Сделай Сам Свою Работу на 5

Президиум Верховного Суда





Президиум Верховного Суда Республики Беларусь со­стоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей, вхо-|дящих в Президиум по должности, и определенного количества судей Верховного Суда. Состав Президиума утверждается Пре­зидентом Республики Беларусь.

Заседания Президиума проводится по мере необходимо­сти. В заседаниях может принимать участие Генеральный про­курор Республики Беларусь или его заместители. В заседаниях, не связанных с рассмотрением дел, по приглашению Председа­теля Верховного Суда Республики Беларусь могут участвовать судьи других судов, представители государственных органов, научных учреждений.

Постановления Президиума принимаются большинст­вом голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и


подписываются председательствующим на его заседании (ст. 52 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Бела­русь»).

В отличии от судебных коллегий. Президиум Верховно­го Суда дел по первой инстанции не рассматривает. Он рас­сматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся об­стоятельствам.

Президиум Верховного Суда рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верхов­ного Суда Республики Беларусь в качестве суда первой инстан­ции; дела по протестам на определения судебных коллегий, вы­несенные в кассационном порядке или в порядке надзора.



Президиум Верховного Суда Республики Беларусь ре­шает вопрос о возобновлении уголовных дел по вновь открыв­шимся обстоятельствам в отношении приговоров и постанов­лений, вынесенных Верховным Судом по первой инстанции.

Гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельст­вам Президиум Верховного Суда не пересматривает. Они могут пересматриваться только судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда. Существует общее правило, что возоб­новление гражданских дел по вновь открывшимся обстоятель­ствам осуществляется тем судом, который вынес решение, оп­ределение, постановление. Значит, пересмотр гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам в Верховном Суде мо­жет относиться только к тем делам, которые рассмотрены по первой инстанции.



С протестом в порядке надзора в Президиум Верховного Суда могут входить: Генеральный прокурор Республики Бела­русь, Председатель Верховного Суда Республики и их замести­тели. С представлением по вновь открывшимся обстоятельствам по уголовным делам в Президиум Верховного Суда Республики Беларусь может входить Генеральный прокурор или его замес­тители.

Организационная деятельность Президиума Верховного Суда осуществляется в двух направлениях: 1) рассмотрение во­просов, связанных с организацией работы в самом Верховном, Суде, его подразделениях, аппарате; 2) воздействие на деятель­ность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения ими законодательства.


Согласно ст. 53 Закона «О судоустройстве и статусе су­дей в Республике Беларусь», Президиум Верховного Суда Рес­публики Беларусь рассматривает материалы изучения и обоб­щения судебной практики и судебной статистики; рассматрива­ет вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; оказывает помощь судам в правильном при­менении законодательных актов; заслушивает председателей областных судов. Минского городского суда. Белорусского во­енного суда, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о судебной практике по применению законодательства.

Рассмотрение Президиумом Верховного Суда вопросов, связанных с организацией работы в самом Верховном Суде, его подразделениях, аппарате осуществляется путем текущего и перспективного планирования работы Президиума, исходя из задач, поставленных Пленумом Верховного Суда; обсуждения докладов председателей судебных коллегий об итогах работы за полугодие или квартал; о рассмотрении определенных катего­рий дел и затруднении судов в применении законодательства;



об организации деятельности отдельных судебных составов; о работе по повышению профессиональной квалификации членов судебных коллегий.

Важное место в организации деятельности Президиума занимают вопросы о работе аппарата суда, например, обсужде­ния деятельности отдельных подразделений Верховного Суда, а также сотрудников соответствующих подразделений.

Воздействие Президиума Верховного Суда Республики Беларусь на деятельность нижестоящих судов в целях обеспе­чения правильного и единообразного применения ими законо­дательства выражается в таких формах, как изучение и обобще­ние судебной практики нижестоящих судов и доведения до их сведения результатов такого рода деятельности путем направ­ления в нижестоящие суды обзоров, постановлений Президиума по наиболее принципиальным вопросам, выезды судей Верхов­ного Суда в нижестоящие суды в целях консультирования судей по применению законодательства.

Пленум Верховного Суда

Верховный Суд осуществляет свои функции через вхо­дящие в его состав судебные формирования, одним из которых является Пленум Верховного Суда, наличие которого обуслов-131


лено исторически сложившейся правовой системой государст­ва

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь действу­ет в составе Председателя Верховного Суда Республики Бела­русь, первого заместителя, заместителей Председателя, а также председателей областных судов. Минского городского суда и Белорусского военного суда, входящих в состав Пленума Вер­ховного Суда по должности. Все они обладают равными права­ми. В заседаниях Пленума могут принимать участие Председа­тель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор, Министр юстиции и их заместители. Кроме того, в заседаниях Пленума по приглашению председателя Верховного Суда могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государст­венных организаций и общественных объединений (ст. 48 Зако­на «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, вы­носимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный

прокурор и Министр юстиции.

Проекты постановлений Пленума и копии протестов или заключений по судебным делам направляются членам Пленума, Генеральному прокурору и Министру юстиции.

Заседания Пленума являются правомочными при нали­чии большинства членов Пленума.

Постановления Пленума принимаются открытым голо­сованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в заседании. Постановления Пленума подписываются Предсе­дателем Верховного Суда и секретарем Пленума.

Пленум Верховного Суда осуществляет функцию право­судия, т.е. рассматривает дела в порядке надзора и по вновь от­крывшимся обстоятельствам, а также реализует полномочия, направленные на организационное обеспечение правосудия. Вопросы, не связанные с разрешением судебных дел, вынесен­


ные на рассмотрение Пленума Верховного Суда, заслушивают­ся по докладам инициаторов или уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать лица, приглашен­ные на заседание Пленума Верховного Суда.

Согласно ст. 49 Закона «О судоустройстве и статусе су­дей в Республике Беларусь», Пленум Верховного Суда Респуб­лики Беларусь в пределах своих полномочий рассматривает де­ла в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

рассматривает материалы обобщения судебной практики и су­дебной статистики; дает судам разъяснения по вопросам приме­нения законодательства, возникающим при рассмотрении су­дебных дел; рассматривает заключения Конституционного Су­да, председателя Верховного Суда о несоответствии разъясне­ний Пленума Верховного Суда Конституции и законам Респуб­лики Беларусь; заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда о деятельности коллегий, сообщения област­ных судов. Минского городского суда. Белорусского военного суда о практике применения судами законодательства, выпол­нении разъяснений Пленума Верховного Суда по применению законодательства; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда составы судебных коллегий и их председате­лей, а также секретаря Пленума Верховного Суда; избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда из соста­ва Пленума Верховного Суда, а также председателя квалифика­ционной коллегии из числа членов этой коллегии, заслуживает отчеты о деятельности коллегии; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Бе­ларусь.

И все же главное в деятельности Пленума - давать су­дам разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел. Разъяснения даются в форме постановления Пленума. Они основываются на анализе судебной статистики и обобщении материалов судебной прак­тики.

Постановления Пленума Верховного Суда по разъясне­нию законодательства принимаются по инициативе судей Вер-ховного Суда, судебных коллегий, а также Генерального проку­рора и Министра юстиции. Для подготовки проекта постанов­ления, содержащего разъяснения. Пленум в необходимых слу­чаях образует редакционную комиссию из членов Пленума, а 133


также лиц, принимающих участие в работе Пленума (ст. 50 За­кона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Бела­русь»).

Постановления Пленума Верховного Суда, в которых

разъясняются законы, не должны идти вразрез с действующим законодательством, иначе их вынесение не достигнет постав­ленной цели. В отличие от норм права, закрепленных в законе, разъяснения Пленума хотя и обладают значительной степенью обобщенности, в меньшей мере способны воздействовать на процесс регулирования общественных отношений. Для их на­личия необходим закон. В таких постановлениях Пленум не ог­раничивается указанием на ошибки суда, а контролирует пове­дение суда в рамках норм закона. В результате этого нормы де­тализируются и Пленум в своих постановлениях формулирует свои правовые нормы. Они имеют несколько иную внешнюю форму выражения, чем правовые нормы, содержащиеся в зако­не, однако в структурном отношении они обладают теми же элементами: гипотезой, диспозицией и санкцией.

Постановления Пленума Верховного Суда, в которых разъясняется законодательство, относятся к нормативным по­становлениям. Иной характер носят постановления Пленума по конкретным делам. По своей сути они ненормативны, тем не менее имеют существенное значение в правовой системе, явля­ясь образцом правильного применения норм права1.

Таким образом. Пленум Верховного Суда принимает следующие виды постановлений: 1) по конкретным делам, рас­сматриваемым в порядке надзора и по вновь открывшимся об­стоятельствам; 2) по разъяснению действующего законодатель­ства; 3) по исполнению ранее принятых постановлений; 4) по организационной деятельности Верховного Суда; 5) по измене­нию и дополнению ранее принятых постановлений, а также от­мене их полностью или в определенной части.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.