Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА3: «РИСКИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»





Цель лекции:Оценить и раскрыть сущность предпринимательского (хозяйственного) риска

Вопросы лекции:

1. Сущность предпринимательского (хозяйственного) риска. Виды рисков и потерь, их классификация.

2. Оценка предпринимательских рисков.

3. Управление предпринимательским риском

 

1.Осуществление предпринимательской деятельности в силу неопределенности хозяйственных ситуаций и изменчивости экономической среды в той ли иной мере сопряжено с риском. В связи с этим существует неуверенность в получении ожидаемого конечного результата.

Поведение предпринимателя в рамках экономических свобод, которые дают рыночные отношения, реализуются через конкурентную стратегию. В этом случае основной задачей является не только поиск и закрепление на рынке товаров и услуг, но и противостояние действиям предпринимателей-конкурентов, склонных к вытеснению оппонента с рынка. Следовательно, данное обстоятельство в совокупности с потерями различного рода в ходе производственно-хозяйственной деятельности приводит к тому, что риск становится неотъемлемой частью финансовых и коммерческих операций предприятия. Поэтому его необходимо предвидеть, стремясь снизить до минимально возможной величины.



Осуществляя производственно-хозяйственную деятельность, предприятие вынуждено изучать риск, возникающий при производстве, закупке, продаже продукции, преследуя цель не компенсации потерь от риска, но и предотвращение ущерба.

Предпринимательский риск опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов ожидаемой величины по сравнению с рассчитанными исходя из потенциальных возможностей предприятия.

Классификацию рисков осуществляют по разным критериям (классификационным признакам):

– по причинам возникновения;

– по функциональным видам и отраслям предпринимательства;

– по возможности страхования, уровню допустимости и т.д.

В каждом конкретном случае в зависимости от поставленной цели используется та или иная классификация. Для наглядности виды предпринимательских рисков можно представить в таблице 1.

 

Таблица 1 Классификация рисков



Классификационный признак Вид риска
По видам предпринимательской деятельности – производственный – коммерческий – финансовый
По масштабности – локальный – отраслевой – страновой
Природа возникновения – субъективный – объективный
По сфере возникновения – внешний – внутренний
По возможности страхования – страхуемый – нестрахуемый

 

Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Основными причинами производственного риска являются вынужденные перерывы в производстве; выход из строя производственных фондов; потеря оборотных средств; несвоевременная поставка оборудования, сырья и т.д.;производственный риск, связан с возможно­стью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказчиком.

Финансовый риск возникает в сфере отношений предпринимателя с банками и другими финансовыми институтами. Причинами финансового риска являются высокая величина соотношения заемных и собственных средств, зависимость от кредиторов, пассивность капиталов, одновременное размещение больших средств в одном проекте; финансовый (кредитный) риск, связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы долга.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Причинами коммерческого риска могут быть неожидаемые изменения в конъюнктуре рынка, в условиях коммерческой деятельности и др.



Существуют также определенные виды рисков, действию которых могут подвергаться предпринимательские фирмы на разных этапах своей деятельности, такие как:

юридический риск сопряжен с низким качеством законодательных актов и неожиданными изменениями в законодательстве;

инвестиционный риск обусловлен некачественной проработкой технико-экономических обоснований, непредвиденным увеличением стоимости проекта, ужесточением законов о защите окружающей среды; а также связан с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных бумаг, так и приобретенных;

рыночный риск, связанный с возможным коле­банием рыночных процентных ставок, как собственной национальной денежной единицы, так и зарубежных курсов валют;

страховой риск связан с формированием страхового фонда, управлением последним, а также собственным имуществом, денежными средствами и персоналом;

инновационный риск вытекает из неопределенностей в этой сфере (начиная от выработки идеи, воплощения ее в продукте или технологии и кончая реализацией соответствующего продукта на рынке).

Потери от риска в предпринимательской деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные потери – это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).

Трудовые потери – потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами; применение норм времени вместо технически обоснованных (единица измерения – «человеко-час» или «человеко-день рабочего времени»).

Финансовые потери – возникают в результате прямого денежного ущерба (не предусмотренные предпринимательским проектом платежи, штрафы, выплаты за просроченные кредиты, дополнительные налоги, утрата денежных средств или ценных бумаг). Они могут быть также результатом неполучения или недополучения денег из предусмотренных проектом источников, невозвращения долгов и др.

Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.).

К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими неблагоприятными социальными и морально-психологическими факторами. Особая группа специальных видов потерь – потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. Они вносят неразбериху в сложившиеся экономические условия жизни людей, нарушают ритм производственно-хозяйственной деятельности, порождают повышенные затраты и снижают доход.

 

2.В процессе управления риском ключевым моментом является этап его оценки, на котором он рассчитывается и влияет на результаты предпринимательской деятельности.

Оценка риска – это определение количественным или качественным способом величины (степени) риска. Универсальных способов оценки риска не существует. Все они имеют свои преимущества и недостатки и далеки от идеала. Выбор какого-либо определенного способа оценки зависит от конкретной ситуации и личности предпринимателя. Целесообразно проводить качественно-количественную, т.е. комбинированную, оценку предпринимательского риска. Качественная и количественная оценка предпринимательского риска приведена на рисунке 1.

 


Рисунок 1 – Качественная и количественная оценка рисков

Качественная оценка представляет собой идентификацию всех возможных рисков. Качественная оценка может быть сравнительно простой, ее главная задача – определить факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает.

Проводя оценку риска, следует определить степень риска. Риск может быть:

допустимый – имеется угроза полной потери дохода от реализации планируемого объекта;

критический – возможны непоступление не только дохода, но и покрытие убытков за счет средств предпринимателя;

катастрофические – возможны потери капитала, имущества и банкротства предпринимателя.

Количественная оценка направлена на то, чтобы количественно выразить риски, повести их анализ и сравнение. При количественной оценке риска используются различные методы. При количественной оценке используются различные методы. В настоящее время наиболее распространенными являются:

Иногда качественную и количественную оценку проводят на основе анализа влияния внутренних и внешних факторов: осуществляется поэлементная оценка удельного веса их влияния на работу данного предприятия и определяется ее денежное выражение. Такой метод достаточно трудоемок в количественном анализе, но в качественном анализе приносит несомненные плоды.

В абсолютном выражении риск может определяться размером возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении.

В относительном выражении риск определяется как сумма возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход.

Качественная оценка риска может быть выполнена с помощью статистического метода. Главные инструменты данного метода оценки– средне ожидаемое значение, дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации.

Вариация – изменение количественных показателей при переходе от одного варианта результата к другому.

Дисперсия – мера отклонения фактического значения от его среднего значения.

Таким образом, степень риска может быть измерена двумя критериями: средним ожидаемым значением, колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

Среднее ожидаемое значение – это то значение результата (события), которое связано с неопределенной ситуацией. Оно является средневзвешенной всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты, или веса, соответствующего значения. Таким образом вычисляется тот результат, который предположительно ожидаемый.

Метод экспертных оценок. Этот метод обычно реализуется путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов. Он отличается от статистического лишь методом сбора информации для построения кривой риска.

Расчетно-аналитический метод – основан на построении кривой распределения вероятностей потерь и оценке показателей предпринимательского риска.

 

3.Поскольку предпринимательская деятельность часто связана с возможностью возникновения негативных последствий, неблагоприятных результатов, возникает потребность разработки методов и средств, уменьшающих вероятность их появления либо локализующих отрицательные последствия. Подобного рода действия в экономической науке названы системой управления рисками. Это особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия риска на конечные результаты деятельности предпринимательской фирмы.

Концепция управления риском включает в себя три основные позиции:

1) Выявление последствий деятельности предпринимателя в ситуации риска;

2) Умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности;

3) Разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы негативные результаты предпринимаемых действий.

Управление риском означает поиск компромисса при принятии решений. Качественное управление риском повышает шансы предпринимательской фирмы добиться успеха в долгосрочной перспективе, значительно уменьшает опасность ухудшения ее финансового состояния.

В таблице 2 представлена классификация основных методов управления риском предприятия. Часть из перечисленных методов гарантирует снижение риска в перспективе, часть – немедленно. Отдельные методы, возможно, охарактеризовать как меры прямого воздействия на величину и вероятность реализации риска, другие – как меры опосредованного (косвенного) воздействия.

Таблица 2 – Классификация методов управления риском

Методы предупреждения риска Методы избежания риска Методы локализации риска Методы диверсификации риска Методы снижения экономических последствий риска
Приобретение необходимой информации о риске Стратегическое планирование деятельности предприятия Активный, целенаправленный маркетинг Прогнозирование развития внешней среды Обучение персонала и его инструктаж Осуществление предупредительных мероприятий (противоаварийных, Противопожарных и.п.) Отказ от ненадежных партнеров Поиск гарантов Отказ от рисковых проектов Консервация имущества Увольнение некомпетентных работников   Создание дочерних предприятий для реализации рисковых проектов Создание специальных (с обособленным балансом) структурных подразделений Заключение договоров о совместной деятельности для реализации рисковых проектов Распределение рисков между участниками отдельных проектов (соисполнителями) Диверсификация сбыта и поставок Диверсификация инвестиций Диверсификация видов деятельности Распределение риска во времени Лимитирование Самострахование (создание запасов и резервирование) Взаимное страхование Страхование

 

В казахстанской хозяйственной практике наиболее распространены методы избежания и локализации риска. Этими методами пользуются руководители многих производственных предприятий, которые отказываются от услуг ненадежных посредников, стараются не расширять круг партнеров, работать только с надежными контрагентами.

Поскольку многие методы управления рисками являются не только взаимодополняющими, но и альтернативными, исходя из конкретной ситуации, каждое предприятие должно сделать наиболее оправданный с экономической точки зрения выбор между ними.

Вопросы для самоконтроля:

1. Договорные отношения предпринимателей с хозяйственными партнерами

2.Антикризисная стратегия развития для малого и среднего бизнеса

Рекомендуемая литература:

1. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.

2. Лапуста М. Г. Предпринимательство:учебник - М.:ИНФРА-М, 2013. -384с.

3. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.

 

Тема 4. Бизнес - планирование в системе предпринимательской

ДеятельностИ

Цель лекции:Разработать процесс планирования деятельности предприятия

Вопросы лекции:

1. Процесс планирования предпринимательской деятельности

2. Бизнес-план – план осуществления предпринимательских проектов

3. Методика составления и разработки бизнес-плана

1. Планирование в предпринимательской деятельности необходимо рассматривать как процесс заблаговременного принятия взаимосвязанного комплекса решений, через которые общие решения реализуются в ситуации, когда предполагается, что желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специальных мер, и, приняв соответствующие меры, можно увеличить вероятность благоприятного исхода.

Планирование – это деятельность, заключающаяся в разработке и прак­тическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономи­ческой системы предприятия.

С точки зрения предприятия, на микроэкономическом уровне, планиро­вание – это способ осуществления действия, основанный на сознательных, во­левых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет це­ны и рынок.

Существует две формы планирования деятельности фирмы:

– планирование деятельности фирмы на рынке;

– внутрифирменное планирование.

Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны.

Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разо­вый характер, а становятся устойчивыми и долговременными.

Планирование деятельности предприятия позволяет:

– осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;

– побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;

– определить показатели деятельности фирмы, необходимые для по­следующего контроля;

– подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;

– четко формулировать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.

Современные рыночные отношения вносят свои изменения не только в понятие «планирование», но и конкретизируют принципы, цели, методы и виды планирования.

Как и всякая управленческая деятельность, планирование должно базироваться на определенных принципах. Именно принципы определяют структуру и содержание системы планирования, характер планового процесса.

Принципы:

1) Непрерывность. Необходимо постоянно планировать и корректировать планы, так как цели и ситуации могут меняться.

2) Координация и интеграция. Координация охватывает взаимодействие всех организационных единиц одного уровня, а интеграция необходима для согласованности действий между единицами различных уровней.

3) Системность. Предприятие во внешней среде должно учитываться в комплексе.

4) Научность. Необходимо применять научные методы в планировании

Каждый бизнесмен, начиная свою деятельность, должен ясно представ­лять то, что его ждет в ближайшем будущем, а именно: какова будет у него потребность в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ре­сурсах, каковы источники их приобретения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы (предпри­ятия).

То есть предприниматели не смогут добиться успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккуму­лировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

2.

В последние годы в хозяйственную жизнь предпри­нимательских структур стремительно внедряется понятие «бизнес-план». Та­кой документ, как правило, готовится для привлечения внешних источ­ников финансирования, инвестиций: заемных финансовых средств от кредитора (банковских и других кредитов, облигационных займов), при­влеченных финансовых средств инвестора (от продажи акций, паевых и иных взносов), бюджетных инвестиционных ассигнований. Существует и другая функция бизнес-плана – планирование всей хозяйственной деятельно­сти фирмы. В идеале один и тот же бизнес-план должен выполнять обе на­званные функции, но на практике бизнес-план, ориентированный на получение внешнего финансирования, и бизнес-план для внутреннего использования имеют существенные различия, как по структуре, так и по содержанию.

Бизнес-план– это план осуществления бизнес-операций, действий фир­мы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Цельразработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятель­ность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потреб­ностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Задачами бизнес-плана являются:

– формулировка долговременных и краткосрочных целей фирмы, страте­гии и тактики их достижения;

– определение конкретных направлений деятельности фирмы, целевых рынков и места фирмы на этих рынках;

– выбор ассортимента и определение показателей товаров и услуг, кото­рые будут предложены фирмой потребителям;

– оценка производственных и непроизводственных издержек;

– определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;

– оценка финансового положения фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.

Бизнес-план выполняет следующие основные функции,а именно:

– является инструментом, с помощью которого предприниматель может
оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

– может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

– является инструментом приобретения финансовых ресурсов;

– представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.

Таким образом, бизнес-план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. опре­делить стратегию функционирования фирмы.

Виды бизнес-планов.

Исходя из того, какова рыночная ситуация и цель составления, бизнес-планы могут быть различными.

Они разрабатываются в разных модификациях в зависимости от назначе­ния:

по бизнес-линиям(продукция, работы, услуги, технические решения);

по предприятиюв целом (новому или уже действующему).

Бизнес-план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оз­доровление.Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения.

3.

Бизнес-план должен быть подготовлен с учетом следующих рекомендаций:

1) Краткость – изложение самого главного по каждому разделу бизнес-плана.

2) Доступность в изложении и понимании – бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей.

3) Неперегруженность техническими подробностями.

4) Убедительность, лаконичность, пробуждение интереса у партнера.

5) Соответствие определенным стандартам – бизнес-план должен быть принимаемым читателем и удобен с точки зрения методики его составления.

Важное значение имеет структура бизнес-плана, который представляет собой достаточно сложный документ. Разделы бизнес-плана должны охватывать все аспекты деятельности предприятия. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов, по существу, остается практически неизменным, хотя по форме может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи.

В соответствии с международной методикой ЮНИДО для бизнес-плана необходимы следующие показатели и формы входящей информации:

1. инвестиционные издержки;

2. программа производства и реализации;

3. среднесписочная численность работников;

4. текущие издержки на общий объем выпуска:

– материальные расходы;

– расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

– обслуживание и ремонт оборудования и транспортных средств;

– административные накладные расходы;

– расходы на сбыт продукции;

5. структура общих издержек по видам продукции;

6. потребности в оборотном капитале;

7. источники финансирования – акционерный капитал; кредиты и пр.

Такие показатели и формы информации пригодны при использовании любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов.

Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:

1) Концепция, обзор, резюме.

2) Ситуация в настоящее время и краткая информация о предпри­ятии.

3) Характеристика объекта бизнеса.

4) Исследование и анализ рынка.

5) Организационный план.

6) План производства.

7) План маркетинга.

8) Потенциальные риски.

9) Финансовый план.

10) Приложения.

Оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа, который должен обеспечить информацию о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно четко и кратко формулировать идею, заложенную в бизнес-плане.

После титульного листа должно находиться оглавление, отражающее структуру бизнес-плана. Это номенклатура разделов или параграфов.

 

Таблица 1 – Основные разделы бизнес-плана и содержание каждого раздела

Разделы бизнес-плана Содержание раздела бизнес-плана
Концепция, обзор, резюме Это сжатый, быстро читаемый обзор ин­формации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой пред­приятие, начиная свое дело или развивая имеющееся. По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес-плана. В резюме должны быть отражены следующие основные моменты: - возможности для бизнеса; привлекательность бизнеса; важность для предприятия и региона; - необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные); - срок окупаемости проекта; - возможный срок возврата заемных средств; - условия инвестирования; - ожидаемая прибыль и ее распределение. Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого бизнеса (как правило, это получение дохода) и назначения разрабатываемого бизнес-плана. Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце написания бизнес-плана, однако находится в начале.
Ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии   В разделе, описывающем ситуацию в настоящее времяи дающем крат­кую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты: - главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес-плану; - главные обстоятельства и проблемы, стоящие перед менеджерами; состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться. Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии - дата основания, организационно-правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п.
Характеристика объекта бизнеса В этом разделе необходимо отметить направленность бизнес-плана (про­дукция, работы, услуги, создание нового предприятия, развитие действующе­го, финансовое оздоровление). Также здесь необходимо отметить важность товара для потребителей, его уникальность. Ещё желательно охарактеризовать функциональные возможно­сти и особенности продукции. Завершает раздел описание ключевых факторов, которые должны опреде­лить успех предлагаемого бизнеса и т.п.
Исследование и анализ рынка В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, сервисное обслужи­вание и т.п. Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры и ем­кость рынков по продукции предприятия. Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также ос­новные факторы, влияющие на это. Весьма важным является отслеживание и оценка конкурентов. Нужно вы­явить и проанализировать их сильные и слабые стороны. Необходимо определить возможный объем продаж в натуральном и де­нежном выражении и т.п.
Организационный план Описание организационно-правовой формы, организационной структуры управления, характеристика руководящего состава, работа с персоналом, материально-техническое обеспеченность управления. В ней надо четко определить должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а также то, как будет осуществляться взаи­модействие служб и подразделений и т.п.
План производства При его написании следует учесть: снабжение (обеспечение); технологический цикл; обслуживание оборудования; возможности совершенствования технологии. План производстваотражает производственный процесс. Если отдельные операции поручаются субподрядчику, то это должно быть отображено. Целесообразно представить производственный процесс с указанием его структуры по трудоемкости. Необходимо отразить потребность в производственных помещениях и их площадь, а также производственную площадь предприятия, нужно указать по­требность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах и т.п.
План маркетинга Программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществить в ходе реализации проекта: определение общего объема и ассортимента реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта, направлений совершенствования продукции с учетом прохождения этапов ее жизненного цикла, требований к упаковке, внешнему виду; обоснование ценовой политики, планирование сбыта, его стимулирования; планирование рекламной кампании, сервиса, система маркетингового контроля и т.п.
Потенциальные риски Данный раздел особенно важен, так как фактор риска оказывает большое влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Здесь должно быть изложение всех возможных проблем, которые могут осложнить реализацию проекта, определение комплекса предупреждающих мер, сценариев поведения в случае наступления неблагоприятных событий и т.п..
Финансовый план Цель финансового плана состоит в определении эффективности предла­гаемого бизнеса: сводный баланс доходов и расходов, план денежных поступлений и расходов, балансовый план на конец года в его традиционной форме, план по источникам и использованию средств и т.п.
Приложения Документы, использованные при подготовке

Вопросы для самоконтроля:

1. Особенности в разработке бизнес-плана

2.Роль конкуренции в предпринимательской деятельности

Рекомендуемая литература:

1. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.И. Брунова [и др.]; под ред. В.И. Бруновой; СПбГАСУ. - СПб., 2010. - 106 с.

2. Переверзев М.П. Предпринимательство и бизнес: Учебник / М. П. Переверзев, А. М. Лунева; под ред. М.П.Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 176 с.

3. Предпринимательство: учебник. /В.Я. Горфинкель, В.Б. Поляк, В.А. Швандар, М: ЮНИТИ – ДАНА, 2009г (Золотой фонд российских учебников).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.