Сделай Сам Свою Работу на 5

Обработка и обсуждение результатов

Тест включает список из 128 характерологических свойств-утвержде­ний, которые сгруппированы в 8 психологических тенденций (шкал), определяющих различные личностные черты: лидерство, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость (см. «Описание шкал теста Лири» в при­ложении 3). Необходимо подсчитать количество ответов, совпадаю­щих с ключом по каждой из 8 шкал и занести результаты в сводную таблицу (см. «Ключ и оценочный лист теста Лири» в приложении 3). Характеристики первых четырех шкал (лидерство, уверенность в себе, требовательность, скептицизм) соответствуют набору черт, традиционно ассоциирующихся с понятием «маскулинность», поэтому можно их рассматривать как реальные и желаемые маскулинные харак­теристики личности. Характеристики шкал с пятой по восьмую (уступ­чивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость) соответствуют набору черт, традиционно ассоциирующихся с понятием «фемининность», поэтому можно их рассматривать как реальные и желаемые фемининные характеристики личности. Чтобы получить значения вы­раженности маскулинных качеств, надо сумму значений по шкалам: доминантность, уверенность в себе, требовательность, скептицизм раз­делить на четыре. Чтобы получить значения выраженности феминин­ных качеств, надо сумму значений по шкалам: уступчивость, доверчи­вость, добросердечие, отзывчивость разделить на четыре.

М = (сумма баллов с 1-й по 4-й шкалу) : 4

F = (сумма баллов с 5-й по 8-й шкалу) : 4

Значения, соответствующие фемининным и маскулинным харак­теристикам, заносятся в таблицу (см. образец)

Значения гендерных характеристик по тесту Лири

Название характеристик Я-реальное Я-идеальное
Маскулинные (Л/)    
Фемининные (F)    

На этапе интерпретации данных используется теоретическая ин­формация о гендерных характеристиках личности и гендерных сте­реотипах. Результаты по шкалам «маскулинности и фемининности», полученные по опроснику С. Бэм и тесту Лири, сравниваются между собой. Сходные значения можно рассматривать как показатель устой­чивости маскулинных и фемининных характеристик в структуре гендерной идентичности.



При обсуждении результатов важно не забыть обратить внимание студентов на сравнение значений, отражающих представления о налич­ном уровне развития маскулинных и фемининных характеристик лич­ности (Я-реальное) и желаемом уровне выраженности этих характери­стик (Я-идеальное). Определяется направление, в котором человек стремится развивать свои гендерные характеристики: в направлении следования гендерным стереотипам (если человек хочет усилить у себя полоспецифичные черты и уменьшить степень выраженности не поло-специфичных черт) или в направлении противостояния гендерным сте­реотипам (если человек стремится уменьшить степень выраженности у себя полоспецифичных черт и усилить неполоспецифичных).

Заполнение опросника С. Бэм (модифицированный вариант)

Модифицированный опросник С. Бэм может быть использован для изучения подверженности личности стереотипам маскулинности-фемининности. Текст опросника остается неизменным, а меняется толь­ко инструкция (приложение 4).

Инструкция 1. «Оцените наличие (или отсутствие) у большинства женщин названных ниже качеств».

Инструкция 2. «Оцените наличие (или отсутствие) у большинства мужчин названных ниже качеств».

Обработка и обсуждение результатов

Представления о моделях поведения и чертах характера, соответ­ствующие понятиям «мужское» и «женское» сконцентрировано в гендерных стереотипах. Полученные данные обрабатываются в соответ­ствии с ключом (приложение 4). Результаты заносятся в таблицу (см. образец)

Соотношение маскулинных и фемининных характеристик в образах мужчин и женщин

Обобщенный образ Характеристики
    маскулинные фемининные
Обобщенный образ мужчин    
Обобщенный образ женщин    

В полученных обобщенных образах мужчин и женщин отражается степень подверженности личности стереотипам маскулинности-фемининности. Можно делать вывод о подверженности этим стереоти­пам, если у студента в образе мужчины доминируют маскулинные ка­чества, а фемининные характеристики представлены в незначитель­ной мере (в образе женщины — наоборот). Если в образах мужчин и женщин примерно в равной мере представлены и маскулинные и фе­мининные характеристики, то можно говорить о том, что личность не подвержена стереотипам маскулинности-фемининности. Возможны варианты, когда один из образов (мужской или женский) окажется стереотипным, а другой нет. Тогда можно предположить, что человек воспринимает стереотипно только одну из групп (группу мужчин или женщин).

При обсуждении результатов надо рассмотреть роль гендерных стереотипов в ситуации межгруппового и межличностного вос­приятия и взаимодействия. Важно подчеркнуть позитивные и негативные аспекты стереотипов. Гендерные стереотипы, как и лю­бые другие социальные стереотипы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего мира, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упрощать социальное окру­жение индивида [Общение]. Однако, возникая в условиях ограни­ченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип часто оказывается ложным и выполняет консервативную роль, формируя ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия.

Е. П. Ильин в своей работе по психологии и психофизиологии пола выделяет несколько негативных эффектов гендерных стерео­типов, проявляющихся в ситуациях межличностного взаимодей­ствия [8]. Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и жен­щинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они су­ществуют в действительности.

Второй отрицательный эффект гендерных стереотипов — это раз­ная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это на­глядно проявляется при восприятии взрослыми детей разного пола. Например, маленькие девочки по сравнению с мальчиками воспри­нимаются родителями и другими взрослыми как более миловидные, спокойные и боязливые. Хорошую успеваемость по математике маль­чиков учителя и родители, как правило, объясняют их способностя­ми, а такую же успеваемость девочек — их старанием. Родители, исхо­дя из существующего стереотипа, оценивают способности сына к ма­тематике как более высокие, нежели дочери, даже в том случае, когда их успеваемость была одинаковой.

Стереотипное восприятие ведет к тому, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения (например, стоит женщине-во­дителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины вос­клицают: «Я же говорил, что женщине не место за рулем»).

Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключает­ся в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют дан­ному полоролевому стереотипу. Например, мужчины боятся про­являть мягкость и эмоциональность, так как эти черты в рамках гендерного стереотипа маскулинности-фемининности ассоциируются с женственностью.

Значимым вопросом при обсуждении влияния гендерных стереоти­пов на процессы жизнедеятельности людей является вопрос о детер­минантах гендерных стереотипов. В. С. Агеев подчеркивает: «Было бы серьезным заблуждением видеть детерминанту содержательной сторо­ны стереотипов в психологическом и социально-психологическом про­цессах стереотипизации. Конечно, они имеют самое прямое отношение к формированию подобного рода стереотипов, но только как механизм формирования и ни в коем случае — как их причина. Детерминанты со­держательной стороны стереотипов кроются в факторах социального, а не психологического порядка» [16, с. 183].



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.