Школа естественного права
Концептуальные идеи о естественном праве содержались уже в философско-этическом учении античных мыслителей. Теория же естественного права создана усилиями буржуазных идеологов в XVII – XVIII вв. Общепризнанным основоположником этой теории, «отцом естественного права» считается голландский ис-следователь Гуго Гроций. В числе наиболее известных разработ-чиков естественно-правового учения, наряду с Г. Гроцием, были Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.
Сторонники этой теории появились во всех странах мира, она стала универсальной. Классическая школа естественного права (требования челове-ческого разума, коренящиеся в природе человека) была господ-ствующей на протяжении XVII – XVIII вв. Ее последователем был И. Кант, другие выдающиеся мыслители XIX в. В Беларуси с позиций школы естественного права необходи-мость воплощения справедливости в издаваемых законах обосно-вывали Ф. Скорина, С. Будный, М. Литвин (М. Тишкевич), А. Волан и другие видные мыслители. Выделяют четыре направления в современной естественно-правовой теории:
1) неотомистское;
2) феноменологическое;
8 3) экзистенциалистское;
Герменевтическое.
4. Монистическое понимание сущности права В противоположность дуалистическому (двойственному) пра-
Вопониманию (право естественное и право положительное, исхо-дящее от государства) в конце XVIII – начале XIX в. формирует-ся монистический подход, согласно которому реально существу-ет только одно право, устанавливаемое государством (законода-тельство в широком его понимании). Начало монистического понимания права было заложено Г.
Гегелем, но особенно исторической школой права в конце XVIII – начале XIX в. Основатели исторической школы права немецкие профессора Г. Гуго, Ф. Савинъи, Г. Пухта также критиковали дуалистическое понимание права. Развитие монистического взгляда на право достигло своего апогея в учении юридического позитивизма, сложившегося во второй половине XIX в. в качестве господствующего направле-ния в юриспруденции. Типичными представителями этого направления были: в Анг-лии – Д. Остин; в Германии – Р. Иеринг, К. Бергбом, П. Лабанд; во Франции – Э. Дюркгейм, А. Эсмен; в – России – Г. Ф. Шерше-невич, Н. М. Коркунов, С. В. Пахман. Философской основой юридического позитивизма является
Учение И. Канта о категорическом императиве и французского
Мыслителя О. Конта о позитивной философии и позитивной по-
Литике, обеспечивающих солидаризм в обществе. Солидарность
И гармонию О. Конт считал законом Вселенной. Эту идею наибо-лее обстоятельно обосновывали французские юристы Л. Дюги и
Э. Дюркгейм. Формальное понимание права довел до абсолюта Г. Келъзен в
Его нормативистской теории права и в так называемом «чистом учении о праве», согласно которому право, как таковое, необхо-димо рассматривать вне связи его с политикой, экономикой, 9нравственностью и другими явлениями, усматривая в нем лишь устанавливаемые предписания.
Юридический позитивизм обосновывает идею господства пра-
Ва, верховенство закона, законности, правового государства.
Социологическая школа права
Социологическая юриспруденция наибольшее распростране-ние получила в США в середине XX в. В ней выкристаллизова-лись два направления, два крыла: умеренное (так называемая гар-вардская школа права во главе с Р. Паундом) и более радикаль-ное, отрицающее нормативный характер права – реалистическое (К. Ллевеллин, Д. Фрэнк, О. Холмс, Л. Брендейс, Б. Кардозо). Право, по Р. Паунду, представляет собой высший вид соци-ального контроля для согласования сталкивающихся и перекре-щивающихся интересов, обеспечения их компромисса, гармони-
зации, достижения наиболее полной безопасности и эффективно-сти всех человеческих требований. Представители реалистического направления, претендуя на более реальный подход к праву и его роли в обществе, исходит из того, что право – это не нормы, не правила, а решения, принятые в каждом отдельном случае судом. .
10 Тема III. СУЩНОСТЬ ПРАВА
Понятие сущности права
Понятие сущности права – наиболее важная, базовая проблема общей теории права. От правильного ее решения зависит успех в постижении истины всех исследуемых правовых вопросов. В научной и учебной литературе сущность права характеризу-ется по-разному.
Значительная часть известных современных правоведов (У.
Лаутен, О. Э. Лейст, В. К. Бабаев и др.) в многочисленных интер-претациях сущности права выделяют три основных направления (три группы правовых школ):
1) нормативистское;
Социологическое; 3) философское.
Для того чтобы приблизиться к истинному пониманию сущно-сти права, необходимо исходить из того, что по природе своей оно очень сложное, многостороннее, уникальное по специфике социальное явление. Сущность права выражается в наиболее характерных постоян-
Ных признаках и формулируется в определении. «Правильное оп-
Ределение какой-либо вещи не заключает в себе и не выражает
Ничего, кроме природы определяемой вещи», – утверждал Б. Спиноза.
Сущность права – это общесоциальная политическая спра-
Ведливость, выражающая баланс интересов всех социальных
групп, личности и общества в системе охраняемых государст-вом норм, призванных служить обеспечению социального про-гресса.
Правопонимание в современной юридической литерату-ре
Конечным, главным результатом правопонимания является определение права. С момента возникновения права и до наших дней в науке идет
Спор об определении этого понятия.
Академик В.С. Нерсесянц подчеркнул, что «справедливость – внутреннее свойство и качество права», «более того, только пра-во и справедливо», «справедливо то, что выражает право, соот-ветствует праву и следует праву», «право – это всеобщая спра-
ведливость» Право – это верховенствующий, общесоциалъный, интегра-тивный, охраняемый государством регулятор, выражающий по-литическую общесоциальную справедливость в системе принци-
Пов и формально-определенных норм, точно определяющих круг субъектов права и правовых отношений, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального про-гресса. Из приведенного определения права выделяются его сущност-ные признаки: – воля (общая, классовая, государственная, борьба и согласо-
вание свободных воль);
– общесоциальная, политическая справедливость; – верховенство;
– общесоциальная регулятивность;
– интегративность; – охрана государством; – нормативность.
Принципы права
Принцип (лат. principium – начало, основа) в философии – то же, что и основание, основное, исходное. В новейшей учебной юридической литературе принципы права определяются неоди-наково.
Принципы права – это исходные, непререкаемые положения,
наиболее характерно выражающие его сущность, непосредст-венно предопределяющие его содержание, юридически закреп-ляющие реальные устои регулируемых сфер общественных от-ношений.
12 Различают 1) социально-правовые принципы (принципы права в широком смысле), закрепляющие устои регулируемых сфер общественных отношений (экономической, политической и дру-гих). К ним относятся: – нравственно-правовые; – экономико-правовые; – политико-правовые; – эколого-правовые;
Собственно-правовые, сугубо юридические
(принципы права в узком смысле), как обособленного социально-го, можно сказать, суперявления, которому присущи собственные устои
4. Объективное и субъективное в праве Объективное – это то, что принадлежит самому объекту, не
Зависит от субъекта, существует независимо от сознания челове-ка; субъективное - то, что свойственно субъекту (человеку), что зависит от его сознания и деятельности.
В праве воплощено и объективное, и субъективное. Одни ут-верждают, что право создано божественным разумом, другие – человеческим.
Право – явление и объективное, и субъективное, однако объ-ективное в нем преобладает. Объективное право – это право вообще, его сущность, прин-
Ципы, предписания, провозглашаемые им права и свободы как возможность их использования соответствующими субъектами; это то, что образовано, что существует как объективная реаль-ность, не зависящая от конкретного субъекта. Оно не создается конкретным субъектом, а формируется под воздействием множе-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|