Сделай Сам Свою Работу на 5

На межличностную коммуникацию

Предполагаемое время — 45 минут.

К этому моменту о специфике гендерных различий в восприятии информации сказано уже достаточно. Естественно, что в контексте темы, заявленной на занятии, поднимается и вопрос о стереотипах. Интересно, что предложение провести игру на осознание влияния гендерных стереотипов на межличностную коммуникацию через соб­ственный опыт достаточно часто вызывает реплики: «Ну, это не про нас», «Мы-то народ "продвинутый"...» (Замечу, что подобного рода реплики не встречаются в группах психологов, которые уже имеют опыт осознания основательного расхождения провозглашаемых уста­новок и реального поведения.)

Если раздаются подобного рода реплики, появляется хороший шанс рекрутировать достаточно интересную команду: «Кто еще счи­тает себя свободным от гендерных стереотипов? Есть предложение: объединяйтесь в одну группу. Для игры нам как раз потребуется несколько таких "продвинутых" единомышленников».

При отсутствии замечаний подобного рода приглашение звучит иначе: «Кто считает себя человеком, умеющим убеждать других? А кто хотел бы попробовать себя в роли "убеждающего коммуникатора"? Нам нужна группа в 5-6 человек».

Инструкция

Идея этого упражнения возникла благодаря роману американской писательницы Урсулы К. Ле Гуин «Левая рука тьмы» [2], который по праву считается шедевром мировой фантастики. Я предлагаю доста­точно вольную интерпретацию некоторых событий, но сохраняю мно­гие принципиальные моменты:

На окраине миров обнаружена планета Зима, предположительно — быв­шая колония землян, с которой давно утрачена связь. Первый отряд кос­мических исследователей тайно уже побывал на планете, и межгалакти­ческий союз знает об этом окраинном мире достаточно много: об уровне развития цивилизации, о государственном строе, традициях, нравах, в том числе и об иной биологической сущности обитателей. Последнее представ­ляется особо удивительным, так как люди сталкиваются с таким явлени­ем впервые: жители планеты не делятся на мужчин и женщин, более того, они сами не знают, кем станут (мужчиной или женщиной) на пике сексу­ального цикла — и не имеют возможности выбора. Любой может зачать и родить ребенка, а после периода лактации снова становится потенциаль­но двуполым существом.



Эксперты пришли к выводу, что межгалактический союз может быть весьма полезен жителям замерзающей планеты, прежде всего своими знаниями и дополнительными ресурсами. Задача космической экспе­диции — убедить жителей присоединиться к Союзу, и с целью присо­единения выстроить коммуникационные линии.

Далее команды разделяются: «жители планеты» остаются в ауди­тории, космическая экспедиция отправляется за дверь. И той и дру­гой команде даются дополнительные инструкции.

Инструкция членам экспедиции

Для того чтобы успешно справиться со своей миссией, вам нужно про­думать систему аргументов с учетом специфики жизни этих людей. По­старайтесь понять, что их может заинтересовать, прежде всего, к каким социальным последствиям приводят их биологические особенности.

Вам необходимо не только убедить их присоединиться к Союзу, но и помочь построить систему коммуникации. Для строительства вам дает­ся 5 листов бумаги, степлер, скотч, фломастеры, ножницы. Если листы бумаги формата А4 сложить вдоль вчетверо, разрезать, скрепить после­довательно (любыми имеющимися материалами), получится линия свя­зи нужной длины. Строительство будет считаться завершенным только в том случае, если весь «бумажный путь» рекрутируемые вами абориге­ны раскрасят фломастерами. Но помните: вас мало, и поэтому вы не мо­жете строить все сами, вы должны убедить, показать, научить. Это прин­ципиальная позиция Союза — только совместная добровольная деятель­ность может стать залогом успешного сотрудничества в дальнейшем.

Выберите капитана вашей экспедиции, чтобы в случае необходи­мости он координировал ваши усилия.

Инструкция жителям Зимы

Подумайте, как должна быть устроена жизнь людей с такой био­логической сущностью. Мирный вы народ или агрессивный? Как устроен ваш быт и ваша система управления, если она есть? Обяза­тельное условие — выслушать пришельцев и, если их аргументы дей­ствительно покажутся убедительными — присоединиться, если нет, вы можете сохранить существующий мир без изменений. Если вы принимаете решение о присоединении, вы можете оказать посиль­ную помощь в строительстве коммуникаций. Даже в том случае, если убедили только вас, а не группу в целом, вы можете взаимодейство­вать с пришельцами по своему усмотрению.

Но есть несколько обязательных условий, которые предписывают­ся вам традициями общения на Зиме: прежде чем ответить, вы гово­рите: «Мне надо подумать», прежде чем принять решение: «Мне нуж­но посоветоваться со старейшиной». Причем вы можете советоваться реально или «мысленно», а можете просто проинформировать о при­нятом лично вами решении.

Кроме того, я попрошу часть аборигенов снять «визитки». Те, у кого нет визиток, в силу традиций не могут брать в руки все, что скрепляет бумагу. Те, у кого остались визитки, не берут в руки ножницы и флома­стеры. Если вам предлагают осуществить табуированное действие, вы мо­жете либо использовать те же фразы, либо говорить: «У нас традиции...». В случае, если у вас спросили о том, какие у вас традиции, вы можете отвечать только про себя и про конкретное предложение, например: «Мне нельзя брать степлер». {Примечание для руководителя: использование условных фраз и табу вводится для обострения ситуации.)

Выберите старейшину, с которым вы можете посоветоваться в трудную минуту.

Дополнительные инструкции могут предъявляться в письменном или устном виде. На подготовку и обсуждение стратегий дается не более 8 минут. После чего экспедиция «прибывает» к аборигенам со своей «святой миссией».

На убеждение и «строительство системы коммуникации» отводится 15 минут. Жесткий временной лимит, о котором предупреждаются зара­нее члены экспедиции, поддерживает динамику. Кроме того, при боль­шем количестве отводимого времени «убеждающие» забывают о своей задаче, пытаясь выяснить у «аборигенов»: «А как вы узнаете, кто есть кто?»

Это упражнение дает очень хороший материал для осознания того факта, что в межличностном общении мы, прежде всего, каталогизиру­ем людей по принадлежности к биологическому полу, что, не приписы­вая роль мужчины или женщины, мы часто не знаем, как вести себя. Многие подгруппы (особенно «экспедиционный корпус») испытыва­ют просто «коматозное состояние», потому что теряют какие-либо на­дежные ориентиры. Даже традиционно используемые в таких ситуаци­ях «подкуп» и «шантаж» используются «со скрипом»: то ли бусы предлагать, то ли «огненную воду»? Традиционно используемое в «женских» группах — «У нас много мужчин» (в «мужских» соответ­ственно — «У нас много женщин») тоже не проходит. Даже обмен зна­ниями, на который особо обращалось внимание в инструкции, в систе­ме аргументации тоже фактически не применяется. Несколько студен­тов при обсуждении на вопрос о том, почему знаниями не «завлекали», отвечали, что от знаний о собственной патологии человеку только хуже будет. Цитирование текста Ле Гуин о том, что, с точки зрения абориге­нов, пришельцы как раз и являются извращенцами, только в первые минуты вызывает смех, а затем заставляет серьезно задуматься.

Любопытно отметить еще один факт, когда не используется «гендерный» компонент. При проведении подобного рода игр «убеждающие», как правило, норовят насильно «впихнуть» в руки новоиспеченных союзников ножницы или степлер, когда же появляется информация об иной биологической природе, многие избегают любых кинестети­ческих контактов (серьезный повод поговорить о ярлыках и гендерной толерантности).

После проведения упражнения обязательна «обратная связь» (игра вызывает очень сильные чувства, особенно у юношей и у студентов старших курсов).

Каждый ведущий группы знает, что обратная связь во многом диктуется состоянием и уровнем развития группы. Поэтому предла­гаемые вопросы носят весьма условный характер.

• Каким увидели этот странный мир аборигены и миссионеры?

• Насколько вы смогли представить социальные следствия этого биологического факта?

• Чем понятие пола отличается от понятия гендера?

• Смогли ли вы отследить, насколько влияли гендерные стереотипы на процесс общения?

• Почему вы сбивались в аргументации? Часто отводили взгляд в процессе коммуникации?

• Зачем нам нужны гендерные стереотипы?

• От кого вы эти установки получили?

• Насколько, на ваш взгляд, эти установки влияют на процесс обще­ния и качество коммуникации? В вашей жизни? В жизни ваших родителей?

Группа всегда вносит свои коррективы в список вопросов, так как по­пытка проанализировать свои и чужие действия во время игры дает дополнительный материал для обсуждения (дорогого стоят замеча­ния: «Чего думать, делать надо», «А что с вашим старейшиной совето­ваться — он и сам не знает, что он такое: он или она», «Как вам, извра­щенцам, объяснить», «О, да они дефективные на всю голову» и т. д.). Очень важно оказать поддержку прежде всего «аборигенам» и, после того как они получат шанс выговорить свои обиды и претензии, не забыть и про «миссионеров», потому что многие из них «загружают­ся» чувством вины, так как и на оскорбления сбивались, и коммуни­кации не проложили (ни в одной из семи групп, где была апробирова­на такая модификация игры).

И для поддержки «экспедиционного корпуса», и для продолжения дискуссии очень полезно задать вопрос: «А если бы роли были рас­пределены иначе, как вы считаете, ситуация развивалась бы по иному сценарию?» Здесь важно запросить обратную связь от всех участни­ков группы, дать выговориться каждому.

На мой взгляд, есть смысл сопоставить картину, которую себе пред­ставили участники группы, с тем, что описывает в своем романе Урсула К. Ле Гуин (см. приложение). Сконструированные участниками игры картины «странного» мира никогда не являются идентичными; естественно, что итекст романа представляет несколько иной мир пла­неты Зима, но есть ипринципиальное сходство в определении соци­альных последствий иной биологической сущности: все отмечают со­циальное равенство, одинаковые возможности, равную ответствен­ность за детей и отсутствие агрессивности.

Такое сопоставление даст возможность обсудить еще один очень важный вопрос: «А насколько не стереотипна эта картина? (Обяза­тельно ли мужчины более агрессивны? Смогут ли люди, пусть и с иной биологической сущностью, выстроить социально справедливый мир? Ответственность за ребенка берет всегда тот, кто его рожает?)»



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.