Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Преступность: ее основные показатели и характеристики

Теоретические вопросы занятия

1. Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений.

2. Основные количественные характеристики преступности.

3. Основные качественные характеристики преступности.

4. Социальные последствия преступности.

5. Латентная преступность в России: понятие, виды, причины и методы выявления.

6. Краткая характеристика преступности в современной России.

 

Практические вопросы занятия

Задание 1.

В городе А в течение года зарегистрировано 2080 преступлений. Его население составляет 415 тыс. человек. В городе Б. за этот же период зарегистрировано 990 преступлений. Население здесь составляет 395 тыс. человек. Вычислите коэффициент преступности из расчета на 10 тыс. жителей в каждом городе и скажите, в каком из них она выше.

Задание 2.

В области А. за год зарегистрировано 3 тыс. преступников. Ее население − 850 тыс., из них 153 тыс. − дети до четырнадцати лет. В другой области в течение того же периода зарегистрировано 2768 преступлений. Ее население составляет 790 тыс. человек, из них 80 тыс., не достигших четырнадцатилетнего возраста. Вычислите коэффициент преступности в каждой из областей и определите, в какой из них он выше.

Задание 3.

Ознакомитесь со статистической информацией по всем субъектам Северо-западного федерального округа за последние три года. Составьте рейтинг криминальной активности населения регионов СЗФО.

Задание 4.

Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают: а) высокой латентностью; б) средней; в) низкой. Объясните почему.

Виды преступлений: дача взятки; побег из мест лишения свободы; террористический акт; хулиганство; кража; грабеж; убийство и другие по уазанию преподавателя.

Задание 5.

Ролевая игра


Сценарий:

Ролевая игра проводится в виде заседания редакционной коллегии известного делового журнала по поводу подготовки очередного номера, посвященного проблеме преступности в современной России.

Порядок проведения игры:

Игра предполагает несколько этапов. На первом этапе студенты получают задание, изучают материалы и рекомендованные источники. На втором этапе (в ходе занятия) проводится заседание редакционной коллегии, на которой обсуждаются подготовленные журналистами материалы, вырабатывается проект журнала. Третий этап состоит в оформлении и подготовке оригинал-макета журнала.

1 этап игры (подготовка к игре):

Заблаговременно до начала игры преподаватель в часы самоподготовки объявляет о необходимости подготовки к ролевой игре, разъясняет ее цель, дату, время, место и порядок проведения, указывает литературу по теме, раздает необходимый материал, для последующего изучения и анализа, распределяет круг заданий и роли участников (журналисты, главный редактор, эксперты). Студент, выступающий в роли главного редактора вместе с экспертами должны определиться с концепцией журнала, примерным перечнем материалов, подготавливаемых к выходу в печать, сформулировать тематические рубрики; студентам, выступающим в роли журналистов рекомендуется определиться с тематикой подготавливаемых материалов, собрать необходимую информацию и представить ее в любом виде жанра характерных для делового журнала. Журналисты подготавливают материалы и передают их для анализа экспертам, которые готовят свое заключение по предложенным материалам.

Перед проведением занятия преподаватель проверяет готовность студентов к игре, при необходимости дает консультации.

2 этап игры (ход игры на занятии):

Игра представляет собой заседание редакционной коллекции журнала с участием журналистов, подготовивших материалы в печать. Главный редактор представляет свое видение очередного номера, выходящего в свет и предлагает журналистам доказать актуальность своих статей и их необходимость включения в журнал. Далее слово предоставляется экспертам, изучившим предложенные материалы. Задача журналистов доказать необходимость включения их материала в журнал, задача экспертов проверить качество материалов, их достоверность и доказать это перед главным редактором. По завершении прений участники игры ставят и решают вопросы об оформлении журнала, систематизации материалов по соответствующим рубрикам.

3 этап (завершающий)

В часы самоподготовки студенты занимаются оформлением материалов и подготовкой оригинал-макета журнала. По окончании всех мероприятий преподавателем выставляется несколько отметок в журнал: за подготовленный материал, работу на занятии и участие в оформлении конечного продукта.

Перечень терминов

Преступность, объем преступности, искусственная латентная преступность, естественная латентная преступность, коэффициент преступности.

 

Тематика докладов

1. Зарубежный опыт изучения латентной преступности (США, Великобритания);

2. Тенденции преступности в мире.

3. Тенденции преступности в мире

4. Преступность и судимость

5. Сравнительный анализ состояния, структуры и динамики преступности в СССР и в России

Методические рекомендации для СРС

1. При изучении данной темы студентам предстоит разобраться с определением центрального понятия в отечественной криминологии – преступности. Необходимо иметь в виду, что в современной российской криминологии существуют различные точки зрения по вопросу о понимании преступности. Практически каждый криминолог пытается сформулировать свое представление о феномене преступности.

Наиболее распространенные точки зрения относительно преступности представлены в нижеприведенной таблице.

Преступность – это:

 

СТАТИСТИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ,
то есть множество деяний, запрещенных законом под страхом наказания, которые совершаются на данной территории в данное время (Б. Холыст) то есть совокупность не отдельных преступлений, а средних величин, демонстрирующих устойчивость при стабильности общественной системы (Г.М. Резник)

 

СОЦИАЛЬНОЕ (СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ, УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ) ЯВЛЕНИЕ, то есть одна из внешних форм существования общества
слагающееся из совокупности (системы) преступлений выражающееся в запрещенном уголовным законом (отклоняющимся) поведении людей и серьезно нарушающая функционирование наиболее важных условий существования общества (Г.Г. Тодия, В.В. Орехов, Я.И. Гилинский)
совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени (Н.Ф. Кузнецова) совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени и наступивших общественно опасных результатов (В.Н. Кудрявцев) совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени и преступников, виновных в совершении этих преступлений (В.М. Коган)
       

 

СИСТЕМА, то есть совокупность взаимосвязанных элементов, стихийно складывающаяся многофакторная, характеризующаяся нестабильностью и вероятностью (В.А. Яхонтов)

 

ПРОЦЕСС,
то есть постоянная последовательная совокупность действий множества субъектов в виде совершаемости общественно опасных деяний – преступлений, запрещенных уголовным законом под угрозой наказания (Б.Д. Овчинников) подчиненный общим закономерностям развития социальных явлений (А.Н. Трайнин)

 

СВОЙСТВО ОБЩЕСТВА, то есть способность закономерно воспроизводить множество опасных для человека деяний, поддающееся количественной интепретации и предопределяющее введение уголовно-правовых запретов (Д.А. Шестаков)

 

ПАТОЛОГИЯ, то есть болезненные изменения, общие нарушения жизнедеятельности организма (общества), выражающаяся в отступлении части его членов от общепринятых, закрепленных в уголовном законе норм поведения в определенном государстве (регионе) за определенный промежуток времени (И. Крупнов)

2-3. Не легким является и вопрос о признаках и свойствах преступности. Большинство авторов в учебниках специально признаки и свойства преступности не выделяют. В одних говорится о количественных и качественных признаках преступности, в других о ее внутренних и внешних характеристиках и т.д. Признаки преступности – это такие ее характеристики, которые позволяют выявить ее сущность и в своей совокупности отличить от других предметов, явлений, процессов. Свойства преступности – это характеристика, преступности изнутри. Основными признаками и свойствами преступности являются:

ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПНОСТИ СВОЙСТВА ПРЕСТУПНОСТИ
1. Массовость (совокупность преступлений; преступного или отклоняющегося поведения; элементов составляющих систему и т.п.). 2. Социальная направленность, общественная опасность; 3. Распространенность; 4. Негативность; 5. Уголовно-правовой характер. 1. Количественная и качественная изменчивость; 2. Устойчивость; 3. Самовоспроизводство; 4. Латентность; 5. Организованность; 6. Измеряемость.  

В связи с тем, что преступность обладает признаками массовости и распространенности, в теории и практической деятельности принято осуществлять различные ее измерения. Для этого выделяются количественные и качественные (статистические) характеристики преступности. Необходимо запомнить, в чем состоит особенность состояния, структуры, уровня и динамики преступности и какими показателями они обладают (измеряются). При этом студенты могут воспользоваться не только учебниками по криминологии, но также по правовой (юридической) статистике.

4. Четвертый вопрос затрагивает серьезную проблему «цены» преступности. Студентам нужно понимать, что любое преступление и преступность в целом имеют в качестве своих последствий вред, который причиняется общественным отношениям. Здесь важно обозначить не только прямые потери, понесенные жертвами преступлений, но косвенные, а также немонитарные потери. К первым можно отнести средства, затрачиваемые на противодействие преступности, судопроизводство по уголовным делам и т.п. К немонитарным утраченное качество жизни, состояние страха. Неплохо было бы обратиться к анализу российской и зарубежной практики определения последствий преступности. В частности, в США, Великобритании,

5. Пятый вопрос посвящен подробному исследованию одного из свойств преступности – латентности. В криминологии существует несколько точек зрения на определение понятия латентная преступность. Они исходят из двух ее отличительных признаков: неизвестности официальным органам либо неучтенностью в уголовной статистике. В настоящее время преобладающей является позиция, которая объединяет оба названных признака. Под латентной преступностью понимают совокупность преступлений, не ставших известными правоохранительным органам и не нашедших отражения в уголовной статистике. В процессе самостоятельной подготовки студенты должны научиться различать виды латентности (естественная, искусственная, пограничная), знать основные способы искажения статистической информации и латентный характер различных преступных деяний. Немаловажное значение следует уделить проблеме объективизации показателей преступности.

6. Шестой вопрос целесообразно изучать по наиболее свежим учебникам, публикациям в периодической печати, иных средствах массовой информации, используя при этом статистическую информацию.

Основная литература

Антонян Ю.М. Криминология : учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. – 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2014. - 523 с.

Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. ‒ 799 с.

Криминология : учеб. пособие / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2012. ‒ 489 с.

Криминология : учеб. пособие для бакалавров / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова; МГУ. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2013. - 489 с.

Лунеев В. В. Криминология : учебник для бакалавров / В. В. Лунеев. ‒ М. : Юрайт, 2014. ‒ 686 с.

 

Дополнительная литература

Ведерникова О.Н. Британский опыт изучения латентной преступности // Российский криминологический взгляд. 2009. № 1. С. 333 – 342.

Ведерникова О.Н. Латентная преступность и ее изучение в США // Российский криминологический взгляд. 2009. № 4. С. 263 – 271.

Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2007.

Долотов Р.О. Цена преступности как показатель общественной опасности преступности // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 20-25.

Кривенцов П.А. Зарубежный опыт изучения латентной преступности // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 3 (24). С. 251-260.

Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. М.: Волтерс Клувер, 2005.

Попов В.И. Преступность, угрожающая национальной безопасности России. М.: Изд-во СГУ, 2010.

Преступность и правонарушения (2005 – 2009). Статистический сборник. М., 2010.

Тюлюнов А.А. Дискуссионные подходы к определению понятия «латентная преступность» //Вестник Самарского юридического института. 2013. № 1 (9). С. 12-14.

http://crimestudy.ru (Сайт о социологии преступности).

http://mvd.ru (официальный сайт МВД РФ).

http://law.edu.ru (федеральный правовой портал «Юридическая Россия»).

http://crimpravo.ru (Научная сеть по проблемам криминологии и уголовного права.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.