Собов организации государственной власти с учетом внутреннего
Деления государства на части и их взаимоотношений с органами
государства и между собой;
– политический режим как совокупность приемов и методов
Осуществления власти и ее реализацию
Таким образом, форма государства – это совокупность суще-ственных способов (сторон) организации, устройства и реализа-ции государственной власти, выражающих его сущность.
Форма правления
По форме правления государства подразделяются на монархи-ческие (единоличные и наследственные), республиканские (колле-гиальные, выборные). Монархия (греч. monarchia – единовластие). Виды монархии:
– абсолютные (Др. Восток (восточные деспотии), позднеевро-
Пейское средневековье, в современном мире – государства Оман,
Бахрейн и др.);
Ограниченные (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия,
Швеция и др.). Среди них в свою очередь выделяются дуалисти-ческие монархии, которые называются конституционными или парламентскими (парламентарными) (Бруней, Тонго, Иорданию, Марокко).
Республика (лат. Respublica – достояние, имущество, дело на-
Рода). Современные республики могут быть: – парламентскими (Болгария, Венгрия, Германия, Индия, Ита-
Лия, Польша); – президентскими (США, Бразилия, Филиппины и др.).
В реальной действительности в мире сегодня существуют смешанные формы правления.
Форма государственного устройства
Известны две формы государственного устройства:
– простые (унитарные);
– сложные (федеративные).
Унитарное – единое (от лат. unus – один) государство, которое
Централизовано и неделимо.
Унитарные государства могут быть в свою очередь симмет-ричными и сложными. Известна и так называемая «переходная» форма государствен-
Ного устройства – региональное государство.
Федеративное государство состоит из субъектов федерации.
Федерации образуются по территориальному и национальному
Принципу.
Конфедерация не является государством. Это союз суверенных
Государств.
Политический режим
Под политическим режимом понимается совокупность эле-
Ментов идеологического, институционального и социологическо-
Го порядка, способствующих формированию политической вла-
Сти данной страны на определенный период (
Виды политических режимов:
– демократические:
Режим парламентской демократии,
либерально-демократический и др.;
– недемократические:
Авторитарный, идеократический
Общие черты демократических режимов: – реализация всех прав и свобод гражданам и их участие в по-
литических партиях и движениях;
– отсутствие расовой дискриминации меньшинств народов,
населяющих государства;
– запрещение применения неправовых мер в отношении всех
граждан и иных лиц, находящихся на территории страны;
– гласность решений органов государства по общественно зна-
чимым вопросам;
– проведение референдумов по общезначимым спорным во-
Просам и использование в государственном управлении полити-
Ческих компромиссов).
Общие черты тоталитарных режимов: – правительство становится абсолютным, император превра-щается в божество, он выше закона; – централизация власти и усиленный контроль за населением
страны со стороны государственных структур; – плановая государственная экономика; – отсутствие внешней свободы населения; – введение карточной системы и замена денег «натуральными» продуктами;
– огромная армия государственных чиновников
Тема VI. МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА
Понятие структуры механизма государства, его призна-
Ки и принципы
В юридической науке понятия «государственный аппарат» и
«механизм государства» различаются или же используются как синонимы.
Механизм государства – это система государственных орга-нов и иных структурных подсистем (армия, полиция и т. п.), призванных осуществлять функции государства по руководству обществом. Общие черты механизма государства: – состоит из группы людей, выделенных из общества, и при-зван профессионально осуществлять управление (законодатель-ством, исполнением законов, их охраной от нарушений);
– первичными структурными элементами механизма являются
государственные органы и учреждения, в которых работают го-сударственные служащие;
– каждый государственный орган обладает определенными
Властными полномочиями и поэтому выступает как орган власт- 23вования; – механизм призван надежно защищать и охранять права и свободы граждан (
Из указанных признаков следует, что функции государства фактически реализуются его механизмом.
Главным звеном государственного механизма являются орга-
Ны государства, т. е. государственный аппарат, наделенный вла-
Стными полномочиями по управлению обществом. Реализация
функций государства его механизмом строится на следующих принципах:
– приоритет прав и свобод человека;
– демократизм; – законность;
– профессионализм;
– разделение властей (законодательная, исполнительная, су-дебная)
Теория разделения властей в государстве и ее социаль-
Но-политическое значение
Большой вклад в юридическую науку внесли англичанин Джон
Локк (1632-1704) и француз Шарль Монтескье (1689-1755), раз-работавшие концепцию разделения властей.
О разделении ветвей государственной власти излагалось в ра-ботах русских ученых: А. Н. Елистратова, М. М. Ковалевского, М. М. Сперанского, Б. Н. Чичерина. Впервые принцип разделения властей был зафиксирован в конституциях ряда штатов США (13 штатов), а впоследствии и в
Федеральной Конституции США 1987 г. В основу принципа разделения властей положена структурно-
Функциональная определенность каждого высшего государствен-
Ного органа власти и зависит от формально-материального стату-
Са и фактического разделения их функций и конкретной компе-
тенции. Каждый орган обладает относительной самостоятельно-стью по отношению друг к другу.
Разделение властей в США построено не только на данной
теории, но и определенном опыте государственного строительст-ва (период колониальной зависимости и самостоятельности). По-этому система «сдержек и противовесов» в США имеет свои осо-бенности, отражая конкретные условия (экономические, полити-
Ческие и др.).
Конституция Республики Беларусь (ст. 6) провозглашает также
Разделение государственной власти на законодательную, испол-
Нительную и судебную.
Принцип разделения властей, действующий в ряде стран в том
или ином варианте, зависит от многих факторов: экономических,
Политических, этнических и других.
Основные свойства государственной ласти
Государственная власть исторически возникает как особая разновидность, характеризующаяся принудительностью, соци-
Альной власти, известной не только всякому человеческому об-
Ществу в целом, но и отдельным общностям и образованиям лю-
Дей. Она обладает всеми свойствами социальной власти, в клас-
Совом обществе существует и функционирует наряду с осталь-
Ными ее разновидностями, однако принципиально отличается от
Последних и по своему происхождению, и по содержанию, и по
Назначению, и по методам осуществления.
Основные свойства государственной власти:
– верховенство; – единство;
– всеобщность и универсальность;
– принудительность и обязательность.
4. Ветви государственной власти (законодательная, испол-
Нительная, судебная)
Законодательная власть
Законодательная власть – это ветвь государственной вла-
Сти, которая от имени народа и в его интересах принимает за-
Коны, назначает и осуществляет контроль за правительством и
Другими органами государства в соответствии с Основным за-
Коном государства.
Исполнительная власть
Исполнительная ветвь власти представляет собой систему
Исполнительных и распорядительных органов по управлению
Всеми процессами, происходящими в обществе, на основании за-конов и других нормативных актов.
Судебная власть
Третья ветвь государственной власти – органы правосудия.
Органы правосудия в каждой стране имеют свою особую струк-
Туру и могут классифицироваться на суды общей компетенции, административной и конституционной. Однако их роль едина – решать споры о субъективном праве. Фактически, только судеб-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|