Сделай Сам Свою Работу на 5

Этап 3. Социально-психологический анализ собственных гендерных ролей

Третий этап посвящен рефлексии и самоанализу.

Задание 1

Данное задание направлено на выявление гендерных стереотипов сту­дентов. Преподаватель предлагает исследовать собственные гендерные стереотипы, выполнив следующее задание.

Каждому участнику предлагается ответить по очереди на следую­щие вопросы.

1. Что в детстве мне говорили (родители и другие взрослые) о том, какими должны быть девочка/мальчик (качества характера, обя­занности)?

2. Какая информация поступала мне об отношениях мужчины и жен­щины (образцы поведения)?

3. Каким «посланиям» я следую в жизни?

Работа ведется в парах. Каждому участнику дается на выполнение задания 7 минут. Очень важно, чтобы участники отвечали на вопросы по очереди: сначала — один отвечает на вопросы, другой — вниматель­но слушает, затем наоборот. Преподаватель следит за временем и объявляет, когда участники должны меняться ролями.

В завершение работы преподаватель просит поделиться каждого участника результатами своей работы.

Задание 2

На основе полученных результатов предыдущего задания — выявлен­ных собственных гендерных стереотипов, студентам предлагается составить список собственных гендерных ролей и описать их по схе­ме второго задания второго этапа. Преподаватель напоминает схему анализа гендерных ролей.

В завершении преподаватель просит ответить на следующие вопросы.

• Какие собственные гендерные роли вы выделили?

• Какие роли вам больше препятствуют в жизни, а какие помогают?

• Что вы не ожидали получить в ходе выполнения этого задания?

На последнем этапе обратная связь очень важна, так как проговаривание результатов первично разряжает эмоции, вызванные вы­полнением задания, подталкивает к формулированию личных выво­дов, позволяет узнать опыт других людей.

В завершение всех этапов занятия преподаватель просит студен­тов подвести итоги.

1. Гендерные стереотипы транслируются человеку на протяжении всей жизни и формируют гендерные роли.

2. Гендерные роли представляют собой некий шаблон, модель пове­дения, характеризующую «мужское» и «женское». Гендерные роли предписывают не только определенные действия, но и следование определенным убеждениям и ценностям; действуют в определен­ном контексте, имеют свою четкую направленность, выгоды ине­достатки.



3. Существуют противоположные друг другу по своему содержанию гендерные роли, которые могут порождать как внутриличностные, так имежличностные конфликты.

4. Негативная сторона усвоения гендерных ролей состоит в том, что они могут тормозить личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «гендерная роль».

2. Как связаны между собой гендерные стереотипы и гендерные роли?

3. Сформулируйте негативные и позитивные стороны усвоения гендерных ролей.

4. Какие диаметрально противоположные по своему содержанию гендерные роли вы можете назвать? Опишите их.

Литература

1. Алешина Ю. Е., Борисов И. Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — М.: Из-во МГУ, 1989. — № 2. - С. 44-53.

2. Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.

3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная со­циальная психология XX столетия. Теоретические подходы: Учеб­ное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О): Пер. с англ. А. Ребера - М.: ACT; Вече, 2001.

5. Большой толковый социологический словарь. (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече; ACT, 1999.

6. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. 3. А. Хоткиной. - М., 1992. - С. 10-22.

7. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопро­сы психологии. — 1998. — № 4.

8. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.

9. Клецина И. С. Гендерный подход ивнутриличностные конфлик­ты // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 2-й междунар. междисциплинар. науч.-практ. конф. — Минск.: ООО Энвила; М., 2000. - С. 275-279.

10. Клецина И. С. Гендерный подход и равноправие в межличностных отношениях // Российские женщины и европейская культура: Ма­териалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения / Отв. ред. Г.А. Тишкин.- СПб., 2001. - С, 249-257.

11. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ро­лей // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. — М., 1975. — С. 763-776.

12. Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменя­ющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учеб­ное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ, 2001. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 562-606.

13. Левкович В. П., Зусъкова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический жур­нал. - 1985. - № 3.

14. Малышева М. М. Современный патриархат: Социально-экономи­ческое эссе. — М.: Academia, 2001.

15. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.

16. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М., 1998. — Гл. 18.

17. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.

18. Bern S., The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1974. - Vol. 42. - P. 165-172.

19. Pleck J. The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present // The making of masculinities: the new mens studies / Ed. H. Brod. - Boston: Allen & Unwin, 1987. - P. 21-38.

Приложение

Гендерные стереотипы: какими должны

Быть мужчины и женщины

• Замужество — признак «социальной нормы».

• Женщина должна всегда хорошо выглядеть.

• Замужняя женщина хороша настолько, насколько она хорошая хозяйка.

• Мужчина может быть пьяным, и это его не портит.

• Женщина должна родить ребенка.

• Женщина не должна стремиться овладеть типично мужской про­фессией.

• Женщина не должна стремиться заработать больше мужчины.

• Мужчина — добытчик.

• Мужчина — защитник.

• Мужчина главнее, он продолжатель рода.

• Мужчина может/женщина должна.

• В своем поведении женщина должна приспосабливаться к мужчине;

• Мужчины и женщины в своих отношениях видятся как сексуаль­ные партнеры.

• Женщина должна быть сексуально привлекательной.

• Женщина должна выходить замуж девственницей.

• Ответственность за ситуацию в семье лежит на женщине.

• Материнство — основа жизни женщины.

• Женщина не должна быть легко доступной, мужчина женщину должен завоевывать.

Таблица 1

  Гендерные стереотипы Гендерные роли
Семья, сфера межличностных отношений    
Профессиональная деятельность    
Личностные характеристики    

Глава 18

Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала

О. Л. Кустова

Вводные замечания

Современные исследования в области феминистской и гендерной те­ории очень обширны. Феминистское движение в сравнении со всей историей homo sapiens — достаточно молодой социальный процесс, но уже уверенно стоящий на ногах, достаточно разветвленный и име­ющий свои проработанные методологические основания. К настоя­щему времени в направлении, которое изначально определялось как движение женщин за свои права, выделяется целый ряд самостоя­тельных течений — радикальный феминизм, либеральный, маркси­стский, социалистический, культурный, религиозный, сепаратист­ский, лесбийский, антирасистский и др. [3]. В центр внимания гендерных исследований помещается, по меньшей мере, пять полов (женский, мужской, гетеросексуальный, гомосексуальный и транссексуальный) [11]. Большое количество подобных исследований, разработок, движений, бе­зусловно, повлияло на общественные процессы и принесло свои положи­тельные плоды: стали заметны сдвиги в массовом сознании, гендерные каноны перестают быть жестко очерченными, социальные роли становят­ся более вариативными и менее полярными, общество пытается предоста­вить равные возможности всем своим гражданам в различных сферах жиз­недеятельности. Интерес к данной проблематике в настоящее время велик, что объясняется высокой степенью актуальности темы и существова­нием в обществе еще достаточно сильного, устойчивого традиционного взгляда как на женщину, так и на мужчину. Несмотря на то что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, армированность гендерных установок — до сих пор одна из глав­ных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроиз­водит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика иизучение гендерных стереотипов представляется необходимой.

Согласно Большому толковому социологическому словарю, под стереотипомпонимается совокупность упрощенных обобщений о груп­пе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по ка­тегориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям [2]. Таким образом, стереотипы в отношении различных групп, в том чис­ле гендерных, ведут к восприятию индивидуумов в соответствии с необоснованными и предвзятыми мнениями.

Категории фемининности и маскулинностидо сих пор однознач­ного определения не имеют имогут быть рассмотрены как минимум в трех разных значениях [4][10].

Маскулинность и фемининность как дескриптивные, описатель­ные категории, обозначающие совокупность поведенческих и психи­ческих черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчи­нам в отличие от женщин и женщинам в отличие от мужчин.

Маскулинность ифемининность как аскриптивные категории, обо­значающие один из элементов символической культуры общества, со­вокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина иженщина, какие качества им приписывают.

Маскулинность и фемининность как прескриптивные категории — системы предписаний, имеющих в виду не среднестатистических муж­чин иженщин, а идеальных, «настоящих», некий нормативный эталон.

Представляемая нами разработка может быть использована для диагностики стереотипов, содержащих разные значения фемининно­сти и маскулинности.

Под гендерными стереотипамипонимается схематизированное обобщенное представление о социальных ролях мужчин и женщин как представителей своего пола, их универсальных сущностных отличиях и нормативном поведении, выражающееся в категориях «маскулинности» и «фемининности».

Традиционно женскими, фемининными качествами принято счи­тать пассивность, зависимость, эмоциональность, интуитивность, иррациональность, эмпатийность и т. п. Совокупная гендерная роль женщины включает в себя содержание ролей «мать», «жена», «домаш­няя хозяйка», «хранительница очага» итолько потом «работница», «профессиональный деятель».

Смысловая нагрузка мужской традиционной гендерной роли со­держит в себе «добытчика», «защитника», «профессионального дея­теля», «главу семьи» и только потом «мужа», «отца». Маскулинными в рамках традиционного взгляда подразумеваются следующие харак­теристики: доминантность, социальная активность, агрессивность, ра­ционализм, логичность и т. п.

Методологической основой исследования гендерных стереоти­пов является концепция психосемантического изучения сознания, изложенная в монографии В. Ф. Петренко [9]. Термин психосе­мантикаиспользуется для обозначения области научного позна­ния, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприя­тия и исследований индивидуального сознания. В задачу психо­семантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, дру­гих, самого себя.

Под психологической структурой значения, согласно А. Н. Леон­тьеву, понимается система соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в речевой и познавательной деятельности [6].

В системе представлений каждого человека есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивиду­альным опытом. Например, образы «идеального мужа или жены», «на­стоящей женщины или настоящего мужчины», «хорошего родителя» формируются благодаря собственному опыту, который всегда уника­лен, и обусловливают формирование критериев, «мерок», с которыми индивид подходит коценке себя идругих.

Выделение таких категориальных структур — структур обыденно­го сознания, опосредующих восприятие и осознание субъектом раз­личных содержательных сфер деятельности, собственно, и является диагностикой разнообразных стереотипов.

В данной работе исследуется такая детерминанта индивидуально­го сознания субъекта, как гендерная принадлежность (совокупность требований, предписаний, норм, отличительных качеств, характери­зующих мужчин и женщин).

Методологическим инструментарием был выбран один из ме­тодов экспериментальной психосемантики — метод личностных семантических дифференциалов, построенный на базе прилага­тельных инекоторых описательных утверждений, обозначающих черты личности и характера и ориентированный на оценку само­го себя или другого человека.

Процедура проведения исследования с помощью метода лич­ностного семантического дифференциала стандартна. По множе­ству биполярных иуниполярных шкал, образованных «личностны­ми» прилагательными иописательными характеристиками, оцени­ваются заданные образы, которые подвергаются затем факторному анализу. Опыт подобной работы изложен в исследованиях по фор­мированию «Образа женщины» в процессе восприятия коммуни­кативного воздействия [5, 7].

В данной разработке представлен опросник, содержащий 40 би­полярных и 5 униполярных шкал (см. приложение). Ряд антони­мов, образующих биполярные градуальные шкалы, был отобран из экспериментальных исследований, представленных В. Ф. Петрен­ко. Ряд шкал был составлен нами самостоятельно[11] с опорой на ло­гику и процедуру разработки, представленную в монографии «Пси­хосемантика сознания» [9]. Ряд добавленных нами качеств, соот­ветствующих мужским и женским ролям, в свою очередь, взят из опросников MMPI [1] иBSRI [8, 10]. Следует обратить внимание на то, что некоторые шкалы входят сразу в несколько факторов. Например, шкала «сильная личность — слабая личность» входит в факторы «силы личности», «социального статуса», «современно­сти». Тем не менее, за счет других шкал, входящих в группу, содер­жание факторов отражает достаточно независимые линии измере­ния, так что некий образ может быть оценен, например, как силь­ная личность с низким социальным статусом.

Приводим примерную методическую разработку практическо­го занятия по диагностике гендерных стереотипов.

Цель занятия— выявить существующие гендерные стереотипы в нормативном, идеальном и символическом отношениях, а также срав­нить поведенческую модель студента с его гендерными представле­ниями. Гендерные стереотипы изучаются методом личностных семан­тических дифференциалов (ЛСД).

Оснащение

Бланки опросников (см. приложения 1 и 2)[12].

Ручки или карандаши для заполнения.

Калькулятор для подсчета результатов.

Порядок работы

Этап 1.Характеристика образов «Я» — заполнение бланков.

Этап2. Обработка данных.

Этап3. Сравнение и результаты.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.