Сделай Сам Свою Работу на 5

Ства обстоятельств и олицетворяется не только какой-то отрас-лью национального права, но и всей правовой системой в целом,





в том числе и международным правом, в частности - в защите ос-новных прав человека. Субъективное право – это юридическая возможность кон-

Кретного субъекта достигать предусмотренного объективным

Правом всякого своего права, беспрепятственно пользоваться им

И защищать его всеми правомерными способами.

Понятие правового регулирования

Право – это социальный регулятор. В научной и учебной юри-дической литературе правовое регулирование определяется по-разному.

Право является регулятором общественных отношений, и

Прежде всего поведения людей.

Сущность правового регулирования заключается в установле-нии справедливого порядка. Главная задача правового регулирования – стимулировать со-циально полезную активность личности с конечной целью обес-печения социального прогресса. Правовое регулирование – это объективно обусловленное и

Объективно необходимое, верховенствующее, охраняемое госу-

Дарством социально справедливое, системное упорядочение по-ведения людей как носителей общественных отношений путем точного определения круга участников правовых отношений, их юридических прав, обязанностей и гарантий с целью обеспечения социального прогресса.



В правовом регулировании различают его предмет, объект и сферу.

Функции права

Термин «функция» (лат. function – отправление, деятельность) означает исполнение, осуществление, деятельность, обязанность, внешнее проявление свойств, выполняемая роль. Функции права – это основные направления и методы его воз-действия на поведение людей как носителей общественных от-ношений.

Опираясь на сущность права, основные направления и методы его воздействия на поведение людей, к функциям права отно-сятся:

Стимулирующая (поощрительная),

– общедозволительная, – разрешительная, – запретительная,

– охранительная, – принудительная,

– ориентационная, – информационная,

– воспитательная.

Главной является функция стимулирования социально полез-ной активности субъекта права.

Тема IV. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Понятие сущности государства

Сущность государства, как наиболее общая государствоведче-ская категория, обозначает самые важные внутренние его сторо-ны, то, что остается устойчивым на всем протяжении его сущест-вования. Это то главное, что присуще всякому конкретному госу-дарству, то, что является общим для всех государств, то, без чего нет государства как такового. Демокрит, характеризуя сущность, утверждал, что она неотделима от самой вещи (



На протяжении истории цивилизации были и есть конкретные государства – Египет, Китай, Индия, Франция, Россия, Беларусь и т. д. Все они имеют свою специфику и в то же время нечто об-щее, без чего государства как такового нет. Сущность государства – это его внутренние стороны, глу-

Бинные процессы, существенные связи и отношения, наиболее характерно выражающиеся в его самых значимых признаках. Сущность государства выражается в его основных признаках и формулируется в определении. С понимания сущности государ-ства, используя логический дедуктивный метод исследования, начинается познание государствоведческих проблем. Выдаю-щийся античный мыслитель и государственный деятель Цицерон утверждал: «Ведь отправной точкой всякого последовательного

Изучения любого вопроса должно быть определение, дабы можно

Было понять, о чем именно рассуждать»

Основные современные подходы в понимании сущности государства

В современной научной литературе выделяют пять основных

Подходов к понятию государства (

– теологический (мусульманские учения в связи с концепцией халифата);

– классический (государство – совокупность власти, террито-



рии, населения);

– юридический (государство – юридическая персонификация

Нации); – социологический (наибольшее количество школ, в том числе

и марксистское учение о государстве);

– кибернетический (государство – особая система в связи с по-

Токами информации, прямыми и обратными связями).

Признаки, характерные черты государства: – оно представляет собой организацию – универсальная организация для всех проживающих на опре-деленной территории людей – управленческий, властный, а значит, политический характер. – совершенная, самая мощная из всех создаваемых человече-

Ством организаций, обладающая надлежащими ресурсами и воз-

можностями (аппаратом принуждения)

. Государство – это универсальная, постоянно совершенствуе-мая, самая мощная, располагающая аппаратом принуждения по-литическая организация, предназначенная для управления обще-ством с целью обеспечения социального прогресса.

3. Статичное и динамичное в государстве Любое государство имеет две главные стороны – сущностно-

Статическая (структурная) и сущностно-динамическая (функцио-

нальная). Статическая сторона выражается в наличии государственного аппарата, определенной структуре его органов. Динамическая сторона - это деятельность государственных органов, государст- 17венная власть.

Государственная власть – одно из проявлений власти вообще.

У социальной власти много сторон, и поэтому в ее характери-стике есть немало направлений

Из всех социальных властей возобладающая роль принадле-жит государственной. Подлинная мощь государственной власти определяется ее ав-торитетом у населения, большинства народа.

Государственная власть – это целенаправленная легализован-ная деятельность аппарата, всех его органов по управлению об-ществом, основанная на авторитете и принудительной силе с целью обеспечения социального прогресса.

По своему характеру государственная власть является полити-ческой, публичной. Однако государственная власть не тождест-венна ни политической, ни публичной власти.

Функции государства

Динамичная сторона государства реализуется в его функциях.

Их рассматривают в самой общей понятийной постановке о функциях государства вообще и более конкретно, применительно к тому или иному типу и даже к отдельно взятому государству. Типы государства классифицируются по различным критериям. Функции государства – это главные направления и основные

Способы осуществления государственной власти. Классифицируются функции государства по различным крите-

Риям, в частности по сферам государственной деятельности, ви-

Дам государственной политики, способам ее осуществления и другим основаниям. По сферам деятельности функции подразделяют на внутрен-

Ние и внешние. Перечень же их выглядит по-разному.

Функции Республики Беларусь

Внутренние Внешние

По видам осуществления госу- По объекту государствен-

Дарственной политики ной деятельности

Экономическая 1.Представительство госу-

Финансовая дарства в мировом сообщест-3. Научно-техническая ве

Социальная 2. Обеспечение безопасно-5. Аграрная сти страны

Культурно-воспитательная 3. Отстаивание мира 7. Демографическая 4. Сотрудничество с зару-

Охрана правопорядка бежными государствами в По способам осуществления решенииглобальных мировых государственной власти проблем (экологических,

Законодательная энергетических, сырьевых,

Исполнительно- продовольственных и др.)

Распорядительная 5. Сотрудничество с дру-3. Судебная гими государствами, отве-

Контрольно-ревизионная чающее национальным инте-5. Надзорная ресам

.

19Тема V. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства

Сущность государства, его содержание неотделимы от его формы. Существуют различные точки зрения относительно понятия «форма государства». Его трактуют в узком смысле (только фор-ма правления) или в широком (совокупность формы правления, формы государственного устройства и политического режима). Форму государства следует рассматривать как объективную реальность и как понятие с различных сторон, характеризующих их свойства, а именно: – форму правления, отражающую способы организации госу-дарственной власти, в том числе и порядок ее образования;

– форму государственного устройства как совокупность спо-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.