Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7. Предупреждение преступности и профилактика преступлений

Теоретические вопросы занятия

1. Основные понятия теории предупреждения преступности, их соотношение («предупреждение», «профилактика», «борьба с преступностью» и др.);

2. Общее и специальное предупреждение преступности. Индивидуальная профилактика преступлений;

3. Субъекты и объекты предупреждения преступности;

 

Практические вопросы занятия

Задание 1.

Укажите основные задачи и место прокуратуры в системе предупреждения преступлений. Покажите на конкретных примерах виды и формы деятельности прокуратуры в сфере профилактики преступлений.

Задание 2.

Перечислите субъекты и объекты профилактического воздействия. Расскажите о взаимосвязи в их деятельности, необходимой для эффективной работы в данном направлении.

Задание 3.

Расскажите о нормативно-правовом и информационном обеспечении профилактической деятельности органов внутренних дел. В чем заключаются организационные основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений?

Задание 4.

Студентами одного из институтов города за последние два года совершено 15 преступлений: 7 краж из общежития и квартир − семью студентами, два угона автотранспорта − пятью учащимися, два случая хулиганства − пятью студентами и изнасилование несовершеннолетней − двумя студентами, три грабежа − тремя студентами. Установлено три факта приобретения и разового потребления тремя студентами наркотических средств. Неоднократно выявлялись случаи употребления студентами, проживающими в общежитии института, спиртных напитков и мелкого хулиганства.

1. Определите обстоятельства, которые должны быть учтены при организации чтения цикла лекций и других воспитательных мероприятий со студентами.

2. Укажите формы правовоспитательной работы, наиболее целесообразные в данном случае, а также круг лиц, которых необходимо привлечь к этой деятельности.

3. Разработайте тематику бесед со студентами института.

Задание 5.

Вам предлагается изучить справку по материалам о правонарушении гражданина Акимова. Проанализируйте действия участкового инспектора полиции и дайте им оценку с учетом требований закона, ведомственных нормативных и тактики проведения индивидуально-профилактической работы.



15 мая Акимов, 22 года, прибыл из мест лишения свободы, где отбывал наказание за грабеж. Дома его ждала мать. Вернувшись, он две недели пытался устроиться на работу, однако эти попытки не увенчались успехом. Вскоре он встретил на улице Прохорова, с которым вместе отбывал лишение свободы. Прохоров предложил Акимову вместе с ним работать в сфере сбыта наркотиков − перевозить их в разные точки города, доставлять по заказам и т.п., обещая, что принесет Акимову большую сумму денег в короткий срок, а затем «это дело можно и бросить…»

Акимов согласился, и при первой же попытке распространения наркотиков на молодежной дискотеке был задержан. За указанный период времени Акимова один раз посетил участковый инспектор, и затем вызвал его по месту нахождения пункта общественного порядка. Участковый требовал, чтобы Акимов срочно устроился на работу, иначе он угрожал, что снова «упечет» его за решетку. Когда Акимов явился по вызову, участковый инспектор общался с ним три минуты, так как торопился по делам, и сказал, что Акимов уже на особом учете как безработный, и то, что Прохоров, с которым он «связался» − криминальный элемент, и с ним прямая дорожка в тюрьму. Просил Акимова подумать.

Задание 6.

Разработайте новые, возможно нетрадиционные, методы и организационно-тактические формы индивидуального предупредительного воздействия на правонарушителей.

Какие, на Ваш взгляд, существуют основные направления изучения личности правонарушителя?

Какое предупредительное значение имеют меры правового принуждения?

Расскажите об учете и оценке результатов деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

Тематика докладов

1. Зарубежный опыт предупреждения преступлений

2. Органы системы уголовной юстиции как субъекты профилактики

3. Защита жертв преступлений (виктимологическая профилактика)

Перечень терминов

Криминологический прогноз, планирование и программирование борьбы с преступностью, предупреждение преступности, профилактика преступлений, субъекты предупреждения, объекты предупреждения, профилактическая беседа.

 

Методические рекомендации для СРС

1−2. Теория предупреждения, несмотря на ее детальную проработку, признается весьма спорной. Здесь обучающиеся снова столкнуться с различными понятиями, которые использует учебная литература, описывая в общем одно явление: борьба с преступностью (А. Долгова), предупреждение преступности (Г. Шиханцов), воздействие на преступность (С. Иншаков), социальный контроль (Я. Гилинский), пресечение преступности, превенция (Х. Кернер), правоохранительная деятельность и так далее. Важно уяснить, что отождествлять указанные термины не следует. Необходимо разобраться с ними, попытаться их соотнести.

Следует иметь в виду, что наиболее широким среди указанных является термин «борьба с преступностью», которым охватывается вся работа государства и общества по охране личных, общественных и государственных интересов от преступных посягательств. К борьбе с преступностью относят: раскрытие преступлений и розыск преступников, расследование преступлений, назначение и исполнение уголовных наказаний, прогнозирование и планирование борьбы с преступностью, научные исследования, организационно-правовые и материально технические мероприятия.

Понятие «предупреждение преступности (преступлений)» в научной и учебной литературе, официальных документах употребляется в двух основных значениях. В узком (уголовно-правовом) значении, как задача уголовного закона – это сдерживание граждан от совершения преступлений (общая превенция), а также предотвращение совершения конкретным виновным лицом новых преступлений (частная превенция).

В криминологическом смысле предупреждение преступности – это комплекс государственных и общественных мер, направленных на искоренение причин и условий, порождающих преступность, включающее в себя профилактику, предотвращение и пресечение.

Кроме того, споры ведутся и по поводу ключевых терминов «предупреждение» и «профилактика». В ряде учебников по криминологии эти понятия применяются как взаимозаменяющие, исходя из смыслового содержания и этимологии терминов (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Б. Сахаров). Ряд авторов рассматривают названные термины как самостоятельные, не совпадающие по своему смыслу, увязывая их значение с разными уровнями и видами рассматриваемой деятельности.

3. Далее следует раскрыть понятие и содержание системы предупреждения преступности, то есть показать непосредственную взаимосвязь субъектов и объектов предупреждения преступности. При этом объекты предупреждения преступности – это причины и условия преступлений, а субъекты − совокупность должностных лиц, органов, учреждений, организаций, предприятий, объединений, действия которых прямо или косвенно направлены на противодействие преступности. Студентам надлежит разделиться на два рабочих коллектива, один из которых составляет схему субъектов предупреждения, другой − объектов. Затем эти две схемы будут объединены в одну общую − систему предупреждения преступности.

4. В четвертом вопросе подробным образом изучается Приказ Минюста №333.

5. В пятом вопросе исследованию подлежит федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Нормативные акты

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон : принят 06 апреля 2011 г. // Собрание законодательства РФ. − 2011. − № 15. − Ст. 2037.

О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ М-ва внутрен. дел Рос. Федерации от 17 января 2006 № 19 // СПС КонсультантПлюс

О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Приказ М-ва внутрен. дел Рос. Федерации от 08 июля 2011 г. № 818. // Российская газета. − 2011. − 26 августа.

Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: Приказ М-ва внутрен. дел Рос. Федерации от 23 декабря 2011 г. № 1298. // СПС КонсультантПлюс

Основная литература

Антонян Ю.М. Криминология : учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. – 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2014. - 523 с.

Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. ‒ 799 с.

Криминология : учеб. пособие / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2012. ‒ 489 с.

Криминология : учеб. пособие для бакалавров / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова; МГУ. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2013. ‒ 489 с.

Лунеев В. В. Криминология : учебник для бакалавров / В. В. Лунеев. ‒ М. : Юрайт, 2014. ‒ 686 с.

Дополнительная литература

Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью: скандинавская уголовно-правовая и криминологическая модель //Государство и право. 2008. № 7. С. 53-61.

Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. 352 с

Казак, Б. Б., Михайлова, Н. В., Столяренко, В. М. Об организации профилактики правонарушений органами внутренних дел [Текст] / Б. Казак, Н. Михайлова, В. Столяренко // Административное и муниципальное право. − 2012. − № 2. − С. 39-42.

Старков О.В. Предупреждение преступлений: учеб. пособ. М., 2005. 284 с.

Тарусова Е.Н. О роли главы государства в предупреждении преступлений //Вестник Московского университета МВД России. 2007. №2. С. 93–96.

Фадеев В.Н., Мезенцев С.А. Методологические заметки о стратегии борьбы с преступностью //Российский криминологический взгляд. 2008. № 3. С. 151–177.

Шестаков Д.А. Криминологическое законодательство и право противодействия преступности
Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 28. С. 47-50.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.