Председатель районного (городского) суда
ГЛАВА 7. РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД
Районный (городской) суд — основное звено системы судов общей юрисдикции
Районные суды функционируют в каждом районе как административно-территориальной единице Республики Беларусь, а в некоторых городах образованы еще и городские суды. Компетенция районных и городских судов одинакова. Согласно ст. 18 Закона о судоустройстве и статусе судей, районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. По совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда Президентом Республики Беларусь может быть образован один районный (городской) суд на район и город.
Районные (городские) суды являются судами только первой инстанции. Они рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел. Исключение составляют лишь уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, отнесенные к подсудности областных судов и Минского городского суда, дела особой сложности или особого общественного значения, принятые к производству Верховным Судом Республики Беларусь, а также гражданские дела, изъятые вышестоящими судами и принятые ими к своему производству. Кроме этой категории дел, они рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные Кодексом об административных правонарушениях к судебной административной юрисдикции.
Районные (городские) суды максимально приближены к населению. Именно благодаря им обеспечивается доступ к правосудию. В случае возникновения юридического конфликта, рассмотрение которого отнесено к компетенции суда, он, как правило, рассматривается одним из этих судов, исходя из территориальной подсудности.
Вышестоящими судами для районных (городских) судов являются областные суды. Минский городской суд и Верховный Суд Республики Беларусь.
Состав районного (городского) суда
Районные (городские) суды состоят из председателя суда, судей и народных заседателей. В состав районного (городского) суда входят все судьи, назначенные в этот суд, а также народные заседатели.
Количество судей, назначаемых для работы в суде, зависит от количества населения, проживающего на территории данного района, и объема работы суда.
В основе объема работы суда лежит количество гражданских, уголовных и административных дел, а также других дел по жалобам и заявлениям, поступающим для рассмотрения. Исходя из этого, определяется число судей и народных заседателей в данном суде. Для работы в составе с одним судьей определяется 35 народных заседателей.
Главной обязанностью судей и народных заседателей является осуществление правосудия в соответствии с Конституцией и иными нормативно-правовыми актами Республики Беларусь. Для этого им предоставлены широкие права. Они вправе требовать от любых органов и лиц реализации обязанностей, которые вытекают из закона. Например, обеспечить вызов в суд истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, переводчиков и т.п.
Судьи и народные заседатели обязаны тщательно готовиться к предстоящему судебному процессу, в котором будет рассматриваться дело. Они должны заранее изучить имеющиеся в суде материалы этого дела с тем, чтобы всесторонне, объективно и полно рассмотреть его в судебном заседании и вынести законное и справедливое решение. Судьи должны создать народным заседателям соответствующие условия для ознакомления с делом. Они заранее должны подготовить для изучения народными заседателями соответствующие нормативно-правовые акты, постановления Пленума Верховного Суда и другие официальные документы.
Учитывая, что народные заседатели не обладают профессиональными юридическими знаниями, судьи всякий раз перед судебным процессом должны напоминать их обязанности и правила поведения в судебном процессе, а также, что за пределами суда они должны избегать ситуаций, которые могли бы отрицательно повлиять на авторитет суда, вызвать сомнения в объективности и беспристрастности судей при рассмотрении
дела, сохранять тайну совещания судей при вынесении судебных приговоров, решений, определений.
Компетенция районного (городского) суда
Районный (городской) суд является судом первой инстанции. Он компетентен рассматривать уголовные, гражданские и административные дела.
Районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам и военным
судам.
К вышестоящим судам относятся областные суды. Минский городской суд и Верховный Суд Республики Беларусь, которым подсудны дела о наиболее общественно опасных преступлениях.
К подсудности районных (городских) судов относятся все гражданские дела, независимо от их характера, сложности, суммы иска. Подсудность гражданского дела может изменить областной суд (Минский городской суд) и Верховный Суд Республики Беларусь, которые вправе принять любое дело к своему производству в качестве суда первой инстанции.
Районным (городским) судам подсудны три основные категории гражданских дел: 1)дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых отношений; 2) дела, возникающие из административно-правовых отношений; 3) дела особого производства (об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; об установлении неправильности записи актов гражданского состояния; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя и др.). Эти дела традиционно относят к юрисдикции районного (городского) суда.
Помимо осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам, районной (городской) суд рассматривает дела об административных правонарушениях. По такого рода делам суд применяет различные меры административного взыскания (штраф, арест на срок до 15 суток и др.). Постановления по этим делам обжалованию не подлежат и немедленно приводятся в исполнение. Они могут быть опротестованы только прокурором.
Районные (городские) суды наделены полномочиями по обращению к исполнению вынесенных ими приговоров и по рассмотрению вопросов, связанных с исполнением приговоров. После отбытия наказания суд вправе рассмотреть дело о снятии судимости, о включении времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж.
Председатель районного (городского) суда
Районный (городской) суд возглавляет председатель суда, который назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет.
На должность председателя суда назначается наиболее
- таалифицированный судья, имеющий большой профессиональ-^ ный опыт работы в суде. Его полномочия закреплены в ст. 22 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». Их можно разделить на две группы: 1) полномочия по осуществлению правосудия; 2) полномочия по организации работы в суде.
Полномочия председателя районного (городского) суда по осуществлению правосудия состоят в том, что он либо единолично рассматривает дела, которые законом отнесены к единоличной юрисдикции судьи, либо председательствует, если дело рассматривает коллегия судей в составе профессионально-
•^ го судьи (в данном случае председателя суда) и двух народных ® заседателей. При этом председатель суда осуществляет функ-й ции судьи по конкретному делу в таком объеме, в которомихосуществлял бы любой судья районного (городского) суда.
Полномочия по организации работы в суде у председателя районного (городского) суда довольно обширны. В его компетенцию входит распределять обязанности между судьями, что означает определять, какой судья будет рассматривать конкретное дело, материалы о котором поступили в суд. На практике выработано несколько подходов к распределению обязанностей по рассмотрению поступающих в суд дел, в основе которых лежат следующие принципы:
- территориальный, когда определенный судья рассматривает все дела, возникающие на закрепленной за ним территорией;
- функциональный, когда в суде существует специализация судей по рассмотрению дел, то есть один судья рассматривает только уголовные дела, другой- только гражданские. Может быть еще более узкая специализация: по категориям дел. Например, уголовные дела о преступлениях против собственности рассматривает один судья, а о преступлениях против здоровья и безопасности человека - другой судья и т.п.;
- территориально-функциональный, когда каждый судья рассматривает только гражданские либо только уголовные дела на закрепленной за ним территории района (города);
-персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступающим во время личного приема населения и представителей предприятий, учреждений и организаций, а также уголовные дела частного обвинения, если именно к нему обращается потерпевший. Что касается уголовных дел публичного обвинения и дел об административных правонарушениях, то они рассматриваются по поручению председателя суда.
Использование в организации деятельности суда этих принципов зависит, в основном, от председателя суда. Он, конечно, должен учитывать специализацию судей, опыт их работы. Следует предположить, что поскольку председатель суда должен являться самым компетентным судьей, он обязан принимать к своему производству самые сложные дела, консультировать судей по вопросам законодательства, оказывать им практическую помощь в осуществлении правосудия, присутствовать на судебных процессах, анализировать их, обеспечивая при этом принцип независимости судей и подчинение их только закону.
Процедура распределения дел между судьями, а также правовые основы комплектования специализированных составов суда для рассмотрения отдельных категорий дел (трудовых, семейных и иных дел) не определена ни в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», ни в нормативно-правовых актах, издаваемых Министерством юстиции, ни в постановлениях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Между тем, это один из важнейших организационных вопросов. Полностью полагаться на мнение председателя суда в решении этого вопроса, по-видимому, неправильно, поскольку с его стороны не исключены злоупотребления, избежать которых или, по крайнем мере, минимизировать можно при условии, ес-94
ли в каждом районном (городском) суде будет всем коллективом суда выработан Регламент работы суда. Правила внутреннего распорядка работы суда не затрагивают многих аспектов в деятельности суда, в том числе и рассматриваемого.
В Регламенте следовало бы подробно изложить организационные стороны в деятельности данного суда, в том числе и порядок распределения поступивших в суд дел для рассмотрения их судьями.
Следует отметить, что в действующем законодательстве не оговорено, что стороны или одна из них для рассмотрения их дела по своему желанию могут избрать конкретного судью в данном суде.
Вместе с тем из этого общего правила сделано важное исключение. В ч. 2 ст. 22 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» сказано, что председатель районного (городского) суда ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений, жалоб. Это означает, что обращаясь в суд с иском, можно ходатайствовать, чтобы иск был рассмотрен именно председателем суда или определенным судьей этого суда. Впрочем, по существующему правовому обычаю истец может выбрать судью для рассмотрения дела минуя председателя суда, обращаясь непосредственно к судье.
Каждый из существующих принципов (территориальный, функциональный, территориально-функциональный и персональный), которые служат основой для распределения дел между судьями, нельзя абсолютизировать. Во всяком случае, в государстве постоянно ведутся поиски, как обеспечить наиболее качественное правосудие, причем не только путем изменения правовых норм, но и за счет сугубо организационных форм.
В прошлые годы в районных судах, где работало несколько судей, применялась участковая система распределения обязанностей судей по рассмотрению поступивших в суд дел, которая состояла в том, что за судьей закреплялась территория какого-либо микрорайона или просто несколько улиц. Все дела, подлежащие юрисдикции данного суда, возникающие на таком участке, поступали к судье данного участка. Этот же судья решал и все другие вопросы, связанные с деятельностью суда, с ориентацией на данный участок. Например, пропаганда правовых знаний среди населения, отчеты судьи перед гражданами и т.п. Такой стиль работы суда имел много позитивного, посколь-95
ку он позволял судье быть ближе к населению, лучше знать местные проблемы, которые влияли на возникновение между людьми юридических конфликтов, поддерживать тесные связи с местными государственными органами и общественными организациями, глубоко вникать в жизненные проблемы человека. Однако, как оказалось впоследствии, такая система организации работы в суде имеет и негативные стороны. Вместо повышения качества правосудия стало обнаруживаться снижение его уровня. Это было связано с тем, что отсутствовала возможность специализации судей, возникли трудности в определении тенденций судебной практики по определенным категориям дел, а также сложности, связанные с обобщением практики. И как итог всему этому, участились случаи вынесения незаконных и необоснованных судебных решений. В дальнейшем участковую систему пытались совершенствовать, но недостатки, заложенные в ее природе, оказались не устранимы. В настоящее время, она в своем первозданном виде не применяется, хотя используются отдельные черты.
В компетенцию председателя районного (городского) суда, кроме распределения дел между судьями, согласно ст. 22 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», входит еще руководить изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статистики. Он вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов;
представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; руководит работой аппарата суда; осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала;
организует работу по повышению квалификации работников суда; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Таким образом, согласно действующему законодательству, полномочия председателя районного (городского) суда состоят не столько в особенностях деятельности по осуществлению правосудия, сколько по организации работы аппарата суда.
Весьма проблематичной является обязанность председателя районного (городского) суда вносить представления в го-96
сударственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона. Что иметь в виду под такими представлениями, в законе не сказано. Ясно одно, что по своему существу они будут напоминать акты прокурорского надзора. Но такое совпадение функций несовместимо. Поэтому вряд ли есть необходимость при подготовке нового законодательства о суде сохранять за председателем суда такую обязанность.
В районных (городских) судах, где работает много судей, предусмотрена должность заместителя председателя, который назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет. Заместитель председателя районного (городского) суда осуществляет полномочия по руководству работой суда в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем суда, исполняет функции председателя районного (городского) суда в его отсутствие либо при невозможности осуществления им своих обязанностей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|