Сделай Сам Свою Работу на 5

Оперативная работа центрального аппарата МИД России

Строгие формулировки документов, определяющие статус, функции и структуру Министерства иностранных дел РФ, объек­тивно не могут дать исчерпывающей картины повседневной прак­тической деятельности этого ведомства. Никакая, даже самая со­вершенная схема не в состоянии предусмотреть действия, выте­кающие из информации, поступающей из-за рубежа и от внутри­государственных ведомств, не может учесть характер и особеннос­ти инициативных предложений, которые поступают в Центр; не может предугадать результаты многочисленных встреч и бесед, ко­торые изо дня в день приходится проводить министру и другим сотрудникам МИД с представителями иностранных держав. Объем этой работы немал и требует не только времени, но и огромной затраты энергии, не говоря уже о большой ответственности за каждое сказанное слово, за каждый предпринятый шаг.

Работа подразделений центрального аппарата: департаментов, управлений отделов регламентируется Положениями о каждом из них, утверждаемыми министром. В указанных документах опреде­лены основные задачи и функции этих подразделений, пределы рабочего времени, основные права и обязанности их работников.

Рабочий день в министерстве, причем как на высших руково­дящих должностях, так и в подразделениях начинается в 9 часов 00 минут с разбора накопившихся документов. Это переписка ми­нистерства с ведомствами и почта, поступившая из загранучреждений, нотная переписка с иностранными представительствами и письма различных организаций, решения, запросы, ответы и много другое. Но помимо документационного потока, для минис­терства главными являются вопросы, которые реально определяют действенность того или иного подразделения МИД в соответствии с его статусом и функциональной спецификой.

В территориальных департаментах это вопросы, которые каса­ются дипломатических отношений cо странами, входящими в их компетенцию. В департаментах функциональных, например, пра­вовом, это может быть работа над текстом, правовая и лингвисти­ческая экспертиза проекта договора, который со временем станет предметом обсуждения между его эвентуальными участниками.

Но каковы бы ни были эти вопросы, их решение всегда опира­ется на необходимые информационно-аналитические материалы. Поэтому сбор и накопление служебной информации составляют одну из важнейших сторон деятельности сотрудника дипломатического ве­домства.Умение извлечь необходимую информацию из источни­ков, анализировать ее, обобщить все, что удалось добыть и ис­пользовать в своей работе, определяет одно из важнейших деловых качеств дипломатического служащего и каждого дипломата.

Это умение приходит не сразу. Оно приобретается с опытом. Именно поэтому молодым специалистам начинают прививать такой опыт с малого: с ежедневного или тематического обзора прессы, составления характеристики иностранного политического деятеля, написания краткой информации о том или ином собы­тии. Только со временем поручают написание аналитической справки с соответствующими выводами и предложениями. Так по­степенно формируется дипломатический работник.

Работа дипломатического сотрудника сегодня немыслима без использования новой техники, в частности, компьютера. Пользо­вание компьютером, во-первых, позволяет занести в его память накапливаемую информацию извне, а также материалы, которые готовит сам сотрудник: справки, характеристики политических де­ятелей, анализы тех или иных документов, словом все, что ранее составляло содержание многочисленных тематических досье, иног­да насчитывавших не один десяток страниц. Компьютер позволяет значительно сократить их. Во-вторых, подключение компьютера к системе Интернет позволяет быстро получить практически любую информацию: данные о тех или иных международных организаци­ях, их уставах, структурах, характеристики отдельных стран, сведе­ния о персоналиях и т.п. Все это в значительной мере освобождает сотрудника от необходимости искать интересующие его сведения по другим источникам, позволяет более рационально использовать рабочее время.

Именно поэтому работе с компьютерной техникой в МИД России сейчас уделяется особое внимание. Дипломатические слу­жащие и обслуживающий персонал имеют возможность получить необходимые навыки работы с техникой в специальном Учебно-консультационном Центре при департаменте информационного обеспечения министерства.

Информационной работой в МИД в той или иной мере зани­маются все оперативные подразделения, как территориальные, так и функциональные. Основу же оперативной деятельности дипло­матического состава определяет назначение того или иного депар­тамента, задачи, которые перед ним ставятся. Подробно задачи и функции каждого департамента определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Министром.

Возьмем территориальные департаменты. Их деятельность ре­гулируется соответствующими положениями, в соответствии с ко­торыми основными для них являются следующие виды работ:

- сбор, анализ и обобщение официальной документации и ин­формационных материалов по всему комплексу отношений со странами, входящими в ведение департамента. Материалы по этим вопросам распределяются по тематическим досье и в памяти ком­пьютера, образуя, таким образом, непрерывно пополняющийся банк данных, используемых в оперативной работе департамента;

- выполнение заданий, предусмотренных планом работы де­партамента: написание справочно-аналитических материалов по отдельным направлениям отношений со странами, входящими в ведение департамента; разработка предложений, направляемых ру­ководству МИД по вопросам, возникающим в практике этих отно­шений; разработка мер по расширению сотрудничества с указан­ными странами;

- выполнение отдельных поручений руководства МИД. При­мером может быть подготовка материалов для предстоящих меж­дународных встреч и совещаний, разработка позиции российской делегации по отдельным вопросам повестки дня, составление текстов заявлений и коммюнике и др.;

- осуществление дипломатической переписки с аккредитован­ными дипломатическими представительствами стран, находящихся в ведении департамента, установление необходимых личных кон­тактов с работниками этих представительств на соответствующих уровнях;

- подготовка заключений на документы, поступившие из рос­сийских посольств, запросов и ответов на запросы, направляемых дипломатической почтой.

В своей основной части работа указанных департаментов со­средоточена на вопросах, касающихся отношений с находящимися в его ведении странами. Эта работа включает поддержание контак­тов с их дипломатическими представительствами в Москве как в форме личных встреч с членами персонала посольств и бесед с ними, так и путем дипломатической переписки. Встречи и беседы большей частью происходят в связи с необходимостью выяснения тех или иных вопросов, выполнения поручений своего министер­ства.

Встречи проходят на разных уровнях. Если просьба о встрече исходит от посла аккредитованной страны, то обычно он прини­мается министром или его заместителем, а в отдельных случаях — директором департамента. В других случаях такие встречи и бесе­ды в зависимости от характера вопроса могут происходить на уровне начальника отдела департамента, а со стороны посоль­ства — его советника или первого секретаря. На более низком уровне такого рода встречи и беседы, как правило, не проводятся.

Во всех случаях содержание бесед фиксируется в специальной записи. Совокупность такого рода записей составляет дневник дипломатического служащего. В дневнике помимо записи содер­жания беседы, вопросов и ответов ее участников, указывается, кто присутствовал на встрече из числа сотрудников МИД и сопровождавших лиц. Запись беседы подписывается и рассылается по тем адресам, к которым могут относиться затронутые вопросы.

Что касается переписки с иностранными посольствами, то она ведется путем обмена нотами (преимущественно вербальными и очень редко личными), памятными записками и письмами. В от­дельных случаях с нотой может быть направлен меморандум. Форма личных писем употребляется редко и, как правило, они ка­саются отношений между адресатом и адресантом (выражения благодарности, поздравления, соболезнования и т.п.).

Между МИД и посольством могут выполняться и некоторые совместные виды работ, например, при подготовке визита высоко­го государственного деятеля (прорабатывается программа визита, согласовываются тексты заключительных документов и т.п.). В таких случаях к работе как правило привлекаются и сотрудники других департаментов, прежде всего для проработки вопросов, ко­торые входят в их компетенцию. В составлении программы визита могут принимать участие представители Департамента государст­венного протокола, особенно если намечаемый визит и перегово­ры будут проходить на высоком или высшем государственном уровне. В таких случаях всю церемониальную часть программы де­партамент примет исключительно на себя.

Работа территориального департамента, связанная с деятель­ностью российского посольства за рубежом, в основном выполня­ется с помощью переписки. Всякого рода запросы и ответы на них, поручения и т.п. направляются либо телеграфно (шифром), либо почтой с дипкурьерами. С дипкурьерской связью направля­ются в посольство более объемные материалы: проекты договоров, тексты документов, аналитическая информация, а также наиболее важная информация, поступающая из других источников, в том числе российских посольств и консульских учреждений в других странах.

В свою очередь департамент получает от посольств информа­цию по странам их пребывания. Она поступает в форме ежеднев­ных шифротелеграмм, а также присылаемых дипломатической почтой других документов: справок, политических писем, записей бесед, годовых отчетов и т.п. Эта информация также тщательно анализируется, и свои замечания и рекомендации департамент на­правляет посольствам.

От посольств могут поступать также различного рода инициа­тивные предложения: о реакции на те или иные события в стране пребывания, о мерах по развитию отношений с этой страной в по­литическом, экономическом, научном или культурном плане, об обмене визитами государственных деятелей, о консультативных встречах по линии министерств иностранных дел и т.п. Все эти предложения тщательно рассматриваются, докладываются руко­водству МИД с соответствующим заключением департамента от­носительно целесообразности их реализации.

Примерно в том же плане строится работа департаментов, в функции которых входят отношения России с международными организациями. К таким департаментам относятся Департамент международных организаций (ДМО), Департамент культурных связей и дел ЮНЕСКО (ДКСЮ), Департамент общеевропейского сотрудничества (ДОС)[49]. Своими особенностями отличается деятель­ность Департаментов консульской службы (ДКС), информации и пе­чати (ДИП), внешнеполитического планирования (ДВП), безопас­ности и разоружения (ДБВП), государственного протокола (ГП).

Работа перечисленных департаментов сопряжена с деятельнос­тью международных организаций, в которых так или иначе прини­мает участие Российская Федерация. В зависимости от занимае­мой должности работники этих департаментов принимают участие в аналитической работе, готовят предложения к очередным сесси­ям их органов (например, сессиям Генассамблеи ООН или заседа­ниям Совета Безопасности), участвуют в разработке позиций рос­сийских делегаций, в оперативной переписке с постоянными представительствами России.

Что касается других функциональных департаментов, то их де­ятельность определяется характером вопросов, которые они приз­ваны решать. Особая роль Правового департамента[50], в функции которого входят вопросы международно-правовой сферы, это, в первую очередь, подготовка проектов международных договоров и документов к международным встречам и конференциям, проведе­ние консультаций по вопросам, регулируемым международным правом. В перечень задач Департамента входит также наблюдение за выполнением уже заключенных договоров. Ему может принад­лежать инициатива в прекращении или приостановлении действий ранее заключенных договоров и соглашений.

Департамент консульской службы[51]— важнейшее функциональ­ное структурное подразделение МИДа России. Он координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генкон­сульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов по­сольств, а также представительств МИД на территории Россий­ской Федерации, консульских постов в международных аэропор­тах, пограничных контрольно-пропускных пунктах. Консульская работа весьма многопланова, но ее характер в Центре во многом отличается от характера на периферии, в консульских загранучреждениях, которые работают под контролем департамента и по­сольств. Здесь нет необходимости регистрации актов гражданского состояния: браков, рождения и смерти, как это делается в кон­сульских учреждениях за рубежом. Зато визовой практики более чем достаточно. Ее приходится выполнять не только в Москве, но и в представительствах МИД на территории субъектов Федерации и в таможенных пунктах.

Одно из ведущих мест в системе МИД занимает Департамент информации и печати.На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференций, организации рабо­ты пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятель­ностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов.

Широкий круг вопросов охватывает деятельность Департамента по делам соотечественников и правам человека(ДСПЧ). В функции его отделов входит работа по таким направлениями, как многосто­роннее сотрудничество по правам человека; двустороннее сотруд­ничество России по этим вопросам с другими государствами; за­щита соотечественников и прав человека в странах СНГ и Балтии; решение проблем беженцев и эмигрантов.

Важный вид организационно-аналитической работы выполняет Департамент внешнеполитического планирования(ДВП). В департа­менте изучаются закономерности, тенденции и особенности разви­тия современных международных отношений, что позволяет МИДу находить более эффективные подходы к решению важней­ших международных проблем. Департамент изучает внешнеполи­тические программы иностранных государств, анализирует состоя­ние общественного мнения, поддерживает связи с научно-анали­тическими центрами.

Особое положение в структуре МИД России занимает Департа­мент государственного протокола,на который возложено соблюде­ние церемониала встреч и проводов государственных деятелей, де­легаций, аккредитуемых послов иностранных государств, процедур подписания договорных документов, проведение дипломатических приемов и т.п.

В структуру Министерства иностранных дел Российской Феде­рации входит также Департамент безопасности(ДБ), функции ко­торого заключаются в обеспечении физической, инженерно-техни­ческой и информационной безопасности центрального аппарата МИД России, его представительств в субъектах федерации, загранпредставительств и российских граждан.

Специальные функции выполняет Департамент по связям с пар­ламентом России и общественными организациями(ДСПО), при­званный поддерживать рабочие контакты по возникающим вопро­сам со всеми структурами Государственной Думы и Совета Феде­рации, а также региональными государственными органами влас­ти, с общественно-политическими организациями.

Непосредственно руководят деятельностью департаментов их директора. Они несут персональную ответственность за качествен­ное выполнение поставленных перед департаментами задач и функций. Директора ответственны за подбор, подготовку, расстановку и использование кадров, распределяют обязанности среди своих заместителей, заведующих отделами и других сотрудников, утверждают положения об отделах, должностные инструкции, вно­сят предложения по совершенствованию структуры департамента. Директора департаментов принимают участие в заседаниях Колле­гии МИД России и других совещаниях, созываемых руководством министерства для обсуждения вопросов, касающихся деятельности департамента.

Анализ деятельности центральных органов внешнеполитичес­кой деятельности российского государства свидетельствует, что развитие России после 1991 г. как самостоятельного и независимо­го государства привело к необходимости приспособления ее госу­дарственных органов к новым международным условиям. Это кос­нулось и Министерства иностранных дел России, которое ранее существовало практически номинально. Эту задачу удалось решить путем реорганизации доставшегося в наследство вместе со зданием аппарата МИД СССР. На первых порах эта работа свелась к структурным изменениям аппарата прежнего союзного министер­ства, а также к разработке новых положений о всех подразделени­ях системы Министерства иностранных дел Российской Федера­ции: ее центрального аппарата, загранпредставительств и их руко­водителей. Ныне специальными положениями определяются как структура этих подразделений, так и их правовой статус, компе­тенция, задачи и функции. Разработаны также положения, регла­ментирующие работу внутренних подразделений центрального ап­парата министерства. В частности, большинство существовавших ранее территориальных и функциональных управлений и отделов получили статус департаментов, а существовавшие в них референ­туры были преобразованы в отделы. Эти меры были призваны по­высить авторитет как самого Министерства иностранных дел, так и его подразделений.

Практическая деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации за короткий период своего существования показала, что нынешнее российское внешнеполитическое ведомст­во России в полной мере отвечает предъявляемым к нему как важ­нейшему ведомству исполнительной власти Российской Федера­ции требованиям.

Контрольные вопросы

1. Как распределены полномочия между федеральными органами власти России в решении внешнеполитических задач?

2. Правовой статус МИД России. Какими нормативно-правовыми актами он регулируется?

3. Основные функции МИД России?

4. Какими полномочиями обладает МИД России в части взаимо­действия с субъектами Российской Федерации?

5. Как формируется коллегия МИД России? Как принимаются ее решения? Каким документом они оформляются?

6. Принципы формирования и структура центрального аппарата МИД России.

7. Формы и методы работы департамента МИД.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверж­дена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипло­матический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.

3. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Феде­рации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.

4. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Россий­ской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417. Выписка // Дипломати­ческий вестник. 2002. № 6. С. 11.

5. Об организации и порядке осуществления федеральными орга­нами исполнительной власти и российскими государственными уч­реждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 г. № 582 // Со­брание законодательства РФ. 1997. № 24. Ст. 2743.

6. О координирующей роли Министерства иностранных дел Рос­сийской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 12. Ст. 1061.

7. О порядке реализации в МИД России Указа Президента Рос­сийской Федерации «О координирующей роли Министерства ино­странных дел Российской Федерации в проведении единой внешнепо­литической линии Российской Федерации». Приказ по МИД России от 24 июня 1996 г № 4473.

8. Положение о территориальном органе МИД России в субъекте Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 4 ноября 1996 г. № 9304.

9. Положение о Правовом департаменте Министерства иностран­ных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД Рос­сии от 13 марта 1998 г. № 2053.

10. Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 14 августа 1996 г. № 6430.

11. Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. Статьи и вы­ступления. М., 2001.

12. Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.

13. Селяншов О.П. Практика дипломатических сношений госу­дарств. М. 1999.

14. Фельдхем Р.Дж. Настольная книга дипломата / Пер в англ. В.Е.Улаховича. Минск, 2000.

Глава 2.2.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.