Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы систем финансирования здравоохранения





 

Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по двум признакам:

1. по источнику формирования средств

2. по форме их распределения.

 

1. Типы систем по источнику финансирования.

 

Источниками финансирования могут быть:

1. Общие налоговые доходы всех видов и уровней.

2. Целевые налоговые поступления.

3. Целевой взнос на обязательное медицинское страхование (или налог на заработную плату).

4. Личные средства граждан и иные источники.

 

Общие налоговые доходы всех видов и уровней. К ним относятся: налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость, подоходный налог и др. Они поступают в государственный или муниципальный бюджет, а затем распределяются по разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся бюджетные приоритеты.

 

Система, базирующаяся на общих налоговых доходах, называется бюджетной.

 

Целевые налоговые поступления. К ним относятся налоги, устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему финансирования здравоохранения, поскольку является дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения незначительна.



 

Целевой взнос на обязательное медицинское страхование. Это может быть взнос на обязательное медицинское страхование (РФ), а может быть единый взнос на социальное страхование (единый социальный налог). Взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда и в России выплачивается только работодателями.

 

Системы, основанные преимущественно на целевом взносе на медицинское страхование, получили название систем обязательного медицинского страхования. Иногда их называют системами социального страхования. В большинстве стран Восточной Европы, в том числе и в РФ, эти системы получили распространение в форме сочетания страхового и бюджетного финансирования, то есть как бюджетно-страховые системы.

 

Личные средства граждан и иные источники финансирования. Эти средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. Кроме того, это могут быть доходы ЛПУ от аренды, от продажи медицинских технологий и др. В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы, пожертвования и альтернативные источники финансирования (ссуда, лизинг, факторинг).



 

2. Типы систем финансирования по форме их распределения (по характеру взаимодействия с медицинскими организациями).

 

По этому типу можно выделить два основных типа систем:

1. интеграционную модель;

2. контрактную модель.

 

Интеграционная модель предполагает слияние функций финансирования, управления и оказания медицинской помощи. Имущество медицинских организаций принадлежит государству или органам местной власти. В Российском здравоохранении подавляющая часть медицинских организаций имеет статус государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений и напрямую управляется органом управления здравоохранением, который одновременно является финансирующей стороной.

Органы управления не только определяют общую стратегию и приоритеты развития отрасли, но и регламентируют основные стороны деятельности медицинских учреждений: определяют их мощность (например, число больничных коек, амбулаторных приемов), принимают решение о перераспределении ресурсов между отдельными учреждениями, назначают руководителей и прочее. В такой модели права медицинских учреждений ограничены.



Теоретически интеграционная модель экономических отношений обеспечивает высокую степень управляемости системой. На практике для этого требуется множество условий, главные из которых – это высокий уровень планирования и готовность медиков работать в рамках командной системы.

Недостатки модели – это отсутствие возможности для маневра ресурсами, бюрократизация отношений, слабая ориентация на потребительский спрос, отсутствие экономической мотивации медиков.

Поэтому интеграционную модель экономических отношений стали преобразовывать в контрактную модель на основе разделения функций финансирования и оказания медицинской помощи.

 

Контрактная модель строится на экономических, а не на административных отношениях между финансирующей стороной и медиками. Основой этих отношений является разделение функций финансирования и оказания медицинской помощи.

Контрактная модель предполагает выбор гражданами медицинской организации и врача. Утверждается принцип «деньги следуют за пациентом». Практически этот принцип может осуществляться двумя способами.

1 – пациент самостоятельно или по направлению медиков выбирает медицинскую организацию и врача, участвующих в программе государственных гарантий, и получает необходимую медицинскую помощь в пределах объема и условий, определяемых этой программой. Финансирующая сторона оплачивает полученную медицинскую помощь, предварительно оценивая ее обоснованность, качественные характеристики и конечные результаты. В реальной жизни выбор места получения медицинской помощи зависит от организации оказания медицинской помощи. В многоуровневой системе выбор пациента чаще всего определяется решениями медиков более низкого звена первичной медико-санитарной помощи.

2 – заключение договоров с теми медицинскими организациями, у которых более высокие показатели деятельности и которые пользуются наибольшим спросом у врачей и населения. В этом случае управляющее воздействие финансирующей стороны намного сильнее. Она анализирует сложившиеся маршруты пациентов, определяет их рациональность и заключает договоры с наиболее эффективными звеньями на оказание планируемых и согласованных объемов медицинской помощи. Основой принятия решения о выборе медиков является: текущая информация о фактическом потреблении медицинских услуг и база данных о потребительских предпочтениях.

Контрактная модель предполагает дополнительные затраты на осуществление договорных отношений. Чтобы заключить договор с поставщиками медицинских услуг, финансирующая сторона должна провести анализ их деятельности, сформировать планы оказания медицинской помощи, согласовать их с планами медиков, заключить договоры, организовать их мониторинг и оценку.

 

 

60.Услуга, в том числе и медицинская услуга, - это категория сугубо экономическая. По существу, услуга - это нематериальный товар, удовлетворяющий определенные потребности. Это объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Нематериальные блага при этом реализуются и потребляются, и результат этот выражается во взаимодействии продавца и покупателя путем определения цены услуги.

Следовательно, медицинская услуга - это результат деятельности всего медицинского учреждения как хозяйствующего субъекта, востребованный пациентом.Как известно, здравоохранение относится к сфере услуг. Характер услуг, оказываемых в учреждениях здравоохранения, весьма разнообразен. С точки зрения потребителя медицинская услуга - это определенный набор медицинских мероприятий (профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных), проводимых в отношении одного пациента по единичному (или нозологическому) поводу его контакта с медицинскими учреждениями.

В стационаре медицинская услуга предоставляется в случае госпитализации. В поликлинике - в случае амбулаторно-поликлинической помощи (профосмотр, диспансерное наблюдение, иммунизация, лечебно-диагностическая и др.).

Медицинская услуга является продуктом общественного труда, тождественного по своей экономической природе материальным благам. Медицинский труд, в свою очередь, это целесообразная деятельность людей, направленная на человека или на социальные условия, в которых он существует. Медицинские услуги чаще всего воплощают свой результат непосредственно в самом человеке, поэтому они относятся к категории личных услуг и имеют некоторые экономические особенности:

1. индивидуальность и нестандартность врачебного подхода к пациенту, требует учитывать индивидуальные особенности организма, развития и течения патологии и т.д. Предоставление медицинской услуги требует личного контакта производителя (медицинского работника) и потребителя медицинской услуги, т.е. пациента. Индивидуальность оказания услуг, творческий характер обусловливает то, что необходимый результат (эффект) может быть, достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже одного человека.

2. количеством информации, которой обладает медицинский работник и пациент. Поэтому пациент должен доверять профессиональной квалификации врача.

3. потребность в медико-социальной помощи носит характер обязательной потребности. И поэтому медицинская услуга ничем не может быть заменена.

4. не всегда прослеживается четкая связь между затратами труда медицинских работников и его конечными результатами. Таким образом, медицинская услуга включает мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих законченное значение и определенную стоимость. В то же время затраты ресурсов не всегда могут быть определены заранее.

Для определения зависимости общей заболеваемости или смертности населения необходимо анализировать не только объем, но и качество лечебно-профилактической деятельности.

 

Большинство медицинских услуг имеют свойство товара, то есть могут покупаться и продаваться, иметь цену, их может приобретать пациент за счет личных средств, они могут оплачиваться страховой компанией или предприятием из фонда социального развития коллектива.

Экономическое благо, предназначенное для обмена, является товаром.

Специфику услуги как товара можно охарактеризовать следующими свойствами:

1. Общие: неосязаемость (нематериальный характер) услуги до ее получения; неразрывность производства и потребления услуги; неоднородность или изменчивость качества; неспособность услуг к сохранению впрок (сиюминутность).

2. Экономические: себестоимость; рентабельность; эффективность; цена услуги; методика ценообразования.

3. Медико-социальные: своевременность; доступность; качество.

 

Особенностью медицинской услуги является и то, что при ее производстве используются товары, произведенные практически во всех отраслях, начиная с энергетики и сельского хозяйства и заканчивая электроникой и аэрокосмическими отраслями. Производство ни одного другого товара или услуги не требует столь широкого спектра производственных связей.

 

Медицинские услуги можно разделить на три группы:

 

– постоянно востребованные населением услуги, которые могут оказывать все лечебные учреждения, то есть те виды и методы лечения которые применяются при распространенных заболеваниях (ОРВ, пневмония, гастриты и др).

– редко востребованные населением услуги, возможно раз в жизни, которые могут оказывать большинство лечебных учреждений, то есть операции по апедэктомии, язвенной болезни желудка и т.д.

– редко востребованные населением услуги, оказываемые небольшим количеством медицинских учреждений к которым можно отнести различные альтернативные, экспериментальные методы лечения, а также дорогостоящие высокоспециализированные виды помощи при редких случаях заболевания.

 

Медицинские услуги предоставляются каждому человеку (пациенту) в рамках отдельно взятого медицинского учреждения. Совокупность медицинских организаций разных форм собственности и частнопрактикующих врачей, а также посреднические организации, такие как фонд обязательного медицинского страхования, фонды дополнительного медицинского страхования и страховые организации образуют рынок медицинских услуг.

 

Медицинские услуги, входя в сферу услуг, в то же время имеют свои особенности, отличные от услуг, оказываемых в других отраслях:

 

во-первых, полезный эффект медицинских услуг, такой как результат диагностики, профилактики, лечения и реабилитации предопределяется взаимодействием производителя данной услуги, в качестве которого выступает медицинский работник, с потребителем – пациентом. Доминирующую роль в сфере оказания медицинской услуги играет личный фактор. Кроме того, результатом оказания медицинской услуги является изменение состояния пациента (потребителя), а не изменение, например, социально-бытовых условий, которое является результатом оказания услуг жилищно-коммунальными службами;

во-вторых, также как и в других сферах услуг, процесс производства и процесс потребления медицинской услуги совпадают по времени, при этом, особенностью сферы медицинских услуг является то, что фаза производства логически опережает потребление. Это обусловлено необходимостью проведения предварительного и подготовительного периода к лечебному процессу, связанного с проведением лабораторно-диагностических исследований и постановкой диагноза;

в-третьих, конечный результат оказания медицинской услуги, то есть изменение состояния человека, может быть по времени значительно отдален от момента ее производства и, как правило, имеет особые формы проявления;

в-четвертых, конечные результаты функционирования рынка медицинских услуг непосредственно не поддаются стоимостной оценке.

 

Вышеперечисленные особенности оказания медицинских услуг позволяют выделить рынок медицинских услуг из сферы услуг в целом. Сфера медицинских услуг, будучи одной из составляющих социальной сферы, является при этом специфической отраслью сферы услуг, в этой связи всю систему здравоохранения логично рассматривать с учетом все более возрастающей роли сферы услуг в обществе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.