Сделай Сам Свою Работу на 5

Председатель районного (городского) суда





ГЛАВА 7. РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД

Районный (городской) суд — основное звено системы судов общей юрисдикции

Районные суды функционируют в каждом районе как административно-территориальной единице Республики Бела­русь, а в некоторых городах образованы еще и городские суды. Компетенция районных и городских судов одинакова. Согласно ст. 18 Закона о судоустройстве и статусе судей, районный (го­родской) суд образуется в районе, городе областного подчине­ния, не имеющем районного деления, районе в городе. По со­вместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Президентом Республики Беларусь может быть образован один районный (городской) суд на район и го­род.

Районные (городские) суды являются судами только первой инстанции. Они рассматривают основную массу уголов­ных и гражданских дел. Исключение составляют лишь уголов­ные дела о наиболее тяжких преступлениях, отнесенные к под­судности областных судов и Минского городского суда, дела особой сложности или особого общественного значения, приня­тые к производству Верховным Судом Республики Беларусь, а также гражданские дела, изъятые вышестоящими судами и при­нятые ими к своему производству. Кроме этой категории дел, они рассматривают дела об административных правонарушени­ях, отнесенные Кодексом об административных правонаруше­ниях к судебной административной юрисдикции.



Районные (городские) суды максимально приближены к населению. Именно благодаря им обеспечивается доступ к пра­восудию. В случае возникновения юридического конфликта, рассмотрение которого отнесено к компетенции суда, он, как правило, рассматривается одним из этих судов, исходя из тер­риториальной подсудности.

Вышестоящими судами для районных (городских) судов являются областные суды. Минский городской суд и Верхов­ный Суд Республики Беларусь.


Состав районного (городского) суда

Районные (городские) суды состоят из председателя су­да, судей и народных заседателей. В состав районного (город­ского) суда входят все судьи, назначенные в этот суд, а также народные заседатели.

Количество судей, назначаемых для работы в суде, зави­сит от количества населения, проживающего на территории данного района, и объема работы суда.



В основе объема работы суда лежит количество граж­данских, уголовных и административных дел, а также других дел по жалобам и заявлениям, поступающим для рассмотрения. Исходя из этого, определяется число судей и народных заседа­телей в данном суде. Для работы в составе с одним судьей оп­ределяется 35 народных заседателей.

Главной обязанностью судей и народных заседателей является осуществление правосудия в соответствии с Конститу­цией и иными нормативно-правовыми актами Республики Бела­русь. Для этого им предоставлены широкие права. Они вправе требовать от любых органов и лиц реализации обязанностей, которые вытекают из закона. Например, обеспечить вызов в суд истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, переводчиков и т.п.

Судьи и народные заседатели обязаны тщательно гото­виться к предстоящему судебному процессу, в котором будет рассматриваться дело. Они должны заранее изучить имеющиеся в суде материалы этого дела с тем, чтобы всесторонне, объек­тивно и полно рассмотреть его в судебном заседании и вынести законное и справедливое решение. Судьи должны создать на­родным заседателям соответствующие условия для ознакомле­ния с делом. Они заранее должны подготовить для изучения народными заседателями соответствующие нормативно-правовые акты, постановления Пленума Верховного Суда и другие официальные документы.

Учитывая, что народные заседатели не обладают про­фессиональными юридическими знаниями, судьи всякий раз перед судебным процессом должны напоминать их обязанности и правила поведения в судебном процессе, а также, что за пре­делами суда они должны избегать ситуаций, которые могли бы отрицательно повлиять на авторитет суда, вызвать сомнения в объективности и беспристрастности судей при рассмотрении




дела, сохранять тайну совещания судей при вынесении судеб­ных приговоров, решений, определений.

Компетенция районного (городского) суда

Районный (городской) суд является судом первой ин­станции. Он компетентен рассматривать уголовные, граждан­ские и административные дела.

Районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам и военным

судам.

К вышестоящим судам относятся областные суды. Мин­ский городской суд и Верховный Суд Республики Беларусь, ко­торым подсудны дела о наиболее общественно опасных престу­плениях.

К подсудности районных (городских) судов относятся все гражданские дела, независимо от их характера, сложности, суммы иска. Подсудность гражданского дела может изменить областной суд (Минский городской суд) и Верховный Суд Рес­публики Беларусь, которые вправе принять любое дело к своему производству в качестве суда первой инстанции.

Районным (городским) судам подсудны три основные категории гражданских дел: 1)дела, возникающие из граждан­ских, семейных, трудовых отношений; 2) дела, возникающие из административно-правовых отношений; 3) дела особого произ­водства (об установлении фактов, имеющих юридическое зна­чение; о признании гражданина умершим; о признании гражда­нина ограниченно дееспособным или недееспособным; об уста­новлении неправильности записи актов гражданского состоя­ния; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя и др.). Эти дела традиционно относят к юрисдик­ции районного (городского) суда.

Помимо осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам, районной (городской) суд рассматривает дела об административных правонарушениях. По такого рода делам суд применяет различные меры административного взы­скания (штраф, арест на срок до 15 суток и др.). Постановления по этим делам обжалованию не подлежат и немедленно приво­дятся в исполнение. Они могут быть опротестованы только про­курором.


Районные (городские) суды наделены полномочиями по обращению к исполнению вынесенных ими приговоров и по рассмотрению вопросов, связанных с исполнением приговоров. После отбытия наказания суд вправе рассмотреть дело о снятии судимости, о включении времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж.

Председатель районного (городского) суда

Районный (городской) суд возглавляет председатель су­да, который назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председате­ля Верховного Суда сроком на семь лет.

На должность председателя суда назначается наиболее

- таалифицированный судья, имеющий большой профессиональ-^ ный опыт работы в суде. Его полномочия закреплены в ст. 22 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Бела­русь». Их можно разделить на две группы: 1) полномочия по осуществлению правосудия; 2) полномочия по организации ра­боты в суде.

Полномочия председателя районного (городского) суда по осуществлению правосудия состоят в том, что он либо еди­нолично рассматривает дела, которые законом отнесены к еди­ноличной юрисдикции судьи, либо председательствует, если дело рассматривает коллегия судей в составе профессионально-

•^ го судьи (в данном случае председателя суда) и двух народных ® заседателей. При этом председатель суда осуществляет функ-й ции судьи по конкретному делу в таком объеме, в которомихосуществлял бы любой судья районного (городского) суда.

Полномочия по организации работы в суде у председа­теля районного (городского) суда довольно обширны. В его компетенцию входит распределять обязанности между судьями, что означает определять, какой судья будет рассматривать кон­кретное дело, материалы о котором поступили в суд. На прак­тике выработано несколько подходов к распределению обязан­ностей по рассмотрению поступающих в суд дел, в основе кото­рых лежат следующие принципы:

- территориальный, когда определенный судья рассмат­ривает все дела, возникающие на закрепленной за ним террито­рией;


- функциональный, когда в суде существует специали­зация судей по рассмотрению дел, то есть один судья рассмат­ривает только уголовные дела, другой- только гражданские. Может быть еще более узкая специализация: по категориям дел. Например, уголовные дела о преступлениях против собственно­сти рассматривает один судья, а о преступлениях против здоро­вья и безопасности человека - другой судья и т.п.;

- территориально-функциональный, когда каждый судья рассматривает только гражданские либо только уголовные дела на закрепленной за ним территории района (города);

-персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступающим во время личного приема населения и представителей предпри­ятий, учреждений и организаций, а также уголовные дела част­ного обвинения, если именно к нему обращается потерпевший. Что касается уголовных дел публичного обвинения и дел об ад­министративных правонарушениях, то они рассматриваются по поручению председателя суда.

Использование в организации деятельности суда этих принципов зависит, в основном, от председателя суда. Он, ко­нечно, должен учитывать специализацию судей, опыт их рабо­ты. Следует предположить, что поскольку председатель суда должен являться самым компетентным судьей, он обязан при­нимать к своему производству самые сложные дела, консульти­ровать судей по вопросам законодательства, оказывать им прак­тическую помощь в осуществлении правосудия, присутствовать на судебных процессах, анализировать их, обеспечивая при этом принцип независимости судей и подчинение их только за­кону.

Процедура распределения дел между судьями, а также правовые основы комплектования специализированных соста­вов суда для рассмотрения отдельных категорий дел (трудовых, семейных и иных дел) не определена ни в Законе «О судоуст­ройстве и статусе судей в Республике Беларусь», ни в норма­тивно-правовых актах, издаваемых Министерством юстиции, ни в постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Бела­русь. Между тем, это один из важнейших организационных во­просов. Полностью полагаться на мнение председателя суда в решении этого вопроса, по-видимому, неправильно, поскольку с его стороны не исключены злоупотребления, избежать которых или, по крайнем мере, минимизировать можно при условии, ес-94


ли в каждом районном (городском) суде будет всем коллекти­вом суда выработан Регламент работы суда. Правила внутрен­него распорядка работы суда не затрагивают многих аспектов в деятельности суда, в том числе и рассматриваемого.

В Регламенте следовало бы подробно изложить органи­зационные стороны в деятельности данного суда, в том числе и порядок распределения поступивших в суд дел для рассмотре­ния их судьями.

Следует отметить, что в действующем законодательстве не оговорено, что стороны или одна из них для рассмотрения их дела по своему желанию могут избрать конкретного судью в данном суде.

Вместе с тем из этого общего правила сделано важное исключение. В ч. 2 ст. 22 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» сказано, что председатель район­ного (городского) суда ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявле­ний, жалоб. Это означает, что обращаясь в суд с иском, можно ходатайствовать, чтобы иск был рассмотрен именно председа­телем суда или определенным судьей этого суда. Впрочем, по существующему правовому обычаю истец может выбрать су­дью для рассмотрения дела минуя председателя суда, обращаясь непосредственно к судье.

Каждый из существующих принципов (территориаль­ный, функциональный, территориально-функциональный и пер­сональный), которые служат основой для распределения дел между судьями, нельзя абсолютизировать. Во всяком случае, в государстве постоянно ведутся поиски, как обеспечить наибо­лее качественное правосудие, причем не только путем измене­ния правовых норм, но и за счет сугубо организационных форм.

В прошлые годы в районных судах, где работало не­сколько судей, применялась участковая система распределения обязанностей судей по рассмотрению поступивших в суд дел, которая состояла в том, что за судьей закреплялась территория какого-либо микрорайона или просто несколько улиц. Все дела, подлежащие юрисдикции данного суда, возникающие на таком участке, поступали к судье данного участка. Этот же судья ре­шал и все другие вопросы, связанные с деятельностью суда, с ориентацией на данный участок. Например, пропаганда право­вых знаний среди населения, отчеты судьи перед гражданами и т.п. Такой стиль работы суда имел много позитивного, посколь-95


ку он позволял судье быть ближе к населению, лучше знать ме­стные проблемы, которые влияли на возникновение между людьми юридических конфликтов, поддерживать тесные связи с местными государственными органами и общественными ор­ганизациями, глубоко вникать в жизненные проблемы человека. Однако, как оказалось впоследствии, такая система организации работы в суде имеет и негативные стороны. Вместо повышения качества правосудия стало обнаруживаться снижение его уров­ня. Это было связано с тем, что отсутствовала возможность специализации судей, возникли трудности в определении тен­денций судебной практики по определенным категориям дел, а также сложности, связанные с обобщением практики. И как итог всему этому, участились случаи вынесения незаконных и необоснованных судебных решений. В дальнейшем участковую систему пытались совершенствовать, но недостатки, заложен­ные в ее природе, оказались не устранимы. В настоящее время, она в своем первозданном виде не применяется, хотя использу­ются отдельные черты.

В компетенцию председателя районного (городского) суда, кроме распределения дел между судьями, согласно ст. 22 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Бела­русь», входит еще руководить изучением и обобщением судеб­ной практики, ведением судебной статистики. Он вносит пред­ставления в государственные органы, общественные объедине­ния и должностным лицам об устранении нарушений закона, ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов;

представляет к назначению судебных исполнителей и организу­ет их работу; руководит работой аппарата суда; осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала;

организует работу по повышению квалификации работников суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с законо­дательными актами.

Таким образом, согласно действующему законодатель­ству, полномочия председателя районного (городского) суда состоят не столько в особенностях деятельности по осуществ­лению правосудия, сколько по организации работы аппарата суда.

Весьма проблематичной является обязанность председа­теля районного (городского) суда вносить представления в го-96


сударственные органы, общественные объединения и должно­стным лицам об устранении нарушений закона. Что иметь в ви­ду под такими представлениями, в законе не сказано. Ясно од­но, что по своему существу они будут напоминать акты проку­рорского надзора. Но такое совпадение функций несовместимо. Поэтому вряд ли есть необходимость при подготовке нового законодательства о суде сохранять за председателем суда такую обязанность.

В районных (городских) судах, где работает много су­дей, предусмотрена должность заместителя председателя, кото­рый назначается Президентом Республики Беларусь по совме­стному представлению Министра юстиции и Председателя Вер­ховного Суда сроком на семь лет. Заместитель председателя районного (городского) суда осуществляет полномочия по ру­ководству работой суда в соответствии с распределением обя­занностей между ним и председателем суда, исполняет функции председателя районного (городского) суда в его отсутствие ли­бо при невозможности осуществления им своих обязанностей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.