Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Личность преступника и жертвы

Теоретические вопросы занятия

1. Понятие личности преступника

2. Структура (статус) личности преступника

3. Типология и классификация преступников

4. Механизм индивидуального преступного поведения.

5. Понятие и типология жертв. Характеристика виктимности и виктимизации.

6. Виктимологическая профилактика

Практические вопросы занятия

Задание 1.

Ознакомьтесь с карточками на лицо, совершившее преступление, на потерпевшего и ответьте письменно на следующие вопросы:

А) какие сведение, отраженные в карточке относятся к социально-демографическим признакам личности преступника и жертвы, к характеристике социальных ролей и статусов, к уголовно-правовым признакам (укажите номера строк и содержание сведений?

Б) предусмотрены ли в карточках сведения, позволяющие дать нравственно-психологическую характеристику лица, совершившего преступление и типы жертв.

Задание 2.

Ознакомьтесь с формой статистического отчета о лицах, совершивших преступления и укажите, какие признаки личности преступников отражаются в ней.

Задание 3.

Проанализируйте Уголовный кодекс РФ и выделите мотивы преступлений, предусмотренные диспозицией статей Особенной части. Отобразите графически структуру мотивов, закрепленных в законе, выявите их соотношение по отношению друг к другу.

Задание 4.

Ролевая игра


Проводится в виде кратких сценок иллюстрирующих виды виктимного поведения и типы жертв. Задача зрителей распознать вид виктимного поведения, тип жертвы и аргументировать свою точку зрения.

Порядок проведения игры:

Игра предполагает несколько этапов. На первом этапе студенты получают задание, изучают материалы и рекомендованные источники. На втором этапе на занятии отводится 30 мин. для сценок и их разбора.

1 этап игры (подготовка к игре):

Заблаговременно до начала игры преподаватель в часы самоподготовки объявляет о необходимости подготовки к ролевой игре, разъясняет ее цель, дату, время, место и порядок проведения, указывает литературу по теме, раздает необходимый материал, для последующего изучения и анализа, распределяет круг заданий и роли участников. Студенты, участвующие в сценках исследуют литературу, вырабатывают сценарии, репетируют.

Перед проведением занятия преподаватель проверяет готовность студентов к игре, при необходимости дает консультации.

2 этап игры (ход игры на занятии):

При рассмотрении вопроса, касающегося видов виктимного поведения преподаватель предлагает студентам инсценировать типичные виктимные ситуации, в которых отражалось бы поведение жертв. Зрители наблюдают за сценками и называют типы жертв и виды виктимного поведения. По окончанию иллюстраций преподаватель выставляет участникам отметки, а также тем, кто проявил активность в разборе проблемных ситуаций.

 

Тематика докладов

1. Криминальная виктимология – наука о жертве преступлений

2. Виды виктимного поведения

3. Личность преступника в психологии и криминологии

Перечень терминов

Личность, личность преступника, криминогенная личность, мотивация, мотив, мотивировка, посткриминальное поведение, жертва, виктимность, виктимизация.

 

Методические рекомендации для СРС

1. Теория личности преступника в криминологии представляет собой достаточно сложную проблему. Приступая преимущественно к самостоятельному ее изучению необходимо иметь в виду, что авторы современных учебников при рассмотрении данной темы нередко по-разному подходят к понятию «личность преступника» и определению ее границ. Спор этот существует от того, что криминологи вкладывают различный смысл в данное понятие. Одни, используя понятие «личность преступника», имеют в виду только виновных лиц со стойкой антиобщественной ориентацией, другие – всех лиц, совершивших преступление (субъект преступления), третьи – особый собирательный образ (тип). По поводу личности преступника в криминологии выделяются следующие точки зрения:

Формальный подход Личность преступника – условное, юридическое понятие, обобщенный тип Содержательный подход Личность преступника – конкретный человек, совершивший преступление
использование термина «личность преступника» необходимо использование термина «личность преступника» необходимо использование термина «личность преступника» нецелесообразно
– это абстрактное понятие, образованное в результате вычленения на массовом статистическом уровне наиболее существенных криминогенных черт (Ю.М. Антонян); – это дефиниция, которая является научным инструментом, позволяющим углубить наши познания об истоках преступного поведения и причинах преступности, совокупность отрицательных, криминогенных качеств личности (С.М. Иншаков); – это идеальный образ (модель) индивида, наделенный свойствами (физиологическими, психологическими, социальными), детерминирующими вероятность выбора общественно опасного способа удовлетворения потребностей (Е.Б. Кургузкина).   Авторы не ставят под сомнение необходимость использования понятия «личность преступника», для познания причин и механизма преступного поведения, но вкладывают в один и тот же термин различный смысл: это личность человека виновно совершившего общественно опасное деяние запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности (Г.А. Аванесов); – это лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. (В.Д. Малков); – это лицо, для которого совершение преступлений стало основной, ведущей деятельностью (Г.М. Резник); – это совокупность криминологически значимых свойств человека, обусловивших совершение им преступления (Н.С. Лейкина). Авторы считают, что нет смысла в использовании понятия «личность преступника» и отрицают ее существование потому, что: – основное свойство личности преступника – преступление уголовного закона в достаточной мере характеризует термин «субъект преступления» (И.И. Карпец); – стойкая антиобщественная ориентация присущая личности преступника не характерна для всех лиц, совершивших преступления (Ю.Д. Блувштейн); Любые лица с большей или меньшей вероятностью совершают преступления, у преступника отсутствуют какие-либо специфические признаки. Его характеризует лишь выполнение специфической социальной функции, посредством которой человек достигает цели в доступной для себя форме (Я.И. Гилинский).

Нередко в учебниках предлагаются и временные границы термина «личность преступника». Как правило, они предлагаются теми, кто представляет личность преступника в виде конкретного человека, а не обобщенного типа личности. Соответственно о личности преступника можно говорить только в момент совершения преступления (Ю.Д. Блувштейн); с момента совершения преступления и до момента фактического исправления (Г.М. Миньковский); с момента совершения преступления и до момента отбытия наказания (Ю.М. Антонян); с момента вынесения приговора и до момента снятия (погашения) судимости (Д.А. Шестаков).

На основе существующих подходов студенты могут сформулировать свое отношение к понятию «личность преступника» или присоединиться к существующим точкам зрения и попытаться соотнести его с такими терминами как «субъект преступления», «лицо, совершившее преступление», «обвиняемый», «подозреваемый», «подсудимый», «осужденный», «преступная личность», «криминогенная личность». В литературе такое соотношение зависит от точки зрения на личность преступника.

2. Вопрос о статусе (структуре) личности преступника в науке разработан достаточно полно. Вместе с тем при его пристальном изучении выясняется, что различные авторы при выделении характерных для преступника личностных особенностей выделяют самые различные группы. Наиболее часто обращается внимание на социально-демографические, социально-психологические, психофизиологические признаки. Студентам рекомендуется использовать пятичленную структуру личности преступника, состоящую из социально-демографических, социально-ролевых, нравственно-психологических, физиологических и правовых групп признаков.

3. Классификацию и типологию личности преступника в криминологической науке рассматривают как методы глубокого познания этого явления. Уяснение этого вопроса позволит эффективно осуществлять, в частности индивидуальную профилактику – одну из функций практических органов. Поэтому при подготовке ответа целесообразно определить, что представляет собой классификация и типология. В учебной и научной литературе встречаются различные критерии для классификации, которые не представляют особенных затруднений. Более сложен вопрос о распределении преступников на типы. Из всего многообразия имеющихся позиций и точек зрения, требуют разбора несколько типологий. В рамках социальных аспектов (по взаимодействию личности и ситуации) выделяются случайный, ситуационный, неустойчивый, злостный, особо опасный преступник (А.Б. Сахаров). По признаку социально-психологических особенностей (личностно-мотивационные свойства) выделяются корыстный, самоутвержающийся (престижный), игровой, насильственный, сексуальный преступник (Ю.М. Антонян) или корыстный, насильственный, корыстно-насильственный, универсальный (Ю.М. Антонян).

4. Проблему механизма преступного поведения рекомендуется начинать с формулировки его понятия, которое некоторые ученые определяют преимущественно с психологической точки зрения, а другие позиций социальных условий формирования личности. Следовательно, звенья механизма преступного поведения, с учетом обозначенных концепций, будут различны, а значит, различными будут и представленные схемы. Каждое звено следует подробным образом исследовать. Так, изучение мотивации преступления предполагает обращение к понятиям «потребность», «возможность», «ценностные ориентации», «мотив» и его видам. Особое внимание следует уделить классификации мотивов. Требуется четко определять критерии, по которым производится их разделение, высказанные различными криминологами: Г.А. Аванесовым, В.В. Лунеевым, К.Е. Игошевым и др. При характеристике планирования преступления целесообразно проанализировать цель совершения преступления (основную, промежуточную, дополнительную), выбор объекта преступного посягательства, способов и средств достижения цели, принятие решения. Реализация преступления и посткриминальное поведение также являются звеньями механизма индивидуального преступного поведения и требуют подробного их разбора. Следует также обратиться и к рассмотрению конкретной жизненной ситуации, в условиях которой преступник действует.

5. Понятие жертвы – стержневое в виктимологии и напрямую зависит от объема предмета данной отрасли криминологии. Это обстоятельство необходимо учитывать в первую очередь. Поэтому определений жертвы должно быть несколько, в том числе и в криминальной виктимологии. Далее следует указать, что в последней, наряду с понятием «жертва» используется понятие «потерпевший», его обучающиеся найдут в статье 42 УПК РФ. Однако криминальная виктимология рассматривает это понятие шире. Вопрос, связанный с типологией целесообразно раскрывать с точки зрения уровня и устойчивости виктимности жертвы (персонодефектная, ситогитивная, случайная), а также исходя из поведения жертв (провоцирующая, способствующая, облегчающая). Однако для этого требуется также изучить понятие «виктимность». Необходимо отметить что термин «виктимность» был введен в научный оборот Л.В. Франком, но в науке до сих пор не выработано единого мнения на этот счет. Так, по-мнению Л.В. Франка виктимность – есть реализованная преступным актом «предрасположенность», способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления. Д.В. Ривман полагал, что виктимность представляет собой объективно присущую человеку (реализованная преступным актом или оставшаяся в потенции), но не фатальная способность, «предрасположенность» стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления. В.И. Полубинский говорит о виктимности как свойстве человека, обусловленном его социальными, психологическими или биофизиологическими качествами, способствующими в определенной жизненной ситуации формированию условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправными действиями. При характеристике виктимности следует остановиться также и на ее видах: индивидуальной и массовой, биологической и профессиональной и др. Виктимизация представляет собой процесс превращения потенциальной жертвы в реальную, его конечный и совокупный результат, характеризующийся данными, отвечающими на вопросы: от какого вида преступлений, кто, где и когда потерпел вред. Другими словами виктимизация есть, во-первых, динамический процесс превращения лица в жертву, во-вторых, результат случаев проявления индивидуальной виктимности, характеризующихся качественными и количественными показателями совокупности членов общества или семей, пострадавших от преступлений, преступности в целом.

6. Виктимологическую профилактику преступлений необходимо рассматривать следующим образом. Сначала студентам предстоит сформулировать понятие виктимологической профилактики. Далее указать, что виктимологическая профилактика представляет собой систему, обладающую своими объектами (криминальная виктимность и ее виды; виктимогенные факторы и ситуации; виктимогенные группы населения и конкретные лица) и субъектами (специализированные: правоохранительные органы, органы власти, образования, здравоохранения; неспециализированные: коммерческие организации, профсоюзы, ЧОП, средства массовой информации и т.д.). Указанные субъекты осуществляют виктимологическую профилактику при помощи соответствующих мер убеждения и мер помощи (стимулирования и защиты). Интерес также представляет вопрос о виктимологической профилактике за рубежом

Основная литература

Антонян Ю.М. Криминология : учебник для бакалавров / Ю.М. Антонян. – 2-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2014. - 523 с.

Криминология : учебник для вузов / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. ‒ М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. ‒ 799 с.

Криминология : учеб. пособие / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2012. ‒ 489 с.

Криминология : учеб. пособие для бакалавров / науч. ред. Н. Ф. Кузнецова; МГУ. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Проспект, 2013. - 489 с.

Лунеев В. В. Криминология : учебник для бакалавров / В. В. Лунеев. ‒ М. : Юрайт, 2014. ‒ 686 с.

Дополнительная литература

Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000. 207 с.

Антонян Ю.М. Преступный человек и личность преступника: лекция //Российский криминологический взгляд. 2008. № 3. С. 140–150.

Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб., 2004. 366 с.

Вишневецкий К.В. Виктимологическое обеспечение национальной безопасности России // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 349-353.

Гладышев Ю.А. Антропологические теории в криминологии о причинах преступности // Юридическая техника. 2012. № 6. С. 130-132.

Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1987. 168 с.

Кобец П.Н. О комплексном изучении личности преступника в отечественной криминологии // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 53. С. 173-175.

Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии: (о структуре индивидуального преступного поведения): монография. М., 2007. 173 с.

Логунова О.А. Некоторые теоретические и прикладные аспекты изучения личности и поведения серийных сексуальных убийц (обзор зарубежных исследований) // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С.163-174.

Орлов В.Н. К вопросу о структуре личности преступника //Российский криминологический взгляд. 2006. № 1. С. 62–67.

Чечель Г.И. Личность преступника как фактор, влияющий на назначение наказания // Российский следователь. 2012. № 5. С. 36-40.

Яковлева О.А. Личность преступника в структуре уголовно-правовой, криминалистической и криминологической характеристик деяний, предусмотренных главой 26 УК РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2012.№ 2. С. 230-234.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.