Сделай Сам Свою Работу на 5

Размещение школ в населенных местах

Городские общеобразовательные школы общего типа и школы продленного дня - органическая часть жилого микрорайона. Радиус обслуживания населения этими школами нормируется в пределах 500 м. Школы-интернаты по характеру связи с семьей являются принадлежностью жилого района, а в малых городах и города в целом. Их радиус обслуживания не нормируется.

Под строительство школьных зданий, так же как и детских учреждений, следует отводить наиболее здоровые, незагрязненные, хорошо проветриваемые и инсолируемые, не затапливаемые и не заболоченные территорий, желательно с низким стоянием грунтовых вод. Предпочтение следует отдавать территориям, имеющим спокойный рельеф с небольшим естественным уклоном, хорошим травяным покровом, древесными и кустарниковыми насаждениями, облегчающими работы по благоустройству и озеленению участка.

Школьные здания должны размещаться на участках с отступом от красных линий на расстояния, как правило, не менее 15 м.

При размещении школьных зданий следует обеспечивать соответствующую ориентацию школьных помещений (табл. 9.2)

9.3 Архитектурно-планировочное решение и оборудование школьных зданий

Здания общеобразовательных школ состоят из следующих основных групп помещений:

учебные по основам наук

помещения для трудового обучения профессиональной ориентации;

учебно-спортивные помещения; помещения культурно-массового назначения и для кружковой работы;

обслуживающие помещения (столовые, административно-хозяйственные, медицинские и др.).

Состав и площади школьных помещений зависят от назначения и вмести-мости зданий (см. табл. 9.1).

 

К основным учебным помещениям относятся классные комнаты, кабинеты и лаборатории, планировка и оборудование которых определяются их назначением и общим планировочным и конструктивным решением здания (рис. 9.3 и 9.4).

Наиболее распространенным типом классного помещения в отечественной практике является так называемый «продольный» класс с трехрядной рас­становкой двухместных парт или сто­лов и односторонним естественным ос­вещением. Основные учебные помещения следует размещать в наземных этажах. Мастерские должны находиться на первом этаже (допускается их разме­щение в виде отдельного корпуса на участке), остальные кабинеты-на любом этаже. Учебно-спортивные помещения со­стоят из спортивных залов разме­ром 9 х 18, 12 х 24 или 18 х 30м в зависимости от вместимости школьных зданий. Спортивные залы, как правило, размещаются на первом этаже с самостоятельным выходом на участок. Столовые проектируются с учетом получения полуфабрикатов из цен­тральных заготовочных предприятий или базовых столовых. Столовые школ рассчитываются на обслуживание все­го контингента учащихся в четыре по­садки (т.е. на 25% общей вместимости здания), а в школах-интернатах на две посадки (50% общей вместимости). Школьные столовые обычно размещаются на первом этаже. Допускается размещение столовых также и в цокольном этаже. Помещения для культурно-массо­вой работы состоят из актового зала- лекционной аудитории, эстрады, киноаппаратной, радиоузла и инвентарной, а также комнат для занятий кружков. Рекреационные помещения следует проектировать в виде залов, во всех случаях рекреации не должны иметь ширину менее 2,8 м. К вспомогательным помещениям относятся вестибюль и гардероб. В группу служебных помещений входят учительская и комната учебных пособий, кабинет директора и заведую­щего учебной частью, канцелярия, ком­ната технического персонала и хозяй­ственная кладовая; Медицинский пункт в школе со­стоит из медицинской комнаты и каби­нета зубного врача. Изолятор должен располагаться на первом этаже с отдельным входом. Спальные комнаты следует проек­тировать, как правило, на 8-10 мест для учащихся I—III классов и на 4-6 мест для учащихся IV классов и выше. Для учащихся I—III классов за счет площади спальных помещений (по 0,5 м2 на ученическое место).



Композиция школьных зданий

 

В отношении взаиморасположения f учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону гори- ; зонта).

Школьные здания и комплексы большой вместимости часто имеют смешанную этажность: учебные блоки младших классов-двухэтажные; сред­них классов - трехэтажные; старших - четырехэтажные.

По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три ос­новных типа: централизованные, блоки­рованные и павильонные.

Здание школы или школы-интерна­та централизованного типа представ­ляет собой один основной учебный или учебно-жилой корпус, к которому мо­гут примыкать зальные корпуса.

Блокированные школьные здания, состоят из ря­да отдельных корпусов-блоков (учеб­ных, учебно-жилых, зальных и др.), связанных между собой теплыми пере­ходами или непосредственно примы­кающих друг к другу.

Школьные здания павильонного ти­па, состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами.

Конструкции школьных зданий

По конструкции и строительным материалам школьные здания подразделяют на 5 групп:

Каркасно-панельные

Крупнопанельные

Крупнопанельные

Крупноблочные, с несущими стенами

Деревянные

Принятые в современной практике массового строительства планиро­вочные параметры каркасных кон­струкций, основанные на сетках 3 х 6 и 6 х 6 м, не всегда совпадающие с пара­метрами основных школьных помеще­ний, в ближайшее время будут допол­нены пролетами 1,2 и 9 м.

Участок школы

На участках школ и школ-интерна­тов должны быть предусмотрены спортивная, учебно-опытная, отдыха и хозяйственная зоны. Площадь озелене­ния должна составлять 40-50% пло­щади участка.

Спортивную зону не следует разме­щать со стороны окон учебных поме­щений.

Метеорологичес­кая и географическая площадки долж­ны размещаться на открытом месте в удалении от здания не менее чем на 35 м.

Защитная зеленая полоса по гра­ницам участка устраивается шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы-6 м.

Направленность в типологии школьных зданий непрерывно изменяется и совершенствуется:

 

 

3. Высшие учебные заведения;

Система высшего образования в на­шей стране, в отличие от многих дру­гих стран, построена на основе Диффе­ренциации вузов в зависимости от потребностей народного хозяйства, и институты делятся на следующие группы: университеты; технические вузы; сельскохозяйственные вузы; пе­дагогические вузы; экономические вузы; медицинские вузы; вузы куль­туры и искусства; физкультурные вузы.

По величине контингентов студентов дневного отделения все высшие учебные заведения можно разделить на: крупнейшие и крупные (университеты, политехнические и технические) 5-более 10 тыс. чел.

средние (отраслевые, сельскохозяйственные, педаго­гические, экономические, медицинские, технические) . . . . 2-5 » ,

малые (фармацевтические, культуры, архитектуры, художественные, театральные, консерватории, физкультуры) 0,5-2 »

При проектировании всех типов ву­зов независимо от их величины и профиля должны учитываться основные направления развития высших учебных заведений:

укрупнение вузов и создание крупных вузовских комплексов (спе­циализированных и кооперированных);

создание соответствия между дина­микой учебного процесса и материаль­ной базой вузов путем внедрения развивающейся системы генерального плана и гибких архитектурно-планиро­вочных решений учебных корпусов;

приближение высших учебных заве­дений к месту приложения труда: к производству, научно-исследовательским институтам, сельскохозяйственно­му производству и т.д.;

развитие научных исследований в вузах и создание единых комплексов, включающих учебу - науку - производ­ство (вузов-НИИ, втузов-совхозов, за­водов-втузов, медицинских научно­учебных центров, комплексов искус­ства и др.);

технизация и индивидуализация обучения, увеличение технического ос­нащения лабораторий и аудиторий, по­явление новых типов кабинетов конт­роля знаний, телецентров, вычисли­тельных центров и т.д.; '

комплексность и полнота возведе­ния всех требуемых учебных, научных, производственных, жилых, спортивных, культурно-зрелищных и обслуживаю­щих зданий и сооружений вузов.

Размещение вузов в городе, зо­нирование территории.

Каждая группа высших учебных за­ведений специфична по принципам раз­мещения в структуре города, площади требуемых участков и взаимосвязи с другими учреждениями города. Уча­сток должен обеспечивать размещение полного комплекса зданий и сооруже­ний вуза с учетом перспективного раз­вития, хорошую транспортную связь с городскими центрами.

Территория вуза включает следую­щие основные зоны: учебно-научную (лабораторные и учебные корпуса, учебно-производственные мастерские, научно-исследовательские подразделе­ния); жилую (студенческие общежи­тия); спортивную; зону жилых домов профессорско-преподавательского со­става; хозяйственную.

Нормы площади участков высших учебных заведений принимаются диф­ференцированно по различным зонам в зависимости от величины и профиля вуза, а также числа проживающих в жилых зонах (табл. 10.1).

Площадь спортивной зоны прини­мается из расчета до 2 га на 1000 студен­тов (в вузах физкультуры учебная зона включает спортивную). Площадь участков студенческих общежитий принимается из расчета 2-3 га на 1000 проживающих студентов и аспирантов при норме площади 6 м2 на одного студента. При реконструкции и расши­рении существующих вузов допускается уменьшать площадь участка на 20%, а при кооперировании нескольких вузов на одной территории - уменьшать на 15%. При размещении на участках вузов научных институтов, проблемных лабораторий, опытных поли­гонов, ботанических садов площадь участков должна соответственно увеличиваться.

При всех системах зонирования к организации территории высшего учебного заведения предъявляются следующие основные требования: территория должна обеспечивать размещение всех зон, а также перспек­тивное развитие вуза; его функциони­рование на длительный срок;

территория должна быть по воз­можности удалена от шумных маги­стралей, и городской транспорт не должен ее пересекать;

размещение на одном или смежных участках нескольких малых или сред­них вузов, образующих укрупненные вузовские кооперированные комп­лексы. Кооперирование вузов с одно­профильными средними специальными учебными заведениями, а также с го­родскими учреждениями культуры, от­дыха и спорта;

административно- хозяйственные отде­лы

деканаты

общественные организации

залы ученого совета архивы

отдел размножения материалов Библиотека абонементы залы выдачи книг читальные залы книгохранилище обработка книг Зрительный комплекс актовый зал фойе-выставки клубно-кружковые Технический центр* вычислительный центр телецентр кинофотолаборатория

Научно-производственные помещения*

научно-исследовательские лаборатории при кафедре проблемные и от­раслевые лаборатории

отдел научно-исследовательских работ

специальные проектно-конструкторские бюро экспериментальные мастерские и опытные производства

компактное решение застройки комплекса вуза при соблюдении опти­мального процента застройки (диффе­ренцированно для каждой из зон) с ре­зервированием 3(М0% отведенной тер­ритории для перспективного строи­тельства;

поэтапное развитие вузовского комплекса с созданием законченных композиционных решений на всех этапах его осуществления.

 

 

При всех системах зонирования к организации территории высшего учебного заведения предъявляются следующие основные требования: территория должна обеспечивать размещение всех зон, а также перспек­тивное развитие вуза; его функционирование на длительный срок; территория должна быть по воз­можности удалена от шумных магистралей, и городской транспорт не должен ее пересекать; размещение на одном или смежных участках нескольких малых или средних вузов, образующих укрупненные вузовские кооперированные комплексы. Кооперирование вузов с однопрофильными средними специальными учебными заведениями, а также с городскими учреждениями культуры, отдыха и спорта; компактное решение застройки комплекса вуза при соблюдении опти­мального процента застройки (дифференцированно для каждой из зон) с ре­зервированием 3(М0% отведенной территории для перспективного строительства; поэтапное развитие вузовского комплекса с созданием законченных композиционных решений на всех этапах его осуществления.

Основными показателями здания высшего учебного заведения являются: рабочая площадь (сумма учебно-производственных и вспомогательных помещений); общая площадь (сумма рабочей и подсобной площади).

Таблица 10.3. Величина рабочей и общей площади помещений вузов г\г на одного студента)

Вузы Рабочая Общая площадьплощадь (не более)

Университеты 9,7-10,6 16,1-17,5
Технические 10,6-11,2 18,3-19,4
Сельскохозяйствен .  
ные 10,9-11.2 18,8-19,4
Педагогические 8,7-9 14,5-15
Экономические 7,5-7,9 12,5-13,1
Медицинские 12,1-12,3 21,7-22
Культуры
Искусства 33,8
Физкультуры

Примечания: 1. Величина рабочей и общей площади дифференцируется в зависимости от величины контингента студентов.

Величина площади вузов физкультуры дана ориентировочно.

Удельные показатели общей площади и строительного объема утверждены приказом Госгражданстроя при Госстрое СССР от 17 августа 1979 г. № 183 и приведены в Руко­водстве по проектированию высших учебных заведений. М., Стройиздат, 1980.

Примеры решения крупных вузовских комплексов (более 5 тыс. студентов) я-Казахский государственный университет в Алма-Ате. Архитекторы • В. Бондаренко, Ю. Зимин,' В. Сухомлинов; 6-проект Кемеровского государственного университета. Архит.
Объемно-планировочные элементы вузов

 

 
 

 

 

 


Самым распространенным и функ­ционально оправданным решением би­блиотечного комплекса или блока является четкая прямоугольная компо­зиция низкого широкого корпуса. Со­временное требование размещения читальных залов на весь этаж и книго­хранилища под всем зданием позво­ляет проектировать крупную библио­теку в 3-4-этажном здании при боль­шой ширине корпуса (до 60-80 м).

В отличие от четких геометриче­ских форм библиотечного комплекса, в дополнение и контрастно к нему, корпус актового зала (аудиториума) получает, как правило, пластическое ре­шение.

Представляют интерес трансформируемые актовые залы для различных видов действия (Московский текстильный институт), или для использования в дневное время в качестве нескольких лекционных аудиторий (см. рис. 10.6).

Большие лекционные аудитории проектируют, как правило, вместимостью 100, 150, 200, 250 и 300 человек. Группа, больших лекционных аудиторий чаще всего выделяется в особый блок. Это целесообразно по конструктивным соображениям (пролеты конструкции 12-18 м, высота аудиторий, амфитеатр) и по требованиям загрузки помещений и эвакуации больших масс студентов.

Имеется три основных приема размещения аудиторий и аудиторных блоков в современной практике: компактный, блокированный и изолиро­ванный.

Компактное встраивание крупных аудиторий в учебный корпус не получило широкого распространения в современной практике, однако приемы таких решений имеются (учебный корпус университета в Алма-Ате и др.).

Значительное развитие получило в последние годы блокированное раз­мещение аудиторных блоков. Основой этого приема являются полное раскры­тие и свободная планировка первого этажа учебного корпуса, к которому непосредственно примыкают лекционные аудитории. Наиболее четкое выражение этот прием получил в не­давно построенном учебном корпусе гуманитарных факультетов Московского университета, в проектируемом новом корпусе Московского университета, Московском текстильном институте, Киргизском университете и др. Подобное функционально-планировоч­ное решение позволило приблизить ау­дитории к вестибюльной группе, уменьшить потоки студентов, изолиро­вать помещения учебных кафедр от из лишнего шума.

Наиболее распространенным при­емом компоновки аудиторных блоков является их изолированное расположе­ние по отношению к учебному корпусу. Так, отдельно стоящие аудиторные блоки, соединенные с учебным корпусом лишь переходом, использованы в университетах Ленинграда, Иркутска, Алма-Аты, Бохума, Парижа и других городов. ЦНИИЭП учебных зданий разработал серию типовых проектов отдельно стоящих аудиторных блоков на 400, 800 и 1300 мест.

Прогрессивным приемом решения спортивных комплексов вузов, является создание крупных многозальных комплексов с возможностью трансформации нескольких залов в единый. Хорошими примерами являются спортивные комплексы Одесского политехнического, Киевского инженерно-строительного и других институтов.

В настоящее время существует тенденция создания массовых учебных корпусов со стандартными пролетами на основе унифицированных блоков для каждого конкретного комплекса Глубина помещений принята 6 м и сейчас дополняется укрупненными пролетами 7,2-7,5 и 9 м. Шаг конструкций для каркасных зданий-6 м, 7,2 и 9,0. В зарубежной практике применяются пролеты 7,2; 7,5 и 9,6 м.

Перспективным является переход на крупные сетки опор 6x15, 12 х 15, 6 х 18 М, которые находятся сейчас в экспериментальной проверке. Инте­рес представляет рассмотрение конструктивно-планировочной структуры учебных корпусов, их основных решений и выявление перспективных типов учебных зданий вузов.

При проектировании учебного корпуса одним из важнейших вопросов является расположение инженерных коммуникаций (водопровод, вентиляция, канализация и электроснабжение), которые по традиции в кирпичных зда­ниях располагались вдоль двух вну­тренний стен коридора.

 

 

4. Научно-исследовательские учреждения

Проектирование и строительство современных научных учреждений за­нимает важное место в архитектуре и градостроительстве. Высокий уровень комфорта, сложность инженерного оборудования, функциональная гибкость зданий научно-исследователь­ских комплексов делают их едва ли не самыми дорогостоящими среди многих других видов строительства. Это заставляет с особым вниманием относиться к выбору архитектурно-строи­тельных решений.

Архитектурно­планировочные решения

Планировочные принципы, зало­женные при проектировании научных учреждений и комплексов НИИ, во многом определяют их жизнеспособность ; эксплуатационные качества функциональных зон и их взаимосвязей, возможность совершенствования отдельных функциональных элементов, их рост и развитие.

Наиболее характерным для генеральных планов современных НИИ является четкое функциональное зонирование и резервирование территорий для перспективного расширения.- При этом наибольшее распространение по­лучили принцип группировки зданий и сооружений НИИ по функциональ­ному признаку и осуществление функ­ционального и санитарного зонирова­ния в пределах территории научно-ис­следовательских институтов при разме­щении научных и обслуживающих зда­ний и сооружений (рис. 11.1, 11.2).

Застройка территории унифициро­ванными блоками определяет планиро­вочное решение всей площадки и пре­дусматривает свободное расширение комплекса. При таком приеме застрой­ки возрастает роль инженерно-техно­логических коммуникаций, проклады­ваемых на территории.

В тех случаях, когда в составе обо­рудования имеются источники вредных выделений, при разработке генерально­го плана осуществляется 1 санитарное зонирование территории.

В решении проблем санитарной за­щиты существуют два принци­пиальных подхода:

использование конструктивных средств защиты, располагаемых непос­редственно около источника и позво­ляющих локализировать область рас­пространения вредных выделений или же оградить отдельные эксперимен­тальные установки;

защита расстоянием,- обеспечи­вающим рассеивание вредных выделе-; ний.

Первый подход применяется на объемно-планировочном, а второй-на градостроительном уровне, причем ча­ше всего они используются, параллель­но.

Функционально-технологические решения лабораторных зданий

В отечественной и зарубежной практике строительства зданий лабо­раторий диапазон размеров лабора­торных ячеек относительно широк: глубина от 550 до 900 см и ширина от 280 до 580 см. Однако наиболее целе­сообразной шириной рабочей ячейки, обеспечивающей проведение различно­го вида научно-исследовательских ра­бот, является размер около 360 см (см. рис, 11.6).

Современные лаборатории осна­щаются следующими видами инженер­ного обслуживания: холодное и горя­чее водоснабжение, отопление, венти­ляция и кондиционирование, воздуха, магистральное газоснабжение, подача пропана, бутана, кислорода, водорода, азота, сжатого воздуха, вакуума, по­дача пара, отводка конденсата, канали­зация и удаление отходов, освещение, электроснабжение (переменный и по­стоянный ток), телефонная связь, ра­диофикация, система аварийной сигна­лизации.

Вместе с тем, несмотря на чрезвы­чайно многообразный состав, вся сово­купность коммуникаций, обеспечиваю­щих лабораторный процесс, представ­ляет собой взаимосвязанную систему и подразделяется на следующие группы:'

Общие коммуникации:

а) коммуникации передвижения людей, транспорта, оборудования и материалов (проходы, коридоры, переходы, лестницы, лифты, рекреации и т.д.);

б) коммуникации обеспечения сани­тарно-гигиенических условий (отопле­ние, вентиляция, освещение и т.д.).

Специальные инженерно-технологи­ческие коммуникации:

а) коммуникации связи и информа­ции (сети, слаботочные устройства, сигнализации, каналы вычислительных машин, телевидения и,т.п.);

б) коммуникации обеспечения и снабжения (каналы специальной венти­ляции и кондиционирования, сети устройства и трубопроводы, перемеще­ния ресурсов и материалов, электро­снабжения, газа, сжатого воздуха, ва­куума и т.д.).

Характер и размещение коммуника­ций зависят от типа лабораторного здания.' Приемы размещения линий ин­женерно-технологических коммуника­ционных сетей в пределах той или иной конструктивной системы определяют по существу, объемно планировочную структуру лабораторных комплексов.

Существует два типа простран­ственной структуры лабораторных комплексов, которые основаны на принципиально различных системах размещения коммуникационных инже­нерно-технологических сетей.

А. Линейный-с горизонтальным размещением магистральных линий и вертикальным расположением рас­пределительных лийий, представляю­щий собой комплекс лабораторных по­мещений со всеми разновидностями разводок в вертикальных нишах

Б. Узловой-с вертикальным распо­ложением ' магистральных линий и с горизонтальным расположением рас­пределительных линий, представляю­щий собой комплекс лабораторных по­мещений со всеми разновидностями разводок в технических этажах

В системе типа А распредели­тельные линии коммуникаций верти­кально пронизывают лабораторные здания и ограничивают возможности перепланировки помещений в процессе эксплуатации зданий. Такая коммуни­кационная система является одной из самых экономичных и применяется, как правило, для лабораторных зданий в 4-7 этажей

В системе типа Б распредели­тельные линии коммуникаций разме­щаются в поэтажных горизонтальных зонах, благодаря чему создаются ши­рокие возможности для технологиче­ских и планировочных изменений (рис. 11.7). Такое расположение комму­никаций получает широкое распро- странение и рекомендуется для лабора­торий, требующих высокой степени функциональной и планировочной гиб­кости. Тип Б может быть использован в многоэтажных зданиях (16-22 этажей)

 

 

 

Лекция 3

ЗДАНИЯ ГОСТИНИЦ

Гостиничные здания предназначаются для кратковременного проживания людей и соответствующего обслуживания их бытовых и культурных потребностей.

2.1.Классификация гостиниц

В зависимости от комфортабельности вместимости и технической оснащенности, а также от объема представляемых услуг гостиницы делятся на пять строительных разрядов. Главным критерием в определении разряда гостиницы является номер, качество которого в свою очередь зависит от уровня его комфорта, характеризующегося степенью его оборудования, площадью, количеством мест, меблировкой, отделкой и т.д.

Немаловажную роль играет и местоположение гостиницы, а также вид, открывающийся из окон номеров. Номера делятся на однокомнатные и многокомнатные (апартаменты, люксы). Число

мест в номере может быть от одного до четырех. Номера, рассчитанные на пять и более мест, относятся к разряду общежитий.

Санитарно-техническое оборудование номера может быть различным: полным (умывальник, унитаз, ванна, бидэ) или сокращенным (умывальник, унитаз, ванна или душ). Может быть, еще более сокращенный состав: умывальник и унитаз или один умывальник.

Основные типы гостиниц. В зависимости от назначения и характера эксплуатации гостиницы могут быть разделены на следующие типы: общего типа, курортные, туристские, для спортсменов, для транзитных пассажиров, для автотуристов (мотели) и некоторые другие. Все они имеют свои специфические особенности, которые должны быть учтены при проектировании.

Гостиницы общего типа предназначаются для размещения всех граждан, в том числе делегаций, гостей, командировочных; туристов-спортсменов и т.д., поэтому такие гостиницы могут быть различной категории и иметь различный состав номеров.

Курортные гостиницы строятся в живописной по природным условиям местности, вблизи морей, рек, озер, гор или в лесистых местах и т. д. Зная, что в курортных гостиницах люди пребывают достаточно длительное время, необходимо обеспечить в них максимум комфорта. Туристские гостиницы предназначаются для размещения и обслуживания групп туристов, поэтому такие гостиницы могут быть построены в городах или в тех местах, которые облюбованы туристами. Учитывая, что туристы путешествуют в основном группами, номера гостиниц могут быть запроектированы двух-, трех- и четырехместными, со средним уровнем благоустройства.

Гостиницы для спортсменов, предназначенные для определенного контингента людей, размещаются в районах спортивных комплексов или в тех местах, которые по своим природным условиям соответствуют развитию того или иного вида спорта.

Гостиницы для спортсменов могут иметь средний уровень комфорта, номера вместимостью до четырех человек.

Гостиницы для транзитных пассажиров предназначаются для кратковременной остановки пассажиров, ожидающих тот или иной транспорт, и для отдыха персонала, обслуживающего транспорт. Они обычно располагаются вблизи аэропортов, железнодорожных вокзалов, автовокзалов, морских и речных портов и т.д. Такие гостиницы должны иметь предприятие общественного питания с круглосуточным режимом работы.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.