Сделай Сам Свою Работу на 5

Интенсивный тип роста производства





признак — повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса.

Интенсивное расширенное воспроизводство обладает рядом особенностей. Оно более прогрессивно, поскольку решающую роль в подъеме эффективности вещественных условий производ-

ства начинают играть достижения науки и техники. В связи с этим в масштабе общества развивается производство научно-техниче-
ской информации, которая в конечном счете воплощается во все более эффективные средства производства. Одновременно повы-

шается культурно-технический уровень работников. При интенсивном увеличении производства преодолеваются

преграды экономического роста, порожденные известной ограниченностью естественных ресурсов

. Особенности интенсивного типа расширенного воспроизводства

состоят в том, что при нем невозможны очень высокие темпы экономического роста. Вместе с тем научно-технический прогресс

может вызывать безработицу, которая усиливается в трудоизбыточных регионах страны.

В зависимости от тех или иных направлений экономии производственных ресурсов различают несколько видов интенсифика-ции



Трудосберегающий вид интенсификации предполагает, что новая техника вытесняет из производства рабочую силу. В этом

случае скорость роста выпуска продукции опережает темпы изменения численности работников. Такой процесс в широких масштабах происходил в результате первой промышленной револю-

ции на индустриальной стадии производства. Капиталосберегающий вид интенсификации состоит в том, что благодаря применению более эффективных машин и обору-

дования, сырья и материалов достигается экономное расходование средств производства. Эти изменения в наибольшей мере ста-
ли проявляться на начальном этапе научно-технической революции (НТР), когда широко осваивались высокопроизводительное

автоматическое оборудование, удешевлявшее продукцию, а также достижения химии полимеров и другие эффективные веще-

ственные факторы производства

ному экстенсивному наращиванию производства все-

сторонняя интенсификация обеспечивает антизатратную траекторию экономического роста. Она наглядно изображена на



рис. 19.3, где приведены условные данные. Мы видим, что быстрее всего растет объем национального до-

хода (НД), несколько медленнее увеличиваются выпуск средств производства (К

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег” ) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.




1) Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.
2) Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.
3) При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же.
4) При экстенсивном типе развития многие работнике не являются высококвалифицированными.
5) Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.
6) Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования. Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития - интенсивного. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира.

42. Экономический цикл: от падения к подъему производства

Экономический цикл

производства, принявшие циклический характер. Цикл включает в себя ряд последовательно сменяющих друг друга фаз.

Экономические циклы начального периода развития капитализма и современные существенно различаются между собой.

Различия проявляются в степени нарушения экономического равновесия, членении циклов на различные фазы, длительности их

отекания, участии государства в регулировании циклов. Сначала рассмотрим экономический цикл (его также часто на-

вают деловой цикл) в его типичном варианте. Он четко распадается на четыре фазы. В каждой из них наблюдалась разная ди-

намика объема производства, уровня цен, занятости работников,рмы процента.

Исходной фазой кругового движения является кризис. Речь идет об общем периодическом кризисе перепроизводства. В этотмент наблюдается падение уровня и темпов экономического

ста, сокращение масштабов выпуска изделий. Происходят массовые банкротства (разорение) промышленных и торговых предприятий, которые не могут распродать накопившиеся товары.

ыстро растет безработица, сокращается заработная плата. В об-естве нарушаются кредитные связи, расстраивается рынок ценных бумаг. ых бумаг, падают курсы акций. Все предприниматели испытывают острую потребность в деньгах для уплаты быстро образо-

вавшихся долгов и потому норма банковского процента значительно возрастает.

Затем наступает другая фаза — депрессия (от лат. depressio — понижение, подавление). Тогда приостанавливается спад произ-

водства, а вместе с тем и снижение цен. Постепенно уменьшаются запасы товаров. Из-за незначительного спроса увеличивается

масса свободного денежного капитала и ставка банковского процента снижается до минимума. В период депрессии предложение

товаров перестает обгонять спрос, прекращение выпуска товаров снижает их предложение до уровня спроса. В то же время созда-

ются естественные условия для выхода из кризиса. Уменьшаются цены на средства производства и удешевляется кредит, что спо-

собствует возобновлению расширенного воспроизводства на новой технической основе.

В следующей фазе — оживлении — производство расширяется до его предкризисного уровня. Размеры товарных запасов ус-

танавливаются на уровне, необходимом для бесперебойного снабжения рынка. Начинается небольшое повышение цен, вызванное

увеличением покупательского спроса, сокращаются масштабы безработицы; возрастает спрос на денежный капитал и ставка

процента увеличивается. Наконец, наступает фаза подъема. В этот период выпуск про-

дукции превышает предкризисный уровень. Сокращается безработица. С расширением покупательского спроса возрастают цены

на товары. Повышается прибыльность производства. Увеличивается спрос на кредитные средства и соответственно возрастает

норма банковского процента. Впервые экономический кризис перепроизводства разразился

в 1825 г. в Англии. Затем циклическое — волнообразное развитие хозяйства стало характерно для всех капиталистических стран.

Разрыв между спросом и предложением может быть сравни-

тельно легко обнаружен. Однако он нуждается в объяснении. Производство товаров отрывается от потребления не случайно. Технический прогресс на начальной фазе капитализма порождалтенденцию нормы прибыли к понижению (как следствие широкомасштабного вытеснения работников из предприятий). Снижение

эффективности бизнеса предприниматели стремятся возместить увеличением размеров капитала, расширением производства, а

значит, и умножением массы получаемой прибыли. В результате погони за прибылью производство выходит далеко за пределы воз-

можностей рыночного спроса. Когда такой разрыв достигает недопустимых масштабов, неизбежно наступает кризис.

Другая сторона — оздоровительная. Она неизбежна, поскольку

во время депрессии падение цен делает производство невыгодным: оно не дает обычной, средней прибыли. Выходу из этого тупика

помогает обновление основного капитала (его активной части — машин, оборудования). Это позволяет удешевить изготовление

продукции, сделать ее в достаточной степени прибыльной. Стало быть, на начальной фазе капитализма действовал само-

произвольный механизм циклического развития экономики. Она могла не только входить в фазу спада производства, но и без вмешательства государства возвращаться к хозяйственному подъему.

43.1 Воздействие государства на экономические циклы и кризисы

 

Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизводит ту экономическую обстановку, в которой он развивается. Но охарактеризовать тот или иной цикл или кризис можно только с временного расстояния

Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения.

Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная система постоянного государственного воздействия на циклическое воспроизводство характеризуется высоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства, развитием и диверсификацией инструментария экономического регулирования.

Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство действует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.[16 с. 35]

Следовательно, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы модифицировался. Переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс усложняет «очистительную» функцию кризисов, изменяет течение цикла в целом. Поэтому меняются содержание экономического цикла, формы проявления циклов и кризисов, механизм цикла.

Неотъемлемым элементом современного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует с циклическим движением экономики. Это сказывается прежде всего на изменении механизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерности движения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) с ценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими рост цен).

В современных условиях крупный капитал приспосабливается к платежеспособному спросу путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство, в свою очередь, помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. Поэтому модификации ценового механизма выражаются в уменьшении «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. В результате циклическое расширение рыночного спроса на товары и услуги оказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта. Следовательно, движение цен в современных кризисах отражает противоборство двух тенденций: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Другими словами, механизм современных капиталистических циклов сочетает в себе кризис и инфляцию.

Меняются и формы проявления современных циклов и кризисов. Это выражается: в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла; в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показателей масштабов и глубины кризисов. [17 с. 290]

Особенности современных циклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полная занятость вернулась массовой безработицей; «стабильность» цен — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.

44.Предметом исследования макроэкономики являются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства. В целом они заключаются в обеспечении условий устойчивого экономического роста; оптимального 'Сочетания занятых ресурсов с целью их рационального использования; минимизации затрат, максимизации продуктивности производства и регулирования уровня инфляции.

Проблемы макроэкономики затрагивают как отдельного человека, так и оказывают влияние на международные экономические отношения.

При этом в центре внимания оказываются такие показатели функционирования экономики, как национальный доход (НД), уровень цен (Р), уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темп экономического роста, валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и др.

Для понимания предмета исследования макроэкономики необходимо различать два уровня макроэкономического анализа:

· анализ, основанный на эндогенных переменных, т. е. переменных, определяемых в ходе расчетов при моделировании экономических процессов;

· анализ, основанный на экзогенных переменных, т. е. переменных, вводящихся извне при определении перспектив развития общественного хозяйства.

Для осуществления экономической стратегии вводятся перспективные показатели, т. е. показатели на будущий период с учетом достигнутого уровня и факторов, способных повлиять на дальнейшее развитие этого показателя. Например, достижение роста ВНП на несколько процентов предполагает учет возможностей рационального использования материальных ресурсов, денежных ресурсов, уровня занятости и роста квалификации работников и т. п., так как все это может повлиять на возможности роста ВНП.

В макроэкономике используются агрегированные (суммарные) показатели, характеризующие движение экономики как единого целого. Макроэкономический анализ предполагает выявление ключевых моментов функционирования экономической системы в условиях абстрагирования от различий между отдельными рынками, т. е. анализируется механизм установления и поддержания на основе государственной политики общего экономического равновесия.

Макроэкономический анализ включает несколько основных экономических субъектов. Так, в учебнике «Макроэкономика» под редакцией В. М. Гальперина выделены четыре экономических субъекта:

1. Сектор домашних хозяйств.

2. Сектор предпринимательства.

3. Сектор государства.

4. Заграница.

Очевидно, выделение именно этих четырех субъектов правомочно с определенной долей абстракции, а также с учетом того, что макроэкономика оперирует агрегированными величинами. На наш взгляд, в качестве основных субъектов рынка целесообразно выделить:

1. Домохозяйства.

2. Фирмы или предпринимательский сектор.

3. Государственный сектор или правительство.

4. Банковский сектор.

Названные субъекты присущи экономике закрытого типа. У государств с открытой экономикой, включенных в мировое хозяйство, правомочно выделение пятого субъекта заграницы, как субъекта внешнеэкономических отношений.

Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которые:

1. Самостоятельно принимают решения.

2. Являются собственниками какого-либо фактора производства.

3. Стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Сектор домашних хозяйств - включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, их деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домохозяйства являются собственниками всех факторов производства, и на основе их реализации получают доход, подразделяющийся на потребление и сбережение, т. е. домашние хозяйства проявляют три вида деловой активности:

· предлагают факторы производства;

· потребляют часть дохода;

· сберегают другую его часть.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Под фирмой понимается хозяйственно-экономическая единица, которая:

1. Самостоятельно принимает решения.

2. Стремится к максимальной прибыли.

3. Использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Деятельность фирм сводится к производительному потреблению факторов производства, нахождению оптимального сочетания этих факторов и переработке их в конечный продукт на основе применения наиболее эффективных на данный момент технологий.

Виды экономической активности этого сектора сводятся:

· к спросу на факторы производства;

· к предложению благ;

· к инвестированию.

Государственный сектор включает в себя все правительственные учреждения, имеющие юридическую власть для осуществления, в случае необходимости, контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общегосударственных целей по регулированию макроэкономического равновесия. Результаты деятельности государства, как производителя общественных благ, проявляются в повышении продуктивности предпринимательского сектора и снижении затрат на потребление домашних хозяйств. В отличие от предпринимательского сектора, государство не преследует цель -максимизацию прибыли. Главной целью государственного сектора является макроэкономическое регулирование на основе:

· государственных социальных программ;

· поддержания высокой занятости;

· вмешательства в рыночный механизм.

Для производства общественных благ государство закупает в качестве средств производства блага, произведенные в предпринимательском секторе. Затраты на закупку благ вместе с затратами на оплату труда государственных служащих, называются государственными расходами, источником покрытия которых служат налоги.

К государственным расходам относятся:

· пенсии занятым в государственном секторе, социальные пенсии для граждан, являющихся подданными данного государства;

· пособия по безработице, выплаты малоимущим слоям населения и т. д.;

· дотации или безвозмездное финансирование государством сфер, имеющих общегосударственное значение;

· субвенции (целевые дотации на что-либо, например, на выплату заработной платы учителям).

Эти выплаты принято учитывать в качестве отрицательных налогов. Основным фискальным агентом государства является Центральный банк. Одной из важнейших функций государства в лице Центрального банка, помимо установления учетной ставки, резервной нормы и операций на открытом рынке, является создание или предложение денег, необходимых для удовлетворения потребностей в денежной массе домашних хозяйств, предпринимателей и самого государства. Эти меры направлены на достижение макроэкономической стабильности.

Исходя из изложенного можно заключить, что экономическая активность государства, как экономического субъекта, реализуется:

· в закупке благ или товаров, необходимых для всего общества в целом;

· во взимании налогов для регулирования уровня доходов в обществе;

· в предложении денег с целью повышения экономической активности субъектов рынка.

Банковский сектор включает в себя Центральный банк и систему коммерческих банков, влияющих на создание и движение наличных и безналичных денег, а также инвестиций. К видам экономической активности данного сектора можно отнести:

· предложение бумажных денег;

· контроль за количеством бумажных денег;

 

· обмен иностранными валютами;

· кредитование и заимствование.

Коммерческие банки относительно самостоятельны в своей деятельности, поэтому разрешительные и ограничительные меры Центрального банка по предложению денег могут быть частично преодолены. Способы преодоления ограничительных мер Центрального банка будут рассмотрены далее.

Как было уже сказано, государственная экономика не может достаточно эффективно развиваться в условиях изоляции или самоизоляции. Кроме того, экономическое эмбарго является, как правило, экономической мерой воздействия на отдельную страну со стороны международного сообщества, связанной с антиобщественным курсом этой страны. Поэтому правомочно включение в систему анализа национальной экономики еще одного субъекта - заграницы.

Сектор «заграница» включает в себя всех отечественных экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные институты, учреждения, находящиеся на территории данной страны. К видам экономической активности данного сектора относят:

· взаимообмен товарами, услугами;

· взаимообмен капиталом и иностранными валютами;

· кредитование и заимствование.

При рассмотрении национальной экономики выделение незначительного числа субъектов макроэкономического анализа предполагает абстрагирование от отдельных конкретных субъектов названных секторов экономики. Оно достаточно условно и необходимо для анализа экономики как единого целого.

Макроэкономическое агрегирование распространяется не только на макроэкономические показатели, но и на рынки, поэтому рынки различных благ, например рынок ресурсов, рассматриваются как единый рынок одного абстрактного блага. Большими издержками макроэкономического анализами на основе агрегирования являются частичная потеря информации и повышение уровня абстракции. Однако упрощение экономической деятельности до обозримого числа наиболее существенных взаимосвязей лежит в основе макроэкономического моделирования, посредством которого и осуществляется макроэкономический анализ.

Макроэкономические модели представляют собой формализованные описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. С помощью моделей осуществляется выявление экономических проблем и обеспечивается многовариантность способов их разрешения, что способствует достижению многовариантности, альтернативности и гибкости макроэкономической политики. Использование макроэкономических моделей позволяет оптимизировать предпринимаемые государством меры по управлению циклическими колебаниями экономики.

Рис. 2.1. Модель национального рыночного хозяйства

 

Новый тип показателей

создано примерно

затель валовой (общей) стоимости всей продукции. Она равна сумме продаж всех товаров и услуг. Эту совокупность подразде-

ляют на два вида продукции: • промежуточную (она поступает на каждую фирму со сторо-

ны тех предприятий, которые производят сырье, материалы, комплектующие изделия); • конечную, которая идет в конечное потребление.

Поскольку промежуточные изделия повторно суммируются на каждой технологической стадии изготовления готовой продукции, их вычитают из валовой стоимости. Так образуется главный мак-

роэкономический показатель — валовой национальный продукт. Валовой национальный продукт (ВНП) — это совокупная стоимость конечных продуктов, которые созданы, распределяют-я и используются в национальном хозяйстве в течение года. Созданный ВНП определяется как сумма «валовой добавленной ст

имости» (добавленная стоимость — разница между продажами фирм и их покупками материалов и услуг других фирм) для в

отраслей. В показатель ВНП входит чистый экспорт (разница между

стоимостью вывезенных из страны товаров и стоимостью ввезенных товаров). Однако в различных странах удельный вес внешне-

торговой деятельности неодинаков. Поэтому для международных сопоставлений степени развитости экономики применяется пок

затель валового внутреннего продукта (ВВП). Он представляет собой валовой национальный продукт за вычетом сальдо (от ит

saldo — расчет, остаток) платежного баланса (разница между стимостью экспорта и импорта). В этом показателе учитываю

конечные результаты экономической деятельности только внуткаждой страны.

Паритет покупательной способности, 0,52 8,58 руб. за 1 дол. США

Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт образуют базу для исчисления других макроэкономических показателей. Что это за показатели? В состав ВНП и ВВП входит не только новая стоимость, возникшая в материальном производстве и сфере нематериальных

луг, но и амортизация (часть конечной продукции, которая возмещает израсходованный основной капитал, идет на восстанов-

ление машин, инструмента и т.п.). Если из ВВП вычесть суммудовой амортизации, то мы получаем чистый национальный про-

кт (ЧНП). В свою очередь в чистый национальный продукт входят косвен

ные налоги, устанавливаемые государством. Косвенные налоги —собый вид налогов, которые добавляются к ценам, установлен-

ным фирмами.

. Если из ЧНП вычесть косвенные налоги, то в конечном счете образуется показатель нацио-

льного дохода. Национальный доход — это совокупностьходов всех участников сфер материального производства и не-

териальных услуг

. Непреодоленной трудностью является подсчет стоимости ряда благ и услуг. Дело в том, что некото-

рые вещи (государственные или общественные блага) и услуги не продаются и не имеют рыночной цены. Поэтому они включаются в ВНП по особой методологии расчета — по условно начисленной

стоимости. Например, если человек снимает жилье, то платит за это арендную плату. Но для учета жилищных услуг, которыми пользуютс

ладельцы собственных домов, в состав ВНП условно включается «арендная плата», которую якобы они «платят» сами себе. Чт

сается юристов, полицейских, пожарных, сенаторов и другихдобных работников, то стоимость их услуг условно включает-

ся в ВНП по показателю их заработной платы. Стоимость ряда товаров и услуг вообще не учитывается в

ВНП. Это — наркотики и другие продукты «черной» экономики.юда не попадают блага, которые производятся и потребляются в

машнем хозяйстве. В связи с этим обнаруживаются «голово-мки» при исчислении национального продукта. Если, допус-

тим, проигрывать граммофонную пластинку дома, то это не входит в стоимость ВНП. Если то же делать с помощью автомат

(уплатив соответствующую сумму), то это увеличивает ВНП. Стмость услуг прислуги входит в общую величину ВНП, а сто-

мость услуг жены в домашнем хозяйстве — нет. Имеется еще один недостаток показателя ВНП. Его стоимост

дсчитывается как сумма продаж конечной продукции в рыночных ценах. Между тем в условиях инфляции цены искажаю

действительную стоимость ВНП. Поэтому различают: номинальный ВНП — сумму конечных товаров и услуг в текущих рыноч

ных ценах и реальный ВНП — стоимость товаров и услуг, измеренная в постоянных ценах (ценах базового года).

Зная номинальный и реальный ВНП, мы можем подсчитатфлятор (от лат. deflatio — сдувание) ВНП (или дефлятор цен

ВНП). Дефлятор ВНП — это отношение номинального объемВНП к реальному:

Номинальный ВНП Номинальный ВНП

Дефлятор ВНП = .

Реальный ВНП Итак, мы рассмотрели макроэкономические показатели, с по-

мощью которых удалось организовать национальное счетоводство. Необходимость государственного регулирования

Национальные счета

макроэкономики послужила причиной возникновения своеобразной национальной бухгалтерии. Один из принципов бухгалтерского учета — ведение двойной

записи в бухгалтерском балансе (от фр. balance — весы). В одной половине бухгалтерских счетов записывают доходы, апротивоположной — расходы. Другим принципом является равенство доходов и расходов. Все расходы на приобретение продуктов

обязательно являются доходом производителей этих продуктов. Так, показатель валового национального продукта одновременно

измеряет как совокупный доход всех хозяйственных единиц, так и общий объем расходов на производство товаров и услуг в стране.

Отсюда вытекает возможность введения всеохватывающего учета в масштабе всей страны. Такой учет осуществляется в виде

национальных счетов. Национальные счета — это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, которые харак-

теризуют производство, распределение и использование ВНП и национального дохода. Такие счета стали использоваться Орга-

низацией Объединенных Наций в международной статистике с 1953 г. С 1970-х гг. эта система применялась более чем в 100 стра-

нах. В нашей стране она введена с 1995 г. В национальных счетах обобщена информация об экономиче-

ских операциях хозяйственных единиц по следующим секторам: а) «предприятия» — предприятия, организации или учрежде-

ния, которые основаны на коммерческих началах (ради прибыли); б) «домашние хозяйства» — население как потребитель, а так-

же некоммерческие организации (профсоюзы, благотворительные общества, любительские спортивные ассоциации, частные неком-

мерческие школы, больницы, вузы); в) «государственные учреждения» — государственный аппа-

рат (администрация, армия, полиция, работники судопроизводства); учреждения науки, культуры, просвещения и здравоохра-

нения (финансируемые государством); г) «зарубежные страны» — то, что находится за пределами

национального хозяйства. Основу национальных счетов составляют сводные счета. При-

мером может служить баланс доходов и расходов в масштабе нации (ВВП). В этом балансе подсчитывается общая сумма доходов

хозяйственных единиц и населения (оплата труда, прибыль, другие виды доходов, амортизация). Расходы состоят из трех групп: фактическое конечное потребление домашних хозяйств, конечное

потребление органов государственного управления и валовое накопление основного капитала

 

45. Все основные показатели в системе национальных счетов отражают результаты экономической деятельности за год, т.е. выражены в ценах данного года (в текущих ценах) и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития одной и той же страны в различные периоды времени. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей (показателей реального объема производства и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели.

Номинальный ВВП – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора:

изменение реального объема производства

изменение уровня цен.

Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВНП от воздействия на него изменения уровня цен. Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом, базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего. Последнее используется для исторических сравнений (например, для расчета реального ВВП 1980 года в ценах 1999 года. В этом случае 1999 год будет базовым, а 1980 год – текущим).

Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен

Общий уровень цен рассчитывается с помощью индекса цен. Очевидно, что в базовом году номинальный ВВП равен реальному ВВП, а индекс цен равен 100% или 1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.