Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 7: «Организация предпринимательских сделок»





Цель лекции:Выявить особенности договорных соглашений и сделок

Вопросы:

1. Партнерские связи в предпринимательской деятельности.

2. Предпринимательские сделки и их виды.

3. Договор – основной документ проведения предпринимательских (коммерческих) сделок.

4. Роль посредников в предпринимательстве

 

1.В условиях рынка любой предприниматель нуждается в эффек­тивных партнерских связях, в ходе которых он может результа­тивно осуществлять свою деятельность. Каждый предпринима­тель при планировании своей деятельности и разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необхо­димых и эффективных партнерских связей. Всем этим занимает­ся множество разнообразных организаций, составляющих необхо­димую инфраструктуру рынка, с помощью которой предпринима­тели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести ком­мерческие операции.

Партнерские связи позволяют выбрать самую эффективную форму взаимоотношений с каждым отдельным партнером-пред­принимателем для достижения коммерческой выгоды. В сфере бизнеса партнерские связи выступают не только важным состав­ным элементом предпринимательских действий по реализации де­лового проекта (взаимоотношения с рынком, с коллективом наем­ных работников, с партнерами), но и необходимым условием до­говорных отношений между несколькими предпринимателями, да­вая возможность каждому из них получить определенный уро­вень прибыли за счет обмена результатами деятельности.



Различают следующие виды партнерских связей:

- постоянные или долговременные;

- кратковременные;

- случайные (спонтанные) договорные.

Постоянные или долговременныепартнерские связи используются тогда, когда предприниматель планирует поставку на рынок товаров и услуг в течение длительного периода време­ни. Такая форма связи осуществляется на долговременной основе Путем постоянного пролонгирования заключаемого договора.

Кратковременные партнерские связи используются в случае, когда предприниматель стремится произвести опытную пар­тию товара и испытать рынок на восприятие такого товара, а так­же тогда, когда оба предпринимателя, выступающие в качестве договаривающихся сторон, уверены в возможности друг друга, выполнить принимаемые на себя обязательства.



Случайные (спонтанные) договорные партнерские связи почти всегда играют, вспомогательную роль в деятельности предпринимателей и представляют собой обычную форму извле­чения дополнительной прибыли.

Предпринимательские партнерские связи создаются и форми­руются на основе договоров, соглашений, контрактов, которыми регулируются права и обязанности партнеров, порядок возмещения расходов и распределения прибыли, сроки деятельности парт­нерства, условия его роспуска и т. д. Каждый предприниматель заинтересован в поиске наиболее эффективной формы партнер­ских связей. Это возможно лишь путем сравнительного анализа вариантов сотрудничества (таблица 1).

Таблица 1 – Формы партнерских связей по основным сферам предпринимательской деятельности

 

Сферы предпринимательской деятельности Формы партнерских связей
Сфера производства товаров и услуг Совместное предпринимательство (внутреннее и международное) Производственная кооперация Подрядное (субподрядное) производство Лицензирование Управление по контракту Проектное финансирование и др.
Сфера торговли и товарообмена Бартерная сделка Встречная поставка Коммерческая триангуляция Формы торговых сделок (обычная, форвардная, сделка спот и др.) Консигнация и др.
Сфера материально-технического обслуживания Концессия Франчайзинг Лизинговая деятельность (финансовый, оперативный, сублизинг и др.)
Сфера финансовых и страховых отношений Факторинг Коммерческий трансферт Венчурное финансирование Государственное и коммерческое страхование, в том числе хеджирование Эккаунтинг, включая аудит Форфейтинг Финансовый лизинг и др.
Сфера подготовки кадров для предпринимательских структур Государственные учебные заведения Коммерческие центры, школы бизнеса Бизнес-инкубаторы по подготовке предпринимателей Дистанционное обучение через интернет Учебно-деловые центры (УДЦ) Консалтинг и др.
Сфера социального партнерства Учреждение социальной защиты Социальное партнерство (профсоюзы) Служба социального мониторинга Ассоциации, союзы, гильдии и др.

 



Приведенная клас­сификация позволяет целенаправленно выбрать эффективную форму взаимоотношений с каждым отдельным партнером в зависимости от поставленной задачи (получение кредита или необхо­димого оборудования, поиск и наем на работу специалистов, под­готовка и переподготовка квалифицированных работников, полу­чение необходимого сырья и транспортировка продукции, оказа­ние других видов услуг и др.).

Несмотря на определенную условность классификации, формы партнерских связей тесно переплетаются друг с другом и носят многогранный характер, а, учитывая, что большинство предприни­мательских структур являются многопрофильными предприятиями, происходит взаимопроникновение и функциональное перепле­тение форм сотрудничества.

Партнерские отношения предполагают осуществление определенных прав и обязательств, которые предприниматель дает сво­им партнерам, коллегам по предпринимательской деятельности при установлении с ними сотрудничества. Такие права и обязательства предпринимателя закрепляются в договоре, подписываемом предпринимателем и его партнером.

2.

Деятельность предпринимательских предприятий в любых сферах экономики вписывается в совершение сделок, заключенных с хо­зяйствующими партнерами договоров и исполненных их сторона­ми. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (рис.1).

Сделки могут быть многосто­ронними, двусторонними или односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой, в соответствии с законодательством или соглашением сторон, необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Первые два вида сделок являются договорами, то есть для их совершения необхо­димо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). Договор является разновидностью сделки и все­гда заключается в письменной форме.

 

 

 

Рисунок 1 – Сущность сделок

Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законодательными актами либо соглашением с этими лицами.

К односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит законодательству, природе и существу сделки.

Сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

Сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

Абстрактность сделки означает, что ее действительность не зависит от основания – цели сделки.

Каузальные сделки – сделки, из содержания которых видно, какую цель преследуют ее стороны. Действительность каузальной сделки ставится в зависимости от ее цели. Цель должна быть законной и достижимой. Каузальная сделка является противоположным видом абстрактной сделки.

 

3. Применительно к предприятию и ведению предпринимательской или хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики договор является ведущей формой обеспечения законности осуществления сделок. Договоры, заключаемые предпринимателями (организациями) со всеми хозяйствующими партнерами, являются одной из ведущих форм регулирования деятельности предприятий. Особое значение при заключении договора имеют его положения об ис­полнении обязательств, вытекающие из сущности договора, предусматривающие срок исполнения обязательств, место их испол­нения и формы обеспечения (неустойка, залог, удержание, пору­чительство, банковская гарантия, задаток). Общее положение о договоре представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Общее положение о договоре

 

Договор пред­ставляет собой юридический документ (если он заключен в соот­ветствии с законом), устанавливающий права, обязанности и ответственность сторон. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий для сторон иные правила, чем те, кото­рые действовали при заключении договора, условия заключенно­го договора сохраняют силу, кроме случаев, предусмотренных законом. Как правило, договор, как соглашение сторон, включает три стадии: заключение, исполнение и прекращение.

4.Как известно, рынок представляет собой место встречи двух ос­новных субъектов экономических (хозяйственных) отношений. В силу этого на рынке должны присутствовать или сами производи­тель и потребитель, или же их законные представители. Юриди­ческие или физические лица, представляющие интересы произво­дителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

Предпринимательская активность в сфере посредничества позво­ляет в самые сжатые сроки совместить экономические интересы производителя и потребителя. С точки зрения производителя по­средничество повышает степень эффективности работы последне­го, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение по­средника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а, значит, повышает прибыльность производства.

Канал распределения–это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю (покупателю). Каналы распределения наиболее эффективны, если они базируются не на прямых связях, а на основе включения посредника.

Использование посредника объясняется, прежде всего, высо­кой эффективностью его деятельности, которой самому произво­дителю товара подчас невозможно добиться. Благодаря включе­нию посредника в цепочку взаимоотношений «производитель – потребитель» обеспечивается широкая доступность товара для всех (или почти всех) потребителей. Другая сторона этой проблемы сводится к способности посредника эффективно довести товар производителя до целевых рынков. Посредник обычно предлагает про­изводителю значительно больше того, что сам производитель в со­стоянии осуществить.

С точки зрения потребителя посредничество позволяет полнее и значительно быстрее удовлетворить существующие у него потребности за счет образования более эффективного канала распределения.

Самой распространенной формой посредничества является агентирование,то есть такой тип отношений, в которых агент выступает посредником между производителем и потребителем. Агент – это лицо, действующее от имени и в интересах производителя товара или потребителя. Лицо, в интересах и от имени которого действует агент, называется принципалом. Принципалом может быть как собственник товара, поручающий агенту продать его, так и потребитель товара, поручающий агенту купить его. Таким образом, посредничество с участием агента включает взаимоотношения уже не двух, а трех субъектов. Различают несколько типов агентов:

- агенты производителей;

- полномочные агенты по сбыту;

- агенты по закупкам.

Вопросы для самоконтроля:

1. Развитие венчурного предпринимательства

2. Роль бизнес-инкубатора в предпринимательстве РК

Рекомендуемая литература:

1. Предпринимательство: учебник для вузов Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство. М.: _=D@0-_, 2011. 672 с.

2. Предпринимательское право: Учебное пособие. Авторы: Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Издательство: Юстицинформ, 2013 г.

3. Предпринимательское право: учебник. Авторы: Н.Д. Эриашвили, под ред. Н.М. Коршунова, П.В. Алексия. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.