Сделай Сам Свою Работу на 5

Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства





Никто не отрицает огромную значимость финансовых Ресурсов, от увеличения которых зависит решение соци­альных проблем. Но содействовать выполнению социальным государством его функций могут и меры чисто организаци­онного и организационно-правового характера:

создание прочной, всеобъемлющей и стабильной зако­нодательной базы для всех направлений, содействующих ре­шению социальных проблем. В настоящее время не заверше­но еще формирование социального законодательства, а в действующих законах немало норм, не отвечающих требова­ниям социального государства;

обязательность предварительной научной и обществен­ной экспертизы проектов законов и других нормативных ак­тов с позиций их соответствия социальным требованиям, что исключило бы возможность принятия актов, ухудшающих социальное благополучие граждан;

усиление общественного контроля (в том числе проф­союзного) за деятельностью всех государственных и хозяй­ственных органов, связанных с решением социальных про­блем, за расходованием государственных средств;

активное применение права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдение актов трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права (ст. 370 Трудового кодек­са РФ);



принятия решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК РФ), учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ), учет мнения выборного профсоюзного органа, представ­ляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудово­го права (ст. 372 ТК РФ);

установление порядка, предусматривающего более решительное (но оптимальное) вмешательство государства в процесс оздоровления плохо работающих предприятий (го­сударственных и ныне акционированных), наносящих ре­альный ущерб социальной политике, как прямо (в отноше­нии своего коллектива), так и опосредованно (когда предприятие не пополняет государственный бюджет и соци­альные фонды);

активизация экономического поведения людей, поощ­рение хозяйственной инициативы отдельных граждан при обеспечении социальной помощи нуждающимся в этом граж­дан (в том числе содействие развитию малого бизнеса, обес­печивающему занятость людей и источник средств к суще­ствованию за счет упрощения порядка лицензирования и ре­гистрации предприятий, предоставления льготных кредитов, обеспечения защиты личной неприкосновенности предприни­мателей и имущества от преступников и вымогателей);



организация государственной системы служб социаль­ной работы и помощи (на уровне лучших мировых стандар­тов), призванной поддерживать нуждающиеся категории на­селения, а также содействовать адаптации граждан к новым, рыночным условиям. Подобные организационные меры (при достаточном их финансировании) способны обеспечить благо­приятную обстановку для трудовой деятельности и безопас­ных условий труда на предприятиях, содействовать налажи­ванию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения, улучшить деятельность учреждений социальной инфраструктуры (образования, здра­воохранения, культуры) при достаточном их финансировании.

Проведение эффективной организационной работы — важнейшее средство формирования общественного сознания и социального поведения людей, отвечающих принципам со­циального государства и общечеловеческим ценностям, со­циальных общностей и других социальных систем (в том чис­ле развитие социального партнерства) путем преодоления крайних различий в имущественном положении граждан, раз­вития среднего класса.

Функции федеральных органов государственной власти



Функции органов власти субъектов Федерации

Функции органов местного самоуправления

Функции политических партий

Функции профсоюзов

Функции других общественных объединений

Контрольные вопросы:

- Назовите основные функции государства.

- Назовите основные функции социального государства.

- Почему происходит рост количества социальных функ­ций на более высоких уровнях развития государства?

- Почему социальные функции включаются в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политичес­кими и экономическими функциями?

- Как происходит «социализация» всех функций государ­ства?

- Назовите основные средства и методы реализации функций социального государства.

 


Глава 1.7 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова

Принципы социального государства

Тарифная автономия работодателей

Солидарность

Тарифная автономия работников и их объединений

Социальная справедливость

Экономическая свобода человека

 

Опыт многих европейских государств, являющихся по конституции правовыми социальными государствами, пока­зывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на:

§ принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

§ принцип доверия к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но од­новременно и на принцип ответственности государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспе­чение благополучия своих граждан;

§ принцип социальной справедливости и солидарности общества, в том числе путем налогового перераспределения Доходов от богатых к бедным и вовлечения дееспособных в трудовой процесс и обеспечение социальной ответственности трудоспособных за еще или уже не работающих граждан;

§ принцип участия работников в управлении производ­ством и распределении, в общественной и государственной жизни, развивая при этом различные формы экономической демократии.

 

В современном обществе — считают В. А. Каменецкий и В. П. Патрикеев — должен действовать принцип «государство для человека», последовательное применение которого яв­ляется краеугольным камнем в фундаменте социального го­сударства. По их мнению, этот принцип выражается в при­знании:

§ морального и юридического приоритета естественного права перед дозволительным, т. е. позитивным;

§ человека в качестве единственного субъекта права соб­ственности на все объекты собственности, существующие в государстве;

§ первичности обязанностей члена общества перед дру­гими членами общества по отношению к его правам;

§ особой роли нематериальных объектов собственности, которые не могут быть отчуждены от человека;

§ человека в качестве единственного субъекта налогооб­ложения;

§ первичности интересов человека перед интересами го­сударства при определении допустимого уровня налогообло­жения;

§ приоритета социальных статей государственного бюд­жета перед всеми остальными, вследствие чего источником социальных выплат становится весь государственный бюджет, а ответственным за организацию выплат — правительство;

§ человека в качестве непосредственного инвестора, спо­собного наилучшим образом увязать инвестиции со своими потребностями.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.