Сделай Сам Свою Работу на 5

Аппарат областного (Минского городского) суда





Аппарат областного (Минского городского) суда при­зван содействовать осуществлению правосудия путем подгото­вительных действий по проведению судебных процессов, по рассмотрению уголовных и гражданских дел, созданию условий для осуществления председателем суда и его заместителями функций, направленных на организацию деятельности суда.

Аппарат суда осуществляет в суде делопроизводство, которое ведется в соответствии с Инструкцией по делопроиз­водству в областных, Минском городском судах, утвержден­ной приказом Министра юстиции Республики Беларусь 15 марта 1999г. В этой Инструкции урегулированы вопросы организации приема посетителей; приема почты; регистрации дел, заявлений, жалоб и иных документов; подготовки дел к судебному разбирательству; оформления уголовных и граж-113


данских дел после их рассмотрения; приема и учета кассаци­онных жалоб и протестов на приговоры и решения данного суда, обращения приговоров, определений и постановлений к исполнению; контроля за исполнением судебных решений.

Канцелярия является структурным подразделением об­ластного (Минского городского) суда и возглавляется началь­ником (заведующим) канцелярии, который назначается и осво­бождается от должности председателем соответствующего суда.



Функции начальника (заведующего) канцелярии до­вольно обширны. Главное в его деятельности - вести делопро­изводство в соответствии с установленными правилами, руко­водить работой секретарского состава и архива суда. В его обя­занности входит вести личные дела на работников суда, вносить необходимые записи в трудовые книжки, вести табель учета рабочего времени на работников суда.

Заведующий канцелярией областного (Минского город­ского) суда принимает и обрабатывает всю поступившую в суд корреспонденцию; контролирует исполнение всех документов и жалоб; отвечает за надлежащий учет, хранение и оформление дел и других документов, находящихся в производстве и архиве суда; осуществляет контроль за исполнением жалоб; обеспечи­вает вызов и учет работы народных заседателей; направляет на исполнение документы по приговорам на осужденных. Он вправе, в случае отсутствия на работе работников секретарского состава и архива суда, поручить исполнение обязанностей от­сутствующего работника другим работникам секретарского со­става и архива.



Секретарь судебного заседания областного (Минского городского) суда принимается на работу и освобождается от нее председателем соответствующего суда. Он регистрирует посту­пающие для рассмотрения по первой инстанции уголовные и гражданские дела; выписывает и направляет судебные повестки по делам первой инстанции; ведет протокол судебного заседа­ния; направляет копии приговоров; выписывает исполнитель­ные листы; оформляет и сдает дела в архив; несет ответствен­ность за своевременную сдачу дел в канцелярию, после состо­явшегося судебного заседания; в случае отсутствия секретаря судебной коллегии, исполняет обязанности отсутствующего.

Секретарь судебной коллегии по уголовным делам при­нимается на работу и освобождается от нее председателем суда. Он отвечает за правильное ведение делопроизводства в колле-114


гии, сохранность дел и иных документов; регистрирует посту­пающие для рассмотрения в кассационном порядке уголовные дела; составляет список назначенных к слушанию дел и выве­шивает его на доске объявлений; ведет учетно-статистические карточки по уголовным делам; ежегодно заводит журналы, на­ряды в соответствии с номенклатурой дел; исполняет определе­ния по кассационным делам; оформляет и готовит к сдаче в ар­хив производства, наряды; осуществляет контроль за исполне­нием определений о направлении дел на новое рассмотрение;



ведет протоколы оперативных совещаний при председателе су­дебной коллегии по уголовным делам; составляет статистиче­ские отчеты о работе суда по рассмотрению уголовных дел.

Секретарь судебной коллегии по гражданским делам принимается на работу и освобождается от нее председателем суда. В его функции входит вести делопроизводство в коллегии, сохранять дела и иные документы. Он регистрирует поступаю­щие для рассмотрения в кассационном порядке гражданские дела; зарегистрированные дела передает председателю коллегии по гражданским делам, а затем судьям; ведет журнал учета и движения дел по кассационным жалобам; составляет список назначенных дел к слушанию; отмечает в учетно-статиетической карточке результат рассмотрения дела; готовит сопроводительные письма на отправляемые дела и сдает их для отправки; осуществляет контроль за исполнением определений о направлении дел на новое рассмотрение; ведет протоколы оперативных совещаний при председателе судебной коллегии по гражданским делам; составляет статистические отчеты о ра­боте суда по рассмотрению гражданских дел; в необходимых случаях выполняет другие обязанности, возложенные на него руководством суда.

Инспектор президиума областного (Минского городско­го) суда принимается на работу и освобождается от нее прика­зом председателя суда. В его функции входит регистрировать и вести учет производства по жалобам, поступающим в. порядке надзора; осуществлять общее руководство за прохождением и исполнением жалоб в порядке судебного надзора; принимать меры к сокращению сроков рассмотрения жалоб; вести учет уголовных и гражданских дел, по которым первоначально было отказано в принесении протестов, а затем протесты были при­несены; участвовать в работе президиума и вести протоколы заседаний; составлять справки о количестве рассмотренных жа-115


лоб, протестов, исполнять документы по поручению руково­дства суда; в случае отсутствия секретарей судебного заседания замещать отсутствующего, а также выполнять иные обязанно­сти, возложенные руководством суда.

Консультант по жалобам областного (Минского город­ского) суда рассматривает жалобы на решения по гражданским, уголовным, административным делам; вносит предложения ру­ководству суда об истребовании дел; истребует документы, не­обходимые для своевременного и правильного разрешения жа­лоб; наводит справки по жалобам; участвует в изучении и обобщении работы суда по рассмотрению жалоб; участвует в приеме граждан.

Помощник председателя суда оказывает помощь пред­седателю суда в планировании работы суда, в подборе и форми­ровании резерва кадров, аттестации кадров, проведении учебы, контролирует исполнение работы, приказов и поручений пред­седателя суда, постановлений президиума, присутствует на за­седаниях президиума и оперативных совещаниях; осуществляет контроль за соблюдением в канцелярии суда Инструкции по делопроизводству в областном, Минском городском судах; по поручению председателя суда осуществляет контроль за свое­временным и качественным рассмотрением писем, заявлений и жалоб граждан, систематически анализирует причины отложе­ния и приостановления гражданских и уголовных дел; оказыва­ет помощь председателю суда и судьям по изучению и обобще­нию судебной практики; по поручению председателя суда раз­решает отдельные категории жалоб и заявлений, принимает участвует в приеме граждан в суде; оказывает помощь предсе­дателю суда в подготовке, организации и проведении заседаний президиумов, семинаров, совещаний, учебе кадров, подведению итогов работы суда; ведет протоколы оперативных совещаний;

следит за исполнением принятых решений; по поручению пред­седателя суда участвует в проведении служебных проверок по фактам нарушения работниками судов законности и трудовой дисциплины; принимает участие в работе комиссии по отбору и уничтожению дел и материалов, сроки хранения которых ис­текли; по поручению председателя суда осуществляет предста­вительство в соответствующих государственных органах и уч­реждениях.

Заведующий экспедицией и архивом областного (Мин­ского городского) суда принимается на работу и освобождается 116


от нее приказом председателя соответствующего суда. Он при­нимает на хранение наряды и дела, обеспечивает их учет и со­хранность; оказывает методическую помощь в составлении но­менклатуры дел; контролирует правильность формирования до­кументов в делопроизводстве и сохранность их в структурных подразделениях; организует отбор документов на постоянное Хранение в делопроизводстве и к уничтожению, составляет сводные годовые разделы описей дел для постоянного хранения и подготовку их к рассмотрению экспертной комиссией суда;

выдает сотрудникам суда документы во временное пользование, выдает в установленном порядке справки, а также консультиру­ет по вопросам местонахождения документов; периодически проверяет наличие дел, хранящихся в архиве; снимает копии приговоров, решений, определений или делает выписки из них по делам, производства по которым хранятся в архиве суда, дает ответы на запросы по архивным делам.

Начальник хозяйственной части областного (Минского городского) суда назначается на должность и освобождается от нее приказом председателя соответствующего суда.

Начальник хозяйственной части несет материальную от­ветственность за переданные ему в подотчет материальные ценности, организует их учет, хранение, своевременное получе­ние и экономное расходование; оформляет предварительные заявки на необходимые хозяйственные и канцелярские товары;

производит заказы на изготовление фирменных бланков для канцелярии и других служб; обеспечивает необходимыми кан­целярскими принадлежностями работников суда; следит за со­стоянием здания и оборудования, находящегося в помещении суда, и принимает меры к своевременной организации ремонта здания; несет ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности; руководит работой хозяйственного персонала.

Комендант областного (Минского городского) суда обеспечивает сохранность здания суда, его ремонт, поддержа­ние порядка.


ГЛАВА 9. ВОЕННЫЕ СУДЫ

Вооруженные силы Республики Беларусь смогут выпол­нять поставленные перед ними задачи только в том случае, если в них будет поддерживаться воинская дисциплина, законность и правопорядок. Этому призваны способствовать военные суды, которые по действующему белорусскому законодательству от­несены к судам общей юрисдикции.

При осуществлении правосудия военные суды действу­ют на основе того же законодательства, что и другие суды, вхо­дящие в судебную систему Республики Беларусь. Закон «О су­доустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», приня­тый 13 января 1995 г.1 регламентирует порядок образования и статус военных судов (ст.ст. 33-44). Какого-либо иного специ­ального нормативно-правового акта о военных судах нет.

В СССР военные суды назывались военными трибуна­лами. Их статус определяло общесоюзное Положение о воен­ных трибуналах, которое было принято в 1958 г., а 25 июня 1980 г. была утверждена новая редакция этого Положения2. После образования Республики Беларусь военные трибуналы переименованы в военные суды.

Военным судам в Республике Беларусь подсудны:

1) дела о всех преступлениях, совершенных военнослу­жащими, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов;

2) дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, сержантами, старшинами, солдатами органов безопасности;

3) дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенными лицами начальствующего со­става исправительно-трудовых учреждений;

4) все дела о шпионаже.

Следует иметь в виду, что если одно лицо или группа лиц обвиняются в совершении нескольких преступлений и дело


эаугя бы об одном из них подсудно военному суду, то дело о всех преступлениях рассматривается военным судом.

Кроме того военные суды рассматривают уголовные де­ла о преступлениях, совершенных лицами в период прохожде­ния ими военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уволенными с военной службы.

К компетенции военных судов относится рассмотрение некоторых гражданских дел.

Военные суды проверяют законность и обоснованность применения такой меры пресечения как заключение под стражу.

В систему военных судов Республики Беларусь входят:

1) межгарнизонные военные суды; 2) Белорусский военный суд. В составе Верховного Суда Республики Беларусь действует во­енная коллегия.

Порядок их образования определяется Законом «О судо­устройстве и статусе судей в Республике Беларусь», принятым 13 января 1995 г.

Межгарнизонные военные суды являются основным звеном системы военных судов. Они образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воин­ских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь и других военных формирований.

Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда и судей. При наличии пяти и более судей вводится долж­ность заместителя председателя межгарнизонного военного суда.

Количество судей для каждого межгарнизонного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совме­стному представлению Министра юстиции и Председателя Вер­ховного Суда Республики Беларусь.

Межгарнизонный военный суд полномочен рассматри­вать: 1) гражданские дела по искам, возникающим из отноше­ний военной службы; 2) уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус во­еннослужащего; 3) уголовные дела о преступлениях, из которых хотя бы одно подсудно межгарнизонному военному суду, либо совершенных группой лиц, когда уголовное дело хотя бы в от­ношении одного их них подсудно межгарнизонному военному суду при невозможности выделения дела в отношении военно­служащего в отдельное производство; 4) уголовные дела о пре­ступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими 119


военной службы, но к моменту рассмотрения дела в суде уво­ленными с военной службы.

Председатель межгарнизонного военного суда назнача­ется Президентом Республики Беларусь по совместному пред­ставлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

Председатель межгарнизонного суда осуществляет пра­восудие и обладает функциями по организации деятельности судей: председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседани­ях, распределяет иные обязанности между судьями; ведет лич­ный прием, организует работу по приему граждан и рассмотре­нию предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статисти­ки, вносит представления в государственные органы, общест­венные объединения и должностным лицам об устранении на­рушений закона, ходатайствует перед Верховным Судом о вне­сении предложений в Конституционный Суд о проверке кон­ституционности нормативных актов; руководит работой в аппа­рате суда, осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению ква­лификации работников судов.

При наличии в межгарнизонном военном суде пяти и более судей вводится должность заместителя председателя межгарнизонного военного ссуда. Он назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.

Заместитель председателя межгарнизонного военного суда осуществляет в соответствии с распределением обязанно­стей полномочия по руководству работой суда, исполняет функции председателя межгарнизонного военного суда в его отсутствие либо при невозможности осуществления им своих обязанностей.

Белорусский военный суд является вторым звеном сис­темы военных судов. Он рассматривает в пределах своих пол­номочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассацион­ном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; осуще­ствляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов, оказывает им помощь в применении законода­тельства; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику. 120


Белорусский военный суд состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей. Он действует в составе судебных коллегий. Закон о судоустройстве и статусе судей не уточняет, как называются эти судебные коллегии.

Количественный состав Белорусского военного суда ус­танавливается Президентом Республики Беларусь по совмест­ному представлению Министра юстиции и Председателя Вер­ховного Суда Республики Беларусь.

Судебные коллегии Белорусского военного суда утвер­ждаются Председателем Белорусского военного суда из числа судей этого суда.

В судебных коллегиях Белорусского военного суда Председателем этого суда образуются составы суда для рас­смотрения дел в судебных коллегиях, а также могут образовы­ваться составы суда, специализированные для рассмотрения отдельных категорий дел. В случае необходимости председа­тель суда может привлекать судей одной коллегии к рассмотре­нию дел в составе другой коллегии. Работой судебных коллегий руководят заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатель Белорусского военного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представле­нию Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сро­ком на семь лет. В его компетенцию входит рассмотрение дел, а также организация деятельности этого суда. Он председательст­вует в судебных заседаниях коллегий; приносит в пределах и в порядке, установленных законом, протесты на решения, приго­воры, определения и постановления по судебным делам; приос­танавливает исполнение решений по судебным делам; руково­дит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по повышению квалифи­кации судей и работников аппарата суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устране­нии нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд Республики 121


Беларусь о проверке конституционности нормативных актов;

вправе истребовать из межгарнизонных военных судов судеб­ные дела для изучения и обобщения судебной практики, а также для проверки их в порядке надзора; организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жа­лоб; ведет личный прием граждан.

Заместители председателя Белорусского военного суда назначаются Президентом Республики Беларусь по совместно­му представлению Министра юстиции и Председателя Верхов­ного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

В компетенцию заместителей председателя Белорусско­го военного суда входит руководство работой соответствующих коллегий. Они могут председательствовать в судебных коллеги­ях и назначать председательствующим членов коллегий, вести личный прием граждан. Кроме того они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

В случае отсутствия председателя Белорусского военно­го суда либо при невозможности осуществления им своих обя­занностей функции председателя суда исполняет один из его заместителей.

Высшей судебной инстанцией в отношении дел, рас­смотренных межгарнизонными судами и Белорусским военным судом, является, как уже отмечалось, Военная коллегия Верхов­ного Суда Республики Беларусь. Она выступает и как суд первой инстанции, и как суд второй инстанции. В качестве суда первой инстанции она рассматривает дела исключительной важности. Решение о принятии дела к своему производству Военная кол­легия принимает по собственной инициативе или по инициативе Председателя Верховного Суда.

Председателю Военной коллегии дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления исполнения приговоров и решений любого суда, поскольку он одновремен­но является одним из заместителей Председателя Верховного Суда.

Статус судей военных судов такой же как и статус судей всех судов, входящих в судебную систему Республики Бела­русь. Он определен Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 года. Однако в стату­се судей военных судов есть особенности. Судьи военных судов состоят на действительной военной службе, являются военно­служащими Вооруженных Сил Республики Беларусь, поэтому 122


8|иа них распространяются нормативно-правовые акты, регули-В рующие порядок прохождения военной службы.

|; В соответствии с действующим законодательством во-6 енные суды значительную часть дел рассматривают с участием В народных заседателей. Для народных заседателей военных су­дов устанавливаются два требования: быть гражданином Рес­публики Беларусь и пребывать на действительной военной службе. Они избираются открытым голосованием на собраниях военнослужащих воинских частей сроком на два с половиной года, с последующим утверждением этого списка командиром соответствующей воинской части путем издания приказа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.