Ства обстоятельств и олицетворяется не только какой-то отрас-лью национального права, но и всей правовой системой в целом,
в том числе и международным правом, в частности - в защите ос-новных прав человека. Субъективное право – это юридическая возможность кон-
Кретного субъекта достигать предусмотренного объективным
Правом всякого своего права, беспрепятственно пользоваться им
И защищать его всеми правомерными способами.
Понятие правового регулирования
Право – это социальный регулятор. В научной и учебной юри-дической литературе правовое регулирование определяется по-разному.
Право является регулятором общественных отношений, и
Прежде всего поведения людей.
Сущность правового регулирования заключается в установле-нии справедливого порядка. Главная задача правового регулирования – стимулировать со-циально полезную активность личности с конечной целью обес-печения социального прогресса. Правовое регулирование – это объективно обусловленное и
Объективно необходимое, верховенствующее, охраняемое госу-
Дарством социально справедливое, системное упорядочение по-ведения людей как носителей общественных отношений путем точного определения круга участников правовых отношений, их юридических прав, обязанностей и гарантий с целью обеспечения социального прогресса.
В правовом регулировании различают его предмет, объект и сферу.
Функции права
Термин «функция» (лат. function – отправление, деятельность) означает исполнение, осуществление, деятельность, обязанность, внешнее проявление свойств, выполняемая роль. Функции права – это основные направления и методы его воз-действия на поведение людей как носителей общественных от-ношений.
Опираясь на сущность права, основные направления и методы его воздействия на поведение людей, к функциям права отно-сятся:
Стимулирующая (поощрительная),
– общедозволительная, – разрешительная, – запретительная,
– охранительная, – принудительная,
– ориентационная, – информационная,
– воспитательная.
Главной является функция стимулирования социально полез-ной активности субъекта права.
Тема IV. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Понятие сущности государства
Сущность государства, как наиболее общая государствоведче-ская категория, обозначает самые важные внутренние его сторо-ны, то, что остается устойчивым на всем протяжении его сущест-вования. Это то главное, что присуще всякому конкретному госу-дарству, то, что является общим для всех государств, то, без чего нет государства как такового. Демокрит, характеризуя сущность, утверждал, что она неотделима от самой вещи (
На протяжении истории цивилизации были и есть конкретные государства – Египет, Китай, Индия, Франция, Россия, Беларусь и т. д. Все они имеют свою специфику и в то же время нечто об-щее, без чего государства как такового нет. Сущность государства – это его внутренние стороны, глу-
Бинные процессы, существенные связи и отношения, наиболее характерно выражающиеся в его самых значимых признаках. Сущность государства выражается в его основных признаках и формулируется в определении. С понимания сущности государ-ства, используя логический дедуктивный метод исследования, начинается познание государствоведческих проблем. Выдаю-щийся античный мыслитель и государственный деятель Цицерон утверждал: «Ведь отправной точкой всякого последовательного
Изучения любого вопроса должно быть определение, дабы можно
Было понять, о чем именно рассуждать»
Основные современные подходы в понимании сущности государства
В современной научной литературе выделяют пять основных
Подходов к понятию государства (
– теологический (мусульманские учения в связи с концепцией халифата);
– классический (государство – совокупность власти, террито-
рии, населения);
– юридический (государство – юридическая персонификация
Нации); – социологический (наибольшее количество школ, в том числе
и марксистское учение о государстве);
– кибернетический (государство – особая система в связи с по-
Токами информации, прямыми и обратными связями).
Признаки, характерные черты государства: – оно представляет собой организацию – универсальная организация для всех проживающих на опре-деленной территории людей – управленческий, властный, а значит, политический характер. – совершенная, самая мощная из всех создаваемых человече-
Ством организаций, обладающая надлежащими ресурсами и воз-
можностями (аппаратом принуждения)
. Государство – это универсальная, постоянно совершенствуе-мая, самая мощная, располагающая аппаратом принуждения по-литическая организация, предназначенная для управления обще-ством с целью обеспечения социального прогресса.
3. Статичное и динамичное в государстве Любое государство имеет две главные стороны – сущностно-
Статическая (структурная) и сущностно-динамическая (функцио-
нальная). Статическая сторона выражается в наличии государственного аппарата, определенной структуре его органов. Динамическая сторона - это деятельность государственных органов, государст- 17венная власть.
Государственная власть – одно из проявлений власти вообще.
У социальной власти много сторон, и поэтому в ее характери-стике есть немало направлений
Из всех социальных властей возобладающая роль принадле-жит государственной. Подлинная мощь государственной власти определяется ее ав-торитетом у населения, большинства народа.
Государственная власть – это целенаправленная легализован-ная деятельность аппарата, всех его органов по управлению об-ществом, основанная на авторитете и принудительной силе с целью обеспечения социального прогресса.
По своему характеру государственная власть является полити-ческой, публичной. Однако государственная власть не тождест-венна ни политической, ни публичной власти.
Функции государства
Динамичная сторона государства реализуется в его функциях.
Их рассматривают в самой общей понятийной постановке о функциях государства вообще и более конкретно, применительно к тому или иному типу и даже к отдельно взятому государству. Типы государства классифицируются по различным критериям. Функции государства – это главные направления и основные
Способы осуществления государственной власти. Классифицируются функции государства по различным крите-
Риям, в частности по сферам государственной деятельности, ви-
Дам государственной политики, способам ее осуществления и другим основаниям. По сферам деятельности функции подразделяют на внутрен-
Ние и внешние. Перечень же их выглядит по-разному.
Функции Республики Беларусь
Внутренние Внешние
По видам осуществления госу- По объекту государствен-
Дарственной политики ной деятельности
Экономическая 1.Представительство госу-
Финансовая дарства в мировом сообщест-3. Научно-техническая ве
Социальная 2. Обеспечение безопасно-5. Аграрная сти страны
Культурно-воспитательная 3. Отстаивание мира 7. Демографическая 4. Сотрудничество с зару-
Охрана правопорядка бежными государствами в По способам осуществления решенииглобальных мировых государственной власти проблем (экологических,
Законодательная энергетических, сырьевых,
Исполнительно- продовольственных и др.)
Распорядительная 5. Сотрудничество с дру-3. Судебная гими государствами, отве-
Контрольно-ревизионная чающее национальным инте-5. Надзорная ресам
.
19Тема V. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Понятие формы государства
Сущность государства, его содержание неотделимы от его формы. Существуют различные точки зрения относительно понятия «форма государства». Его трактуют в узком смысле (только фор-ма правления) или в широком (совокупность формы правления, формы государственного устройства и политического режима). Форму государства следует рассматривать как объективную реальность и как понятие с различных сторон, характеризующих их свойства, а именно: – форму правления, отражающую способы организации госу-дарственной власти, в том числе и порядок ее образования;
– форму государственного устройства как совокупность спо-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|