Сделай Сам Свою Работу на 5

Эвакуация зрителей из помещений

Скопление большого числа людей в зрелищных сооружениях заставляет строго соблюдать правила противопожарной безопасности. Особенно это относится к театрам, где масса зрителей и работников театра находится в непосредственной близости от легковозгораемых декораций. Известны случаи катастрофических пожаров в зрелищных зданиях со многими человеческими жертвами. Противопожарные нормы требуют применения в качестве основных противопожарных мер устройства железного огнезащитного занавеса, изолирующего сцену от зрительного зала, а также дренчерной и спринклерной систем. Каждая сценическая коробка в верхней своей части должна иметь дымовые клапаны. Соблюдение условий безопасности начинается с планировки мест в зрительном зале. Их расположение в партере, амфитеатре, на балконах определяется не только условиями хорошей видимости и слышимости сценического действия, но и безопасностью эвакуации. Ширина (пропускная способность) проходов определяется принятыми у нас нормами. Последние требуют при аварийных обстоятельствах эвакуации зрительного зала за 1,5 мин, что обеспечивается шириной в 1 м. на каждые 100 чел., эвакуирующихся через данный проход или дверь. В ближайшей к сцене части зала не следует устраивать проходов, их лучше располагать вдоль боковых стен и в задней зоне,- используя, таким образом, лучшую часть зала для размещения наибольшего количества зрительских мест и удаляя эвакуационные проходы от наиболее вероятного источника пожара-сцены. Наибольшее допустимое удаление места от прохода определяется числом мест, которое должен пройти зритель, эвакуирующийся с данного места. При глубине ряда 90 см (от спинки до спинки кресел с откидными сиденьями) это число равно 10 местам, а при глубине ряда 95 см оно может быть увеличено до 20 мест. Нормами принята минимальная ширина кресла 50 см. Для повышения комфорта и улучшения условий при аварийной эвакуации места лучше всего располагать короткими рядами или с более широкими проходами между ними. При этом следует помнить, что любое увеличение расстояния между рядами, размеров кресел или числа проходов влечет за собой увеличение площади зала и тем самым. ухудшает условия для зрителей последних рядов. Оптимальной площадью зрительного зала следует считать 0,7 м2 на 1 место, включая площадь всех балконов или ярусов. При выходе из зала зрители должны эвакуироваться теми же путями, которыми они входили. Суммарная Исключение составляют пути эвакуации зрителей киносеансов, проводимых в концертных залах. Ширина всех путей эвакуации из зала— проходов, дверных проемов должна быть примерно 1,2 м на 100 чел., а лестничных маршей около 0,5 м на 100 чел. Все двери на путях эвакуации должны открываться в направлении выхода. Допускается устройство открытых парадных лестниц. Они входят в расчет путей эвакуации с уровня второго этажа. Однако при расположении зрительских мест выше первого этажа должно быть предусмотрено не менее двух лестниц в лестничных клетках с естественным светом и с непосредственными выходами на улицу. Эскалаторы в расчет путей эвакуации не входят. Расположение лестниц и пути эвакуации в сценической части подчиняются обычным требованиям, предъявляемым к общественным зданиям. Кроме того, необходимо четко организовать эвакуацию артистов со сцены, а также предусмотреть специальные служебные лестницы в закрытых лестничных клетках с колосников сценической коробки.

Клубы

Клубами называют учреждения для проведения досуга людей, объединяемых общими любительскими интересами.

Наиболее распространенным типом клубной деятельности в настоящее время является двухчастный клуб с двумя различными видами деятельности: массовой, развлекательной (зрелищная часть) и камерной, кружковой (клубная часть).

Зрелищная часть включает собственно зрительный зал, сцену (эстраду) и обслуживающие сцену и зал помещения. Площадь зрительного зала клуба определяется из расчета 0,65м2 на одного зрителя. Размеры и расстановка мест для зрителей должны приниматься по нормам для клубных зрительных залов.

Зрительный зал клуба должен удовлетворять всем требованиям хорошей видимости и слышимости для всех проводимых в нем видов зрелищ (спектаклей, концертов, кинопоказа, лекций, собраний).

Габариты клубного зала приходится определять исходя из наиболее жестких требований, а таковыми всегда будут требования к наблюдению спектакля. Они определяют боковую границу мест в пределах горизонтального угла 30о, исходящего из портала и заднюю границу мест, удаленную от красной линии сцены (линии занавеса) не далее чем на 27м. Рекомендуется цилиндрический экран с радиусом, равным проекционному расстоянию.

Несовпадение габаритов зон зрительных мест при различных зрелищах создает реальную потребность трансформации габаритов зала. При организации трансформации зала зрительские места подразделяют на основные ( на которых обеспечиваются комфортные условия восприятия всех видов зрелищ) и резервные, находящиеся за пределами габаритов и увеличивающие вместимость зала при каком- либо особом мероприятии.

Специфические архитектурные особенности клубных залов:

устройство естественного освещения в залах малой вместимости, где возможно проведение лекций и собраний и где затемнение зала легко осуществимо;

устройство в клубах малой вместимости горизонтального пола в зоне первых рядов мест, что позволяет проводить танцы, детские утренники и т.д. целесообразно делать помост эстрады полностью или частично разборным или опускающимся.

Противопожарные требования к зрительному залу аналогичны требованиям для залов кинотеатров, и только в залах вместимостью более 800 мест должны отвечать требованиям, предъявляемым к театральному залу.

Фойе клуба используется не только по своему прямому назначению, но и для проведения выставок, балов, танцевальных вечеров. Рекомендуется располагать в одном объеме со зрительным залам, а при наличии танцевального зала – смежно с ним. Площадь фойе определяется из расчета 0,4м2 на 1 место при наличии залов для танцев и 0,6м2 на 1 место без залов для танцев.

Должно иметь естественное освещение. При проектировании для 4 климатической зоны, желательно предусматривать сквозное проветривание.

Игровая площадка, проектируемая в клубе, как правило, глубинная, при этом зрители располагаются с одной из 4-х ее сторон.

Типы:

Эстрада – находится в едином пространстве с залом. Тип-А (с высотой, совпадающей с высотой зала. Обеспечивает возможность проведения концертов, кинопоказа, общественных мероприятий.) Тип-Б (с высотой, допускающей скрытое от зрителей размещение осветительной арматуры. Обеспечивает возможность проведения помимо указанных мероприятий спектаклей со стационарными декорациями).

Сцена – отделена от зала портальной стеной. Тип-А (с высотой, обеспечивающей подъем декорации в сложенном вдвое состоянии. Дает возможность проведения самодеятельных спектаклей со сменой декораций). Тип-Б (с высотой, обеспечивающей подъем декорации в ее естественных габаритах. Появляется возможность проведения гастрольных спектаклей профессиональных драматических трупп. Необходимо устройства трюма). Сцены должны иметь просценируемое пространство перед занавесом – глубиной не менее 1м. За задней стеной зрительного зала располагаются помещения регуляторной сценического освещения, светопроекционной и звукоаппаратурной с окнами в пределах ширины строительного портала. Киноаппаратурную следует проектировать в соответствии с требованиями для кинозалов. Склады объемных декораций располагаются на уровне планшета игровой площадки. Их площадь определяется из расчета 40-60% площади сцены и 20-40% площади эстрады. Артистические комнаты следует проектировать с учетом использования их для кружковой работы.

Клубная часть обычно проектируется таким образом, чтобы ее можно было изолировать от зрелищной и использовать их раздельно. В ряде случаев связь бывает необходима.

В состав клубной части входят лекционный зал-аудитория, библиотека, кружковые комнаты, гостиные, а также (не всегда) кафе, спортивный или танцевальный зал и др.

Особо шумные помещения клуба следует группировать в отдельном блоке. В блоках кружковых помещений может быть предусмотрена гибкая планировка, могут применяться раздвижные перегородки. При всех вариантах планировки нужно предусмотреть достаточную площадь кладовых от 0,02 до 0,05м2 на место.

Библиотека должна иметь непосредственный вход из вестибюля или удобную связь с ним. Помещения библиотеки включают: помещение каталога и выдачи книг, книгохранилище, читальный зал, помещение для приема и обработки новых поступлений.

Книгохранилище целесообразно проектировать частично с открытым доступом к книгам. Закрытое книгохранилище должно размещаться в самостоятельном непроходном помещении.

Помещение выдачи книг должно располагаться между книгохранилищем и читальным залом. В данном помещении следует предусмотреть место для книжной выставки, каталогов, а в крупных библиотеках – место библиографа.

Читальный зал не должен быть проходным; в том случае, если библиотека занимает одно помещение, это требование относится к читальной зоне, выделенной с помощью мебели.

В клубной части должны быть помещения для отдыха (гостиные). Они могут быть либо изолированными, либо открытыми, включенными в кулуары или коридоры.

Лекционный зал желательно проектировать с естественным освещением с левой стороны от зрителя или сверху и предусмотреть устройство для механического зашторивания окон. Площадь зала определяется из расчета 0,8м2 на одного зрителя. В торце зала-аудитории следует оборудовать место для киноэкрана и классной доски. С противоположной стороны зала должна быть кинопроекционная.

Помещения обслуживающего и административно-хозяйственного назначения.

Вестибюль предусматривается, как правило, общим для всего клуба, но в клубах большой вместимости лучше проектировать самостоятельные вестибюли для зрелищной и для клубной частей из расчета 0,3м2 на одного зрителя и 0,15м2 на одного посетителя клубной части. Гардероб и помещения касс проектируются как в зданиях театров.

Количество санитарных приборов в уборных следует принимать: в мужских – 1 унитаз и 2-писсуара на каждые 150 посетителей клуба; в женских 1-унитаз на каждые 75 посетителей клуба.

Цирки

Зрительный зал цирка состоит из манежа (арены), амфитеатра, купола, эстрады, помещения для оркестра, осветительских ложи и мостика. Манеж (диаметр 13 м), сложившийся более ста лет назад, стал стандартным и удовлетворяет условиям всех представленных в цирке жанров. Его круглая форма является наиболее приемлемой для представлений, ие связанных с декорациями и определенным аспектом зрения. Манеж окружен барьером высотой и шириной 0,5 м. В проходах барьер раздвигается на петлях в наружную от манежа сторону. В центре купола точно над манежем на высоте не менее 18-20 м устраивается кольцо диаметром, равным диаметру манежа, в которое вмонтирована колосниковая решетка, служащая для подвески и крепления гимнастической аппаратуры. Эстрада в современном цирке имеет второстепенное значение, она используется в основном для парадных выходов артистов и для коротких интермедий в промежутках между основными номерами, идущими на манеже. Она обычно располагается над главным артистическим проходом. Помещение для оркестра проектируется в виде эстрады над главным осевым проходом, со стороны, противоположной артистическому проходу. Это дает возможность дирижеру видеть выход артистов. Осветительская ложа (или регуляторная), в которой находится управление всем освещением зала, располагается обязательно над оркестром. Это продиктовано тем же соображением, что и расположение оркестра. Кольцевой осветительский мостик служит для размещения на нем прожекторов, обеспечивающих освещение манежа и подкупольного пространства со всех сторон. Он может проектироваться вдоль капитальной стены зрительного зала, над последним рядом амфитеатра, либо в галерее чердачного пространства с люкарнами, открытыми в зал, либо, наконец, в виде мостика, подвешенного к конструкции Купола на соответствующей отметке. В пределах амфитеатра желательно иметь несколько небольших лож-площадок для размещения на них дополнительно одиночных прожекторов. Производственные и зрительские помещения Особенности технологии цирковых представлений предъявляют довольно жесткие требования к размещению рабочих помещений. Все они обычно группируются с задней стороны здания, должны иметь удобное сообщение между собой и связь со зрительным залом. Артистические уборные проектируются по театральным нормам и могут располагаться как в первом, так и во втором и третьем этажах. Конюшни и помещения для других животных находятся в непосредственной близости от артистического прохода, обязательно в первом этаже (на уровне отметки пола манежа). Никакие пандусы и перепады в отметках пола здесь не допускаются. Помещения для хищников должны примыкать к артистическому проходу по возможности близко к манежу; перегородки и столбы внутри этих помещений не допускаются, так как они затрудняют передвижение клеток с животными. Все помещения для животных проектируются с естественным освещением. Они должны быть максимально изолированы от зрителей и иметь непосредственный выход наружу. Помещения инспектора манежа и униформистов, как правило, размещаются у самого выхода на манеж. По пути следования артистов на манеж должна находиться разминочная. Помещения, непосредственно не связанные с процессом представления- мастерские, склады и др. могут располагаться как в основном здании, так и в подсобном корпусе, кроме склада дежурного реквизита, который находится вблизи артистического прохода. В цирках почти все помещения для обслуживания зрителей вне зрительного зала должны удовлетворять тем же требованиям и нормам, как и в других зрелищных сооружениях. Однако вестибюль и фойе приобретают в цирке свои характерные черты, обусловленные общей композиционной структурой здания. Вестибюль в цирке обычно совмещается с кассовым. Гардероб же, как правило, размещается под амфитеатром и имеет непосредственную связь с фойе первого этажа. Это дает возможность наиболее рационально использовать пониженную часть пространства под амфитеатром и обеспечивает большой фронт барьера гардероба. Фойе представляет собой в основном кольцевой кулуар, который в первом этаже одновременно служит для прохода артистов во время действия ко всем проходам в зал. В организации внутреннего пространства основного объема цирка важную роль играет расположение лестничных узлов, подводящих к верхним рядам амфитеатра или на фойе второго этажа. Лестницы желательно располагать симметрично относительно продольной оси здания, что обеспечивает равномерную загрузку зрительного зала и эвакуацию зрителей. При этом возможны следующие варианты: две лестницы или две группы лестниц, расположенные на поперечной оси цирка; четыре лестницы или четыре группы лестниц, расположенные по диагональным осям относительно основных осей зрительного зала; лестницы, равномерно расположенные по кольцу. Главные входы в цирк спроектированы на отметке середины амфитеатра, а не на отметке манежа, как это бывает обычно. Таким образом, вся чаша амфитеатра опускается до уровня манежа, расположенного в одном уровне с производственными помещениями. В производственном корпусе все помещения удачно скомпонованы вокруг двух внутренних двориков. Художественный образ цирка в Сочи правдиво отражает назначение самого здания. Новый цирк в Москве на ул. Вернадского интересен в основном своей технологической частью. В нем впервые осуществлен опускающийся до уровня подвала манеж, где на него могут накатываться, по необходимости, четыре различных вида игровых площадок-манежей: с эластичным покрытием, с твердым покрытием, ледяным полем и водный бассейн. Таким образом, в пределах одного спектакля возможен показ совершенно различных по жанру программ.

Лекция 7

Здания музеев и выставок

Выставки

Выставочные здания и комплексы имеют своей основной целью демонстрацию и пропаганду достижений стран, республик в многообразных областях трудовой деятельности, народного хозяйства, науки, техники и культуры. Различают универсальные и тематические, промышленные и торговые выставки, ярмарки, строительные и сельскохозяйственные выставки, выставки по отдельным областям культуры.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.