Сделай Сам Свою Работу на 5

Собов организации государственной власти с учетом внутреннего





Деления государства на части и их взаимоотношений с органами

государства и между собой;

– политический режим как совокупность приемов и методов

Осуществления власти и ее реализацию

Таким образом, форма государства – это совокупность суще-ственных способов (сторон) организации, устройства и реализа-ции государственной власти, выражающих его сущность.

Форма правления

По форме правления государства подразделяются на монархи-ческие (единоличные и наследственные), республиканские (колле-гиальные, выборные). Монархия (греч. monarchia – единовластие). Виды монархии:

– абсолютные (Др. Восток (восточные деспотии), позднеевро-

Пейское средневековье, в современном мире – государства Оман,

Бахрейн и др.);

Ограниченные (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия,

Швеция и др.). Среди них в свою очередь выделяются дуалисти-ческие монархии, которые называются конституционными или парламентскими (парламентарными) (Бруней, Тонго, Иорданию, Марокко).

Республика (лат. Respublica – достояние, имущество, дело на-

Рода). Современные республики могут быть: – парламентскими (Болгария, Венгрия, Германия, Индия, Ита-



Лия, Польша); – президентскими (США, Бразилия, Филиппины и др.).

В реальной действительности в мире сегодня существуют смешанные формы правления.

Форма государственного устройства

Известны две формы государственного устройства:

– простые (унитарные);

– сложные (федеративные).

Унитарное – единое (от лат. unus – один) государство, которое

Централизовано и неделимо.

Унитарные государства могут быть в свою очередь симмет-ричными и сложными. Известна и так называемая «переходная» форма государствен-

Ного устройства – региональное государство.

Федеративное государство состоит из субъектов федерации.

Федерации образуются по территориальному и национальному

Принципу.

Конфедерация не является государством. Это союз суверенных

Государств.

Политический режим

Под политическим режимом понимается совокупность эле-

Ментов идеологического, институционального и социологическо-



Го порядка, способствующих формированию политической вла-

Сти данной страны на определенный период (

Виды политических режимов:

– демократические:

Режим парламентской демократии,

либерально-демократический и др.;

– недемократические:

Авторитарный, идеократический

Общие черты демократических режимов: – реализация всех прав и свобод гражданам и их участие в по-

литических партиях и движениях;

– отсутствие расовой дискриминации меньшинств народов,

населяющих государства;

– запрещение применения неправовых мер в отношении всех

граждан и иных лиц, находящихся на территории страны;

– гласность решений органов государства по общественно зна-

чимым вопросам;

– проведение референдумов по общезначимым спорным во-

Просам и использование в государственном управлении полити-

Ческих компромиссов).

Общие черты тоталитарных режимов: – правительство становится абсолютным, император превра-щается в божество, он выше закона; – централизация власти и усиленный контроль за населением

страны со стороны государственных структур; – плановая государственная экономика; – отсутствие внешней свободы населения; – введение карточной системы и замена денег «натуральными» продуктами;

– огромная армия государственных чиновников

Тема VI. МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА

Понятие структуры механизма государства, его призна-

Ки и принципы

В юридической науке понятия «государственный аппарат» и

«механизм государства» различаются или же используются как синонимы.



Механизм государства – это система государственных орга-нов и иных структурных подсистем (армия, полиция и т. п.), призванных осуществлять функции государства по руководству обществом. Общие черты механизма государства: – состоит из группы людей, выделенных из общества, и при-зван профессионально осуществлять управление (законодатель-ством, исполнением законов, их охраной от нарушений);

– первичными структурными элементами механизма являются

государственные органы и учреждения, в которых работают го-сударственные служащие;

– каждый государственный орган обладает определенными

Властными полномочиями и поэтому выступает как орган власт- 23вования; – механизм призван надежно защищать и охранять права и свободы граждан (

Из указанных признаков следует, что функции государства фактически реализуются его механизмом.

Главным звеном государственного механизма являются орга-

Ны государства, т. е. государственный аппарат, наделенный вла-

Стными полномочиями по управлению обществом. Реализация

функций государства его механизмом строится на следующих принципах:

– приоритет прав и свобод человека;

– демократизм; – законность;

– профессионализм;

– разделение властей (законодательная, исполнительная, су-дебная)

Теория разделения властей в государстве и ее социаль-

Но-политическое значение

Большой вклад в юридическую науку внесли англичанин Джон

Локк (1632-1704) и француз Шарль Монтескье (1689-1755), раз-работавшие концепцию разделения властей.

О разделении ветвей государственной власти излагалось в ра-ботах русских ученых: А. Н. Елистратова, М. М. Ковалевского, М. М. Сперанского, Б. Н. Чичерина. Впервые принцип разделения властей был зафиксирован в конституциях ряда штатов США (13 штатов), а впоследствии и в

Федеральной Конституции США 1987 г. В основу принципа разделения властей положена структурно-

Функциональная определенность каждого высшего государствен-

Ного органа власти и зависит от формально-материального стату-

Са и фактического разделения их функций и конкретной компе-

тенции. Каждый орган обладает относительной самостоятельно-стью по отношению друг к другу.

Разделение властей в США построено не только на данной

теории, но и определенном опыте государственного строительст-ва (период колониальной зависимости и самостоятельности). По-этому система «сдержек и противовесов» в США имеет свои осо-бенности, отражая конкретные условия (экономические, полити-

Ческие и др.).

Конституция Республики Беларусь (ст. 6) провозглашает также

Разделение государственной власти на законодательную, испол-

Нительную и судебную.

Принцип разделения властей, действующий в ряде стран в том

или ином варианте, зависит от многих факторов: экономических,

Политических, этнических и других.

Основные свойства государственной ласти

Государственная власть исторически возникает как особая разновидность, характеризующаяся принудительностью, соци-

Альной власти, известной не только всякому человеческому об-

Ществу в целом, но и отдельным общностям и образованиям лю-

Дей. Она обладает всеми свойствами социальной власти, в клас-

Совом обществе существует и функционирует наряду с осталь-

Ными ее разновидностями, однако принципиально отличается от

Последних и по своему происхождению, и по содержанию, и по

Назначению, и по методам осуществления.

Основные свойства государственной власти:

– верховенство; – единство;

– всеобщность и универсальность;

– принудительность и обязательность.

4. Ветви государственной власти (законодательная, испол-

Нительная, судебная)

Законодательная власть

Законодательная власть – это ветвь государственной вла-

Сти, которая от имени народа и в его интересах принимает за-

Коны, назначает и осуществляет контроль за правительством и

Другими органами государства в соответствии с Основным за-

Коном государства.

Исполнительная власть

Исполнительная ветвь власти представляет собой систему

Исполнительных и распорядительных органов по управлению

Всеми процессами, происходящими в обществе, на основании за-конов и других нормативных актов.

Судебная власть

Третья ветвь государственной власти – органы правосудия.

Органы правосудия в каждой стране имеют свою особую струк-

Туру и могут классифицироваться на суды общей компетенции, административной и конституционной. Однако их роль едина – решать споры о субъективном праве. Фактически, только судеб-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.