Сделай Сам Свою Работу на 5

Этап 2. Проведение фокус-группы

Учебная группа на этапе проведения фокус-группы исполняет роль приглашенных участников, часть студентов — роль исследователей-наблюдателей. В реальном исследовании группа участников состоит, как правило, из 6-8 человек, отобранных по специальным критериям.

Функция «наблюдателей» — фиксировать (записывать на видео­пленку, магнитофон, на бумагу) все происходящее во время группо­вой дискуссии.

Основные требования, определяющие порядок работы в фокус-группе:

1) вопросы следуют в логическом порядке;

2) до групповой дискуссии устанавливается доверительный контакт группы и модератора, членов группы друг с другом;

3) дискуссия завершается вежливо и логично. Вступление (15 минут) — дискуссии:

• подчеркивание значимости данного контакта;

• подчеркивание значимости исследования, в котором примут учас­тие респонденты (серьезное отношение к проблеме и внимание к собственным мыслям и чувствам по отношению к обсуждаемому вопросу);

• акцент на ценности каждого мнения;

• представление каждого, начиная с исследовательской группы;

• пояснение относительно присутствия наблюдателей, а также тех­нических средств (видеокамера, магнитофон).

Блоки вопросов (примерно по 10 минут на блоки фоновых и дополни­тельных вопросов; академический час для основных вопросов; число вопросов не превышает 10, из них 5-6 основных).

Фоновые вопросы можно задавать в процессе чаепития в начале работы. С их помощью создается непринужденная дружеская обста­новка. Следует избегать раньше времени говорить по теме исследова­ния, лучше выбрать нейтральные темы (погода, спорт, дети). Не сле­дует обсуждать вопросы, которые вызовут полярные мнения (рели­гия, политика и т. п.) и настроят членов фокус-группы враждебно друг по отношению к другу.

Первый вопрос модератора «разбивает лед». Его итогом должен стать вывод, что участники могут иметь общее мнение.

Модератор сужает дискуссию, естественно переходя от общих к основным (специфическим) вопросам. Обсуждение в группе начи­нается с открытых вопросов, которые дают широкий спектр мнений. В конце дискуссии модератор задает закрытые вопросы, чтобы полу­чить информацию о конкретных проблемах.

Уровни структуризации вопросов (по Р. Мертону):

1. Неструктурированный вопрос направлен на то, чтобы ответ был максимально свободен, «не задан» вопросом (например: «Что в филь­ме вам показалось самым интересным?»).

2. Полуструктурированные вопросы различают по типам. Тип А — вопрос, структурированный по ответу, но свободный по стимулу («Что вы узнали из этой метафоры, чего не знали раньше?»). Так­же выделяют вопросы типа Б: структурированные по стимулу, но свободные по ответу («Что вы подумали и почувствовали, когда Мулан "провалила" сватовство?»).

3. Структурированный вопрос ограничивает и стимул, и ответ («Эф­фективны ли для развития несексистского взгляда на людей, на ваш взгляд, мультипликационные фильмы для детей и под­ростков?»).

Окончание дискуссии (5-8 минут): завершение фокус-группы предпо­лагает контроль заданных вопросов из предварительного списка, бла­годарность участникам дискуссии.

Работа модератора: задача модератора заключается в том, чтобы добиться от участников откровенного обмена опытом и мнениями. Стоит обратить внимание на следующие вопросы в подготовке груп­повой дискуссии:

• знание текста вопросов наизусть для полной свободы ведения дис­куссии;

• максимально комфортное устройство участников фокус-группы;

• профессиональные коммуникативные навыки модератора;

• атмосфера доверия в группе;

• баланс мнений;

• внимание к «языку тела»;

• регламент.

Как правило, к модератору предъявляют высокие требования.

Необходимые психологические характеристики модератора: хоро­шая память, умение слушать, устанавливать контакт, искренний ин­терес к другим людям, доброжелательность, толерантность, чувство времени, отличные речевые навыки (как письменные, так и устные), чувство юмора.

К характеристикам внешности, как правило, относят сходство мо­дератора с группой. То есть прическа, одежда (и даже, по мнению мно­гих исследователей, пол) модератора должны быть идентичными осо­бенностям членов группы, насколько это возможно.

К профессиональным умениям относится высокая коммуникатив­ная компетентность, а также специфические умения.

Так, например, по данным исследователей, практикующих фокус-группы в сборе информации, в процессе работы участники непроиз­вольно делятся на следующие категории: «эксперты» (их модератор уравновешивает подчеркнуто внимательным отношением ко всем мне­ниям), «доминирующие» (модератор «переключает внимание» с них на других участников: «Есть ли другие точки зрения?»), «застенчи­вые» (модератор активизирует их невербально либо называет по име­ни, приглашает к ответу на вопрос) и «болтливые», то есть говорящие много и не по существу проблемы (с ними модератор исключает кон­такт глазами, невербально демонстрирует скуку и при малейшей воз­никшей паузе передает инициативу другим участникам).

Некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы:

• не используется стол, испытуемых сажают в круг, как во время тренинга;

• используется несколько микрофонов с магнитофонами, запись идет на разные магнитофоны, тем самым затрудняется анализ результатов групповой дискуссии;

• в процессе дискуссии говорят несколько человек, перебивая друг друга, что также усложняет расшифровку;

• в помещении присутствуют «дополнительные наблюдатели», что сказывается на качестве и свободе дискуссии;

• участник фокус-группы уже имеет опыт участия в групповой дискуссии;

• участник фокус-группы является экспертом в изучаемом вопросе;

• модератор не может скоординировать дискуссию так, чтоб «ней­трализовать» некоторых чрезмерно активных испытуемых;

• модератор так ведет фокус-группу, что участники могут догадать­ся о его мнении по изучаемому вопросу.

Этап 3. Обработка результатов

Вместе с модератором и преподавателем все студенты обрабаты­вают результаты проведенной групповой дискуссии. Всего на про­ведение фокус-группы и обработку результатов отводится 4 ака­демических часа.

Результаты проведенной фокус-группы обобщаются и анализиру­ются, а затем представляются в виде отчета.

Отчет по фокус-групповому исследованию.

Обычно в исследовании принимает участие несколько групп, укомплектованных по различным основаниям, однако на данном за­нятии будет проведен анализ работы только одной группы.

Сначала группируются ответы и мнения участников группы по каждому из обсуждавшихся вопросов на одном или нескольких ли­стах бумаги. В том случае, если групп несколько, используют руч­ки или карандаши разных цветов. При анализе высказываний каж­дой группы по данному вопросу можно использовать цитаты, чет­ко и конкретно выражающие важную точку зрения. Эти цитаты включаются в отчет как иллюстрация определенной позиции.

Аналогичным образом описывается каждый обсуждаемый вопрос с примечанием, какая примерно доля группы выразила то или иное мнение (все, большинство, многие, несколько, немного, один или два, имевшие особый опыт или особую позицию) и дословно записывают­ся при этом важные цитаты.

Итогом отчета являются выводы по материалам групповой дискуссии.

Примерный вариант отчета приводится в приложении.

Контрольные вопросы

1. Назовите понятия, наиболее близкие по содержанию к понятию «гендерная идентичность»?

2. Какие проблемы выделяют исследователи в процессе развития жен­ской/мужской идентичности человека?

3. Как объясняют исследователи существующие различия и стерео­типы самовосприятия в социальных группах женщин и мужчин?

4. Какие психологические данные можно получить с помощью мето­да фокус-групп?

5. Какие сложности приходится преодолевать при подготовке и про­ведении данной методики?

6. Как бы изменились результаты исследования, если бы расширил­ся качественный состав групп (был бы введен принцип профес­сионального или возрастного комплектования групп)?

Литература по проблеме фокус-групп

1. Богомолова Н. Н., Мельникова О. Т., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологиче­ских исследованиях // Введение в практическую социальную пси­хологию. - М., 1996. - С. 281-304.

2. Богомолова Н. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как метод соци­ально-психологического исследования. — М., 1997.

3. Мельникова О. Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач // Введение в практическую со­циальную психологию. — М., 1996. — С. 265-280.

4. Холмз О. Пособие по социальному маркетингу для общественных организаций. — М., 1996.

Литература по проблеме гендерной индентичности

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психоло­гические проблемы. — М., 1990.

2. Алешина Ю. Е., Воловий А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.

3. Арутюнян М. Ю. «Кто Я?» Проблема самоопределения юношей идевушек-подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). — М., 1992.

4. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2001.

5. Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологиче­ские исследования. — 1982. — № 2. — С. 43-50.

6. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. - С. 65-69.

7. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб., 1998.

8. Коломинский Я. Л., Мелтсас М. X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников// Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 165-171.

9. Кон И. С. Половые различия идифференциация социальных ро­лей // Соотношение биологического и социального. — М., 1975.

10. Кон И. С. Ребенок и общество - М., 1988.

11. Лунин И. И., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этниче­ские стереотипы мужского и женского поведения. — СПб., 1997.

12. Павленко В. Н. Представления о соотношении социальной илич­ностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 135-141.

13. Родина Н. К. К проблеме использования гендерного анализа в пси­хологических исследованиях // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. - С. 22-28.

14. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современ­ной западной психологии // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.

15. Хасан В. И. Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. — 1997. — № 3. — С. 32-39.

Приложение



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.