Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 11. Конкуренция и конкурентоспособность в сфере предпринимательства





Цель лекции:Определить сущность конкуренции в предпринимательстве

Вопросы лекции:

1. Понятие и виды конкуренции, развитие конкуренции в современных условиях.

2. Конкурентное преимущество и конкурентоспособность предприятия.

3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательской деятельности

1. Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Конкуренция является важнейшим элементом рынка, играющим решающую роль в повышении качества продукции, работ, услуг, снижения производственных затрат, освоении в производстве технических новинок и открытий.

В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на:

- ценовую (конкуренцию на основе цены);

- неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости)

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.



Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и в конечном счете завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

- фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;



- для проникновения на рынки с новыми товарами;

- для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара ( фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

- промышленный шпионаж;

- переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

- выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на 50% дешевле;

- закупка образцов с целью их копирования.

2. Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:

1) Конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, перспективными материалами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией с целью обеспечения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда.

В качестве конкурентов предприятия на сырьевых рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;



2) Конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;

3) Конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.

В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.

В условиях насыщенного рынка конкуренция покупателей уступает место конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.

Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.

Предприниматель неизбежно сталкивается с конкуренцией, а потому стремиться сделать свою фирму максимально конкурентоспособной.
Конкуренция определяется, как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

Конкуренция – соперничество между товаропроизводителями за лучшие экономически выгодные условия производства и реализации продукции. Для нее характерно состояние, когда ни один из хозяйствующих субъектов не занимает доминирующего положения на конкурентном рынке, идет постоянная борьба товаропроизводителей за покупателя и увеличение доли на рынке.

Создание условий и поддержание конкуренции является заботой государственных антимонопольных органов, наблюдающих за состоянием рынка.

Образование крупных производственных структур и дальнейшее формирование мирового рынка ведет к усилению конкуренции на международном рынке.

Ужесточение конкурентной борьбы ведет к банкротству фирм, не способных противостоять своим конкурентам. В результате конкуренции на рынке сохраняют и расширяют свои позиции наиболее сильные и восприимчивые к научно-техническому прогрессу и хорошо адаптирующиеся к конкретной ситуации фирмы. Это ведет в целом к повышению эффективности экономики, удовлетворению повышенного спроса потребителей.

Важную роль в создании конкурентной среды играют мелкие и средние предприятия, свобода предпринимательской деятельности, поэтому в Казахстане активно поддерживается мелкий и средний бизнес, предпринимательство.

3. Конкурентная стратегия – это синоним деловой стратегии, т.е. совокупность правил, которым должно следовать любое хозяйственное подразделение, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли.

Существуют четыре типа стратегии конкурентной борьбы:

- виолентная – характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства товаров и услуг

- патиентную – для предприятий узкой специализации

-коммутантная – при обычном бизнесе в мелких масштабах

-эксплерентная – с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка.

Задачей конкурентной стратегии является приведение компании в такое состояние, при котором она может в полной мере использовать свои преимущества, поэтому конкурентную борьбу следует начинать с глубинного анализа. Целью анализа – оценить какие изменения с стратегии могут предпринять ваши конкуренты. Такой анализ должен отвечать на вопросы:

- каковы шансы ваших конкурентов на успех?

- как данный конкурент отреагирует на возможные стратегические шаги других конкурентов?

Анализ требует дорогостоящих исследований, к тому же многое нужные сведения малодоступны. Он предполагает четыре диагностических компонента:

- будущие цели

- предположения

- текущую стратегию

- возможности

Знание целей конкурента дает возможность предсказать, насколько он удовлетворен своим нынешним положением и финансовыми результатами. На этом основании вы можете судить о вероятностном изменении стратегии конкурента и отреагировать на события, которые его затрагивают.

Предположение делится на две категории. Это оценка конкурентом самого себя и предположения конкурента относительно отрасли и других действующих в ней компаний. Каждая компания действует в соответствии с определенными оценками обстоятельств, в которых они находятся.

Текущая стратегия. Стратегию конкурента можно определить как оперативную программу, отработанную для каждого функционального подразделения компании и для каждого способа координации этих функциональных подразделений. Стратегия может быть явной и скрытой, но в той или иной форме всегда присутствует.

Возможности. Анализ возможностей конкурентов завершает процесс диагностики. Их цели, оценки и стратегии влияют на вероятность, время, природу и интенсивность их реакций.

В зависимости от конкурентной стратегии различают следующие типы конкурентного поведения:

- креативное – характеризуется действиями, которые создают превосходство над соперниками. Существенным признаком креативного поведения является стремление предпринимателей к изменению существующей структуры спроса и предложения.

- приспособленческое – связано с попытками определить действия соперников и модернизировать производство. Это проявляется особенно когда предприниматель, не уверенный в своих действиях, стремиться в возможно более сжатые сроки скопировать достижения своих конкурентов

- гарантирующее поведение - диктуется стремлением предпринимателей к сохранению и стабилизации на длительную перспективу уже достигнутых на рынке позиций за счет повышения качества продукции, видоизменения ассортиментного набора, создания различных услуг.

Конкурентная стратегия также зависит от конкурентных сил:

- конкуренция между действующими компаниями, уже укрепившимися на рынке

- влияние покупателей

- влияние поставщиков

- угроза появления новых конкурентов

- угроза появления новых товаров.

Вопросы для самоконтроля:

1 Анализ конкурентов в предпринимательстве

Рекомендуемая литература:

1. Сейдахметов А.С., Елшибекова К.Ж. «Предпринимательство»: Учебное пособие. Алматы: Экономика 2010 – 304с.

2. Кондраков Н. П., Кондраков И. Н. Основы малого и среднего предпринимательства: практическое пособие.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 446с.

3. Лапуста М. Г. Предпринимательство:учебник - М.:ИНФРА-М, 2013. -384с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.