порядок привлечения пациентов (реклама, договор с другими медицинскими учреждениями, промышленными предприятиями и т.д.), порядок оказания услуг (платные услуги, услуги по договорам обязательного или добровольного медицинского страхования).

Вторая группа задач охватывает исследование ресурсной базы определенного вида медицинских услуг. В связи с этим экономика здравоохранения занимается изучением факторов хозяйственной деятельности в медицине (исследование материально-технической базы, выявление структуры подлежащих использованию ресурсов, определение состава и процентного соотношения основных и оборотных средств медицинского учреждения, особенностей их применения). Решается вопрос о кадровом обеспечении деятельности медицинского учреждения, определяется структура трудовых ресурсов и экономические формы привлечения квалифицированных специалистов к работе (трудовое соглашение, контракт, основное место работы или работа по совместительству, уровень оплаты труда и т.д.).

Третья группа задач связана с оплатой оказываемых услуг. Экономика здравоохранения использует различные возможности и виды инвестиционного процесса в данной отрасли. Свои средства в обеспечение функционирования и развития здравоохранения вкладывают следующие группы инвесторов:

- государство;

- страховые медицинские организации;

- сами пациенты.

Этим трем группам инвестиционных источников соответствуют и системы финансирования здравоохранения:

- бюджетная;

- страховая;

- частная.

Четвертая группа задач предопределяет ожидаемые результаты профессиональной и экономической деятельности. При этом необходимо иметь представление об экономической оптимизации, т.е. путях рационального использования:

- факторов медицинского труда;

- денежных средств;

- привлеченных работников различных специальностей и квалификации.

Пятая группа задач связана с определением полученного (фактического) результата деятельности лечебно-профилактического учреждения. Несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость здравоохранения, подсчитать фактические результаты все же представляется возможным. Для этого экономика здравоохранения занимается разработкой экономической нормативной базы отрасли.

Эта нормативная база используется в следующих целях:

1. для определения стартовых условий функционирования того или иного лечебно-профилактического учреждения;

2. для анализа текущего финансово-экономического положения конкретного медицинского учреждения или частнопрактикующего врача;

3. система показателей применяется не только для фиксации экономического положения в каждый данный момент, но и для контроля за динамикой изменения тех или иных параметров деятельности медицинского учреждения;

4.такой же анализ может быть осуществлен применительно к отрасли в целом, подотрасли или региону;

5. зная содержание анализируемых показателей, имея представление о методике расчетов, можно в целом определить изменение в состоянии здоровья населения или группы пациентов и осуществить социально-экономические коррективы.

Шестая группа задач состоит в управлении экономическими процессами в медицинских учреждениях. Экономическая деятельность должна быть управляемой и заключается в степени и условиях управляемости, а также в методах осуществления управленческой деятельности.

Седьмая группа чрезвычайно важных вопросов.

 

На сегодняшний день в отрасли остаются три главные проблемы: дисбаланс между размерами государственного финансирования здравоохранения и гарантиями предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи; несогласованность действий и противоречия во взаимоотношениях субъектов государственного управления и переходом к системе обязательного медицинского страхования (ОМС); отсутствие конкурентного поведения страховых организаций и медицинских учреждений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.