Сделай Сам Свою Работу на 5

Кадровая ситуация в системе дипломатической службы

 

Кадры — основной (штатный, постоянный) состав квалифи­цированных работников, обладающих определенным социально-правовым статусом и состоящих в постоянных трудовых отноше­ниях с предприятиями, учреждениями и организациями. В систе­ме МИД — это оперативно-дипломатический и административно-технический состав.

Деятельность, направленная на отбор, найм и расстановку про­фессионально подготовленных, добросовестных, высоконравственных работников, призванных в рамках действующего законодательства и должностных полномочий вносить достойный вклад в эффективное осуществление функций Министерства иностранных дел называется кадровым обеспечением дипломатической службы.Оно включает разработку нормативно-распорядительной документации по уп­равлению кадровыми ресурсами дипломатической службы; рацио­нальную расстановку кадров, планирование их перемещения и ро­тации; профессионально-должностное развитие персонала дипло­матической службы путем профессиональной переподготовки и повышения квалификации; обеспечение надлежащей социально-экономической и правовой защиты работников; стимулирование качества и результативности их труда.

Эффективность кадрового обеспечения определяется тем, на­сколько государство и МИД удовлетворены деятельностью аппа­рата дипломатического ведомства, насколько достигнутые резуль­таты соответствуют стоящим внешнеполитическим задачам. С учетом, конечно материально-финансовых и интеллектуально-фи­зических затрат. В этом контексте понятно, какое огромное зна­чение для успешности дипломатической службы имеют точная оценка кадровой ситуации в ведомстве, грамотный учет отечест­венного и мирового опыта управления персоналом.

Все вышеперечисленные параметры и ориентиры вбирает в себя кадровая политика МИДа, главный приоритет которой — ра­циональное и максимально полное использование профессионально-квалификационного потенциала кадров дипломатической службы.Ее задачи могут быть сформулированы следующим образом:



1) выработка стратегических направлений развития диплома­тической службы с учетом тенденций и перспектив развития рос­сийского общества и изменений, происходящих в мире;

2) оптимизация штатной структуры и численности кадров дип­ломатической службы, обеспечение сбалансированности их обнов­ления и ротации;

3) укрепление дипломатической службы профессионально и нравственно подготовленными специалистами, готовыми высоко­качественно исполнять должностные обязанности, своими делами и повседневным поведением способствовать росту авторитета рос­сийской дипломатии и государства в целом;

4) создание необходимых организационно-правовых, социаль­ных и материальных предпосылок успешного прохождения служ­бы, исключающих возможность нарушений трудовой дисциплины, злоупотреблений служебным положением;

5) поддержание в трудовых коллективах здорового морально-психологического климата, обеспечивающего эффективное испол­нение служебных обязанностей, развитие творческого потенциала работников;

6) развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, формирование благоприятных условий для профессионального роста каждого работника;

7) внедрение современных технологий отбора, назначения и ротации кадров на основе личных заслуг и достижений.

Реализация перечисленных задач основывается на принципах научной обоснованности, законности, комплексности и демокра­тичности организации и функционирования дипломатической службы. Они же предопределяют сведение к минимуму практики замещения вакантных должностей в порядке назначения и переход к приему на службу на конкурсной основе или в порядке выдви­жения из резерва; использование кадров в строгом соответствии с их квалификацией и практическим опытом; регулирование взаим­ных обязательств между работником и работодателем (государст­вом в лице МИДа) нормами законодательства о труде и государст­венной службе, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников МИД России[130], должностными инструкциями и трудо­выми договорами.

Ныне кадровая ситуация в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации стабилизировалась,причем как в коли­чественном, так и качественном отношениях. Центральный аппа­рат МИД и загранучреждения России в основном укомплектова­ны высококвалифицированными и опытными кадрами. Хотя, по-прежнему, остается актуальной задача создания надлежащих пред­посылок для более эффективного использования интеллектуаль­но-профессионального потенциала дипломатической службы, су­щественного увеличения работников, способных меньшим чис­лом, не снижая качества, обеспечивать больший объем работ. А то, что эти объемы в условиях глобализации и обострения конкуренции в межгосударственных отношениях будут расти, ни у кого сомнения не вызывает.

Дипломатическая служба стала весьма привлекательной для молодежи. Год от года растет число желающих поступить на дип­ломатическую службу, причем в условиях, когда требования к их квалификации становятся более строгими. Например, в 2000 г. из 215 рекомендованных выпускников вузов на работу в МИД была отобрана лишь половина, в том числе 25% молодых специалистов, получивших дипломы с отличием.

По имеющимся экспертным оценкам, сложившийся ныне чис­ленный состави должностная структура российского внешнеполити­ческого ведомства оптимальны,хотя определенные резервы даль­нейшего их совершенствования существуют, особенно в части своевременного замещения квалифицированными кадрами вакан­сий в загранучреждениях и представительствах МИДа на террито­рии Российской Федерации.

В настоящее время в системе внешнеполитической деятель­ности России занято 3836 государственных служащих дипломати­ческой службы, в том числе в центральном аппарате МИДа — 1584, в загранучреждениях — 2252 человек. В представительствах Министерства в субъектах Российской Федерации занято 217 че­ловек. Причем повсеместно преобладают мужчины — на диплома­тической службе их более 87%. Укомплектованность штатов цент­рального аппарата составляет 95%, загранучреждений 65%, пред­ставительств на территории страны — 56%[131]. Здесь дефицит подго­товленных кадров ощущается особо.

Отток кадров сохраняется в пределах «естественного фона» и не превышает ста человек в год, из которых примерно треть ос­тавляют дипломатическую службу в связи с выходом на пенсию. Около половины увольняются по собственному желанию.

Основными факторами стабилизации и достаточно эффектив­ного использования сложившегося кадрового потенциала МИД, по мнению самих дипломатических работников, являются наме­тившаяся тенденция роста престижности труда в системе внешне­политического ведомства, наличие реальных возможностей для самореализации личности на дипломатическом поприще, гарантированность в большинстве случаев объективной оценки труда и личных достижений работника. Повышению привлекательности дипломатической службы в значительной мере способствует также укрепление ее нормативно-правовой базы, постепенное повыше­ние уровня материального обеспечения сотрудников.

Кадровый потенциал дипломатической службы имеет свою структуру, свою систему показателей и индикаторов. С точки зре­ния количественных параметров, это:

- общая численность работников министерства;

- численность дипломатических работников центрального ап­парата и представительств МИДа на территории Российской Фе­дерации;

- численность работников, в том числе государственных слу­жащих в дипломатических и консульских учреждениях в зарубеж­ных странах и представительствах при международных организа­циях;

- численность работников, находящихся в резерве, в том числе прошедших обучение в рамках дополнительного профессио­нального обучения.

С точки зрения качественных параметров, это состав служащих по должностям, возрасту, стажу работы в системе государственной, в том числе дипломатической службы, уровню и профилю образо­вания.

Главное внимание при отборе на службу и продвижении по слу­жебной лестнице обращается на уровень профессионализма и квали­фикации кадров,прежде всего с точки зрения наличия соответству­ющего высшего образования, владения иностранными языками, опыта работы по специальности, знания Конституции и законода­тельства Российской Федерации применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей.

О высоком профессиональном и интеллектуальном потенциале российского дипломатического корпуса убедительно свидетельст­вуют следующие данные:

Практически 100% дипломатических и консульских работников центрального аппарата и загранучреждений МИД России имеют высшее образование. Для сравнения: в федеральных министерст­вах и ведомствах этот показатель не превышает 83%.

Большинство работников дипломатической службы получили образование в специализированных вузах, прошли соответствую­щую профессиональную переподготовку, закончили курсы по­вышения квалификации[132].

Более 1000 человек (примерно 33%) имеют международно-пра­вовую, международно-экономическую или международно-инфор­мационную подготовку. Немало работников, специализирующихся в сфере международных экологических стандартов, борьбы с меж­дународным экстремизмом, специалистов в области информаци­онных технологий.

Таким образом, в системе внешнеполитической деятельности страны практически отсутствуют работники без специальной про­фессиональной подготовки, которая нормативно установлена соот­ветствующими квалификационными требованиями. Правда, ска­занное пока не совсем применимо к кадровому потенциалу пред­ставительств МИД на территории Российской Федерации. Здесь немногие закончили МГИМО(У) и Дипломатическую академию МИД России, получили необходимое дополнительное профессио­нальное образование соответствующего профиля. Многие не обла­дают нужным стажем и опытом дипломатической работы, нужда­ются в серьезной профессиональной переподготовке.

Как положительную можно расценить наметившуюся в послед­ние годы тенденцию увеличения среди дипломатических работни­ков лиц, имеющих ученые степени и звания. Ныне среди них 29 докторов наук, каждый одиннадцатый — кандидат наук. Двумя иностранными языками на оперативно-профессиональном уровне владеют почти полторы тысячи сотрудников, тремя и более — почти 400 человек.

В управлении персоналом дипломатической службы появилось больше стратегической продуманности, взвешенности, фундаменталь­ности.Ныне на дипломатической службе занято работников в воз­расте до 30 лет — 18,1% (по системе федеральной исполнительной власти — 21,3%); от 31 до 40 лет — 17,8% (посистеме федеральной исполнительной власти — 25,7%); от 41 до 50 лет — 28,5% (по сис­теме федеральной исполнительной власти - 33,3%); от 51 до 60 лет — 28,6% (по системе федеральной исполнительной власти — 17,9%); свыше 60 лет — 0,7% работников (по системе федеральной исполнительной власти — 1,8%).

Подавляющее большинство работников дипломатической службы — люди среднего, наиболее продуктивного втрудовом, от­ношении возраста. Средний возраст дипломатических служащих — около 45 лет. Сотрудники в возрасте до 40 лет составляют 36% — с этой точки зрения резерв укрепления кадрового потенциала ве­домства неплохой, даже, несмотря на то, что в Министерстве на­блюдается определенная возрастно-должностная асимметрия. Большинство молодых сотрудников занимают младшие и старшие должности. На главных и высших должностях молодых работни­ков немногим более 5—6% (по системе федеральных органов ис­полнительной власти в целом — 4,5%).

По традиции в системе Министерства занято немало сотрудни­ков предпенсионного и пенсионного возрастов. Такая ситуация в определенном смысле тормозит процесс преемственности, переда­чи профессионального опыта от старших поколений к младшим. За последние пять лет аппарат МИД даже «постарел» — количест­во тех, кто имеет предельный возраст пребывания на государствен­ной службе, в центральном аппарате достигло 100 человек. Хотя этот факт имеет и свои положительные стороны: профессионально решать вопросы современной международной политики может только человек, обладающий хорошими знаниями, разносторон­ней компетентностью, немалым жизненным и профессиональным опытом. А они объективно не могут быть присущи вчерашнему выпускнику вуза или специалисту, недавно пришедшему на работу во внешнеполитическое ведомство.

Распределение кадров по стажу работы в МИД и (для сравне­ния) в системе федеральных органов исполнительной власти пока­зано в следующей таблице (в %):

 

  По МИД   По системе федеральной исполнительной власти
Всего 100% 100%
в том числе:
до 1 года 4,3 6,5
от 1 до 5 лет 15,0 22,0
от 5 до 10 лет 25,6 34.5
от 10 до 15 лет 14,7 14,1
свыше 15 лет 40,4 22,9

 

Как видим, более 40% государственных служащих дипломати­ческого ведомства России обладают солидным стажем професси­ональной деятельности — 15 и более лет. Причем это касается всех категорий и групп должностей. Пребывание на одной должности не превышает 4—5 лет, что вполне приемлемо для успешного дипломатического служащего. Стаж дипломатичес­кой службы руководство Министерства рассматривает в качестве важнейшего фактора обогащения профессионального опыта, преемственности сложившихся традиций, формирования здоро­вого духа корпоративизма,

Наличие сильного кадрового потенциала — результат много­летнего проведения в жизнь принципа профессионализации дип­ломатической службы. 6 Министерстве давно поняли, что только профессионализм, всесторонняя образованность, сохранение и приум­ножение здоровых традиций российской дипломатии определяют успех дела,что политико-дипломатическая компетентность, испол­нительская культура и организованность приходят с годами, явля­ются плодом многолетних усилий.

Заслуги дипломатических работников высоко оцениваются ру­ководителями государства. Только в 2000 г. 37 сотрудников ми­нистерства были удостоены государственных наград, восьми объ­явлена благодарность Президента Российской Федерации. Почет­ное звание «Заслуженный работник дипломатической службы Рос­сийской Федерации» присвоено четырем видным дипломатам. 57 сотрудников награждены Почетными грамотами МИД России. По итогам аттестации 850 сотрудникам были присвоены очеред­ные дипломатические ранги. Такая практика стала доброй тради­цией и существенно влияет на эффективность дипломатической службы.

Предмет особой заботы руководства министерства — ветераны, вышедшие в отставку дипломаты. Организация ветеранов войны и труда МИД насчитывает около 2 тыс. человек. В их числе 209 послов, 229 посланников, 435 советников в отставке. 816 членов ор­ганизации — ветераны Великой Отечественной войны.

С утверждением «Положения о работе с ветеранами диплома­тической службы в МИД России», введенного приказом по ми­нистерству от 1 декабря 1999 г., № 14329, более системной стала работа по обеспечению «преемственности и поддержанию тради­ций российской дипломатической службы». Более конкретными, адресными и предметными стали меры по оказанию материальной помощи и социальной поддержке ветеранов, реализации прав и льгот бывшим сотрудникам министерства, организации их меди­цинского, санитарно-курортного и лечебно-профилактического обслуживания.

Работа с ветеранами строится на индивидуальной основе и при строгом соблюдении принципов социальной справедливости, де­мократизма и гуманности, является непосредственной служебной обязанностью руководства МИД и его департаментов. Каждый из департаментов имеет группу своих ветеранов, которые, как правило, объединены в первичные организации. Таким образом, работа с ветеранами дипломатической службы стала неотъемле­мой частью кадровой работы министерства, способствует по­вышению самоуважения сотрудников, обеспечивает сохранение профессионального опыта, преемственности поколений диплома­тической службы.

Происходящие в последний период позитивные сдвиги в кад­ровом обеспечении Министерства обусловлены многими фактора­ми. Главный же результат этих изменений — реальные достижения во внешней политике. Но есть немало проблем и нерешенных задач. Впереди еще немало работы по оптимизации структуры ап­парата и внедрения более гибких технологий отбора, расстановки, оценки и ротации кадров. Серьезная работа предстоит по борьбе с консервативными традициями, по внедрению долгосрочного пла­нирования кадровых процессов, выработке более строгих критери­ев оценки деятельности служащих на основе их личного трудового вклада и отношения к порученному делу.

Перечень такого рода проблем можно продолжить. Ответы на них обязательно будут найдены. России сегодня нужна не орди­нарная дипломатическая служба, а служба авторитетная, эффек­тивная, построенная на принципах стабильности, профессиона­лизма и высокой нравственности.

Основные направления развития кадрового потенциала дипло­матической службы следующие:

— разработка научно обоснованных краткосрочных и долгос­рочных прогнозов потребности ведомства в специалистах нового поколения в разрезе всех специальностей и специализаций;

— забота о всестороннем развитии личности дипломатического работника, причем не только с точки зрения его профессионализма и нравственных качеств, но и удовлетворения его материальных и духовных потребностей;

— создание благоприятных организационно-правовых, соци­альных и материальных условий прохождения службы в соответст­вии с российским законодательством;

— поддержание в коллективах подразделений центрального ап­парата и загранучреждений морально-психологического климата и служебных отношений, обеспечивающих эффективное исполнение служебных обязанностей и способствующих развитию творческого потенциала работников;

— оптимизация ведомственной сети подготовки, профессио­нальной переподготовки и повышения квалификации дипломати­ческих кадров.

Успешная реализация перечисленных задач может быть обес­печена, как свидетельствует опыт, лишь на принципах научности, конкретно-исторического подхода, комплексности, открытости и демократичности. Они же и определяют характер основных требо­ваний, предъявляемых к государственным служащим и техничес­ким работникам, находящимся на службе в МИД.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.