Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА10: «КУЛЬТУРА И ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»





Цель лекции:Рассмотреть роль и значение культуры предпринимательских организаций

Вопросы:

1. Сущность и значение культуры предпринимательства.

2. Культура предпринимательских организаций.

3. Деловая и профессиональная этика.

1.

В функционировании предприятия (организации) важную роль играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.

Существуют различные трактовки понятия «культура предпри­нимательства».

1) Культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. При этом представления о ценностях позволяют дать ответ на вопрос, что важно для предприятия, а убеждения — понять, как предприятие должно функционировать и как им следует управлять (рисунок 1).

 
 


проявляется через

 
 
представление о ценностях  


из них выводятся

нормы и правила поведения  

 
 


которые влияют на



 
 
конкретное поведение  


Рисунок 1 – Становление культуры предпринимательства

 

2) К организационной культуре отно­сят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.

 

Наиболее полное и развернутое определение:

Культура предпринимательства это совокупность образцов поведе­ния, ценностей системы, социальных норм, фундаментальных принци­пов и общественных институтов, ориентирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в сфере предпринима­тельства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способст­вующих устойчивости предпринимательства во времени.

 

Существуют три принципиально различных инструмента воздействия на людей, т.е. управления:

- иерархия (организация), когда основным средством воздей­ствия на человека является принуждение;

- рынок, накотором по горизонтали складываются равноценные отношения;

- культура — выработанные и признаваемые обществом цен­ности, особенности поведения, социальные нормы.



Культура проявляется вразличных формах деятельности и на различных уровнях социальных систем. Выделяют две стороны куль­ты: духовную и материальную. В состав материальной культуры входят различные по формам и типам материально-производственная база, в том числе сырьевые и энергетические ресурсы, средства труда и другие продукты материального производства; материально-предметная практическая деятельность людей; материально-предметные отношения в ходе производства, обмена и потребления; материальные ценности прошлого, в том числе памятники, археологические объекты и т.п.

Частью материальной культуры является и культура предпринимательства, которая включает культуру управления и организа­ции, обмена и распределения, технологии, условий труда и т.д. Таким образом, она связана с воспроизводством отношений между субъектами в процессе их предпринимательской деятельности.

Выделяют десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:

1) культура социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;

2) регулирует поведение членов коллектива;

3) создается людьми;

4) осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

5) основана на соблюдении традиций;

6) познаваема;

7) способна изменяться;

8) многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;

9) осознаваема и не осознаваема;

10) находится в постоянном развитии.

2.Формирование и развитие культуры предпринимательской дея­тельности:

во-первых, осуществляется естественным путем, когда предприятия на основе изучения наилучшего прошлого и настояще­го опыта поддерживают те культурные традиции, которые наиболее результативны в обеспечении поставленных целей;



во-вторых, может целенаправленно формироваться путем силового внедрения опре­деленных комплексов поведения.

Культура предпринимательства выполнят следующие основные функции:

- коммуникативно-интегративную, обеспечивающую устойчи­вость и стабильность, выживаемость в данной социально-эко­номической среде;

- консервативную, которая создает силы внутренней устойчи­вости и сопротивляемости внешним воздействиям за счет репрезентации традиционных образцов предпринимательско­го труда;

- инновационную — продуцирует новые образцы, более при­способленные к изменившимся обстоятельствам;

- трансляционную — передает информацию;

- целеполагания — формирует эталоны, ценности и т.п.;

- оценочную — создает методы и критерии оценки действий.

- Главная функция — сохранять и воспроизводить ценности различных типов и форм и передавать их будущим поколениям.

На развитие культуры предпринимательства влияют:

- общечеловеческие ценности (долг, стремление к справедливости и т.п.), общие представления о смысле жизни, предназначении человека;

- национально-культурные и религиозно-культурные стереотипы образа жизни в стране;

- нормы и правила поведения, эталоны взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности;

- ценностно-мотивизационное отношение к труду, богатству, положению (трудовая этика);

- культурные образцы хозяйственного поведения;

- особенности ландшафта, климата, месторасположения страны, ее размеры.

Формирование культуры предпринимательства складывается, пре­жде всего, из культуры предпринимательских организаций, культу­ры самих предпринимателей, уровня деловой этики, культуры де­ловых отношений. Культура предпринимательской организации в свою очередь определяется рядом внешних и внутренних факторов, важнейшие среди которых следующие:

- концентрация внимания сотрудников организации на внеш­них задачах — относительной открытости, четком и качественном обслуживании клиентов, хороших взаимоотношениях с потребителями;

- преданность работников интересам организации, их информированность о том, какова их роль в достижении промежуточных и конечной целей организации;

- децентрализация принятия решений в организации, предпочтение групповым формам принятия решений;

- подчинение деятельности организации заранее составленным планам, тесное сотрудничество между отдельными работни­ками и группами работников;

- инновационные процессы в организации, готовность органи­зации к риску как неизбежному спутнику инноваций.

3.Об этике впервые заговорил Аристотель, заметив, что она помо­гает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться. Для нас этика — прежде всего отрасль знания, особая наука, позво­ляющая рассматривать и оценивать человеческие отношения. По­лезно различать этику как идеал и этику как действие. Нас интере­сует и то и другое, но в рамках профессиональной этики, а именно этики предпринимателя.

Предпринимательство — это профессия, призвание, даже свой­ство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, стиль поведения. Предпринимательство — это культура. Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но пред­приниматель обязан быть культурным человеком хотя бы потому, что заинтересован в постоянном успехе.

Затронув проблемы этики, рассмотрим несколько по­стулатов профессиональной этики, которые лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя.

Различают:

- этику общечеловеческую (универсальную);

- профессиональную этику;

- корпоративную и другие виды этики.

Универсальная этикаэто нормы, правила, принципы, обязательные для всех людей, независимо от их социальных функций или профессиональной принадлежности.

В настоящее время деловая этика основывается на таких положениях:

- конкуренция должна быть честной;

- наивысшие производительность и доход не могут обеспечиваться за счет разрушения окружающей среды;

- техника служит человеку, а не человек технике;

- созданные трудом блага следует распределять так, чтобы не допустить появления деклассированных слоев населения;

- экономика, если это диктуется общественными интересами, должна подчиняться действующим моральным нормам;

- участие служащих в делах предприятия развивает чувство ответственности, усиливает желание трудиться.

Деловые отношения – это один из типов общественных отношений, проявляющихся как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе.

Вопросы для самоконтроля:

1 Деловая и профессиональная этика

Рекомендуемая литература:

1. А. Б. Крутик, М. В. Решетова. Теория и методика обучения предпринимательству – М: Академия, 2010.

2. Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 685 с.

3. Черняк В.З. История предпринимательства: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2012.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.