Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная поддержка населения





Цели государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период:

§ смягчение негативных последствий бедности, сниже­
ние социального неравенства и предотвращение социально­
го иждивенчества;

§ повышение эффективности социальных пособий и пре­доставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

§ расширение рынка и повышение качества предостав­ляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы вы­бора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируе­мыми социальными услугами;

§ расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной помощи будут направ­лены на достижение следующих задач:

§ обеспечение максимально эффективной защиты соци­ально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

§ повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения него­сударственных организаций;



§ четкое разграничение и при необходимости перерас­пределение полномочий между различными уровнями власти в сфере социальной поддержки населения;

§ развитие конкурсного финансирования в социальной сфере с привлечением альтернативных источников финанси­рования различных видов социальной помощи.

§ Будут разработаны и реализованы государственные меры по преодолению бедности, предусматривающие снижение ее уровня в среднесрочном периоде, предупреждение ее возра­стания и распространения, в том числе с использованием различных механизмов и подходов к конкретным социально-экономическим группам населения.

§ В целях уточнения методологии определения прожиточ­ного минимума как критерия бедности в соответствии с зако­нодательством в условиях реформирования социальной сфе­ры будет осуществляться актуализация потребительской кор­зины для основных социально-демографических групп насе­ления с учетом практики экспертизы региональных потреби­тельских корзин.

В основу реформ в сфере социальной поддержки насе­ления будет положен принцип адресной направленности со­циальной помощи на основе проверки нуждаемости, суть которой — сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуж­дается.



Потребуется постепенный и взвешенный подход к пере­смотру и отмене ряда льгот при введении адекватных ком­пенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уяз­вимых слоев населения.

Льготы, установленные для различных категорий рабо­тающих граждан (в частности, для работников правоохрани­тельных органов, военнослужащих), будут переведены в фор­му денежных выплат.

При отказе от традиционно сложившегося уравнитель­ного предоставления социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему физическому, возра­стному состоянию лишены возможности самообеспечения. В этом случае социальные льготы будут трансформироваться в один из видов государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь будет оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума, и находящимся в тяжелой жизненной ситуации. В связи с этим требуют совер­шенствования процедуры обязательной проверки нуждаемости ее получателей, а также обязательности использования всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации. Предусматривается постепенное введе­ние контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства клиента при получении помощи (трудоустрой­ство, участие в общественных работах, в программах соци­ально-психологической реабилитации и др.).



Потребуется разграничить полномочия, права и ответ­ственность в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов мест­ного самоуправления. На федеральном уровне предполагается установить общие условия, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. Задачи федеральных органов исполнительной власти:

формирование законодательной нормативной базы, определяющей параметры бедности и механизмы ее преодо­ления;

разработка методик адресного порядка оказания государственной социальной помощи и контроль за его осу­ществлением;

проверка законности принимаемых на региональном уровне решений.

Функции определения размеров и видов оказания соци­альной помощи, а также установления дополнительных ус­ловий для получения нуждающимися гражданами социаль­ной помощи предполагается передать на региональный уро­вень. Непосредственное предоставление социальной помощи целесообразно осуществлять органами местного самоуправ­ления, так как по своей природе они максимально прибли­жены к населению.

Сохраняется актуальность решения задачи определения потребности субъектов Российской Федерации в финансиро­вании адресной социальной помощи с учетом необходимости межбюджетного выравнивания. При этом финансирование государственной социальной помощи, предусмотренное зако­нами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должно осуществляться из бюдже­тов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для усиления государственной помощи гражданам, име­ющим детей, будут приняты меры по обеспечению своевре­менной и в полном объеме выплаты ежемесячных пособий.

В последние годы увеличилась численность граждан, ока­завшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (инвалиды, воен­нослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, лица без определенного места жительства, граждане старшего поколения, безнадзорные и беспризорные дети).

Цель государственной политики в отношении указанных категорий социально уязвимых граждан — создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражда­нами возможностей в реализации гражданских, экономичес­ких, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим зако­нодательством. В частности, необходимы меры по повыше­нию социального статуса и уровня материального обеспече­ния военнослужащих, членов их семей, ветеранов Вооружен­ных Сил Российской Федерации; по созданию государствен­ной системы медико-социальной и медико-психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооружен­ных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

В связи с ростом численности граждан, имеющих инва­лидность, прежде всего детей, возросла потребность в про­ведении их медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Приоритетные направления в среднесрочный период:

совершенствование государственных служб медико-со­циальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

стимулирование производства протезно-ортопедичес­ких изделий и других технических вспомогательных средств, облегчающих труд и быт инвалидов, расширение ассорти­мента и повышение качества этих изделий;

обеспечение доступности для инвалидов зданий и со­оружений, средств транспорта, связи и информации и т. д.

В сфере социальных услуг будут решаться задачи по расширению рынка и повышению качества предоставляемых услуг; по децентрализации системы социальных служб; по дальнейшему развитию негосударственного сектора.

Предполагается дальнейшее развитие программно-целе­вых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обес­печения равного доступа к государственному финансирова­нию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Предусматривается разработать общие требования к де­ятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе государственных стандартов социального обслуживания и системы оценки качества выполнения соци­альных программ; использовать наряду с государственным финансированием частные благотворительные средства; раз­вивать самоокупаемость социальных услуг в сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки.

В целях обеспечения эффективного управления процес­сами в социальной сфере будет продолжена работа по комп­лексной информатизации социальной сферы, что позволит создать единую систему сбора, хранения и предоставления информации, характеризующей состояние социальной сфе­ры Российской Федерации.

Пенсионная реформа

Основные проблемы существующей пенсионной системы: низкий уровень пенсий, слабая их дифференциация. Комп­лекс мер по повышению уровня выплачиваемых пенсий в 1999—2000 гг. позволил обеспечить рост реального размера пенсий, однако основные проблемы пенсионной системы ос­таются нерешенными. Несмотря на принимаемые меры, сред­ний размер назначенных пенсий остается на уровне ниже прожиточного минимума пенсионера.

Достигнутая в последнее время на этом фоне относитель­ная финансовая устойчивость пенсионной системы не создает надежных предпосылок для ее развития в будущем. Долго­срочный демографический прогноз свидетельствует об уско­рении процесса старения населения после 2007 г. В результа­те увеличение численности пенсионеров будет сопровождаться снижением числа работающих, осуществляющих платежи в пенсионную систему. Поэтому сохранение распределительно­го принципа финансирования пенсий в перспективе ухудшит финансовое состояние пенсионной системы и снизит уровень выплачиваемых пенсий.

В среднесрочной перспективе главные задачи реформи­рования распределительной пенсионной системы:

§ установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной стра­ховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации в период трудовой деятельности;

§ постепенное повышение реального уровня пенсионно­го обеспечения граждан при условии поддержания финансо­вой устойчивости пенсионной системы;

§ повышение реального размера пенсий при соблюдении финансовых ограничений, устанавливаемых бюджетом Пен­сионного фонда Российской Федерации и федеральным бюд­жетом.

Общий финансовый баланс пенсионной системы должен поддерживаться на уровне, позволяющем осуществлять пла­тежи на финансирование обязательных накопительных пен­сий. Дальнейшее реформирование пенсионной системы пред­полагает формирование трудовой пенсии из трех частей:

базовая часть трудовой пенсии будет иметь фиксиро­ванный размер, одинаковый для всех получателей государ­ственных пенсий, выполнивших минимальные требования по трудовому стажу. Выплата базовой части пенсии осуществля­ется из сумм единого социального налога (взноса), зачис­ляемых в федеральный бюджет;

страховая часть трудовой пенсии, зависящая от ре­зультатов труда конкретного человека, которые оценивают­ся на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение всей его трудовой деятельности. Величина накоп­ленных пенсионных прав отражается в виде условного пен­сионного капитала на индивидуальном лицевом счете застра­хованного. Индексация накопленных пенсионных прав граж­дан осуществляется с учетом динамики средней заработной платы в стране и темпов инфляции. Размер пенсии будет соответствовать сумме уплаченных в Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации страховых взносов и средней продолжи­тельности выплаты пенсий;

накопительная часть трудовой пенсии, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов (налога) и инвести­ционного дохода, учтенных в специальной части индивиду­ального лицевого счета, и выплачиваемая по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Размер пенсий бу­дет рассчитываться исходя из суммы средств, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застра­хованных лиц, и установленного периода выплаты пенсии.

Исходя из суммы средств, учтенных в специальной час­ти индивидуального лицевого счета, будет назначаться вып­лата наследникам в случае смерти застрахованного лица.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обя­зательного пенсионного страхования за счет части плате­жей в Пенсионный фонд Российской Федерации будет со­здан неперсонифицированный резерв, призванный обеспе­чить безусловное выполнение обязательств государства пе­ред застрахованными лицами при изменениях демографи­ческих и иных условий функционирования социально-эко­номической системы.

Начиная с 2002 г. предусматривается установить отчисле­ния в накопительную составляющую обязательной пенсион­ной системы, отражаемые в специальной части индивиду­альных лицевых счетов застрахованных лиц в системе инди­видуального (персонифицированного) учета Пенсионного фон­да Российской Федерации. Накопительная часть трудовой пен­сии формируется за счет уплаты страховых взносов (налога) и начисленного на них инвестиционного дохода. Ставка стра­ховых взносов в накопительную часть государственной пен­сионной системы в течение всей трудовой деятельности не понижается. При этом отчисления в распределительную пен­сионную систему будут снижаться на величину отчислений в Накопительную систему.

Средства, учтенные в специальной части индивидуаль­ных лицевых счетов, составляют пенсионные резервы и под­лежат инвестированию.

Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность государству финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность.

Для обеспечения деятельности накопительной системы будут определяться порядок и сроки оценки стоимости инве­стиционного портфеля, порядок размещения резервов обяза­тельного пенсионного страхования, методика расчета инвес­тиционных индексов, порядок учета инвестиционного дохода в специальной части индивидуальных лицевых счетов.

Созданная система персонифицированного учета Пенси­онного фонда Российской Федерации должна быть полностью адаптирована к проблемам реформирования всей цепи отно­шений между работодателями. Пенсионным фондом Российс­кой Федерации, застрахованными лицами и пенсионерами — от уплаты страховых взносов до назначения и выплаты пен­сии и системой учета плательщиков страховых взносов. Кро­ме того, должна быть обеспечена организация учета факти­чески поступивших платежей за застрахованное лицо, вве­дение специальной части индивидуального лицевого счета для фиксации размера денежных средств, направляемых на накопительное финансирование пенсий, а также технология учета и распределения инвестиционного дохода.

Реформирование пенсионного обеспечения в связи с осо­быми условиями труда предполагается осуществить за счет обязательного профессионального пенсионного страхова­ния на основе накоплений дополнительных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем в про­фессиональные пенсионные системы (государственную и негосударственные), и предоставления социальным партне­рам возможности альтернативного выбора конкретных форм этих систем в рамках коллективных договоров (соглашений). В качестве альтернативы выбора может предусматриваться повышение заработной платы работникам, занятым на рабо­чих местах, дающих право на льготную пенсию на сумму причитающихся к уплате дополнительных страховых взно­сов.

Введение профессионального пенсионного страхования влечет за собой прекращение приобретения пенсионных прав по досрочному выходу на пенсию в распределительной части пенсионной системы. Ранее приобретенные права по досроч­ному выходу на пенсию будут конвертированы в условный пенсионный капитал.

В целях защиты прав участников профессиональных си­стем будут введены единые требования к осуществлению инвестиционной деятельности независимо от форм функцио­нирования профессиональных пенсионных систем, а также дополнительные требования к надежности и репутации орга­низаций, осуществляющих обязательное профессиональное пенсионное обеспечение.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях, предусматривается сохранить на ближайшие годы право на назначение пенсий по действу­ющим условиям. В перспективе преобразование этих пенсий будет осуществлено на принципах, аналогичных используемым при формировании профессиональных пенсионных систем.

В социальной сфере бюджетная политика в области рас­ходов должна обеспечить проведение структурных реформ по следующим направлениям:

обеспечение доступности для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохра­нения;

сокращение социального неравенства на основе пере­распределения социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сниже­нии помощи обеспеченным семьям;

увеличение финансирования науки при приоритетной поддержке фундаментальных исследований.

Контрольные вопросы и задания

Назовите основные цели социального государства.

Какие права и гарантии необходимо обеспечить в стра­не для установления принципов социального государства?

Какие приоритеты установило Российское государство в решении главных социальных задач (в сфере занятости, доходов, социальной защиты населения, охраны окружаю­щей среды, в формировании социокультурной среды, соци­альном обслуживании, региональной социальной политике)?

Назовите механизмы функционирования социального государства.

Как формируются программы и планы социально-эко­номического развития страны и ее регионов?

Назовите основные приоритеты Правительства Россий­ской Федерации на среднесрочную перспективу.

Назовите основные цели демографической политики государства на среднесрочную перспективу.

Для чего формируется социальным государством и дру­гими заинтересованными субъектами образовательная и куль­турная политика?

Не превращает ли социальная поддержка население в пассивных потребителей социальных благ?

 

Как социальное государство строит политику занято­сти трудоспособного населения?

Не разрушает ли основы государства чрезвычайно сильная миграция населения? Как формируется миграцион­ная политика государства?

В чем заключается бюджетная основа социального го­сударства?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.