Сделай Сам Свою Работу на 5

Политика в сфере образования





Реализация политики в сфере образования будет стро­иться исходя из приоритетности развития этой отрасли как неотъемлемого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Процесс модернизации системы образования будет осу­ществляться с учетом реально складывающейся экономи­ческой ситуации, результатов, полученных в ходе экспери­ментов и реализации основных мероприятий в этой области, а также с учетом складывающихся демографических тен­денций.

Определяющее значение будет иметь деятельность по обеспечению равенства доступа к образованию для различ­ных социальных слоев и территориальных групп населения. Правительство Российской Федерации будет стремиться к установлению социально приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг в области образования при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования. Соци­альный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представ­лять во все возрастающей степени и сумму частных интересов семей и организаций.



 

Основные задачи, стоящие перед системой образования:

§ содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда; противодействие негативным социальным процессам — распространению алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде, борьба с беспризорно­стью и безнадзорностью несовершеннолетних;

§ развитие специального образования для лиц с ограни­ченными возможностями здоровья;

§ создание условий вхождения новых поколений в от­крытое информационное общество, поддержка повсеместно­го использования информационных технологий, компьютери­зация школ и создание единой информационной среды обра­зования;

§ повышение вклада образования в модернизацию эконо­мики, что требует:

§ обновления содержания и структуры профессионально­го обеспечения условий для развития научных школ в фун­даментальном и инженерном образовании, в сфере информа­ционных технологий;

§ расширения подготовки кадров высшей квалификации.

Основные пути реализации задач, стоящих перед системой образования:



§ Устранить перегруженность учебных планов предмета­ми и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.

§ Пересмотреть методы обучения, существенно расши­рив долю тех из них, которые формируют навыки анализа информации, самообучения. Увеличить долю открытого об­разования.

§ Восстановить и укрепить связи профессионального об­разования с практикой и научными исследованиями.

§ Повысить стандарты и качество преподавания соци­альных наук, в первую очередь, экономики, права, основ политической системы, менеджмента, социологии, иностран­ных языков.

§ Осуществить переход на сопоставимую с мировой прак­тикой систему статистики и показателей качества образова­ния.

§ Расширить участие общества в управлении образова­нием путем создания:

 

- попечительских советов, что позволит обеспечить при­ток в образование дополнительных финансовых, материаль­ных, кадровых ресурсов, их эффективное использование и общественный контроль;

- условий для стимулирования различных форм самоор­ганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддерж­ку образования, фондов поддержки образования (образова­тельных учреждений, организаций);

системы поддержки профессиональных сообществ в сфере образования.

§ Обеспечить полную и последовательную реализацию правового статуса учебного заведения, заложенного в Законе РФ «Об образовании». Это включает:

- договорные формы отношений с учредителем или час­тными заказчиками, в том числе с непосредственными полу­чателями образовательных услуг;

- государственное регулирование деятельности учебных заведений через механизмы аккредитации;



- формирование независимой системы аттестации и кон­троля качества образования.

В области дошкольного образования необходимо сфор­мировать минимальные государственные требования к дан­ному виду образования. Предполагается разделить собствен­но дошкольное образование и содержание детей в дошколь­ных образовательных учреждениях на основе гибких программ подготовки к школе, в том числе с индивидуальным графи­ком их посещения (неполная неделя, неполный день и т. п.).

Стратегическая линия развития системы общего средне­го образования состоит в его адаптации к изменившимся со­циально-экономическим условиям в части содержания обра­зования, организационно-экономическом механизме деятель­ности школ, в управлении ими.

Необходимыми условиями являются:

- личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса;

- многообразие образовательных учреждений и вариа­тивность образовательных программ;

- эффективная поддержка инновационных мероприятий и активное участие общества в развитии образования;

- усиление социальной и гуманитарной ориентированно­сти общего среднего образования;

- направленность образовательного процесса на разви­тие способностей мышления, выработку практических навы­ков.

Необходимо существенно повысить роль коммуникатив­ных дисциплин, прежде всего информационных технологий, русского и иностранных языков.

В области общего среднего образования будет продол­жаться широкомасштабный эксперимент по обновлению его содержания. Необходимо разработать стандарты общего сред­него образования, а также требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней среднего образования.

Механизмы и варианты осуществления реструктуриза­ции сельской школы должны включать: создание образова­тельных центров в сельской местности в различных'их вари­антах, развитие транспортного обслуживания сельских школ, развитие дистанционного образования (включая Интернет-образование) и соответствующей сети центров дистанционно­го обучения. Решение о выборе варианта оптимизации сети сельских школ следует принимать с учетом местных условий.

На современном этапе увеличивается потребность в спе­циалистах с начальным и средним профессиональным обра­зованием для обеспечения технологической культуры произ­водства, административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, техничес­кого, информационного и социального сервиса.

В целях адаптации к спросу на рынках труда и обеспече­ния вертикальной мобильности учащихся начальной и сред­ней ступеней профессионального образования необходимо создать условия для:

интеграции средних специальных учебных заведений с учебными заведениями, реализующими программы началь­ного профессионального образования, профессионального технологического обучения школьников, переподготовки взрослого населения;

интеграции средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включения в состав университетских ком­плексов (в том числе с сохранением статуса юридического лица);

оптимизации сети учебных заведений начального про­фессионального образования, апробирования и внедрения новых моделей финансирования начального профессиональ­ного образования.

Основные задачи в области содержания начального и среднего профессионального образования:

актуализация содержания и повышение выпускных стандартов, их ориентация на международный уровень каче­ства, расширение социального партнерства с работодателя^ ми, профсоюзами и службами занятости, участие работода­телей, инвесторов и экспертов как в формировании стандар­тов, так и в создании условий для значительного повышения качества профессиональной подготовки выпускников;

усиление профессиональной составляющей и разработка оптимальной концепции реализации среднего (полного) общего образования в учебных заведениях начального профессиональ­ного образования.

Для обновления структуры высшего профессионального образования, его адаптации к потребностям общества и эко­номики предусмотрено создание механизма выявления и трансляции социального заказа на подготовку специалистов данного уровня образования, который должен представлять собой сбалансированную совокупность потребностей населе­ния, организаций и государства. Наряду с этим усиливается роль государственных приоритетов в профессиональном об­разовании, в первую очередь, в формировании «кадрового заказа» для развития перспективных рынков и технологий. В дальнейшем с учетом итогов эксперимента по введению еди­ного государственного экзамена (ЕГЭ) будет определен по­рядок приема в вузы и соответствующего финансирования по государственным именным финансовым обязательствам.

Создание университетских комплексов как нового типа учебных заведений будет предусматривать интеграцию учеб­ных заведений различных уровней образования: формирова­ние ассоциаций и консорциумов, включающих в себя как учеб­ные заведения, так и научно-исследовательские институты, экспериментальные и венчурные предприятия. В рамках ком­плексов будут разработаны сопряженные образовательные программы разных уровней профессионального образования.

Для опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям предусматри­вается создание федеральных научно-образовательных цен­тров.

Эффективная модернизация образования предполагает создание федеральной и региональных систем управления качеством образования.

Будет проведена работа по введению ЕГЭ с целью обес­печения объективности и унификации итоговой аттестации в системе общего образования и вступительных испытаний системы профессионального образования.

Приоритетная сфера государственных интересов — создание условий для качественной реализации на основе бюджетного финансирования образовательных программ всех уровней.

Необходимо обеспечить увеличение средств федераль­ного бюджета, направляемых на нужды образования, а так-же сформировать механизм финансирования получения граж­данами общего среднего образования, гарантирующий безус­ловное выполнение требований государственного стандарта данного уровня образования.

Планируется изменение структуры бюджетных расходов на образование — должны быть сформированы три крупных блока:

§ обеспечение реализации образовательных программ (текущее финансирование), осуществляемое на нормативноподушевой основе (по итогам соответствующих экспериментов);

§ развитие материально-технической базы образовательных учреждений и организаций, компьютеризация и информатизация образовательного процесса. Приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, научной и учебной литературы, разработка современных учебных программ (бюджет инноваций). Распределение указанных средств будет осуществляться в основном на конкурсной основе при условии привлечения софинансирования со стороны бюджетов других уровней и внебюджетных средств;

§ адресное финансирование социальных услуг, сопутствующих образовательному процессу.

 

Особую актуальность приобретает решение проблемы расширения базы финансирования образования за счет сти­мулирования притока в отрасль средств из внебюджетных источников, включая средства населения, инвесторов и спон­соров.

Будет развита нормативная база образования, предус­матривающая увеличение разнообразия организационно-пра­вовых форм государственных образовательных учреждений и организаций а также их хозяйственной самостоятельности. В высшем профессиональном образовании будет проведен эксперимент по апробации механизма нормативно-подушевого финансирования получения образования с использова­нием государственных именных финансовых обязательств:

1. Предполагается приступить к введению системы адресного стипендиального обеспечения путем предоставления стипендий студентам из числа детей-сирот, инвалидов, ветеранов боевых действий, а также социальных стипендий для лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи, при сохранении и развитии системы академических стипендий, поощряющих успеваемость студентов, их учас­тие в научной работе.

2. Острой остается проблема сиротства. В целях преодоления этого негативного социального явления, обустройства и облегчения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо принятие решений, направленных на стимулирование передачи указанных кате­горий детей на воспитание в приемные семьи и детские дома семейного типа.

3. Предполагается разработать и приступить к реализации комплекса мер социальной поддержки работников системы образования, включая совершенствование системы оплаты труда.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.